УПРАВЛЕНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И
НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
<СООБЩЕНИЕ>
от 15 апреля 2008 года
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПО НАЛОГУ
НА ПРИБЫЛЬ (ГЛАВА 25 "НАЛОГ
НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ"
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ)
Вопрос: Организация
получила имущество по договору безвозмездного пользования. Согласно
п. 2 ст. 248 НК РФ имущество считается полученным безвозмездно, если
получение этого имущества не связано с возникновением у получателя
обязанности передать имущество передающему лицу. Возникает ли у
организации доход, подлежащий обложению налогом на прибыль, учитывая,
что договор безвозмездного пользования заключен организацией на
определенный срок, по истечении которого имущество подлежит возврату?
Ответ:
В соответствии со
ст. 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)
решение о привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в
порядке, определяемом указанной статьей.
Вместе с тем сообщаем, что для целей
налогообложения прибыли получение имущества в безвозмездное
пользование следует рассматривать как безвозмездное получение
имущественного права.
Доход в виде безвозмездно полученных
имущественных прав подлежит включению в состав внереализационных
доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.
При получении имущества (работ,
услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных
цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже
определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ остаточной стоимости -
по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство
(приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным
услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена
налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг)
документально или путем проведения независимой оценки.
Установленный п. 8 ст. 250 НК РФ
принцип определения дохода при безвозмездном получении имущества,
заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, определяемых с
учетом положений ст. 40 НК РФ, подлежит применению и при оценке
имущественного права, в том числе права пользования вещью.
Таким образом, налогоплательщик,
получающий по договору в безвозмездное пользование имущество,
включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно
полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из
рыночных цен на аренду идентичного имущества, вне зависимости от
того, является такой договор срочным или бессрочным.
Вопрос: Обязано ли
должностное лицо налогового органа, осуществившего камеральную
проверку, составить акт не позднее 10 дней после получения пояснений
налогоплательщика и выявления факта налогового правонарушения? Что
при этом указывается в акте? Что является существенным условием
процедуры по рассмотрению материалов налоговой проверки? В какие
сроки и в каком порядке налогоплательщик может обжаловать акты
налоговых органов?
Ответ:
В соответствии с п.
2 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная
налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами
налогового органа в течение трех месяцев со дня представления
налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов,
которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой
декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не
предусмотрены иные сроки.
Пунктом 3 указанной статьи Кодекса
установлено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены
ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между
сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены
несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком,
сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа,
и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается
налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней
необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в
установленный срок.
Лицо, проводящее указанную проверку,
обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и
документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и
документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый
орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного
нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица
налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке,
предусмотренном ст. 100 Кодекса (п. 5 ст. 88 Кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 100 Кодекса
акт камеральной налоговой проверки должен быть составлен должностным
лицом налогового органа, проводящим указанную проверку, по
установленной форме в течение 10 дней после окончания такой проверки.
Форма акта камеральной налоговой проверки и Требования к его
составлению утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 №
САЭ-3-06/892@.
Порядок рассмотрения акта камеральной
налоговой проверки и принятия решения по результатам рассмотрения
материалов этой проверки регламентирован ст. 101 Кодекса. Акт и
другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены
нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные
проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны
быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового
органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть
принято в течение 10 дней со дня истечения пятнадцатидневного срока
представления налогоплательщиком в соответствующий налоговый орган
письменных возражений по акту налоговой проверки. Указанный срок
может быть продлен, но не более чем на один месяц.
К существенным условиям процедуры
рассмотрения материалов налоговой проверки в силу п. 14 ст. 101
Кодекса относится обеспечение возможности лица, в отношении которого
проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов
налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и
обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Акты налоговых органов в соответствии
со ст. 138 Кодекса могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый
орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд; судебное
обжалование актов налоговых органов организациями и индивидуальными
предпринимателями согласно указанной выше статье Кодекса производится
путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с
арбитражным процессуальным законодательством.
Заместитель начальника
отдела налогообложения прибыли
(дохода)
УФНС России по Архангельской области
и Ненецкому автономному округу
А.П.ТРАПЕЗНИКОВ