| |
ПустозёрскВы можете свободно дополнить или поправить информацию о городе (принцип энциклопедии WiKi) Задать вопрос администрации города >> Просмотреть законодательные акты по этому городу >> Пустозёрск, первый город в Заполярье, был заложен в 1499 г. московскими князьями Петром Ушатым и Семеном Курбским, возглавлявшими поход "в новгородскую землю... и на вогуличи". Отряд более чем из 4 тыс. воинов должен был окончательно покорить отдаленные и воинственные племена, постоянно нарушавшие договоры с Москвой, нападавшие на дружественные Москве племена, обитавшие в верховьях реки Вычегды и на ее притоках. Вся эта огромная рать была разделена на три отряда, шедшие разными путями до Печоры, где, соединившись, они должны были двинуться в Югру. Как видно из дошедших до нас документов, Иван III прекрасно понимал все трудности этого похода, а потому он был очень тщательно продуман и подготовлен, были учтены все известные со времен Новгорода маршруты, все имевшиеся о печорских и югорских землях сведения.
Для дальнейшей колонизации Печорского и соседнего с ним Зауральского края, для включения их в хозяйственную жизнь страны, для защиты интересов Московского государства в низовьях Печоры необходимо было иметь опорный пункт. Место для будущей крепости было выбрано не случайно. "Зарубили" Пустозерск в восьмидесяти верстах от устья Печоры, чтобы "и морем и реками можно добраться". Острог, разместившийся на полуострове, занимал стратегически удобное положение: окруженный с трех сторон водой, он был защищен на случай нападения "немирных" самоедов. Зимой же безлесные снежные равнины отлично просматривались, и подойти незаметно к острогу было не так
просто. Интересно, что Пустозерск был построен не на пустом месте. До конца XIII в. здесь существовало святилище аборигенного населения, именуемого в русских летописях "печера". Позже здесь возник своеобразный торговый центр, где пришлое русское население обменивало свои товары на пушнину и другие продукты северных промыслов.
Оставив в крепости гарнизон, снабдив его продовольствием и другими необходимыми припасами, 21 ноября войско покинуло берега Пустоозера и двинулось к устью реки Усы, а оттуда на Щугор и спустя две недели достигло Уральских гор. Здесь произошло первое столкновение с самоедами, около пятидесяти из которых было убито. Пройдя Камень, дошли до первого городка вогуличей — Ляпина, который сдался без боя. Кроме Ляпина были взяты еще около 40 остяцких и вогульских городков, более тысячи "лучших людей". Успешно завершив поход, воеводы вернулись в Москву весной 1500 г.
Гарнизон, оставленный в Пустозерской крепости, должен был охранять границы Московской Руси с Югрой, а также собирать дань с местных жителей. Постепенно город становится главным опорным пунктом в освоении Севера и Сибири. Жителям Пустозерска принадлежит немалая заслуга в открытии путей на арктические острова — Новую Землю, Шпицберген и др. В результате уже в XVI—XVIII вв. огромная территория Пустозерской волости простиралась с севера на юг от Баренцева моря до реки Вычегды, с востока на запад от Урала до реки Мезени. Пустозерск стал самым крупным городом края, экономическим, культурным и торговым центром. По морским путям сюда прибывали караваны купеческих судов, через него шли сухопутные торговые пути за УралКамень и в Сибирь.
Со второй половины XVI в. широкую известность получили Пустозерские крещенские ярмарки, на которые съезжались сотни самоедов европейского, обского и енисейского Севера, промышленные и торговые люди из всех поморских городов. Пустозерцы и ненцы торговали рыбой, пушниной, олениной и дичью. Эти товары они обменивали на хлеб, ткани, изделия из металла, пеньку, орудия промысла, хозяйственный и бытовой инвентарь. К ярмарке приурочивался сбор ясака.
Оживленная торговля в Пустозерске прекратилась в начале XVII в., когда царь Михаил Федорович своим указом закрыл морской путь в сибирские города. Такое решение было связано с проникновением в Печорский край иностранцев, которые пытались вести торговлю с Сибирью, минуя русские порты Беломорья и Пустозерск. Английские купцы вели незаконную скупку мехов в Пустозерске. А в Дании с ведома официальных властей началась чеканка фальшивых монет для расчетов с местным населением. Возникла реальная угроза потери государственного контроля над пушной торговлей (а это означало потерю третьей части доходов казны!). С 1620 г. фактории иностранных купцов в Пустозерске и других поморских городах были закрыты. Морская дорога, предвосхитившая появление Северного морского пути, надолго оказалась заброшенной. Население в Пустозерске стало уменьшаться. К тому же Городецкий Шар стал мелеть и перестал быть транспортной артерией для русских, живущих на Печоре. Все это, а также вооруженные конфликты с ненецкими племенами ослабили Пустозерск, и в 1780 г. Пустозерский уезд упразднили.
На противоречиях между русскими и ненцами, выливавшихся в вооруженные конфликты, стоит остановиться несколько подробнее. Их причина заключалась прежде всего в произволе пустозерских воевод по отношению к ненцам. Несмотря на царский указ, в соответствии с которым надлежало "жить в мире с окологородной самоядью" и "не правды им никоторых чинить не велеть", пустозерцы обманом и воровством собирали дань с окрестных ненцев, промышляли в их охотничьих и рыболовных угодьях. К разорению коренного населения края вел и неэквивалентный обмен товаров.
Первое известное нападение ненцев на Пустозерский острог было совершено в 1644 г. Разорению подвергся весь посад. Правительство сурово расправилось с восставшими, зачинщики были повешены. Но, несмотря на столь жесткие меры, нападения на Пустозерск, продовольственные обозы не прекратились. В 1663 г. Пустозерск вновь подвергся нападению, практически все его население было убито, а острог сожжен.
Нападения ненцев встревожили московское правительство. В 1668 г. для усиления пустозерского гарнизона были направлены 500 стрельцов. Но и после усиления гарнизона ситуация не изменилась. В 1730 г. была организована очередная карательная экспедиция. Было схвачено около сотни "воровской самояди". Многих ненцев, участвовавших в нападении, после поимки вешали на мысе, расположенном на противоположной от Пустозерска стороне Городецкого озера, отчего этот мыс назван Виселечным. В качестве висельниц использовали вековые лиственницы, некоторые из них сохранились до начала прошлого века.
Стремясь подчинить коренное население тундры, власти предприняли меры к обращению его в христианскую веру. Начало этому было положено еще в конце XVI в., когда царь Федор Иоаннович издал соответствующий указ. Но самый важный шаг в этом отношении сделала духовная миссия во главе с архимандритом Вениамином, которая за 18251830 гг. обратила в христианство 3303 человека. Наряду с этим миссия подвергла уничтожению многие ненецкие святилища, на местах которых устанавливала православные кресты. Подобные действия вызвали протест ненцев, вылившийся в отказ от крещения. Особенно активно против принятия христианства выступали пустозерские ненцы. В 1844 г. из 1799 пустозерских ненцев было крещено лишь 840, в то время как другие ненецкие племена были крещены практически поголовно. Со второй половины XVII в. Пустозерск стал местом ссылки государственных преступников — участников восстаний К. Булавина, С. Разина, Соловецкого "сидения". В 1667 г. в Пустозерский острог был сослан протопоп Аввакум Петров, глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, писатель, создавший здесь знаменитое "Житие". По указу царя Аввакум был заключен в осыпную земляную тюрьму, а затем сожжен "за великие на царский дом хулы" вместе с тремя единомышленниками.
В 1686 г. на месте казни Аввакума в Пустозерске мезенские старообрядцы во главе с купцом Протопоповым (по преданию, родственником Аввакума) установили восьмиконечный деревянный поклонный крест. В 1788 г. он был заменен новым. Преследуя старообрядцев, местный священник Иннокентий Попов в 1846 г. написал донос архангельскому губернатору, который отдал указание становому приставу Маркову перенести крест "по ветхости" в притвор пустозерской Преображенской церкви, оградку убрать, холмик сровнять с землей, а также под страхом сурового наказания запретил всем почитание места казни Аввакума и его сподвижников. Впоследствии старообрядцы неоднократно хо-датайствовали об установлении на этом месте нового креста, но безуспешно. Даже в 1910 г., уже после легализации старой веры, Министерство внутренних дел отклонило их просьбу, а присланная старообрядцами металлическая табличка, которую они собирались укрепить на кресте, была разрублена на мелкие части и возвращена им в таком виде. В сентябре 1989 г. краеведы НарьянМара на предполагаемом месте сожжения Аввакума установили памятный знак с колоколом (автор М. Фещук). В июне 1991 г. старообрядцы Поморской общины из Прибалтики воздвигли неподалеку и освятили поклонный крест.
Жизнь в Пустозерске окончательно замерла после 1940х гг., когда усилилась работа по переводу кочевого населения на оседлость, и многие населенные пункты были объявлены "неперспективными". Упразднение города Пустозерска произошло в 1954 г., все строения были перенесены в деревню Устье. В конце 1950х — начале 1960х гг. его покинули последние жители. В 1974 г. Пустозерская крепость была объявлена природноисторическим памятником федерального значения. С 1987 г. здесь ведутся археологические работы. В 1964 г. на месте бывшего города был установлен четырехгранный обелиск — памятник Пустозерску. Автор этого памятника — В.М. Кибирев. Сооружал его ленинградский мастер СТ. Устинов при участии студентов НарьянМарского стройучилища. Памятник сложен из камня фундамента пустозерской Преображенской церкви. На обелиске укреплена мемориальная плита с надписью. Статьи о городе Пустозёрск: ...
| | |
|