Текст документа
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской
Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 января 2008 г. по делу №
А29-9817/2007
(извлечение)
от 11 января 2008
года
14 января 2008 года изготовлено в
полном объеме
Арбитражный суд Республики Коми в
составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем
судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по
заявлению общества с ограниченной ответственностью "Продоптторг"
(далее - Общество) к Управлению Федеральной налоговой службы по
Республике Коми (далее - административный орган) об обжаловании
постановления о привлечении к административной ответственности, при
участии: от заявителя представителя по доверенности, от
административного органа представителей по доверенности,
установил:
4 декабря 2007 года
должностным лицом административного органа принято Постановление № 41
о назначении административного наказания в отношении Общества на
основании статьи 14.19 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее - Кодекс) и взыскании штрафа
в размере XXXXX руб.
Заявитель считает, что вышеуказанное
постановление является незаконным, поскольку событие
административного правонарушения отсутствует.
Административный орган с заявленными
требованиями не согласен, указывая, что постановление принято в
соответствии с требованиями Кодекса, права и законные интересы
заявителя не нарушены, вина установлена.
Рассмотрев заявление и материалы дела
по существу, заслушав представителей сторон, суд считает, что
заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из
нижеследующего.
Срок давности для обжалования
Постановления по делу об административном правонарушении от 4 декабря
2007 года заявителем не пропущен, поскольку оно им было получено 14
декабря 2007 года, а в арбитражный суд заявление было подано 21
декабря 2007 года.
Административным органом установлено,
что Общество осуществляет лицензируемый вид деятельности по закупке,
хранению и поставке алкогольной продукции на основании лицензии от
15.05.06, серии А № 612817, регистрационный номер 1. Осуществляя
указанный вид деятельности, Общество осуществляло учет объемов
оборота алкогольной продукции по месту нахождения организации.
Оформление первичной документации осуществлялось без наличия
товарно-транспортных накладных и справок к ним. Показатели об объемах
оборота алкогольной продукции принимались к бухгалтерскому учету и
вносились в Журнал учета оборота алкогольной продукции по документам
неустановленной формы.
По мнению административного органа,
установленные в ходе административного расследования обстоятельства
позволили квалифицировать действия Общества и привлечь его к
административной ответственности на основании статьи 14.19 Кодекса за
нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
Федеральным законом "О
государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее -
Закона № 171) предусмотрен учет и декларирование объема оборота
алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статьей 14 Закона № 171 установлено,
что порядок учета оборота (за исключением розничной продажи)
алкогольной продукции, порядок представления деклараций и форма
деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о
розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются
Правительством Российской Федерации. Такой порядок учета утвержден
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2006
года № 380 (далее - Порядок учета).
Довод административного органа о том,
что Общество не учитывало объемы оборота алкогольной продукции по
месту нахождения его обособленных подразделений, представленными
доказательствами не подтвержден. По своей сути, административный
орган толкует положения Закона № 171 об осуществлении исключительного
контроля за перемещением товара - алкогольной продукции, в том числе
при самостоятельном участии в процессе такого учета обособленным
подразделением организации.
Вместе с тем, статьей 14.19 Кодекса
предусмотрена административная ответственность за нарушение
установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
Ограничения в области производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
закреплены в статье 26 Закона № 171, которая не содержит в себе
правовых ограничений об исключительном контроле за перемещением
товара - алкогольной продукции или самостоятельном ведении учета
обособленным подразделением организации.
Согласно Порядку учета объем оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи
информации в единую государственную автоматизированную информационную
систему учета объема производства и оборота этилового спирта
алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Показатели, используемые для учета
объемов оборота (за исключением розничной продажи), фиксируются в
журнале учета объемов производства и оборота (за исключением
розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с
использованием программных средств единой государственной
автоматизированной информационной системы учета объема производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
устанавливаемых в технические средства, которыми оснащается основное
технологическое оборудование и оборудование для учета объема оборота
и (или) использования для собственных нужд этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением учета объема
розничной продажи) (пункт 9 Порядка учета).
Какого-либо правового указания на
представление информации и учет оборотов алкогольной продукции
обособленным подразделением организаций ни Закон № 171, ни Порядок
учета не содержат.
В частности, ошибочным следует
считать довод административного органа о том, что Закон № 171
устанавливает специальное правовое положение управомоченных лиц
(правосубъектности и их правоспособности).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона №
171 указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции в Российской Федерации. Общее правовое
положение управомоченных лиц, в данном случае организаций -
юридических лиц определяется гражданским законодательством.
Обособленные подразделения юридических лиц какой-либо специальной
правоспособностью не обладают.
В рассматриваемом случае Общество,
осуществляя учет оборота алкогольной продукции, было вправе вести
самостоятельный учет оборота алкогольной продукции как по месту
нахождения организации, так и обособленных подразделений, поскольку
иное Законом № 171 не предусмотрено.
Довод административного органа о том,
что Общество осуществляло оборот алкогольной продукции без наличия
товарно-транспортных накладных и справок к ним, суд считает
необоснованным. Указанные административным органом обстоятельства
должны были быть квалифицированы им по другой норме Кодекса (ст.
14.16), поскольку образуют иной состав административного
правонарушения.
Неправомерно квалифицированы
административным органом и действия Общества по статье 14.19 Кодекса
лишь на том основании, что показатели об объемах оборота алкогольной
продукции принимались к бухгалтерскому учету и вносились в журнал
учета оборота алкогольной продукции по документам неустановленной
формы.
Закон № 171 содержит специальное
правовое регулирование лишь применительно к форме декларирования
оборота алкогольной продукции. При этом Порядок учета (пункт 12)
устанавливает нормативное правовое условие о том, что показатели,
используемые для учета объемов производства и оборота, не должны
отклоняться от показателей, указанных в первичных учетных документах
организаций, осуществляющих производство и оборот (за исключением
розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции, более чем на объем, рассчитанный в соответствии с порядком
оценки достоверности учета объемов производства и оборота (за
исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции, утверждаемым Министерством финансов
Российской Федерации. Отклонения показателей, полученные
организациями при оценке достоверности учета объемов производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
фиксируются в журнале.
Каких-либо нарушений со стороны
Общества об отклонении показателей, указанных в первичных учетных
документах организации более чем на объем, рассчитанный в
соответствии с порядком оценки достоверности учета объемов
производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждаемым
Министерством финансов Российской Федерации административным органом
не установлено.
При таких обстоятельствах Общество
было неправомерно привлечено к административной ответственности за
нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
На основании изложенного и
руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявленные
требования удовлетворить.
Постановление № 41 о назначении
административного наказания от 4 декабря 2007 года на общество с
ограниченной ответственностью "Продоптторг" признать
незаконным и отменить полностью.
Решение арбитражного суда вступает в
законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не
подана апелляционная жалоба.
Судья
Арбитражного суда
Республики Коми