| |
Кереки
Кереки, анкалгакку (самоназв.) "приморские люди", каракыкку (от чукотского кэрэкит) - самая малочисленная народность Севера, проживающая в Беринговском р-не Чукотского АО. На 1 января 1999 г. было зарегистрировано в сельской местности всего 3 чел. Они живут в окружении чукчей и подверглись сильной ассимиляции с их стороны.
Кереки делились по происхождению и по языку на две группы: наваринскую или мэйныпильгынскую (самоназв. ыйулалгалакку "верхние") и хатырскую (самоназв. иутылалгакку "нижние"). Соответсвенно этому керекский язык, относящийся к чукотско-корякской ветви палеоазиатских языков, делится на два диалекта - мэйныпильгынский, на котором говорило большинство кереков, и хатырский.
Кереки были расселены по чукотскому побережью Берингова моря, от Анадырского лимана до устья р. Опуки. Археологические данные свидетельствуют, что следы древних керекских поселений обнаруживаются и существенно южнее, вплоть до мыса Олюторский на Камчатке. Кереки вели оседлый образ жизни, занимались рыболовством, охотой на птиц, на морского и пушного зверя.
В ХVIII в, когда между чукчами и коряками велись жестокие войны за обладание пастбищами и оленьими стадами, кереки оказались между двух огней. На них нападали и чукчи, и коряки, сжигали жилища, убивали мужчин, женщин уводили в рабство. межплеменные войны, природная изоляция и резкое сокращение морской фауны в XIX в., а также эпидемии, поразившие Камчатку и Чукотку в кон. XVIII в., ассимиляция их чукчами в ХХ в. привели к фактическому исчезновению керекского этноса.
Термин "кереки" был введен в научный обиход в кон. XIX в., но еще долго после этого кереков не рассматривали как самостоятельную народность, не отделяя их от приморских оседлых чукчей и трактуя их язык как диалект чукотского или корякского. Поэтому данные об их численности на протяжении всего ХХ в. были противоречивы. Специально занимавшийся этнографией кереков в 60-80-е гг., В. В Леонтьев, знал их всех лично и оценивал численность кереков немногим более 100 чел. По данным 1991 г. говорящих по керекски было всего трое: Екатерина Хаткана, Николай Етынкэу (мэйныпильгынский диалект), Иван Уваргыргын (хатырский диалект). Все они терхъязычны: помимо родного, они владели чукотским и русским.
Никакого официального статуса керекский язык не имел. Он был языком общения в семье и в процессе традиционной хозяйственной деятельности. Язык безписьменный, попыток ввести письменность для кереков никто не предпринимал. Образование кереки получали и получают на чукотском и русском языках. В качестве языка межнационального общения у кереков первое место занимает чукотский язык. Контакты с русскими до 30-40-х гг. XX в. были крайне редкими.
Изучение керекского языка началось, когда оно оказалось уже на грани исчезновения. Список литературы крайне невелик. В 1991 г. завершена работа А. С. Асиновского и А. П. Володина "Очерки по керекскому языку" (объем ок. 20 а. л.), но она находится в рукописи. Записи фольклорных текстов В. В. Леонтьева тоже не опубликованы. В экспедициях 1988-89 гг. были записаны новые тексты, словарь на 4-5 тыс. слов, парадигматические данные, внесенные в компьютерную систему.
| | |
|