Текст документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2008 г. № 263-ПП
О КОНЦЕПЦИИ
ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях повышения
эффективности осуществления приграничного сотрудничества Мурманской
области и в соответствии с планом работы Правительства Мурманской
области Правительство Мурманской области постановляет:
утвердить прилагаемую концепцию
приграничного сотрудничества Мурманской области.
Губернатор
Мурманской области
Ю.А.ЕВДОКИМОВ
Утверждена
постановлением
Правительства Мурманской области
от 10 июня 2008 г. № 263-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Мурманская область,
являясь приграничным субъектом Российской Федерации, участвует в
пределах полномочий, предоставленных ей Конституцией Российской
Федерации, федеральным законодательством, Уставом и законами
Мурманской области в приграничном сотрудничестве. Важными элементами
правовой основы развития приграничного сотрудничества являются
положения Федерального закона от 04.01.1999 № 4-ФЗ "О
координации международных и внешнеэкономических связей субъектов
Российской Федерации", Концепции приграничного сотрудничества в
Российской Федерации от 9 февраля 2001 года, положения Европейской
рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных
сообществ и властей от 1980 года.
Концепция приграничного
сотрудничества Мурманской области (далее - Концепция) определяет
принципы, формы, задачи и основные направления деятельности органов
государственной власти Мурманской области в сфере международного и
внешнеэкономического сотрудничества с
административно-территориальными образованиями сопредельных стран.
1. Принципы и формы
приграничного сотрудничества
Под приграничным
сотрудничеством понимаются согласованные действия исполнительных
органов государственной власти и органов местного самоуправления
Мурманской области, в пределах их полномочий, по укреплению
взаимодействия при решении вопросов устойчивого развития экономики,
повышения благосостояния населения, укрепления гуманитарных связей
административно-территориальных образований приграничных стран.
Под регионом сотрудничества (регионом
приграничного сотрудничества) понимается регион, прилегающий к
государственной границе, в пределах административных или других
государственных территориальных образований в соответствии с
конституционным устройством государства.
Приграничное сотрудничество
Мурманской области осуществляется в соответствии с принципами:
- соблюдения общепризнанных
принципов, норм и правил международного и внешнеэкономического
сотрудничества;
- взаимного уважения интересов
партнеров по приграничному сотрудничеству;
- систематического совершенствования
приграничного взаимодействия в торгово-экономической, экологической,
научно-технической, культурной, спортивной, гуманитарной и иных
областях.
Приграничное сотрудничество может
осуществляться в следующих правовых формах:
- проведение встреч высших
должностных лиц сопредельных регионов;
- осуществление взаимодействия
уполномоченных органов государственной власти по вопросам
приграничного сотрудничества;
- создание уполномоченными органами
государственной власти совместных координирующих структур по
приграничному сотрудничеству и рабочих групп при них;
- ведение в пределах полномочий
переговоров с органами власти административно-территориальных
образований сопредельных государств, а в отдельных случаях, с
согласия Правительства Российской Федерации, с органами
государственной власти сопредельных государств и заключение в
установленном порядке соглашений по приграничному сотрудничеству;
- создание рабочих групп по развитию
приграничного сотрудничества в рамках межправительственных комиссий
по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
На территории Мурманской области
применимы и другие правовые формы приграничного сотрудничества, не
противоречащие национальному и региональному законодательствам и
отвечающие целям развития интеграционного взаимодействия субъектов
сотрудничества.
2. Особенности
приграничного сотрудничества
Мурманской области
С учетом
географического положения на севере Европы, совпадения границ области
с участком российско-финляндской границы и российско-норвежской
границей, европейское направление является одним из приоритетов
международных и внешнеэкономических связей Мурманской области.
С 1988 года между Мурманской областью
и приграничными губерниями Баренцева региона Финнмарк и Тромс
(Норвегия), Лапландия и Оулу (Финляндия), Норрботтен (Швеция)
действуют соглашения об установлении дружественных связей.
Двустороннее сотрудничество реализуется в рамках планов
сотрудничества, которые заключаются между губерниями на двухлетний
период. Правовой основой сотрудничества с Финляндией является
Соглашение между Правительством Финляндской республики и
Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в Мурманской
области, республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области
1992 года.
Сотрудничество с соседними губерниями
Норвегии, Финляндии и Швеции осуществляется на двустороннем уровне и
в рамках сотрудничества с Европейским Союзом, что дает Мурманской
области дополнительные возможности в использовании инструментов
международного сотрудничества для реализации приоритетных
региональных задач.
На территории Мурманской области
работают консульские службы сопредельных стран - Генеральное
консульство Королевства Норвегия, отделение консульства Финляндии в
Санкт-Петербурге, а также осуществляет деятельность представительство
Министерства иностранных дел Российской Федерации в Мурманской
области. Работа данных дипломатических представительств содействует
развитию и упрочению партнерских связей, сокращая организационные
издержки участников приграничного сотрудничества.
Приграничное сотрудничество
Мурманской области осуществляется в нескольких форматах:
в рамках межправительственных
соглашений о сотрудничестве;
в рамках международных программ ЕС,
сотрудничества с Советом министров северных стран (СМСС), Арктическим
Советом (АС);
в рамках Баренцева/Евроарктического
региона, в котором на уровне регионов участвуют 13 членов
Регионального Совета.
Мурманская область поддерживает
инициативу "Северного измерения", которая, по сути,
является программой регионального сотрудничества на севере Европы.
Мурманская область является активным
участником международного и внешнеэкономического сотрудничества в
рамках Северо-Западного федерального округа и представлена в составе
Координационного Совета при Полномочном представителе Президента
Российской Федерации.
Как субъект Российской Федерации
Мурманская область входит в состав рабочих групп Совета глав
субъектов Российской Федерации (СГС) при МИД России.
3. Задачи
сотрудничества Мурманской области
К задачам
приграничного сотрудничества Мурманской области относятся:
- повышение деловой активности
населения и хозяйствующих субъектов, вовлечение их во
внешнеэкономическую деятельность с сопредельными странами;
- выравнивание
социально-экономического положения различных районов, особенно
депрессивных, в том числе Терского, Ловозерского;
- повышения эффективности
внешнеэкономической деятельности субъектов сотрудничества;
- создание обстановки доверия,
дружбы, взаимопонимания между органами власти, деловыми людьми,
населением, в том числе с соотечественниками за рубежом;
- развитие и укрепление
хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между приграничными
территориями сопредельных государств;
- развития взаимного общения
заинтересованных органов власти, деловых кругов и групп населения, в
том числе этнических общностей, разделенных государственными
границами;
- эффективного развития экономической
и социальной инфраструктуры на приграничных территориях;
- совместного решения экономических,
энергетических, социально-демографических, транспортных,
коммунальных, экологических, гуманитарных и других проблем
приграничных территорий;
- создание условий, способствующих
прекращению оттока населения из приграничной территории;
- содействие взаимодействию систем
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сопредельных
государствах с целью повышения эффективности реагирования на
чрезвычайные ситуации, имеющие трансграничные последствия.
Региональные органы государственной
власти и местного самоуправления при осуществлении приграничного
сотрудничества принимают во внимание следующие основные факторы,
определяющие особенности приграничных территорий и сопредельных
государств:
- исторически сложившиеся связи с
сопредельными государствами, традиции и обычаи населения,
проживающего на приграничных территориях и сопредельных государств;
- природно-ресурсные,
социально-экономические и градостроительные условия развития
приграничных территорий;
- характер влияния приграничного
сотрудничества на развитие экономической кооперации с сопредельными
государствами;
- влияние миграционного фактора на
социальные процессы на приграничных территориях, связанное с внешней,
в том числе незаконной миграцией;
- состояние общественного порядка на
приграничных территориях и особенности его поддержания;
- особенности осуществления
государственного контроля за ресурсами приграничной территории;
- наличие природных и техногенных
условий для возникновения чрезвычайных ситуаций, имеющих
трансграничные последствия;
- наличие территориальных
особенностей режима государственной границы и пограничного режима,
установленных в целях создания необходимых условий охраны
государственной границы и обеспечения национальной безопасности на
приграничной территории.
Выбор сфер и видов деятельности
приграничного сотрудничества осуществляется с учетом указанных задач
и факторов.
4. Основные сферы и
виды деятельности приграничного
сотрудничества
В целях расширения
приграничного сотрудничества органы государственного власти и
местного самоуправления Мурманской области взаимодействуют в
следующих основных сферах: внешнеэкономической, включая торговлю,
осуществляемой в соответствии с принципами формирования Единого
экономического пространства; инвестиционной, направленной на
совместное осуществление инвестиционных проектов, создание совместных
предприятий, организаций и иные формы производственно-технической
кооперации; в сфере осуществления межгосударственных экономических
проектов и программ и иных сферах.
Приграничное сотрудничество
Мурманской области включает следующие виды деятельности:
а) сотрудничество при осуществлении
инвестиционных проектов, включая производственно-техническое
сотрудничество, в том числе:
- сотрудничество в сфере
осуществления инвестиционных проектов, создания совместных
предприятий;
- взаимное обеспечение информацией по
вопросам инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций;
- установление стабильных связей
между хозяйствующими субъектами приграничных территорий, формирование
совместных торгово-промышленных палат, заключение договоров в целях
привлечения инвестиций в сферу промышленной и сельскохозяйственной
кооперации, строительства, туризма, финансов, обмена технологиями и в
другие сферы, не противоречащие национальному законодательству и
режимам приграничных территорий;
- сотрудничество в сфере развития
приграничных территорий с учетом их природно-ресурсного потенциала,
социально-экономической, миграционной и экологической обстановки,
уровня развития инженерно-транспортной инфраструктуры, сохранения
историко-архитектурного и культурного наследия;
- проведение научно-исследовательских
работ по социально-экономическому развитию приграничных территорий;
б) сотрудничество в сфере транспорта
и связи, в том числе:
- содействие обеспечению необходимых
условий для беспрепятственного функционирования различных видов
транспорта при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузов,
включая транзит;
- содействие развитию безопасности
дорожного движения;
- осуществление совместных мер по
развитию транспорта, осуществление взаимного обмена информацией по
вопросам транспорта, согласование и взаимное участие в проектах по
строительству инженерно-транспортной инфраструктуры;
- содействие развитию информационных
сетей;
в) сотрудничество в сфере
рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей
природной среды, в том числе:
- проведение политики соблюдения
интересов субъектов сотрудничества в сфере охраны окружающей среды,
рационального использования природных ресурсов;
- реализация природоохранных программ
и проектов, в том числе, по вопросам развития особо охраняемых
природных территорий (национальных парков, заповедников и др.);
- взаимодействие при решении вопросов
содействия сохранению окружающей природной среды;
г) научное и гуманитарное
сотрудничество, в том числе:
- сотрудничество в области
здравоохранения, изучение санитарно-эпидемиологической обстановки,
осуществление совместных действий по предотвращению распространения
особо опасных болезней;
- развитие прямых партнерских связей
образовательных учреждений, обмен учащимися и научно-педагогическими
работниками, дополнение учебных программ факультативными предметами с
учетом региональной специфики, организация курсов повышения
квалификации для преподавателей образовательных учреждений,
разработка и реализация совместных исследовательских программ и
проектов, взаимодействие при изучении (и преподавании) языков и
культуры;
- поддержка и развитие всех форм
молодежных обменов, участие в реализации международных проектов и
программ, направленных на решение острых проблем молодежи;
- содействие культурному обмену,
организация праздничных мероприятий, проведение выставок, концертов,
спортивных соревнований, краеведческих и исторических исследований,
создание благоприятных условий для духовного развития населения
приграничных территорий, включая коренные народы;
- проведение выставок и ярмарок,
выпуск туристических справочников, проведение совместных кампаний по
популяризации туристических продуктов Мурманской области;
- содействие обустройству и
поддержанию в порядке воинских захоронений и гражданских кладбищ.
5. Меры по
стимулированию приграничного сотрудничества
Стимулирование
развития приграничного сотрудничества осуществляется путем:
- укрепления взаимовыгодных
экономических, социальных, культурных, административных и иных связей
государств-участников приграничного сотрудничества;
- формирования и совершенствования
законодательства Мурманской области, регулирующего в пределах своей
компетенции вопросы международного и внешнеэкономического
сотрудничества с регионами сопредельных стран;
- финансовой поддержки в рамках
регионального законодательства приоритетных проектов и программ
приграничного сотрудничества;
- разработки региональной программы
развития приграничного сотрудничества на ближайший период и
перспективу;
- разработки предложений по
совершенствованию федерального законодательства по вопросам
оптимизации приграничного сотрудничества Мурманской области;
- проведения международных форумов,
семинаров, конференций и иных мероприятий с участием представителей
приграничных губерний сопредельных стран;
- применения иных мер по
стимулированию международного и внешнеэкономического сотрудничества,
не противоречащих федеральному законодательству.
6. Реализация
Концепции
Правительство
Мурманской области разрабатывает программные меры по развитию
приграничного сотрудничества и координирует деятельность
исполнительных органов государственной власти Мурманской области и
органов местного самоуправления по их реализации.
Финансовое обеспечение реализации
приграничного сотрудничества Мурманской области может осуществляться
за счет средств областного бюджета в рамках региональных целевых
программ, а также внебюджетных источников финансирования.
К числу внебюджетных источников
финансирования относятся средства программ Европейского Союза,
Баренцева секретариата, международных фондов, национального
финансирования стран-участников приграничного сотрудничества, иных
фондов в рамках международных договоров и соглашений. Концепция может
дополняться и уточняться по мере изменения социально-экономического
положения области, задач приграничного сотрудничества.