| |
Телеуты
Численность – около 2594 человека.
Язык – тюркская ветвь алтайской семьи языков.
Расселение – Кемеровская область, Алтайский край, Республика Алтай.
Живут в южной Сибири. Самоназвание – теленгеттер, пайаттар, тадарлар. Письменность – на русской графической основе.
Древнейшие предки телеутов – древнетюркские племена теле, расселившиеся в Центральной Азии, впервые упоминаются в литературных источниках в 1601 г. Их тогда называли "белыми калмыками". В XVII в. телеуты представляли крупное объединение кочевников Верхнего Приобья – улус. В начале XVIII в. большая их часть была уведена западными монголами в Джунгарию, где кочевала свыше 50 лет.
В 1620-х гг. первыми российское подданство приняли так называемые окраинные телеутские роды, которые проживали на границах "Телеутской землицы" к западу от Кузнецка, образовав несколько "степных" волостей Кузнецкого уезда. Они представляли, по-видимому, потомков тюркизированных самодийцев и енисейцев. В течение XVII в. жители мелких улусов, части улусов и родов отъезжали из мест своих исконных кочевий в российские пределы "на государево имя" и расселялись в Кузнецком и Томском уездах на правах служилого или ясачного сословия, постепенно переходя к оседлости. В русских документах XVII-XVIII вв. их называли "выезжими телеутами". Джунгарские беглецы, прикочевавшие к границам России после разгрома Джунгарии войсками Цинского государства в 1750-х гг., были последними из принявших российское подданство. Таким образом в XIX – начале XX вв. сложились бачатская, томская, чумышская и алтайская этно-территориальные группы. Они отличались особенностями родового состава, диалектов, а также хозяйственного и культурного развития. Наиболее самобытной в этническом отношении остается бачатская группа.
У телеутов сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевые скотоводы горно-степной зоны и пешие охотники таежно-степной зоны. Благодаря влиянию русских с XVII в. стало активно развиваться оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство. Из хлебных злаков сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу, просо. От мотыг (абыл) и простейших сох (андазын, салда) перешли к сложным сохам. В XIX – начале ХХ вв. на севере Горного Алтая разводили табунных лошадей, крупный рогатый скот, держали свиней и коз. В наибольшей степени традиционные черты сохраняло коневодство. Коней метили тавром (меткой типа тамги). Для учета скота пастухи, подобно кумандинцам и хакасам, пользовались специальными счетными деревянными палочками (чербик), сохранялся и широко распространенный у скотоводов счет по табунам. Коней ловили с помощью аркана или укрюка (палки с арканом – чалма). Известно до десяти способов стреноживания коней.
Традиционным промыслом была охота: верхом – на зайцев, лисиц, волков и на лыжах – на медведей, колонков, ласок, соболей, лосей, косуль, маралов, диких коз, рысей. Из птиц добывали уток, перепелок, рябчиков, глухарей, тетеревов, куропаток, куликов, из мелких зверьков – кротов, хорьков, сусликов, хомяков, сурков, барсуков. Охотились с луком, позднее с копьем (в XVIII – начале XIX в.), в начале XIX в. – с ловчими соколами, в XIX-XX вв. – с ружьем, в XIX-XX вв. – с ружьем. Расставляли силки, петли, плашки, черканы, ловушки давящего и ущемляющего действия, изгороди, самострелы, сети, рыли ловчие ямы. Рыболовство существовало в качестве подсобного вида хозяйства. Ловили острогой, удочкой, сетью, неводом и др. Собирали кедровый орех, сарану, черемшу. Занимались пасечным пчеловодством. Из домашних ремесел широкое развитие получила обработка дерева, металла, а также ткачество, плетение, шитье. Женщины обрабатывали кожи с помощью кожемялки, подставки для скобления мездры, крюка с деревянным или металлическим ножом, пяльцев, которые распространены до сих пор. Выделывали войлок, в том числе из верблюжьей шерсти, плели корзины, телеги, рыболовные ловушки из лыка и тальника, из ниток и тесьмы изготавливали невода и сети, из сыромятных ремней – плетки, конскую узду (известны образцы плетения из 50 ремней).
Характерными типами жилища в это время были аланчык – наземная каркасная коническая постройка из жердей и коры или бересты, йер у – "земляной дом", кышту – "зимник" – прямоугольная каркасная или срубная полуземлянка с плоской или двускатной крышей. Стены обкладывали дерном и дополнительно обшивали плетнем, внутри справа от входа, ориентированного на восток, располагалась глинобитная печь (подобные полуземлянки были известны челканцам, кумандинцам, шорцам и др.). Йайла – "летник" – летнее срубное жилище, квадратное в плане, с размером сторон более четырех метров. К началу ХХ в. такие строения стали использоваться лишь в качестве хозяйственных построек. Сооружали также амбары, бани (мылча), загоны для скота, хлевы, курятники и др. Популярностью пользовались четырех- или пятистенные избы, которые состояли из двух камор, разделявшихся холодными или теплыми сенями, покрытые двух- или четырехскатными крышами. Внутри жилище делилось на мужскую и женскую части.
В отличие от женской традиционная мужская одежда к ХХ в. почти не сохранилась, хотя отдельные элементы костюма: кафтан (телен), теплый стеганый халат (сырмал), шубы (телен-тон, каптал и др.), кожаная обувь типа поршней (чарык) бытовали вплоть до 1960-х гг. Шаровары из ситца или холста (чампар), длинное платье туникообразного покроя (кунек) с накладным праздничным нагрудником (тошток), легкий кафтан (телен) из шерстяной или плотной ситцевой ткани на подкладке, шелковые праздничные халаты (чиймек, очкар) принадлежали к традиционному женскому одеянию, как и теплая верхняя одежда – стеганый халат (сырмал) и шубы (тон, каптал). Праздничные шубы покрывали атласом или тонкой шерстяной материей и оторачивали мехом выдры. Непременной принадлежностью костюма были цветные тканые пояса (кур). Женскую обувь (чарык) и сапоги (мынта) изготавливали из овчины или кожи, с высокими голенищами и с вышивкой шерстью или шелком на подъеме. Головными уборами служили конические шапки из стеганой материи, обшитые бархатом по отвороту и с кистью на макушке, а также шапки из овчины с бобровой или собольей оторочкой и покупные ситцевые и шелковые платки. Украшения – накосники, серьги, кольца, перстни, браслеты, броши из меди и серебра.
К блюдам традиционной кухни относятся тутмаш (бараний бульон с кусочками теста, луком и мясом), кан (колбаса из овечьей или конской крови с луком или чесноком), т`оргом (тонко нарезанные кусочки овечьих внутренностей, сала и т.п., перевязанные тонкой кишкой), а также супы из мяса сусликов, сурков, барсуков, вяленое конское мясо, засоленный подшейный жир лошади, большие пельмени в форме полумесяца (пелмен), пироги, блины, печенье, заимствованные у русских. Традиционными напитками и продуктами из молока можно назвать айран, чегень, аракы (молочную водку), сыры, варенец, сметану и др.
Общественным укладом телеутов до их вхождения в состав России служила кочевая улусная организация. Улусы XVII-XVIII вв. представляли объединения родов (сеоков). Власть в улусе наследовалась в рамках одного "княжеского" рода, при котором существовали особые привилегированные кланы (укту – "лучшие люди"), отличавшиеся от различных категорий населения. Основным институтом общественного устройства в XIX – начале ХХ вв. считался сеок – "кость", патрилинейное экзогамное объединение, включавшее генеалогические подразделения различных уровней. В XIX-XX вв. поселения имели линейную планировку, представители одного юрта – фамилии или одного сеока селились поблизости друг от друга. Особая роль в общинном самоуправлении принадлежала паштыкам (башлыкам, старостам) – волостным управителям, которые, отвечая за сбор податей, имели приоритетное право общения с властями. В этот же период преобладала малая моногамная семья, хотя имелись и большие патриархальные семьи. Различалось родство по отцу (карындаш) и по матери (тай). Средняя численность семьи составляла шесть-семь человек, глава ее распоряжался семейным состоянием.
Шаманизм, основой которого является анимизм, – традиционная религия народа. По представлениям шаманов (камов) Вселенная состоит из нескольких сфер. Небо имеет 16 слоев (кат), на которых живут духи-небожители (ульгени). Верховный дух – Бай-Ульгень обитает на верхнем, шестнадцатом, слое неба. О подземных злых духах (кырык-немези, кара-неме и т.п.) известно мало. К земным духам (пайана или т`ер-т`ол – "духи земного пути") относились духи-хозяева промыслового культа, среди которых "хозяин воды", "управитель птиц", "управитель волков", "хозяин порога" и др. Наиболее почитаемых духов символизировали спиленные березки (сом), которые ставили на изгородях у домов. Особую категорию духов составляли хозяева рек, озер, долин, гор (ыйык пу т`р – "духи этой земли"). Каждое селение имело своего духа (ыйык), которому весной, когда распускалась зелень, совершалось коллективное жертвоприношение. Бубен (чалу) – шорского типа, колотушка (орбу), специальная шапка были атрибутами шаманов, которыми могли быть мужчины и женщины. Считалось, что шаманский дар передавался по наследству. Особенностью шаманской традиции был культ эмегендеров – охранительниц рожениц и детей. Их изображали в виде небольших тряпичных куколок, лишенных конечностей, с нечетким очертанием лица и бисеринками вместо глаз и наследовали по женской линии.
В приобщении народа к христианству большую роль сыграла Алтайская духовная миссия. В конце XIX в. миссионеры открыли в телеутских селениях первые школы, а в начале ХХ века сформировалась национальная интеллигенция: священники, учителя, краеведы.
Среди национальных обычаев интересны две формы брака – сговор (сватовство) и умыкание (похищение). Вплоть до 1920-х гг. практиковались браки несовершеннолетних: взрослую девушку выдавали замуж за 10-12-летнего мальчика. Свадебные церемонии, как правило, включали сватовство (куда), мирение (яраштык) и свадебный пир (той). Во время сватовства договаривались о калыме, который в конце XIX – начале ХХ в. обычно составлял две-три лошади, по туше кобылы и барана, спиртное и деньги. Приданое невесты включало платья, шубы, украшения, посуду, хозяйственную утварь, постельные принадлежности. Свадебная одежда невесты состояла из ситцевого, шерстяного и шелкового длинных платьев, поверх которых надевали кафтан, а затем шелковый праздничный халат; на голову – шелковую шаль или высокую шапку, обшитую собольим мехом (киш-порук). Свадебный пир длился несколько дней при большом стечении народа. Главные церемонии первого дня проходили в доме жениха после привоза туда приданого невесты и тряпичных куколок – женских семейных покровителей. Основные ритуалы включали поклонение невесты родовым духам и матери-огню (и от-эне), а также раздачу подарков родственникам жениха (платья, платки, мужские рубахи). Во дворе же, в закутке из досок (куре) высотой 20-30 см мать жениха надевала гостям подаренное прямо на верхнюю одежду. В доме жениха после ритуального угощения все участники пира, начиная со старшего дяди, отправлялись по домам жениховой родни. При этом в каждом доме молись родовым и семейным покровителям и готовили угощение. Все свадебные ритуалы сопровождались песнями (той-сарын).
Телеуты считают покровительницей детей Май-эне (Май-энези) – молодую, красивую, добрую женщину. Ритуал укладывания ребенка в колыбель совершался в новолуние в присутствии только старых людей. Черемуховый куст для изготовления колыбели срубали тоже только в новолуние. Чтобы уберечь ребенка от заболеваний, ему вешали на шею небольшую раковину каури.
Похоронно-поминальный обряд во второй половине XIX – начале ХХ вв. в основном соответствовал православным нормам (кроме телеутов-мусульман). Православные исповедовались перед смертью, отпевали покойников, умерших хоронили обычно на второй день после смерти или же в день смерти. Дома, по пути на кладбище и в момент погребения родственники и знакомые оплакивали умершего, исполняя специальные погребальные плачи (сыгыт). В гроб клали мешочек с гостинцами для умерших родственников, деревянную посуду с надломанными краями, некоторые любимые вещи умершего. Хоронили в национальной одежде, зимней или летней, в зависимости от времени года. Особая роль в похоронно-поминальном обряде отводилась лошади умершего, которая везла гроб с телом умершего хозяина на кладбище: ее покрывали коврами, обвивали шалями, в гриву вплетали шелковые ленты. После похорон в течение семи или сорока дней на этой лошади кто-либо из пожилых мужчин объезжал родню умершего или же ее водили во всем прежнем убранстве по домам, пашням и покосам родственников и знакомых покойного, которые были обязаны накормить животное овсом, а вожатого угостить чаем и вином. На седьмой или сороковой день на поминках лошадь закалывали, мясо съедали, а убранство раздавали бедным. Иногда вместо этого лошадь отдавали в бедную семью "для пользы умершего".
После похорон в течение года или трех лет соблюдался траур. Люди, заходившие в дом умершего, прежде чем поздороваться с хозяевами, должны были исполнить обряд оплакивания (сыгыт). Вдова в течение семи-сорока дней после смерти мужа старалась не показываться на людях, ходила с распущенными волосами, перекинутыми на грудь, и в платье, вывернутом наизнанку, с отпоротым воротничком. Длительное время она не носила украшений украшений. Как и у некоторых сибирских народов, надмогильные сооружения имели вид деревянных срубов (сруп, струп, кертме).
С конца XIX в. в общественный быт прочно вошли христианские праздники. Традиционные телеутские ритуалы приурочивают к церковным датам. Обычай коллективных угощений по случаю осеннего забоя скота сохранялся вплоть до середины ХХ в.
Одним из наиболее ярких жанров фольклора является героический эпос (сказания "Алтай Куучун", "Козийка И Баян-Слу" и др.), исполняемый сказителями (кайчы) под аккомпанемент струнного инструмента шертме-комыс с резонатором из жеребячьей шкуры. Распространены также исторические предания и песни, освещающие события времен телеутско-джунгарских войн, принятия телеутами подданства России и пр. Их популярные герои – богатырь Шюню, князья Мамыт и Балык и др. Ритуальный фольклор включает благопожелания (алкыш), связанные с семейно-бытовыми (свадебными, родильными и др.) обрядами, похоронные плачи (сыгыт), шаманские заклинания. Известны также плясовые песни под аккомпанемент русской балалайки или гармони, весенние игры с песнями (табыр).
| | |
|