| |
Лесные ненцы
Ненцы (старинное название — самоеды, юраки) — коренное население Евразийского Севера России. По переписи 1989 г. численность ненцев составила 34,3 тыс. человек. Выделяются две этнические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающиеся по фамильнородовому составу, диалекту, некоторым особенностям культуры. Язык ненцев относится к самодийской группе уральской языковой семьи, разделяется на два диалекта — тундровый и лесной. На лесном диалекте говорят 57% ненцев. На территории ХМАО проживают только лесные ненцы.
Самоназвание лесных ненцев — нещанг ("человек"), старое название — казымская или кунная самоядь. Название пян хасова ("лесные люди") дано им тундровыми ненцами. Традиционные районы проживания — верхнее и среднее течение реки Пур, увал Нумто от верховьев рек Казым, Надым, Пим до верховьев реки Аган. По антропологическому типу принадлежат к уральской переходной расе. В настоящее время насчитывается около 2000 лесных ненцев, большая часть которых проживают в ХантыМансийском автономном округе. Родственные народности: тундровые ненцы, энцы, нганасаны, селькупы. По своей культуре и языку лесные ненцы во многом близки с северными и восточными ханты. Территория расселения лесных ненцев археологически почти не изучена. Первым достоверным упоминанием о лесных ненцах в русских письменных источниках являются сведения о военной экспедиции 1602 г. казачьего атамана Богдана Чубакина к самоедским князьям Акубе, Скамче и Салыме с жалованным царским словом и предложением платить ясак. Однако и после этого контакты лесных ненцев с русскими были редки и ограничивались встречами на сугланах (ярмарках) в Сургуте. Лесные ненцы долгое время оставались неизвестными ученым. В конце XIX в. сенсационно прозвучало "открытие" профессором А.И. Якоби в глубинной тайге Приобья народа няхсамарях. В течение двух десятилетий о затерянном племени велись дискуссии, пока не выяснилось, что речь идет о казымских (кунных) самоедах. Ввиду ограниченности внешних контактов, в том числе и торговых, хозяйство лесных ненцев было натуральным и сохраняло архаичные черты.
Еще несколько десятилетий назад для рыбной ловли иногда использовались плетенные из ивового лыка сети и невода, а в качестве грузил употреблялись куски мамонтовых ребер и оленьих черепов. Рыболовство осуществлялось с помощью запорных сооружений на небольших речках, а также сетевой ловли и неводьбы на проточных озерах. Основным летним транспортом служили лодкидолбленки (обласа) из сосны или кедра, зимним — запряженные оленями нарты, лыжи. Оленеводство лесных ненцев характеризуется незначительным размером стад (от 10 до 300), полувольной системой выпаса с использованием деревянных заграждений (коралей) и дымокуров. Домашние олени обеспечивали транспортные нужды и частично потребности в пище. Важное значение имела охота в зимневесенний период на дикого оленя и лося посредством засек или загоном. Осенью, весной и летом охотились на боровую и водоплавающую дичь. Для добычи пушного зверя (соболя, лисицы, росомахи) применяли капканы, черканы и слопцы. Белку промышляли с помощью лука и стрел. Традиционным жилищем лесных ненцев является чум (мят) — каркасная конструкция из 2540 шестов и покрышек (нюков) из оленьих шкур (зимой) и бересты (летом). Оленеводческое стойбище обычно состоит из одногодвух чумов и хозяйственных построек — навеса для хранения вещей (ныр), печи для приготовления хлеба ("нянь мят" — "хлеба дом"). Традиционная одежда и обувь шьется из шкур домашних и диких оленей. Мужская одежда состоит из малицы (глухой одежды мехом внутрь с капюшоном и рукавицами), маличной рубахи, сшитой из сукна, и совика (верхней одежды мехом наружу). Женской одеждой является ягушка — распашная двухслойная шуба мехом внутрь и наружу. Пищевой рацион лесных ненцев составляют дикоросы, рыба, дичь, мясо лося, дикого и домашнего оленя.
Основой социальной организации является род. Счет родства ведется по отцовской линии. В прежние годы запрещались браки между представителями одного рода и браки с иноплеменниками, хотя уже в XIX в. были нередки межэтнические браки лесных ненцев с восточными и северными ханты. В основе религиозных представлений лесных ненцев лежат анимистические представления: вера в духов, населяющих окружающий мир. Центральным святилищем является озеро Нумто ("божье озеро"), на одном из островов которого (Нгоях — "островсердце") приносились жертвы языческим богам. По легенде, в озеро превратился сброшенный на землю сын верховного небесного бога Нума — Нумгибой. Прежде на юговосточном берегу острова-Сердца стоял ряд деревянных фигур духов каха (хэхэ). Божеством нижнего мира, повелевающим болезнями и смертью, является Нга (Нгомулик). Через своих слуг, злых духов — нгылека, Нга насылает на людей болезни, а сам пожирает души умерших. Круговоротом природных явлений, жизнью на небе и земле правят Нум-Нися ("небоотец") и ЯКати ("землябабушка"). Важное значение имеют "земные" духи — хозяева воды и леса, духихозяева урочищ и территорий (каха), духипокровители жилища (например, МятыКати — "бабушка дома").
| | |
|