Текст документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 мая 2008 г. № 435-р
О КОНЦЕПЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2008
- 2009 ГОДЫ
В целях создания
устойчивых предпосылок и условий для обеспечения проведения
мероприятий по административной реформе в Республике Саха (Якутия) и
повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти
Республики Саха (Якутия):
1. Одобрить Концепцию
административной реформы в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2009
годы согласно приложению.
2. Комиссии по проведению
административной реформы в Республике Саха (Якутия), образованной
распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2007
года № 146-РП, разработать План мероприятий по реализации Концепции
административной реформы в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2009
годы.
3. Опубликовать настоящее
распоряжение в республиканских газетах "Якутия" и "Саха
сирэ".
4. Контроль исполнения настоящего
распоряжения возложить на руководителя Администрации Президента и
Правительства Республики Саха (Якутия) Николаева А.С.
Председатель
Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 5 мая 2008 г. № 435-р
КОНЦЕПЦИЯ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В
РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
НА 2008 - 2009 ГОДЫ
Введение
Реформирование
системы государственного управления в Республике Саха (Якутия)
является важным фактором социально-экономического развития
республики. В Республике Саха (Якутия) достижение устойчивого
социально-экономического развития во многом зависит от эффективности
работы государственного аппарата, уровня качества и доступности
предоставления государственных услуг и выполнения органами
исполнительной власти государственных функций - основного направления
реализации административной реформы.
В республике к 2007 году созданы
предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы
государственного и муниципального управления.
В целях создания системы управления
мероприятиями административной реформы и для придания планомерного,
организованного характера этой работе, образована Комиссия по
проведению административной реформы в Республике Саха (Якутия),
утверждено Положение о ее деятельности.
Формируется система управления,
ориентированного на результат. Ведется разработка долгосрочных и
среднесрочных планов и программ социально-экономического развития
республики.
Проводится анализ функций органов
исполнительной власти Республики Саха (Якутия), внесены и утверждены
изменения в положения о них, начата разработка методологии
формирования реестра государственных функций и перечня
государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти
Республики Саха (Якутия).
В целях повышения эффективности
взаимодействия органов исполнительной власти Республики Саха
(Якутия), органов местного самоуправления с обществом, открытости их
деятельности, укрепления социального согласия в регионе создаются
условия для развития институтов гражданского общества, организации
работы с обращениями граждан, средствами массовой информации.
Одним из важнейших факторов, влияющих
на открытость органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия),
стало широкое распространение и применение
информационно-коммуникационных технологий. Законом Республики Саха
(Якутия) утверждена государственная целевая программа "Электронная
Якутия" на период 2007 - 2011 годы. Создан Интернет-портал
органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
Проведена системная работа по
обеспечению открытости и доступности информации о деятельности
органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия). Организуются
выступления с участием Президента, вице-президента, членов
Правительства Республики Саха (Якутия) в программе "Правительственный
час", проводятся прямые эфиры. Доступ граждан к информации
органов власти обеспечивается посредством официального
Интернет-портала Администрации Президента и Правительства Республики
Саха (Якутия), органов государственной власти Республики Саха
(Якутия).
Однако принятые меры в большинстве
своем имели фрагментарный характер и не принесли ощутимого
результата.
В частности, необходимо продолжить
работу по разработке системы оценки результативности деятельности
органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Медленно идет процесс выявления и
устранения излишних и дублирующих функций. С учетом перераспределения
полномочий и уточнения перечня государственных функций и
государственных услуг требует продолжения работа по оптимизации,
определению и упорядочению сети подведомственных органам
исполнительной власти государственных унитарных предприятий и
государственных учреждений.
Необходимо продолжить работу по
разработке системы мер по противодействию коррупции, ввести в
постоянную практику анализ проектов нормативных правовых актов
Республики Саха (Якутия) на коррупциогенность. Необходимо продолжить
реформирование системы закупок для государственных нужд.
Недостаточно организованы и часто
неэффективны административно-управленческие процессы в органах
исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Уровень использования современных
информационных технологий пока остается в Республике Саха (Якутия)
недостаточным для кардинального повышения эффективности деятельности
органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Должны получить развитие меры,
направленные на совершенствование взаимодействия органов
исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органов местного
самоуправления с гражданским обществом.
Все обозначенные проблемы
государственного управления взаимосвязаны и не могут быть решены в
отдельности. Они требуют единого подхода в управлении,
межведомственной координации и согласованного по времени и объемам
привлечения средств. Концепция административной реформы в Республике
Саха (Якутия) составлена в соответствии с принципами, целями и
задачами, определенными в Концепции административной реформы в
Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, и направлена на комплексное
и планомерное повышение эффективности мер по проведению
административной реформы в республике.
Предусматривается решение конкретных
вопросов проведения административной реформы, включая
нормативно-правовое, методическое, организационное, информационное,
материально-техническое обеспечение. Ее реализация позволит создать
необходимые условия для достижения стратегической цели
административной реформы - повышение качества государственного и
муниципального управления.
1. Цели и задачи
административной реформы
в Республике Саха (Якутия)
Целями
административной реформы в Республике Саха (Якутия) в 2008 - 2010
годах являются:
повышение качества и доступности
государственных услуг;
ограничение вмешательства государства
в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том
числе прекращение избыточного государственного регулирования;
повышение эффективности деятельности
органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Для достижения поставленных целей
необходимо решить следующие задачи:
внедрение современных методов и
механизмов управления по результатам в органах исполнительной власти,
а также в подведомственных им организациях;
внедрение докладов о результатах и
основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
разработка и внедрение стандартов
государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной
власти, а также административных регламентов;
четкое разграничение полномочий между
органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия);
создание многофункциональных центров
предоставления государственных и муниципальных услуг;
организация предоставления
государственных услуг в электронной форме;
оптимизация функционирования органов
исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции
в сферах деятельности органов исполнительной власти;
повышение эффективности
взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества;
модернизация системы информационного
обеспечения органов исполнительной власти;
обеспечение реформирования и
повышения эффективности системы закупок для государственных и
муниципальных нужд;
обеспечение внедрения механизмов
прозрачности и эффективного взаимодействия органов исполнительной
власти со структурами гражданского общества;
подготовка кадров по основным
направлениям административной реформы.
2. Итоги проведения
административной реформы
в Республике Саха (Якутия) в 2006 -
2007 годах
Реализация Концепции
административной реформы Российской Федерации в 2006 - 2010 годах в
Республике Саха (Якутия) определена распоряжением Президента
Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2006 года № 123-РП "О
мероприятиях по проведению административной реформы в Республике Саха
(Якутия)".
В соответствии с планом
реформирования совершенствуется законодательная база. Принимаются
решения в области государственного управления, внесены изменения в
действующую Конституцию Республики Саха (Якутия), Конституционный
закон Республики Саха (Якутия) "О Президенте Республики Саха
(Якутия)".
Принят Закон "О государственной
гражданской службе Республики Саха (Якутия)", которым
урегулированы правоотношения в области гражданской службы.
11 октября 2006 года принят Закон
Республики Саха (Якутия) "О Реестре государственных должностей
Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской
службы", которым определены критерии классификации
государственных должностей гражданской службы и перечень должностей,
учреждаемых в органах государственной власти Республики Саха
(Якутия).
Важнейшим механизмом реализации
административной реформы, в том числе реформы государственной службы,
является подготовка, переподготовка и повышение квалификации
государственных гражданских служащих. Работа по подготовке,
переподготовке и повышению квалификации государственных служащих
проводится на принципах государственного заказа.
В республике ежегодно в соответствии
с Регламентом системы планирования социально-экономического развития
Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия) от 31 июля 2003 года № 475, в целях
совершенствования и эффективной организации работы органов
исполнительной власти устанавливаются конкретные задачи и показатели
(индикаторы), характеризующие результат деятельности. Государственный
заказ на управление социально-экономическими процессами в Республике
Саха (Якутия) на 2006 - 2008 годы утвержден постановлением
Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2005 года № 564.
По степени достижения запланированных индикаторов по итогам года
оценивается эффективность работы органов управления. В рамках
проведения административной реформы проводится работа по повышению
эффективности системы закупок для государственных нужд.
Советом по координации работы по
укреплению законности, правопорядка при Президенте Республики Саха
(Якутия) 14 июля 2006 года рассмотрен вопрос "О соблюдении
законодательства при осуществлении закупок для государственных нужд".
Существенным аспектом в создании
эффективно функционирующей системы обеспечения государственных нужд
является автоматизация процессов осуществления государственных
закупок. Вводится в промышленную эксплуатацию портал АИС "Госзакупки"
в Министерстве экономического развития республики и ряде других
министерств и ведомств, определенных государственными заказчиками и
уполномоченными ими органами, и доработки его в соответствии с
меняющимися условиями и нормативной правовой базой. Принято
распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2006
года № 446-РП "Об организации в Республике Саха (Якутия)
подготовки кадров по управлению государственными и муниципальными
закупками".
В целях обеспечения качества процедур
размещения государственного заказа создан Центр по подготовке
специалистов в области государственных и муниципальных закупок,
действующий при Институте управления при Президенте Республики Саха
(Якутия).
3. Основные
направления реализации мероприятий по проведению
административной реформы в Республике
Саха (Якутия)
3.1. Управление по
результатам
Целью реализации
этого направления является внедрение методов и процедур управления,
ориентированного на результат, а также проектного управления в
органах исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и
подведомственных им организациях.
Для реализации подходов, связанных с
внедрением элементов управления по результатам, требуется решение
следующих задач:
разработка методики расчета
показателей результативности по важнейшим направлениям деятельности
органов исполнительной власти;
включение в программы
социально-экономического развития Республики Саха (Якутия),
республиканские целевые программы задач, промежуточных значений
стратегических показателей и ресурсов, детальных описаний
мероприятий, направленных на достижение намеченных целей;
формирование развернутой системы
среднесрочного, краткосрочного годового и оперативного планирования и
отчетности на основе анализа результатов и основных направлений
деятельности органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия);
разработка и внедрение
управленческого учета, позволяющего распределять ресурсы по
поставленным задачам, а также обеспечить контроль достижения
результатов и определить персональную ответственность руководителей и
должностных лиц за решение указанных задач, а также внедрение системы
внутреннего аудита, позволяющего эффективно оценивать деятельность
структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за решение
поставленных задач;
создание системы объективного
контроля исполнения плановых мероприятий и республиканских целевых
программ, оценки их социально-экономической эффективности, аудита
результативности деятельности органов исполнительной власти
Республики Саха (Якутия), а также формирования банка данных
полученных результатов оценок деятельности;
проведение оценки эффективности
бюджетных расходов;
введение системы рейтингов качества
государственного управления;
разработка и внедрение докладов о
результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного
планирования.
Указанные задачи должны
реализовываться как в отношении органов исполнительной власти, так и
в отношении подведомственных им организаций.
3.2.
Стандартизация и регламентация
Обоснованием выбора
данного направления выступает положение Концепции административной
реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах о том, что
качество административно-управленческих процессов может быть
существенно улучшено путем их модернизации, опирающейся на разработку
и внедрение административных регламентов с использованием
возможностей информационно-коммуникационных технологий. Данное
направление административной реформы предусматривает:
внедрение стандартов государственных
услуг с целью обеспечения определенного уровня структурирования
взаимодействия органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия)
и получателей услуг в процессе оказания государственных услуг;
внедрение административных
регламентов в деятельность органов исполнительной власти Республики
Саха (Якутия).
Стандартизация государственных услуг
призвана обеспечить повышение социальной эффективности деятельности
органов исполнительной власти. Отсутствие закрепления в нормативных
правовых актах порядка предоставления государственных услуг дает
органам исполнительной власти и государственным учреждениям
возможность не осуществлять необходимые действия или же осуществлять
их ненадлежащим образом.
Основными задачами стандартизации
государственных услуг являются: минимизация издержек взаимодействия
между получателем услуги и исполнителем, закрепление измеряемых
требований к качеству и доступности услуги, учет предпочтений и
интересов получателей, защита и обеспечение их прав на получение
качественной услуги.
При этом предполагается
стандартизация максимально возможного числа государственных услуг,
оказываемых органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
В этой связи для разработки и
внедрения стандартов государственных услуг в 2008 - 2009 годах
предстоит решить следующие ключевые задачи:
осуществить комплекс мер по
формированию реестров государственных функций и государственных
услуг, исполняемых и предоставляемых (в том числе и на платной
основе) органами исполнительной власти и подведомственными им
организациями, включая экспертизу деятельности органов исполнительной
власти Республики Саха (Якутия) и государственных учреждений на
предмет определения перечней исполняемых ими государственных функций
или предоставляемых государственных услуг;
подготовить нормативные акты,
устанавливающие обязательность и порядок стандартизации
государственных услуг;
разработать и утвердить методику
стандартизации государственных услуг и обслуживания, разработать и
внедрить стандарты государственных услуг и обслуживание в
деятельность органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия);
разработать и внедрить систему
контроля соблюдения стандартов государственных услуг и обслуживания,
включающую механизмы обратной связи с потребителями государственных
услуг;
создать единую
информационно-справочную систему поддержки получателей
государственных услуг;
разработать и апробировать механизмы
дистанционного предоставления государственных услуг на основе
информационно-коммуникативных технологий.
В целях совершенствования
регламентации деятельности органов государственной власти
предполагается решить следующие задачи организационного, нормативного
и методического характера:
разработать и утвердить методику
формирования административных регламентов, предусматривающую
механизмы представительства структур гражданского общества,
пользователей государственных услуг при разработке, утверждении и
внедрении административных регламентов;
подготовить и утвердить типовые
административные регламенты государственных функций, регламенты
органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), регламенты
взаимодействия органов исполнительной власти Республики Саха
(Якутия);
разработать и утвердить порядок
проведения независимой экспертизы проектов административных
регламентов;
внедрить административные регламенты
органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия);
осуществить мониторинг качества
административных процессов по результатам внедрения административных
регламентов;
оценить возможность и
целесообразность внедрения электронных административных регламентов,
апробировать информационно-коммуникативные технологии при разработке
электронных регламентов.
3.3.
Предоставление государственных услуг
на базе многофункциональных
центров
В целях повышения
качества предоставления государственных услуг при взаимодействии
граждан и организаций с государственными и муниципальными органами
власти необходимо создать многофункциональные центры предоставления
государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные
центры).
Многофункциональные центры обеспечат
предоставление комплекса государственных услуг органами
исполнительной власти, органами местного самоуправления Республики
Саха (Якутия) в режиме "единого окна". При этом
взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги
(включая необходимые согласования, получение выписок, справок и
т.п.), должно происходить без участия заявителя.
В целях распространения практики
создания многофункциональных центров необходимо разработать единые
требования, определяющие государственные услуги, соответствующие им
типовые инфраструктурные решения и организационно-административные
модели взаимодействия представителей различных государственных
органов и органов местного самоуправления между собой, а также с
гражданами и организациями в рамках функционирования указанных
центров. При этом необходимо сформировать типовой перечень услуг,
предоставляемых на базе многофункциональных центров, и план перехода
на предоставление этих услуг на базе многофункциональных центров.
Также должна быть разработана
нормативно-правовая и методическая база по созданию
многофункциональных центров.
3.4.
Предоставление информации о государственных услугах
и государственных услуг в
электронной форме
Размещение
актуальных, достоверных, легкодоступных и исчерпывающих сведений о
порядке предоставления государственных услуг, требованиях,
предъявляемых к заявителям и представляемым документам, а также
обеспечение актуализации этих сведений являются востребованной
получателями государственных услуг задачей.
Решение поставленной задачи может
быть осуществлено посредством создания системы порталов
государственных услуг, объединяющих в единое информационное
пространство данные о государственных услугах, оказываемых органами
исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Порталы государственных услуг должны
быть доступны любому пользователю информационно-телекоммуникационной
сети Интернет и организованы таким образом, чтобы обеспечить простой
и эффективный поиск информации и ее предоставление.
В системе порталов государственных
услуг должны размещаться сведения об общем перечне (реестре)
государственных услуг, подробная и систематизированная информация о
каждой государственной услуге, а также о возможности предоставления
государственных услуг в электронной форме.
Кроме того, порталы государственных
услуг должны обеспечивать возможность получения необходимых
достоверных форм документов, направления запросов и уведомлений,
которые не требуют идентификации отправителя.
3.5. Оптимизация
функций органов исполнительной власти
Республики Саха (Якутия)
Наличие у органов
исполнительной власти значительного числа избыточных функций и
неэффективные механизмы их реализации являются серьезным препятствием
интенсивному развитию предпринимательства, подрывают доверие бизнеса
к государственной власти.
Решение этой проблемы предполагает
ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность
субъекта предпринимательства, в том числе избыточного
государственного регулирования за счет оптимизации функций органов
исполнительной власти и формирования эффективных механизмов
противодействия коррупции.
Проведение функционального анализа
проводится во всех органах исполнительной власти Республики Саха
(Якутия). Итогом такой деятельности станет формирование
детализированного реестра государственных функций и услуг органов
исполнительной власти Республики Саха (Якутия), оптимизация
организационной структуры в целом. В целях предотвращения появления
новых избыточных и дублирующих функций органов исполнительной власти
необходимо разработать механизм обязательного доказательства
необходимости введения дополнительных функций.
Параллельно с проведением
функциональных обзоров в ряде органов исполнительной власти
Республики Саха (Якутия) необходимы разработка и внедрение принципов
и технологий аутсорсинга части непрофильных функций другим
организациям, которые специализируются в конкретной области и
обладают соответствующими опытом, знаниями, техническими средствами.
В рамках данного направления необходимо решить задачи по разработке
критериев выявления административных и управленческих процессов,
подлежащих аутсорсингу, созданию перечня государственных функций и
видов деятельности, не подлежащих аутсорсингу, разработке процедур и
механизмов контроля эффективности аутсорсинга и мониторинга
выполнения условий контрактов, разработке и реализации механизмов,
стимулирующих государственные органы проводить аутсорсинг.
Необходимо проведение экспертизы
исполнения контрольно-надзорных функций и их оптимизации,
согласование с федеральными органами исполнительной власти
регламентов исполнения части функций, находящихся в совместном
ведении. Значительная часть органов государственного контроля и
надзора находится в ведении исполнительной власти.
3.6.
Противодействие коррупции
В Послании
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации от 26 апреля 2007 года борьба с коррупцией обозначена как
один из стратегических планов внутренней политики государства.
Согласно положениям Концепции административной реформы в Российской
Федерации в 2006 - 2010 годах необходимым условием для достижения
заявленных в административной реформе целей является ликвидация
коррупции в федеральных органах государственной власти, органах
государственной власти субъектов Российской Федерации, которая стала
важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности
государственного управления. Целями данного направления являются
снижение уровня коррупции, ее влияния на деятельность государственных
органов, на повседневную жизнь граждан, а также обеспечение защиты
прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз,
связанных с коррупцией.
Во исполнение Послания Президента
Российской Федерации от 26 апреля 2007 года и решения
Межведомственной комиссии полномочного представителя Президента
Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе по
общественной безопасности, укреплению законности и правопорядка от 15
марта 2007 года № 47 на заседании Совета по координации работы по
укреплению законности, правопорядка при Президенте Республики Саха
(Якутия) 10 мая 2007 года рассмотрен вопрос "О состоянии борьбы
с коррупцией в Республике Саха (Якутия) и мерах по эффективному
противодействию" и принято соответствующее постановление. Во
исполнение данного постановления Совета по координации рабочими
группами Администрации Президента и Правительства Республики Саха
(Якутия) разработан проект Закона Республики Саха (Якутия) "О
противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия)" и проект
республиканской целевой Программы "О противодействии коррупции в
Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2010 годы".
Анализ нормативной базы Республики
Саха (Якутия) должен явиться важным шагом, поскольку создает условия
для реализации антикоррупционных мер, таких как разработка
антикоррупционных мероприятий в различных сферах хозяйствования и
управления (в кредитно-финансовой и банковской системах, в сфере
приватизации и земельной реформы, в сфере промышленности, обращения
стратегических ресурсов, в социальной и бюджетной сферах, в сфере
потребительского рынка, в органах государственной власти и
управления); разработка и принятие законодательства о противодействии
коррупции, в котором должны быть определены задачи, принципы,
основные направления и формы противодействия коррупции; введение в
практику проведения открытого обсуждения наиболее важных
законопроектов Республики Саха (Якутия); организация работы горячей
линии для мониторинга фактов коррупции; разработка механизма обмена
информацией с правоохранительными органами по проверке лиц,
претендующих на поступление на государственную гражданскую службу, с
целью предотвращения проникновения в органы государственной власти
граждан, преследующих преступные или корыстные цели.
Механизм реализации данного
направления включает систему следующих задач:
введение в практику работы органов
исполнительной власти механизма ответственности госслужащих за
результаты своей работы;
формирование культуры отношений
государственного чиновника и гражданина в процессе исполнения
государственных функций и предоставления государственных услуг;
разработка и введение кодекса
поведения и типового должностного регламента государственного
служащего;
обязательное и повсеместное внедрение
в практику работы органов исполнительной власти и госучреждений
стандартов публичных государственных услуг, административных и
должностных регламентов, нацеленных на искоренение фактов коррупции и
бюрократии, обеспечение постоянного мониторинга их соблюдения, в том
числе посредством изучения общественного мнения с целью оценки работы
органа исполнительной власти, государственного учреждения (или
конкретного чиновника, государственного служащего), исполняющих
государственные функции или предоставляющих государственные услуги,
на предмет их полноты, своевременности и качества;
оценка существующего уровня
коррупции;
устранение условий, порождающих
коррупцию;
применение ротации должностных лиц;
снижение риска коррупционных действий
и потерь от их совершения;
формирование нетерпимости к
коррупционным действиям;
предупреждение коррупционных
правонарушений;
обеспечение ответственности за
коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных
нормативно-правовыми актами;
возмещение вреда, причиненного
коррупционными правонарушениями;
мониторинг коррупциогенных факторов и
эффективности мер антикоррупционной политики;
формирование антикоррупционного
общественного сознания;
содействие в реализации прав граждан
и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и
коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в
средствах массовой информации.
3.7. Повышение
эффективности взаимодействия органов
исполнительной власти Республики
Саха (Якутия) и общества
Одной из основных
ключевых проблем функциональной системы исполнительной власти
является информационная закрытость органов исполнительной власти, а
также отсутствие обратной связи с гражданами и организациями. Для
деятельности государственных органов характерно развитие механизмов
публичного обсуждения общественно значимых решений.
Повышение эффективности
взаимодействия исполнительных органов государственной власти и
общества в рамках административной реформы должно предусматривать
проведение следующих мероприятий:
внедрение системы информационной
открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти
Республики Саха (Якутия) путем формирования специальной нормативной
базы, обеспечения полного доступа населения к информационным ресурсам
органов государственной власти и местного самоуправления, разъяснения
деятельности органов государственной власти и местного
самоуправления;
определение рейтингов органов
исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и местного
самоуправления по открытости и прозрачности;
обязательное включение в
административные регламенты органов исполнительной власти Республики
Саха (Якутия) условий и порядка их взаимодействия с гражданским
обществом (включая граждан, средств массовой информации, общественные
объединения);
развитие новых форм работы
общественных приемных (в том числе электронных приемных) органов
исполнительной власти Республики Саха (Якутия);
включение представителей гражданского
общества в рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативных
правовых актов, иных решений органов исполнительной власти Республики
Саха (Якутия), затрагивающих права и интересы граждан;
создание регламентированной системы
общественной экспертизы, обеспечивающей конструктивный диалог
специалистов органов исполнительной власти, общественных и
предпринимательских структур в целях всестороннего учета требований
получателей государственных услуг в процессе разработки и принятия
органами исполнительной власти социально значимых решений, включая
концептуальные и программные документы, затрагивающие интересы
гражданского общества;
приведение ведомственных
Интернет-порталов в соответствие с общими требованиями по размещению
информации о деятельности органов исполнительной власти в сети
Интернет.
В соответствии с Указом Президента
Республики Саха (Якутия) от 6 июня 2002 года № 270 в республике
образован и успешно функционирует Общественно-консультативный Совет
при Президенте Республики Саха (Якутия), в состав которого входят 45
представителей республиканских общественных объединений, в том числе
8 региональных отделений политических партий. Практика работы
показала, что Общественно-консультативный Совет при Президенте
Республики Саха (Якутия) за последние годы превратился в орган, на
котором обсуждаются все важные вопросы, затрагивающие интересы
населения республики, что способствует не только сохранению
стабильной общественно-политической обстановки, но и эффективному
решению сложных экономических вопросов. Общественно-консультативный
Совет при Президенте Республики Саха (Якутия) становится все более
действенным инструментом выдвижения социально значимых инициатив,
способствует большей открытости власти и ее политики.
3.8. Модернизация
системы информационного обеспечения
органов исполнительной власти
Республики Саха (Якутия)
Препятствием на пути
реализации административной реформы являются недостатки существующей
системы статистического учета, не позволяющей в полной мере оценивать
эффективность работы органов исполнительной власти и качество
предоставляемых государственных услуг. Ведомственные системы сбора
данных не позволяют осуществлять качественную оценку результативности
деятельности органов исполнительной власти.
Не менее важной задачей должно стать
создание эффективной системы мониторинга показателей деятельности
субъектов бюджетного планирования, развитие нормативно-правовой и
методической базы системы информационно-статистического обеспечения
органов исполнительной власти. Целью мероприятий по данному
направлению является модернизация системы информационного обеспечения
деятельности органов исполнительной власти на основы внедрения
международных стандартов и создания систем мониторинга по основным
направлениям реализации административной реформы.
В рамках данного направления
планируется разработка методических основ и систем мониторинга
процессов управления по результатам, качества предоставления
государственных услуг, результативности ведомственных и региональных
антикоррупционных программ, проведения закупок для государственных
нужд, информационной открытости органов исполнительной власти и
органов местного самоуправления, развития гражданского общества и
участия его представителей в процессе подготовки и принятия
государственными органами решений с последующим осуществлением
необходимого мониторинга.
4. Обеспечение
проведения административной реформы
в Республике Саха (Якутия)
Обеспечение
реализации мероприятий Программы проведения административной реформы
в Республике Саха (Якутия) производится посредством:
работы Комиссии по проведению
административной реформы в Республике Саха (Якутия);
разработки и утверждения
конкретизированных планов мероприятий по проведению административной
реформы в 2008 - 2009 годах в Республике Саха (Якутия);
создания ведомственных рабочих групп,
разработка ведомственных планов мероприятий по проведению
административной реформы;
организации работы при Комиссии по
проведению административной реформы в Республике Саха (Якутия)
экспертных групп по направлениям реформы;
информационного наполнения на
официальном сервере органов государственной власти Республики Саха
(Якутия) электронной страницы "Административная реформа в
Республике Саха (Якутия)";
разработки механизмов эффективной
организации деятельности гражданских служащих;
обучения кадров по основным
направлениям административной реформы;
изучения, адаптации и внедрения
передового опыта субъектов Российской Федерации и зарубежных стран в
сфере государственного и муниципального управления.
Ответственной за реализацию
мероприятий по проведению административной реформы в Республике Саха
(Якутия) является Комиссия по проведению административной реформы в
Республике Саха (Якутия).
К основным задачам Комиссии по
проведению административной реформы в Республике Саха (Якутия)
относятся обеспечение согласованных действий органов исполнительной
власти Республики Саха (Якутия), взаимодействие с федеральными
органами исполнительной власти, а также с заинтересованными
организациями и общественными объединениями при проведении
административной реформы.
Комиссия по проведению
административной реформы в Республике Саха (Якутия) осуществляет
рассмотрение проектов нормативных правовых актов Президента и
Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам повышения
эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики
Саха (Якутия), оптимизации структуры органов исполнительной власти
Республики Саха (Якутия), исключения дублирования функций и
полномочий органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Нормативно-правовую и методическую
поддержку мероприятий по проведению административной реформы
осуществляет Министерство экономического развития Республики Саха
(Якутия). Контроль целевого использования средств, выделяемых на
реализацию Программы, осуществляет Министерство финансов Республики
Саха (Якутия).
Мероприятия административной реформы
предусматривают осуществление мониторинга, в том числе независимого,
и информационное сопровождение, включающее публикацию в средствах
массовой информации, брифинги, пресс-конференции, выступления
должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий
административной реформы в Республике Саха (Якутия). Необходима
организация мероприятий по общественному обсуждению административной
реформы, проведение "круглых столов", семинаров,
конференций и других публичных обсуждений с представителями различных
групп граждан, общественных объединений и субъектов
предпринимательской деятельности.
Для осуществления контроля реализации
мероприятий административной реформы в Республике Саха (Якутия) в
каждом органе исполнительной власти определяются должностные лица и
соответствующие подразделения, ответственные за проведение
мероприятий административной реформы. Данная работа производится
силами имеющегося кадрового потенциала гражданских служащих
Республики Саха (Якутия), привлекаемых независимых экспертов из среды
научного сообщества, общественных и профессиональных организаций
Республики Саха (Якутия).
Система управления реализацией
мероприятий административной реформы в 2008 - 2009 годах должна
гарантировать достижение поставленных целей, эффективность проведения
каждого из мероприятий, а также долгосрочную устойчивость полученных
результатов.
Внедрение предлагаемых инструментов
административной реформы позволит обеспечить высокий уровень
достижения планируемых общественно значимых результатов, повысить
качество государственного регулирования, эффективнее осуществлять
контроль исполнения принятых решений.