Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








Название документа

ДОКЛАД Совета муниципальных образований РС(Я) от 10.04.2008

"О РАБОТЕ СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) - АССОЦИАЦИИ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЗА ПЕРИОД С АПРЕЛЯ 2006 ПО МАРТ 2008 ГОДА И О ЗАДАЧАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2008 - 2015 ГОДЫ"

(вместе с "РЕЗОЛЮЦИЕЙ II СЪЕЗДА СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) - АССОЦИАЦИИ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА")

Источник публикации

"Якутия", № 71, 17.04.2008,

"Саха сирэ", № 74, 19.04.2008

Примечание к документу


Текст документа


СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)


ДОКЛАД

от 10 апреля 2008 года


О РАБОТЕ СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) - АССОЦИАЦИИ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА ЗА ПЕРИОД С АПРЕЛЯ 2006 ПО МАРТ 2008 ГОДА

И О ЗАДАЧАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2008 - 2015 ГОДЫ


ВЫСТУПЛЕНИЕ И.О. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В.И. ПТИЦЫНА НА II СЪЕЗДЕ СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)


Уважаемые участники II съезда Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия)!

Сегодня нам предстоит проанализировать деятельность Совета муниципальных образований (ассоциации) за последние два года, обсудить проблемы, возникшие при реализации полномочий муниципальных районов, городских округов и поселений, подвести итоги реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наметить меры муниципального строительства для реализации Концепции развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2015 годы.

Важнейший итог совместной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления последних двух лет после I съезда муниципальных образований - это реальные качественные изменения в промышленности, сельском хозяйстве, инфраструктуре, социальной сфере республики, что создает условия для развития экономической базы и полноценного функционирования института местного самоуправления, в том числе на уровне поселений.

С уверенностью хотел бы отметить, что важнейшая задача, которая стояла перед органами государственной власти и органами местного самоуправления по реализации Федерального закона № 131-ФЗ в Республике Саха (Якутия), выполняется в полном объеме и в установленные сроки.

В настоящее время законодательство Республики Саха (Якутия) о местном самоуправлении приведено в соответствие с федеральным законодательством, только в 2007 году принято 13 законов, регулирующих вопросы местного самоуправления.

Проведена работа по установлению границ 269 городских и сельских поселений, 15 муниципальных районов, 1 городского округа и установлению черты 414 населенных пунктов в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Правительством республики приняты Концепция государственной земельной политики до 2020 года, а также законы, которые упрощают порядок приобретения гражданами в собственность земельных участков, дается возможность приобрести в собственность сайылычные участки.

Утверждена республиканская целевая программа "Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2010 годы", в которой содержится подпрограмма "Формирование муниципальной недвижимости на 2008 - 2010 годы". Во всех муниципальных образованиях утверждены Программы формирования муниципальной земельной собственности при проведении мероприятий по разграничению государственной собственности на землю. На 2008 год на развитие системы муниципального учета объектов недвижимости, в т.ч. на межевание земельных участков, предусмотрено 73 млн. 149 тыс. рублей.

Правительством Республики Саха (Якутия) принимаются решения о безвозмездной передаче объектов государственной собственности республики в собственность муниципальных образований, передача основной части имущества, необходимого муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения, практически завершена.

Вместе с тем сохраняются проблемы по оформлению документации, необходимой для подтверждения прав собственности на имущество. На проведение инвентаризации и паспортизации имущества за счет Республиканской программы государственной поддержки местного самоуправления направлено 28 млн. руб. на условиях софинансирования.

В течение 2006 - 2007 годов 402 поселения (99%) разработали программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, действуют 28 программ социально-экономического развития муниципальных районов и округов.

Высокие показатели и лучшая реализация программ отмечаются в Абыйском, Алданском, Ленском и Чурапчинском улусах.

В 2007 году закончились сроки реализации программ 17 районов, многие из которых уже приступили к разработке программ на новый период.

Для многих муниципальных образований, особенно с высокой степенью дотационности, единственным источником финансовых средств является Фонд финансовой поддержки, поэтому дальнейшее совершенствование механизма распределения средств республиканских Фонда финансовой поддержки муниципальных районов и Фонда компенсаций обретает особую значимость.


КонсультантПлюс: примечание.

В официальном источнике публикации, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Закон РС(Я) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений".


Принят Закон "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений", учитывающий отдаленность поселения от райцентра, а также наличие нескольких населенных пунктов в одном поселении.

Важным событием муниципального сообщества в 2007 году стала республиканская научно-практическая конференция "Проблемы реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на этапе переходного периода". Участниками конференции были обсуждены и одобрены проект Концепции развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2015 годы и проект Плана действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации данной Концепции.

Указанные документы после утверждения Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2007 года № 789 стали основным программным документом для органов государственной власти и органов местного самоуправления по дальнейшему осуществлению муниципальной реформы.

Успешное решение задач, поставленных Концепцией, в первую очередь зависит от эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти. И это очень важно, исходя из того, что на государственном уровне определяются общие подходы, стратегия и стандарты, а на муниципальном уровне - обеспечивается их практическая реализация. Таким образом, именно местные органы власти должны выстраивать и регулировать общественные отношения с населением на основе муниципальных нормативных правовых актов в рамках правового пространства, определенного органами государственной власти.

Механизмами такого совместного осуществления мероприятий муниципальной реформы в республике являются действующие в настоящее время программные документы:

1. Концепция развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2015 годы;

2. План действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации Концепции развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2015 годы;

3. Республиканская программа государственной поддержки местного самоуправления на период 2006 - 2008 годы, предусматривающая государственный протекционизм мероприятиям муниципальной реформы.

Стержнем реализации этих программных документов является координирующая роль Совета по местному самоуправлению при Президенте Республики Саха (Якутия). Новацией работы Совета по местному самоуправлению при Президенте Республики Саха (Якутия) является проведение совместных с правлением Совета муниципальных образований республики заседаний. Со дня создания именно Совет по местному самоуправлению при Президенте Республики Саха (Якутия) совместно с правлением Совета муниципальных образований республики определял приоритеты, направления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривал наиболее важные вопросы, для решения которых необходимо было объединять усилия всех ветвей и уровней публичной власти республики.

Необходимо отметить, что со дня образования Совет пользуется поддержкой органов государственной власти Республики Саха (Якутия). После I съезда муниципальных образований Республики Саха (Якутия) 10 апреля 2006 года Президентом Республики Саха (Якутия) издано распоряжение "Об организации взаимодействия и поддержке деятельности Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия)". Затем 30 мая 2006 года был принят республиканский Закон "О взаимодействии органов государственной власти Республики Саха (Якутия) с ассоциацией межмуниципального сотрудничества - "Совет муниципальных образований Республики Саха (Якутия)", т.е. создана соответствующая правовая база для работы Совета.

В официальном сервере органов государственной власти республики в разделе "Местное самоуправление" открыт подраздел "Совет муниципальных образований Республики Саха (Якутия)". В 2008 году планируется открытие отдельного сайта Совета муниципальных образований.

Правительство республики предусмотрело в своем Регламенте право исполнительному директору Совета участвовать в заседаниях Правительства республики. Кроме того, исполнительный директор Совета МО является членом Совета по местному самоуправлению при Президенте РС(Я) и членом Общественно-консультативного Совета при Президенте республики, членом комиссии по присуждению грантов органам местного самоуправления, установленных Республиканской программой государственной поддержки местного самоуправления.

Исполнительная дирекция Совета получила от Правительства республики право согласовывать нормативные правовые акты исполнительных органов власти в области местного самоуправления, активно привлекается при разработке органами государственной власти модельных нормативно-правовых актов и методических рекомендаций для органов местного самоуправления, участвует в работе различных комиссий.

Исполнительной дирекцией Совета МО разработаны и направлены методические рекомендации по различным направлениям деятельности органов местного самоуправления.

За отчетный период исполнительной дирекцией были проведены семинары для органов местного самоуправления в селах Амга, Майя, Вилюйск, Верхневилюйск, также принимали участие в заседаниях Совета глав ряда муниципальных районов с разъяснениями по реализации федерального закона о местном самоуправлении, развитии межмуниципального сотрудничества.

Исполнительная дирекция выступила с инициативой об установлении государственной награды республики - знака "Отличник муниципальной службы Республики Саха (Якутия)", участвовала в разработке республиканских законов о реестре муниципальных должностей и соотношении государственных гражданских и муниципальных должностей, примерного контракта с управляющим администрацией муниципального района и городского округа.

Много внимания Совет МО уделял работе с муниципальными образованиями, в частности по обращениям глав и депутатов муниципальных образований.

В рамках подготовки ко II съезду поступили очень дельные и требующие внимательного рассмотрения предложения от западной, вилюйской группы улусов, МО "Верхоянский улус (район)".

Заседания Президиума правления Совета проводились 4 раза, на которых рассматривались проекты планов работы комитетов Совета, смета доходов и расходов, штатное расписание Исполнительной дирекции, различные организационные вопросы.

За период работы Совета проведено 2 заседания комитетов Совета, где были разработаны планы мероприятий по направлениям деятельности. Здесь надо отметить, что наладить систематическую работу комитетов Совета не удалось. Причина здесь в основном в том, что секретари комитетов, являясь руководителями органов местного самоуправления, осуществляют свою деятельность на непостоянной основе и из-за нехватки времени фактически не смогли работать. Исходя из этого планируется внести изменения в структуру органов Совета.

За отчетный период проведено 6 заседаний правления Совета муниципальных образований республики.

Уважаемые участники съезда!

Основными направлениями своей деятельности Совет муниципальных образований считает следующее:


1. Создание инфраструктуры межмуниципального сотрудничества


Для организации межмуниципального сотрудничества в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах..." муниципальными образованиями республики учрежден Совет МО - ассоциация межмуниципального сотрудничества.

Совет вошел в состав Общероссийского конгресса муниципальных образований (ОКМО), который в свою очередь стал членом Палаты Конгресса местных и региональных властей Европы. Наш Совет установил тесные связи с другими региональными советами муниципальных образований, участвует в различных мероприятиях, а также поддерживает связь посредством корпоративной автоматизированной информационной системы (КАИС ОКМО), обеспечивающей оперативное взаимодействие ОКМО с региональными Советами.

Советом МО работа ведется с ОКМО по следующим направлениям:

- участие в совещаниях и других мероприятиях, проводимых ОКМО;

- взаимный обмен информацией, ОКМО даются компетентные ответы на вопросы, запросы, задаваемые региональными советами;

- участие в работе по формированию законодательства, получение правовой помощи через Бюллетень правовой информации;

- оказание методического, экспертного и информационного содействия советам МО;

- выражение и защита общих интересов муниципальных образований в федеральных органах государственной власти.

Как исполняющий обязанности председателя Совета Указом Президента РФ В.В. Путина от 29 декабря 2007 года № 1783 я включен в состав Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления. Вхожу в состав общероссийского Совета по муниципальной службе от имени Советов муниципальных образований ДВФО и Президиума Общероссийского конгресса муниципальных образований - нашего вышестоящего органа, в состав которого мы входим, что является подтверждением активной работы Совета на федеральном и региональном уровне.

В рамках данного республиканского объединения органы местного самоуправления взаимодействуют по различным вопросам. В частности, это сбор и анализ информации о проблемах в деятельности органов местного самоуправления, обобщение и распространение опыта решения вопросов местного значения в различных сферах, оказание методической помощи. В целях поддержки данного объединения у нас в республике принят Закон "О взаимодействии органов государственной власти Республики Саха (Якутия) с Ассоциацией межмуниципального сотрудничества", который как яркий пример вошел в комментарий к базовому Федеральному закону № 131-ФЗ, изданный Государственной Думой Российской Федерации.

Межмуниципальное сотрудничество и взаимодействие необходимы во всех направлениях деятельности органов местного самоуправления. В первую очередь это межбюджетные отношения по линии "регион - муниципальный район - поселение". Основной задачей при этих отношениях является выстраивание эффективной системы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований для исполнения расходных обязательств по решению вопросов местного значения. Здесь большую роль играет взаимодействие Министерства финансов республики с органами местного самоуправления при разработке нормативных правовых актов, направленных на совершенствование межбюджетных отношений.

Важным механизмом межмуниципального сотрудничества являются соглашения между муниципальным районом и поселениями, входящими в состав данного района, по передаче части своих полномочий от поселений муниципальному району. В настоящее время такие соглашения в нашей республике заключены исходя из финансово-экономических условий и возможностей поселений.

На основе данных соглашений органы местного самоуправления активно взаимодействуют в системе муниципальных районов и поселений. Вместе с тем в некоторых улусах (районах) наблюдаются разногласия, которые возникли при разграничении имущества и дублирующихся полномочий по решению вопросов местного значения, что отражается на эффективности межмуниципального сотрудничества. Как правило, сложные отношения между руководителями муниципальных районов и поселений улусных (районных) центров.

Здесь уместно будет привести отрывок из выступления заместителя министра регионального развития РФ В.В. Шипкова на общем собрании членов ОКМО 15 февраля 2008 года:

- над решением вопросов местного значения, организацией жизнедеятельности населения работают только поселения - они "работают с жителями поселения";

- муниципальные районы занимаются только межпоселенческими вопросами, с людьми не работают, они "работают для поселений", а значит, здесь нет оснований для торговли функциями и полномочиями".

На практике органы местного самоуправления муниципальных районов имеют существенное влияние на органы местного самоуправления поселений, входящих в состав района. Однако это влияние может быть основано только на сотрудничестве и совместном решении общих для них проблем, поскольку их деятельность осуществляется на одной и той же территории и в интересах одних и тех же людей.

Одним из эффективных инструментов межмуниципального сотрудничества и координации совместной деятельности являются созданные в большинстве улусов Советы глав поселений при главе муниципального района, где обсуждаются все проблемные вопросы поселений, к решению которых привлекаются ресурсы и средства муниципального района. Все проблемные вопросы поселений обобщаются в отдельные мероприятия, и принимаются меры по их реализации на районном уровне.

Взаимодействие района с главами поселений осуществляется и путем проведения совместных отчетов главы района и глав поселений перед избирателями, что позволяет привлечь внимание районных руководителей к нуждам и запросам населения.

Участие глав поселений в работе районных (улусных) советов, в заседаниях постоянных депутатских комиссий дает возможность обратить внимание депутатского корпуса района на решение поселенческих вопросов.

Есть практика участия работников районной администрации в сессиях Советов поселений, оказывается практическая помощь в подготовке и организации работы сессий Советов на уровне поселений.

В целях совершенствования межмуниципального сотрудничества разработаны методические рекомендации к порядку заключения соглашений о межмуниципальном сотрудничестве между органами местного самоуправления муниципального района и поселений, включающие в себя полномочия (обязанности) органов местного самоуправления муниципальных районов, не оговоренные в ФЗ № 131-ФЗ.

Межмуниципальное сотрудничество имеет особое значение в организации деятельности различных хозяйств. В соответствии со ст. 8 ФЗ 131-ФЗ, в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения главами муниципальных образований создаются совместные предприятия. Например, вилюйская группа районов приняла решение об учреждении ООО "Юбилейное", улусы "алмазной провинции" создали в Нюрбе межмуниципальное предприятие "Эйгэ Вест" по сбыту сельскохозяйственной продукции.

Важным направлением в межмуниципальном сотрудничестве становится организация подготовки кадров муниципальных служащих и обучение выборных должностных лиц местного самоуправления. Исполнительной дирекцией Совета проводятся зональные межмуниципальные семинары по различным направлениям. При этом органы местного самоуправления самостоятельно активно используют механизмы межмуниципального сотрудничества в вопросах повышения квалификации муниципальных служащих. Многие администрации муниципальных районов имеют структурные подразделения по взаимодействию с поселениями, проводят на своей базе различные курсы для глав поселений.

Межмуниципальные программы оправданы по экономическим зонам, например Колымская, Янская, Вилюйская группы муниципальных образований и т.д. Такие программы позволят сконцентрировать финансовые, материальные и трудовые ресурсы и более эффективно их использовать с точки зрения обеспечения общих интересов ряда муниципальных образований.

Перспективным направлением межмуниципального сотрудничества является взаимодействие с хозяйствующими субъектами, при котором органы местного самоуправления муниципальных районов оказывают содействие поселениям и выполняют координирующую роль. В частности, согласования при назначении руководителей территориальных подразделений предприятий и учреждений, механизмов их подчиненности и участия в решении местных вопросов.

В ходе разработки стратегии развития территории необходимо формировать и развивать новый тип партнерства - "стратегический партнер", т.е. предприятия или организации, которые в силу объективных причин заинтересованы в развитии социальной и производственной сферы на территории муниципального образования. Примеры такой работы мы видим в Олекминском, Анабарском районах (ОАО "Алмазы Анабара"), в улусах "алмазной провинции" (АО "АЛРОСА"), в Усть-Майском, Усть-Янском районах (ОАО "Якутскэнерго") и т.д.

В республике кроме Совета муниципальных образований республики, представляющего общие интересы муниципальных образований, созданы Ассоциация представительных органов и Ассоциация контрольных органов. Активно работает также Совет руководителей представительных органов местного самоуправления при Председателе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

В рамках развития межмуниципального сотрудничества в республике сложились свои давние традиции, они характеризуются развитием дружественных отношений, особенно между промышленными районами и улусами республики (ПРИМЕРЫ).

К сожалению, принимаются попытки создать объединения муниципальных образований не из соображений полезности и развития тесного сотрудничества для решения общих задач местного самоуправления, а напротив, в целях создания противостояния, какой-то оппозиции к нашему Совету, в который на добровольной основе вошли абсолютно все муниципальные образования республики.

20 - 21 марта под благовидным предлогом празднования юбилея города Вилюйска по инициативе главы города Вилюйска Винокурова С.Н. прошла конференция с участием представителей Сунтарского, Вилюйского, Верхневилюйского, Кобяйского и Нюрбинского улусов, которая приняла решение, что "Совет МО не оправдал наших надежд на поддержку и содействие" и необходимо создать "Союз муниципальных образований вилюйской зоны улусов". Не оспаривая прав на создание любых не запрещенных законодательством сообществ, хочу всех призвать к объединению возможностей и усилий вместо дробления на различные "зоны".

В дальнейшем, в соответствии с Концепцией развития местного самоуправления, необходимы консолидация всех республиканских организаций межмуниципального сотрудничества для эффективного использования их потенциала в интересах муниципальных образований республики и активное участие в работе российских организаций межмуниципального сотрудничества.

Безусловно, задачи, связанные с развитием местного самоуправления, могут решаться только при участии самого муниципального сообщества. Но проблемы местного самоуправления, возникающие на местах, ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления не могут решать в одиночку. Здесь важны совместные, согласованные, целенаправленные действия.


2. Организация взаимодействия

с органами государственной власти


Как самостоятельный уровень публичной власти муниципальные образования имеют собственный взгляд на вопросы государственной политики в области местного самоуправления. Он представляет собой позицию муниципалитетов, отстаивание которой на федеральном уровне возложено на ОКМО, а на республиканском уровне - на Совет МО РС(Я).

Наиболее распространенными формами взаимодействия органов местного самоуправления и межмуниципальных институтов с органами государственной власти являются:

- участие в выработке государственной муниципальной политики;

- представление доклада, информации о состоянии местного самоуправления, а также доведение до органов государственной власти позиции муниципального сообщества по актуальным проблемам местной власти;

- участие в законопроектной и нормотворческой работе;

- участие в совещаниях, проводимых Президентом РС(Я), заседаниях Правительства РС(Я), в рабочих группах и комиссиях, различного рода консультативных и совещательных органах;

- организация конференций, семинаров и совещаний с приглашением представителей органов государственной власти, а также участие в мероприятиях, организуемых данными органами или под их эгидой.

В дальнейшем Совету и его органам следует уделить больше внимания участию муниципальных образований в федеральных и республиканских программах.

В организационном плане в республике продолжается целенаправленная работа по повышению эффективности работы органов местного самоуправления, качества оказываемых муниципальных услуг населению, доверия к местным властям.

Поэтому важно отметить, что руководители муниципальных образований в большинстве своем, осознавая свою ответственность за жизнь поселения в целом и стремясь решать возникающие проблемы, зачастую делают гораздо больше, нежели предписывает им закон. Ведь жители, не слишком разбирающиеся в разграничении полномочий между разными уровнями власти, требуют от глав решения всех вопросов и возлагают на них ответственность за все происходящее в муниципальном образовании. Работая в тесном и непосредственном контакте с жителями и будучи зависимыми от их мнения, местные власти больше других заинтересованы в обеспечении благополучия граждан.

Практика разграничения полномочий между органами муниципальной власти требует анализа и оценки эффективности принятых решений, теоретического обобщения и совершенствования. В первую очередь необходим периодически анализ действующих нормативных правовых актов органов государственной власти в области местного самоуправления. Это нужно для четкого определения объемов (стандартов) полномочий и дальнейшего нормативно-правового регулирования прав и границ ответственности органов местного самоуправления.

Данные мероприятия необходимы отраслевым министерствам и ведомствам для совершенствования информационно-методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также для реализации переданных отдельных государственных полномочий.

Нужно отметить, что эффективность работы местных органов власти зачастую ограничена отсутствием реальных рычагов воздействия на юридические лица и граждан, которые не исполняют и нарушают муниципальные правовые акты, действующие на территории муниципального образования.

Необходима с учетом опыта других субъектов Российской Федерации (Хабаровский, Приморский края) разработка республиканского закона или Кодекса об административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов местного самоуправления. Предлагаем рассмотреть возможность создания рабочей группы из представителей органов государственной власти и членов Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) для разработки данного законопроекта.

На наш взгляд, настало время уделять внимание не только главам муниципальных районов и городских округов, но и поселениям, представительным органам муниципальных образований. Возможно, это надо начинать с приглашения районных (улусных) центров на заседания Правительства или на другие совещания. Предлагаем больше заслушивать информации с мест, т.е. глав поселений.

Поселения следует рассматривать как важнейшее звено реализации государственных программ, например, государственной целевой программой "Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы".

Министерством сельского хозяйства республики планируется также подписание соглашений по установлению контрольно-целевых показателей муниципальным районам, по финансированию мероприятий государственных программ, а также других данных, характеризующих социально-экономическое развитие поселения. В этой связи специалисты сельского хозяйства должны быть обеспечены информационными системами "Поселение" для похозяйственного учета личных подсобных хозяйств и крестьянских хозяйств.

В настоящее время, например, ни одно муниципальное образование не имеет схемы планирования и организации рационального использования земель территории, без чего нельзя грамотно развивать сельскохозяйственное производство.

Реализация сложных, многоплановых мегапроектов сулит большие экономические выгоды, в том числе увеличение доходов населения, рост доходной части бюджетов всех уровней, развитие производства стратегически важной для республики продукции. Будет создано значительное число новых рабочих мест, сопоставимое с нынешней численностью экономически активного населения Южной Якутии. При таком масштабном промышленном и транспортном освоении интересы крупного бизнеса должны регулироваться государственными органами и органами местного самоуправления.

Например, если в Хангаласском районе железная дорога прокладывается по лесному массиву и не затрагивает сельхозугодья, то в Мегино-Кангаласском железнодорожная трасса пойдет в основном по землям сельскохозяйственного назначения и потребуются большие средства на рекультивацию земель или освоение новых земель, которые могут быть финансированы за счет средств возмещения потерь при изъятии сельскохозяйственных земель.

Экологические проблемы появляются при любом освоении нетронутых природных ландшафтов. Но, например, при участии муниципальных образований в проектировании железной дороги в Хангаласском районе она была отведена от известной местности Булуус. Разработка карьера также обошла известные туристические маршруты.

Строительство нефтепровода еще только началось, а в Олекминском районе уже живут перспективами этого проекта и строят на его основе планы развития улуса. На строительстве нефтепровода хорошо работают транспортные предприятия района, в подготовительных работах занято более 200 местных жителей, но этого мало.

Строительство нефтепровода - прямая экономическая выгода улусу. Только за 2007 год Олекминский улус получит порядка трех миллионов рублей за аренду земельных участков под выгрузку труб. Неплохой доход для улуса, учитывая, что в местный бюджет поступают платежи лишь за ту землю, которая находится под пастбищами или сенокосными угодьями. Кроме того, в местную казну должен был бы поступить НДФЛ, то есть налог на доход физических лиц, которые работают на данной территории более 20 дней, схема которого, я считаю, не отработана.

Прежде всего, органам местного самоуправления на территориях, где реализуются мегапроекты, необходимо жестко поставить вопросы об участии местного населения в реализации мегапроектов, добиться получения подрядов на обеспечение строителей продуктами питания. А это значит, выращивать больше овощей, картофеля, производить больше молока, мяса и других продуктов. Но надо делать ставку и на получение необходимых для обслуживания нефтепровода специальностей, ведь это постоянные рабочие места.


3. Совершенствование финансово-экономических основ

местного самоуправления


Среди проблем местного самоуправления наиболее острой является "недостаточность финансовых ресурсов, закрепленных за муниципальным уровнем власти". Так заявляют 83% опрошенных, 38% указывают на усложненный механизм межбюджетных отношений, и только в 25% муниципальных образований доходы местного бюджета позволяют "в той или иной степени" решать вопросы, отнесенные к компетенции местного самоуправления.

Качественная реализация расходных полномочий в первую очередь обусловлена финансовым обеспечением данных вопросов, наличием потенциала территории, а также природно-климатическими условиями, размещением производственных и трудовых ресурсов, что особенно актуально для поселений.

Анализ реализации вопросов местного значения в городских и сельских поселениях показывает, что более половины полномочий не реализуются из-за отсутствия или недостаточности финансовых средств. В бюджетах поселений, особенно сельских, в основном предусмотрено содержание аппарата и здания местной администрации. Остальные статьи расходов либо отсутствуют, либо настолько мизерны, что не позволяют проводить никаких серьезных мероприятий, что ставит администрации поселений в негативное положение перед населением, мол, заработную плату получают, но ничего существенного сделать не могут.

Практически нефинансируемыми являются вопросы безопасности, ГО, противопожарные и мобилизационные мероприятия, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, которые не имеют собственных нормативов финансовых затрат на одного условного потребителя.

Недостаточно финансово обеспечено содержание муниципального жилищного фонда, дорог, объектов культуры, спорта, молодежи, благоустройства, свалок и кладбищ.

Исходя их этого, поселения республики в среднем до 10 собственных вопросов местного значения передали для решения муниципальным районам. Данные решения в основном обусловлены эффективностью централизации финансовых средств.

Несоответствие доходной части местных бюджетов расходным полномочиям лишает органы местного самоуправления реальной власти на местах и доверия населения. Это усложняет, в частности, подготовку к отопительному сезону, что создает критическую ситуацию в условиях Крайнего Севера.

Неоднократные предложения муниципального сообщества по укреплению налоговой базы местного самоуправления не нашли поддержки на республиканском и федеральном уровне.

Одна из проблем низкой эффективности налоговой политики - неоптимальный размер установленных налоговых ставок и налоговых льгот. Это объясняется тем, что органы местного самоуправления, изыскивая дополнительные резервы для пополнения местного бюджета, вынуждены устанавливать максимальные налоговые ставки, и этим, как правило, ограничивается их налоговая политика. Имея низкую долю местных налогов в доходах местного бюджета, органы местного самоуправления не рассматривают установление ставок и льгот по местным налогам как инструменты серьезного влияния на экономику муниципального образования.

Кроме того, местные налоги - налог на имущество физических лиц и земельный налог - наиболее сложны и затратны в плане их администрирования (сбора), а информация, предоставляемая финансовым органам, не содержит данных, позволяющих идентифицировать плательщика. Данное положение закона препятствует органам местного самоуправления в проведении индивидуальной работы с конкретными налогоплательщиками.

В целом мы понимаем, что в налоговой политике нужна сбалансированность, а для этого надо пересмотреть нормативы передаваемых средств на те или иные полномочия.

В республике проведен ряд подготовительных мероприятий, позволяющих с 1 января 2008 года осуществлять бюджетный процесс в новых условиях. Однако на практике представительные органы местного самоуправления муниципальных районов только утверждают местный бюджет, расписанный построчно Финансово-казначейским управлением Минфина РС(Я), все полномочия, касающиеся финансов, фактически по-прежнему исполняются территориальными органами Министерства финансов РС(Я).

Приведу один пример. Минфин в росписи финансирования дотации планирует исходя из своей возможности не допустить большой кассовый разрыв. А ГУП "ЖКХ" от муниципальных образований требует финансирование в I квартале 48% от годового объема. Естественно, финансирование идет по росписи, а ГУП "ЖКХ" незаконно издает приказ среди зимы на отключение от отопительной системы школы за неуплату, как это было в марте этого года в Мегино-Кангаласском улусе.

В настоящее время необходимо ускорить перевод финансовых подразделений Минфина республики в ведение муниципальных районов с целью создания муниципальных финансовых органов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Преодоление отставания в развитии муниципальных образований поселений, создание оптимальных условий для социального, экономического развития и надежной системы жизнеобеспечения в республике решаются программно-целевыми методами.

В условиях рыночной экономики программы социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период должны быть основными и обязательными документами для эффективного управления экономикой муниципальных образований улусов (районов), городов и поселений. Но для этого необходимо создать реальные предпосылки и стимулы. Положительный результат может быть достигнут при условии обеспечения самостоятельности органов местного самоуправления в решении своих вопросов, а также при повышении их заинтересованности в развитии доходной части местных бюджетов.

Экономическая активность предприятий и граждан во многом определяется позицией местных властей. Любое предприятие расположено в конкретном городе или поселке, и от местных руководителей зависит многое - от выделения земельных участков до подключения коммуникаций, от выделения помещений и установки арендной платы до создания более или менее благоприятных условий деятельности.

Развитие экономической активности населения ярче всего проявляется в развитии предприятий малого бизнеса и предпринимательства в целом. Для большинства муниципальных образований республики малый бизнес, предпринимательство, к этому еще необходимо добавить занятие личным подсобным хозяйством - это едва ли не единственный способ выживания и населения, и самого муниципального образования.

Но в связи с тем, что закрепленные за муниципалитетами доходы никак не связаны с производственной деятельностью предприятий, находящихся на территории, исключается прямая заинтересованность местных властей.

1. Только комплексный подход к вопросам социально-экономического развития территорий дает свои плоды, и только на его основе можно добиться повышения качества жизни населения. Экономическую и социальную эффективность реализации программы социально-экономического развития наглядно видно на примере Алданского района:

- прибыль предприятий составила 600 млн. руб.;

- налоговые платежи всех уровней - 1,3 млрд. руб., в т.ч. в консолидированный бюджет района 407 млн. руб.;

- создано 5 400 новых рабочих мест;

- уровень безработицы сокращен до 3%;

- достигнут прирост численности постоянного населения на 10%;

- рост средней заработной платы достиг до 25,2 тыс. руб.

2. В целях развития промышленного и сельскохозяйственного производства, стабилизации финансового положения предприятий, сохранения и увеличения рабочих мест, увеличения доходной части бюджетов муниципальных образований ежегодно проводится соревнование между муниципальными образованиями по основным социально-экономическим показателям.

3. Оперативному реагированию на социально-экономические процессы и принятию своевременных управленческих решений помогает обеспечение органов местного самоуправления ежемесячной статистической информацией.

Хотелось бы, чтобы база данных "Показатели муниципальных образований", характеризующая состояние экономики и социальной сферы поселений, доводилась до поселений по возможности ежеквартально, а то и ежемесячно.

4. Предприятия, работающие в районах, улусах и городах, зачастую не выполняют требования Бюджетного кодекса по уплате налогов по месту работы. В этой связи необходимо в условия конкурсов (тендеров) включать данные требования и при их невыполнении применять штрафные санкции.

На 2007 год средства на софинансирование мероприятий по инвентаризации и паспортизации муниципального имущества были предусмотрены в сумме 27,9 млн. рублей и перечислены в полном объеме. Тем не менее формирование реестра муниципальной собственности и реестра плательщиков местных налогов сталкивается с целым рядом проблем:

- объектом налогообложения может быть только земельный участок, принятый на государственный кадастровый учет, что требует серьезных финансовых вложений. При существующих темпах для полного учета налогоплательщиков потребуется несколько десятков лет, что никак не соответствует сегодняшним требованиям.

Из 71 предприятия, имеющего лицензии на осуществление землеустроительных работ, 53 располагаются в г. Якутске. Закон "О дачной амнистии" в 6 северных улусах не работает, так как за весь 2007 год ни один объект недвижимости не зарегистрирован.

Создание на местах МУПов с использованием принципа "одного окна" могло бы помочь в решении данной проблемы, также целесообразны рассмотрение возможности внедрения альтернативного способа сбора налогов с физических лиц через терминалы и изучение опыта работы органов местного самоуправления других регионов РФ по сбору налогов с физических лиц;

- недостаточно эффективно используются на местах информационные системы "Поселение (САО)" в формировании реестров имущества и земельных участков физических лиц;

- на сегодня отсутствует нормативно закрепленный механизм воздействия органов местного самоуправления на собственников и пользователей в понуждении их к проведению работ по межеванию земельных участков и постановке их на кадастровый учет.

Необходимо обратить внимание и на проблему выпадающих доходов, например, по земельному налогу с естественных монополий, а также с государства - это и земли оборонной безопасности, и земли лесного, водного фонда и т.д. Сегодня эти земли выведены из налогооблагаемой базы муниципальных образований. Необходимы законодательная инициатива или предложения в федеральные органы об установлении компенсаций по данным выпадающим доходам.

На совместном заседании Совета по местному самоуправлению при Президенте РС(Я) и правления Совета муниципальных образований РС(Я) 21 июня 2007 года были рассмотрены проблемы разработки генеральных планов застройки территорий населенных пунктов городских и сельских поселений в Республике Саха (Якутия).

В государственном бюджете РС(Я) на 2008 год на разработку генеральных планов населенных пунктов предусмотрено 60 110 тыс. рублей, остальное осуществляется на условиях софинансирования. Предлагаем финансирование работ по разработке генпланов поселений принять на республиканский бюджет.

В настоящее время в проектных институтах разрабатываются генпланы 42 населенных пунктов. Существующие генпланы 274 населенных пунктов устарели и подлежат корректировке. По 346 населенным пунктам проекты территориального планирования никогда не разрабатывались. Между тем на запрос Минстроя РС(Я) о планируемом перечне разработки документов территориального планирования на 2008 год информацию представили только 15 муниципальных районов, и то не на все поселения.


4. Содействие в подготовке муниципальных кадров


По состоянию на 1 декабря 2007 года фактическая численность работников, замещающих выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы, составила 2 812 человек, из них на поселенческом уровне работают 1 734. Количество женщин в органах местного самоуправления составляет 1 768 (62,9%), 1 552 (66,4%) муниципальных служащих имеют высшее образование. Вместе с тем отдельные улусы (районы) республики, особенно северные, испытывают трудности в обеспечении квалифицированными кадрами.

В 2007 году программы высшего образования и профессиональной переподготовки закончили 190 муниципальных служащих, в Институте управления при Президенте РС(Я) в 2007 году повысили квалификацию 410 муниципальных служащих.

Институтом управления при Президенте РС(Я) развивается форма дистанционного обучения, территориальные центры созданы в 8-ми улусах и г. Якутске - 117 человек прошли обучение в 2007 году, в настоящее время обучается 92 человека.

Свои услуги в подготовке и повышении квалификации муниципальных кадров предлагают ЯГСХА и другие вузы, ССУЗы.

Серьезным подспорьем повышения культуры муниципального менеджмента на местах стали постоянно действующие школы местного самоуправления, которые действуют уже в большинстве улусов. В них обучаются 780 человек. И это очень важно, потому что такая форма обучения кадров отличается от других своей особой практической направленностью.

Необходимо отметить, что в связи с прошедшими 2 декабря 2007 года и 2 марта 2008 года выборами на муниципальном уровне произошло значительное обновление состава глав и депутатов представительных органов местного самоуправления, что влечет необходимость обучения вновь избранных кадров. Кроме того, некоторые вновь избранные главы начали свою деятельность с абсолютно необоснованных понуждений к увольнению первых заместителей, заместителей главы, не говоря уже о специалистах.

Такие действия глав противоречат законодательству, грубо ущемляют права муниципальных служащих, наносится вред кадровому потенциалу. А ведь в подготовку специалистов вложены народные бюджетные деньги. Желание вновь избранных глав работать с так называемой "своей командой" реализуемо только в рамках действующего законодательства, и не с кадровой "чистки" надо начинать свою деятельность. Трудовые права муниципальных служащих защищены законом, и не хотелось бы, чтобы главы начинали свою деятельность с судебных разбирательств.

В 2008 году в рамках требований Федерального закона № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" органам государственной власти республики необходимо разработать республиканскую программу развития муниципальной службы, а муниципальным образованиям - собственные программы развития муниципальной службы.

Необходимо уделить больше внимания формированию муниципальной нормативной правовой базы муниципальной службы, проведению конкурсов на замещение вакантных муниципальных должностей, аттестации муниципальных служащих, применению принципа ротации кадров, формированию кадрового резерва на должности муниципальной службы, выделению финансовых средств в бюджетах МО или их централизации на подготовку и переподготовку кадров муниципальной службы.

Важно, что подведение ежегодных итогов работы муниципальных образований будет проводиться в соответствии с официальным Перечнем показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и послужит повышению ответственности муниципальных служащих за конечные результаты.

Таким образом, можно констатировать, что в республике проводится взвешенная кадровая политика и создана своя региональная система подготовки и переподготовки муниципальных кадров.


5. Распространение лучшей практики муниципального управления


Надо отметить, что многие муниципальные образования наработали положительный опыт работы по многим направлениям своей деятельности. Сбор, изучение, распространение и применение лучших практик муниципального управления позволили бы муниципалитетам избежать многих ошибок, эффективнее решать организационные, правовые, финансово-экономические задачи.

Для решения подобных задач ОКМО совместно с Институтом экономики города разработали проект "Лучшая практика" и разместили на сайте ОКМО. 10 января 2008 года Советом были направлены главам муниципальных образований письма с предложением участвовать в этом проекте. На данный момент приняли участие и направили свои материалы Мирнинский и Усть-Майский районы. Своей практикой работы по реализации программы "Ветхие дома" поделился глава СП "Момский национальный наслег" А. Андреев. За два года совместно с семьями, нуждающимися в жилье, здесь отремонтировали и заселили 30 квартир. За счет сноса ветхих домов индивидуальным предпринимателям выделены земельные участки и построены шесть частных магазинов.

Таких примеров, наверное, можно привести множество. Поэтому, уважаемые главы муниципальных образований, не варитесь в собственном соку - делитесь опытом, своей лучшей практикой с коллегами.


6. Деятельность в нормативно-правовой сфере.

Оказание правовой, методической помощи

муниципальным образованиям


Ситуация с муниципальным нормотворчеством в настоящее время остается на прежнем уровне. Повсеместно органы местного самоуправления, особенно поселенческого уровня, испытывают затруднения в нормотворчестве, связанные с невозможностью введения отдельной ставки юриста и отсутствием доступа через сеть Интернет к юридическим информационным базам "Консультант", "Гарант", "Кодекс", нормативным правовым актам Республики Саха (Якутия) и субъектов Российской Федерации.

По этой причине муниципальные правовые акты оформляются с нарушением правил юридической техники, порядка подготовки, принятия и вступления в силу, не соответствуют по содержанию федеральному и республиканскому законодательству. Нарушения, допускаемые при принятии муниципальных правовых актов, связаны в основном с недостаточной квалификацией муниципальных служащих в области юриспруденции, с процедурой вступления в силу муниципальных правовых актов, например, с опубликованием в СМИ и проведением публичных слушаний и т.д.

В 2008 году следует принять меры по приведению уставов муниципальных образований в соответствие с требованиями федерального законодательства, преимущественно путем принятия новых редакций уставов, с последующим переходом на плановое приведение уставов в соответствие с федеральным законодательством.

Следует отметить, что процесс приведения уставов в соответствие с федеральным законодательством долгий. Вынуждены проводить бессмысленные публичные слушания по нормам, предписанным в федеральных законах, когда нет никакой альтернативы.

В целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов муниципальных образований действующему законодательству ведется Регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия).

Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 260-ФЗ порядок ведения Регистра должен быть утвержден законом субъекта РФ, и данный Регистр является составной частью федерального Регистра.

Муниципальным образованиям, исходя их этого, надлежит наладить работу по своевременному принятию нормативно-правовых актов и отправке их на экспертизу с последующим включением в Регистр муниципальных правовых актов Республики Саха (Якутия).

Органами исполнительной власти республики разработано и направлено в улусы (районы) более 100 методических рекомендаций и модельных муниципальных правовых актов. Составлены и изданы в виде брошюр Сборники типовых вопросов и ответов по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Для оказания практической помощи, изучения и распространения опыта деятельности органов местного самоуправления в октябре - декабре 2006 года был организован выезд свободных рабочих групп Администрации Президента и Правительства РС(Я), исполнительной дирекции Совета муниципальных образований, министерств и ведомств республики в 169 поселений 13 муниципальных районов. Такие же выезды были организованы в марте - апреле 2007 года. В начале 2008 года проведены зональные семинары для вновь избранных глав поселений.

В дальнейшем есть необходимость продолжить практику оказания практической помощи органам местного самоуправления в виде выездных консультационно-методических экспертиз на местах, организации зональных семинаров, разработки и направления модельных нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.

Предлагается также ежегодно проводить республиканские семинар-совещания работников юридических служб, органов местного самоуправления, занимающихся нормотворчеством для повышения их профессионального уровня, квалификации, широкого обмена опытом.


7. Участие в формировании единого

информационного пространства


Через республиканскую целевую программу "Электронная Якутия" выполнено оснащение типовыми информационными системами органов местного самоуправления 7 пилотных районов.

Органами местного самоуправления, Управлением ЗАГС при Правительстве РС(Я) и Информационным центром при Президенте РС(Я) всего внедрено 1 100 типовых информационных систем различного назначения.

Все они созданы на одной программной платформе, что позволяет базы данных этих систем интегрировать в районное хранилище оперативных данных, а далее собрать их в Централизованное хранилище данных.

Необходимо решить вопрос государственной поддержки информатизации деятельности органов местного самоуправления через государственные программы.

В настоящее время на базе технологической сети спутниковой связи Министерства Финансов Республики Саха (Якутия) создается региональная телекоммуникационная сеть органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) "Саха Информ-Сеть". Некоммерческим партнерством "Республиканские телекоммуникационные системы" обеспечен доступ к системам "Гарант" и "Кодекс" органам местного самоуправления 35 муниципальных районов и 14 поселений.

Органы местного самоуправления выступают соучредителями межмуниципального печатного средства массовой информации в связи с необходимостью обнародования большого количества муниципальных нормативных правовых актов. Например, в Мирнинском районе учреждена межмуниципальная районная газета "Муниципальный вестник". Федеральным законом о средствах массовой информации не требуется регистрация газеты, учреждаемой исключительно для издания официальных сообщений и нормативных актов тиражом менее одной тысячи экземпляров.

Исполнительной дирекцией Совета на республиканском телевидении и радио осуществляется проект "Муниципалитет". В некоторых муниципальных образованиях развивают интернет-издания и интернет-порталы.

В поселениях республики повсеместно внедрены цифровые АТС, что позволяет сегодня подключить органы местного самоуправления поселений к сетям "Интернет". Это дает возможность муниципалитетам оперативно получать нормативную правовую информацию и через электронную почту обеспечить обратную связь с вышестоящими органами управления всех уровней.


8. Совершенствование механизмов участия населения

в осуществлении местного самоуправления


Мы никогда не сделаем подъезды чистыми, а улицы и села благоустроенными, никогда не реализуем ни одно стратегическое направление без участия конкретных людей и привлечения самой широкой общественности. Поэтому на каждом этапе реформирования местного самоуправления необходимо рассматривать привлечение населения к активной работе как очень важную стратегическую задачу.

Исходя из этого, одним из основных направлений деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации Концепции развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2015 годы обозначено развитие механизмов участия населения в осуществлении местного самоуправления и активизации самоорганизации граждан.

При недостаточности финансовых средств главы поселений все чаще привлекают население для решения вопросов местного значения. Примеры эффективного социального партнерства, участия населения в решении местных вопросов есть практически в каждом муниципальном образовании, но в большей степени это развито на селе. Это строительство и ремонт социальных объектов, дорог, улиц, благоустройство и озеленение территорий, воспитательная и культурно-массовая работа. И здесь большую роль традиционно играет взаимодействие с общественными формированиями, такими как Туэлбэ, Советы женщин, Советы отцов, Советы старейшин, Советы молодежи и т.д.

Хорошим примером может служить движение добрых дел "Моя Якутия в XXI веке", распространенное у нас в республике.

Например, жители дальнего небольшого поселения Ударник Баягантайского наслега Томпонского района на сельском сходе договорились и построили методом народной стройки здание, в котором разместились школа и детсад, сельский клуб и спортзал.

Особо значимой формой участия населения в решении вопросов местного значения становится общественный экологический контроль, цель которого - предотвращение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Он приобретает еще большее значение в связи с реализацией "Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года".

Например, в Алданском районе в 2007 году проведены общественные слушания по поводу строительства таких объектов, как Канкунский каскад ГЭС и освоение Эльконского ураново-рудного района, нефтепровод ВСТО и нефтеперекачивающий завод.

Необычайно важной становится работа по созданию "бренда поселения", которую сегодня проводят многие муниципалитеты ("зона трезвости", "чистый город", "самое благоустроенное село" и т.д.).

Бюджеты муниципальных образований, мы считаем, вправе иметь специальную статью финансовой поддержки местных инициатив и социально значимых проектов, и эта статья в процентном отношении должна увеличиваться по мере развития социальной сферы и экономики, стимулируя людей повышать активность и развивать навыки самоорганизации.

Важность института территориального общественного самоуправления (ТОС) способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и населения, активные граждане могут привлекаться к непосредственному участию в управленческой и организационной работе местной администрации на всех ее этапах. Необходимо распространять и внедрять успешные примеры социальной активности людей.

Для поддержки местных инициатив и социально значимых проектов предлагаем создать республиканский и муниципальные фонды, Советы общественности для координации данной работы, возрождая былое, но с новым содержанием, помня, что новое - это хорошо забытое старое, а также организовать для стимулирования данной работы семинары-совещания на улусном и республиканском уровнях.

Уважаемые участники съезда!

В последние годы в республике проведена большая работа по становлению двухуровневого местного самоуправления по налаживанию межмуниципального сотрудничества, отношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, определены приоритеты и направления работы по реализации Концепции развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2015 годы.

Самоуправление - это еще и нравственная категория. Это право населения самому организовать свою жизнь. Воспитание у населения чувства самостоятельности и ответственности может быть реализовано только через местное самоуправление. От того, как воспринимает, поддерживает население, простые жители проводимую в республике работу по становлению и развитию местного самоуправления, зависит судьба местного самоуправления в республике.

Поэтому, несмотря на загруженность организационной и хозяйственной работой, мы не должны забывать о проведении систематической разъяснительной работы с населением и постоянно освещать в средствах массовой информации суть и ход муниципальной реформы.

Главная цель развития местного самоуправления - улучшение качества жизни населения в каждом конкретном населенном пункте, создание качественно иного уровня оказываемых населению услуг.

Поставленная цель может быть достигнута при условии конструктивного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления всех уровней.

Уверен, что сегодняшнее обсуждение на съезде проблем развития такого важнейшего института гражданского общества, как местное самоуправление, поможет определить дальнейшие конкретные шаги для повышения эффективности проводимых преобразований, улучшения жизни якутян, укрепления мира и согласия в нашем обществе.

Позвольте пожелать вам, уважаемые участники съезда, в этом деле успехов и удачи, решительности и единства в ваших помыслах и действиях!






РЕЗОЛЮЦИЯ

II СЪЕЗДА СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) - АССОЦИАЦИИ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА


Обсудив Доклад "О работе Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) - Ассоциации межмуниципального сотрудничества за период с апреля 2006-го по март 2008 года и о задачах муниципальных образований республики по реализации Концепции развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2015 годы", II съезд Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отмечает:

В Республике Саха (Якутия) реализованы основные мероприятия переходного периода, предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положения Концепции развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на период до 2008 года и резолюции I съезда муниципальных образований Республики Саха (Якутия).

В республике приняты Концепция развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2015 годы, План действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации данной Концепции, а также республиканская программа государственной поддержки развития местного самоуправления на 2006 - 2008 годы.

В соответствии с указанными программными документами органами государственной власти и органами местного самоуправления созданы и совершенствуются организационные, правовые, финансово-экономические условия развития двухуровневой системы местного самоуправления.

Важнейшим итогом совместной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления за последние два года после I съезда являются реальные качественные изменения в промышленности, сельском хозяйстве, инфраструктуре, социальной сфере республики, что способствовало созданию экономической базы для эффективного функционирования института местного самоуправления, в том числе на уровне поселений.

За 2006 - 2007 годы в целях обеспечения муниципальной реформы приняты 34 республиканских закона, завершена передача объектов государственной собственности, необходимых муниципальным образованиям, для решения вопросов местного значения. Муниципальные районы и поселения приняли программы социально-экономического развития территорий.

В 2007 году состоялись выборы глав 11 муниципальных районов и городского округа "Якутск". Кроме того, 2 декабря были избраны 395 глав и депутатов представительных органов 391 поселения.

2 марта 2008 года состоялись выборы глав 17 муниципальных районов и депутатов окружного Совета городского округа "Город Якутск".

В настоящее время ведется подготовительная работа для утверждения границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства.

Совет муниципальных образований Республики Саха (Якутия), созданный I съездом муниципальных образований, проводит работу по представительству и защите общих интересов муниципальных образований республики.

На федеральном уровне Совет муниципальных образований Республики Саха (Якутия) входит в состав общероссийского Конгресса муниципальных образований, участвует в различных мероприятиях, а также поддерживает связь посредством корпоративной автоматизированной информационной системы.

Руководствуясь Концепцией развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2015 годы, в целях обеспечения взаимодействия, объединения усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения задач муниципального строительства, II съезд Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) решил:

1. Поддержать предложения, содержащиеся в обращении Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Анатольевича Штырова, направленные на развитие местного самоуправления в Республике Саха (Якутия).

2. Считать основными направлениями деятельности Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия):

2.1. Обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти, общероссийским объединением муниципальных образований (Конгрессом), общественными организациями, средствами массовой информации.

2.2. Развитие новых форм и механизмов непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

2.3. Представление и защита общих интересов муниципальных образований.

2.4. Оказание информационной, методической, консультационной помощи муниципальным образованиям в решении вопросов местного значения.

2.5. Участие в работе по совершенствованию финансово-экономических основ местного самоуправления.

2.6. Оказание помощи муниципальным образованиям в организации подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.

2.7. Обобщение и распространение лучшей практики муниципального управления.

2.8. Участие в формировании единого информационного пространства.


КонсультантПлюс: примечание.

В официальном источнике публикации, видимо, допущена опечатка: Указ Президента РС(Я) от 11.09.2005 № 2322 имеет название "О введении в действие Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 25 июля 2005 года № 2250 "О нормативах штатной численности органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия)".


3. Обратиться к Президенту Республики Саха (Якутия) с предложением о введении норм Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 25 июля 2005 года № 2250 "Рекомендуемая численность органов местного самоуправления РС(Я) для определения объемов фонда финансирования" и Указа Президента РС(Я) от 11 сентября 2005 года № 2322 "О введении в действие Указа Президента РС(Я) от 25 июля 2005 года № 2250 "Рекомендуемая численность органов местного самоуправления РС(Я) для определения объемов фонда финансирования" в части увеличения численности муниципальных служащих.

4. Обратиться к Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) с предложением направить законодательную инициативу в Федеральное Собрание Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в Бюджетный и Налоговый кодексы, предусматривающую увеличение доходной базы бюджетов муниципальных образований за счет увеличения доли налоговых и иных отчислений.

5. Обратиться к правительству Республики Саха (Якутия) с предложениями:

5.1. Разработать республиканскую программу государственной поддержки местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2009 - 2012 годы;

5.2. Внести в Государственное Собрание (Ил Тумэн) проекты законов Республики Саха (Якутия):

5.2.1. Об административной ответственности за неисполнение решений органов местного самоуправления;

5.2.2. О социальных гарантиях для выборных должностных лиц местного самоуправления;

5.2.3. О порядке ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия);

5.2.4. По увеличению финансирования республиканской целевой программы "Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2010 годы" в части мероприятий по аэрофотосъемке и созданию картографических материалов населенных пунктов Республики Саха (Якутия), а также в части оформления прав муниципальной собственности на объекты недвижимости и земельные участки.

6. Рекомендовать правительству, органам исполнительной власти Республики Саха (Якутия) продолжить работу по реализации мероприятий:

6.1. Совершенствования межбюджетных отношений в целях эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и поселений;

6.2. Финансового обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления;

6.3. Оказания практической помощи органам местного самоуправления в виде выездных консультационно-методических экспертиз, организации зональных семинаров, разработки и направления модельных нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

6.4. Перехода улусных подразделений Минфина республики в ведение муниципальных районов с целью создания муниципальных финансовых органов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ;

6.5. Разработки в 2008 году республиканской программы развития муниципальной службы;

6.6. Государственной поддержки информатизации деятельности органов местного самоуправления через государственные программы и ресурсы;

6.7. Реализации прав граждан, особенно проживающих в сельской местности, на доступ к информационным ресурсам путем внедрения высоких технологий в телекоммуникациях, радиовещании и телевидении;

6.8. Ремонта и содержания муниципальных внутриулусных автомобильных дорог, строительства мостов.

7. Рекомендовать Министерству финансов Республики Саха (Якутия):

7.1. Внести изменения в Закон Республики Саха (Якутия) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений";

7.2. Продолжить работу по совершенствованию методики распределения средств фондов компенсаций и финансовой поддержки муниципальных образований.

8. Рекомендовать Министерству строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) разработать программу разработки документов территориального планирования муниципальных районов и разработки генеральных планов населенных пунктов Республики Саха (Якутия) на условиях софинансирования.

9. Рекомендовать Министерству образования Республики Саха (Якутия), Республиканской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия) в целях полного использования средств, предусмотренных в государственном бюджете РС(Я) на 2008 год, ускорить разработку нормативных правовых актов, определяющих порядок реализации государственных полномочий в области опеки и попечительства, порядок предоставления дополнительного финансирования по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам школ-детских садов, школ начальных, неполных средних и средних, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), порядок расходования субвенций на реализацию государственных полномочий по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

10. Органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия):

10.1. Обеспечить исполнение муниципальных программ социально-экономического развития, ежегодное выполнение плановых заданий по производству важнейших видов продукции, оказанию услуг;

10.2. Наметить конкретные меры для развития в поселениях новых производств - "точек роста" экономики, развития малого предпринимательства, расширения местного производства, привлечения инвестиций для создания новых инновационных производств, развития рынка платных услуг населению, расширения налогооблагаемой базы, обеспечения роста собственных доходов;

10.3. Обеспечить участие местного населения в реализации "Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года";

10.4. Разработать в 2008 году программы развития муниципальной службы, обеспечить плановую подготовку, переподготовку и повышение квалификации выборных должностных лиц и муниципальных служащих;

10.5. Принять меры по своевременному внесению изменений и дополнений в уставы муниципальных образований;

10.6. Активизировать работу по своевременному направлению муниципальных нормативных правовых актов для включения в Регистр муниципальных правовых актов Республики Саха (Якутия);

10.7. Активизировать работу по своевременному и качественному исполнению переданных отдельных государственных полномочий;

10.8. Провести подготовительные мероприятия по переходу на финансирование учреждений на основе метода бюджетирования, ориентированного на результат, и переводу бюджетных учреждений в автономные учреждения, начиная с 2009 года;

10.9. Разработать целевые территориальные программы повышения правовой культуры населения (правового всеобуча);

10.10. Распространять и внедрять успешные примеры специальных технологий по повышению социальной активности и вовлечению граждан в процесс реального осуществления местного самоуправления;

10.11. Разработать проект среднесрочного финансового плана муниципального района, городского округа на 2009 - 2012 годы;

10.12. Рассмотреть возможность установления минимальных нормативов по расходам бюджетов муниципальных образований;

10.13. Осуществить контроль над полным использованием остатков на счетах по учету средств местного бюджета;

10.14. Своевременно представить в Министерство строительства и промышленности строительных материалов РС(Я) необходимую информацию для разработки документов территориального планирования;

10.15. Принять дополнительные меры по обеспечению жильем специалистов, направляемых на работу в учреждения бюджетной сферы;

10.16. Разработать и реализовать программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры, организовать работу по созданию некоммерческих организаций в целях полного использования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

10.17. Обеспечить исполнение решений Координационного совета по информатизации при Президенте Республики Саха (Якутия);

10.18. Совместно с ГУП "Технический центр телевидения и радиовещания" и ГУ "Национальная вещательная компания "Саха" принять меры по улучшению качества и расширению объемов телерадиовещания;

10.19. Принять меры по страхованию объектов жизнеобеспечения и муниципального имущества социального назначения;

10.20. Организовать через средства массовой информации широкую разъяснительную работу среди населения о работе и решениях II съезда Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия);

10.21. Обеспечить проведение мероприятий по государственной регистрации прав муниципальной собственности на объекты капитального строительства и земельные участки.

11. Совету муниципальных образований - Ассоциации межмуниципального сотрудничества, правлению Совета муниципальных образований совместно с Советом по местному самоуправлению при Президенте Республики Саха (Якутия) обеспечить плановое рассмотрение резолюции II съезда муниципальных образований Республики Саха (Якутия), принять меры по ее реализации.

12. Исполнительной дирекции Совета муниципальных образований - Ассоциации межмуниципального сотрудничества в срок до 1 июля 2008 года согласовать с соответствующими структурами и внести на очередное совместное заседание Совета по местному самоуправлению при Президенте Республики Саха (Якутия) и правления Совета муниципальных образований - Ассоциации межмуниципального сотрудничества План мероприятий по реализации предложений делегатов съезда, муниципальных образований и министерств, ведомств, не нашедших отражение в резолюции съезда.






 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48

 Это интересно

Мультфильм: «Как Нянчедо Мынику учил человека летать»

 Архив статей с 1990 года
 Вы можете оставить бесплатную  заявку на любую статью из  периодического издания.
 Есть только одно условие:
 статья должна быть посвящена  проблемам севера России

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru