Название документа
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда РК от
17.01.2008 по делу № А29-7987/2007
<ПРИВЛЕЧЕНИЕ К НАЛОГОВОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СУДОМ ПРИЗНАНО ОБОСНОВАННЫМ,
ПОСКОЛЬКУ, ОБРАЗОВАВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ ПОСТОЯННОЕ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО, ОНА ОБЯЗАНА УПЛАЧИВАТЬ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ>
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Текст документа
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской
Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 января 2008 г. по делу №
А29-7987/2007
(извлечение)
16 января 2008 года
(дата оглашения резолютивной части решения)
17 января 2008 года (дата
изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в
составе судьи
при ведении протокола судебного
заседания судьей
рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению
Иностранной организации "ФЛИНТКАН
(КИПР) ЛИМИТЕД" в лице Филиала компании в Республике Коми, г.
Усинск
к инспекции Федеральной налоговой
службы по г. Усинску
о признании частично недействительным
решения № 11-08/13 от 02.08.2007
при участии
от заявителя: представитель - по
доверенности
от ответчика: представители - по
доверенности
установил:
Иностранная
организация "ФЛИНТКАН (КИПР) ЛИМИТЕД" в лице Филиала
компании "ФЛИНТКАН (КИПР) ЛИМИТЕД" в Республике Коми
обратилась в Арбитражный суд с заявлением о признании
недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.
Усинску от 02.08.2007 № 11-08/13 о привлечении к налоговой
ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции
решения Управления ФНС России по Республике Коми № 338-А от
05.10.2007) в части:
- подпункты 1, 2, 3 пункта 1 решения
в части привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога на
прибыль организаций (штрафа) в сумме X XXX XXX руб. XX коп.;
- подпункты 1, 2, 3 пункта 3 решения
в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на прибыль
организаций в сумме X XXX XXX руб. XX коп.;
- подпункты 1, 2, 3 пункта 4.1
решения в части предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль
организаций в сумме X XXX XXX руб.;
- пункт 4.3 решения в части
предложения уплатить пени, указанные в пункте 3 настоящего решения.
Требования уточнены заявлением от
10.01.2008.
Ответчик требования не признает,
доводы и возражения изложены в отзыве на заявление и пояснениях к
отзыву.
Исследовав материалы дела, заслушав
лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.
Филиал компании "ФЛИНТКАН (КИПР)
ЛИМИТЕД" в Республике Коми зарегистрирован 09.12.1995
Министерством внешних связей Республики Коми, регистрационный № 215.
В связи с открытием отделения иностранной организации компания
"ФЛИНТКАН (КИПР) ЛИМИТЕД" поставлена на учет в Инспекции
Федеральной налоговой службы (ИФНС России) по г. Усинску,
свидетельство серии 11 № 000874458 от 25.12.2003.
В соответствии со статьей 246
Налогового кодекса РФ компания "ФЛИНТКАН (КИПР) ЛИМИТЕД"
является плательщиком налога на прибыль организаций.
Актом № 11-08/13 выездной налоговой
проверки Отделения иностранной организации филиал "ФЛИНТКАН
(КИПР) ЛИМИТЕД" в Республике Коми от 25.05.2007, проведенной
ИФНС России по г. Усинску, установлено, что налогоплательщиком
допущены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, в том
числе: неуплата (неполная уплата) налога на прибыль организаций за
2004 год в сумме X XXX XXX руб.
По результатам рассмотрения
материалов проверки, а также документов и возражений
налогоплательщика ИФНС России по г. Усинску вынесено решение №
11-08/13 о привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения от 02.08.2007, которым Отделение иностранной
организации "ФЛИНТКАН (КИПР) ЛИМИТЕД" в Республике Коми
привлечено к налоговой ответственности, в т.ч. в соответствии с
пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату налога
на прибыль за 2004 год в результате занижения налоговой базы и
неправильного применения льготы в виде штрафа в размере 20% от
неуплаченных сумм налога - X XXX XXX руб. XX коп. согласно расчетам
ответчика.
Названным решением предложено
Отделению уплатить сумму не полностью уплаченного налога в
установленном размере, а также начисленные в соответствии со статьей
75 Налогового кодекса РФ пени за просрочку платежа в сумме X XXX XXX
руб. XX коп. по состоянию на 02.08.2007.
Отделение иностранной организации
"ФЛИНТКАН (КИПР) ЛИМИТЕД" в Республике Коми, не
согласившись с названным решением о привлечении к налоговой
ответственности за совершение налогового правонарушения, обжаловало
его в вышестоящий налоговый орган.
Управление Федеральной налоговой
службы по Республике Коми, рассмотрев жалобу налогоплательщика, своим
решением № 338-А от 05.10.2007 изменило решение ИФНС России по г.
Усинску от 02.08.2007 № 11-08/13, исключив из текста мотивировочной
части выводы, обосновывающие обязанность налогоплательщика Отделение
иностранной организации "ФЛИНТКАН (КИПР) ЛИМИТЕД" в
Республике Коми уплачивать налог на прибыль в связи с образованием в
Российской Федерации постоянного представительства в частной форме
"стройплощадка", срок существования которой составил более
12 месяцев. Текст мотивировочной части дополнен обоснованием
необходимости уплачивать налог на прибыль в связи с образованием в
Российской Федерации постоянного представительства как отделения,
через которое иностранная организация осуществляет регулярную
предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.
Заявитель, не согласившись с решением
налогового органа о привлечении к налоговой ответственности (в
редакции решения Управления ФНС России по Республике Коми от
05.10.2007 № 338-А), обжаловал его частично в арбитражный суд,
мотивируя тем, что иностранной организацией осуществлялась
деятельность на строительных площадках, которые существовали менее 12
месяцев, Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 "Об избежании
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал"
предусматривает особый порядок налогообложения прибыли, строительная
площадка подпадает под определение постоянного представительства,
только если она существует в течение периода, который превышает 12
месяцев.
В соответствии со статьей 198
Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные
лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании
недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и
действий (бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что
оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие
(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному
правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно
возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для
осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного
процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании
ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления, иных
органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании
осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений,
оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их
соответствие закону или иному нормативному правовому акту,
устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли
оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия
(бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт,
решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Причем обязанность доказывания
соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или
иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого
решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у
органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта,
решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также
обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого
акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия),
возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или
совершили действия (бездействие).
Как усматривается из материалов дела,
01.03.2000 между ОАО "Печоранефть" (Заказчик) и "ФЛИНТКАН
(КИПР) ЛИМИТЕД" (Подрядчик) заключен бланкетный договор об
услугах, по условиям которого Подрядчик по поручению Заказчика
оказывает ему услуги (работы), а Заказчик принимает и оплачивает их.
20.12.2003 между ООО "Енисей-Усинск"
и Филиалом "ФЛИНТКАН (КИПР) ЛИМИТЕД" заключен договор
подряда на выполнение работ по капитальному строительству.
Согласно указанным договорам
заявителем в рассматриваемом периоде осуществлялись работы на
строительных площадках.
Статья 7 Налогового кодекса РФ
предусматривает, что если международным договором Российской
Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов,
установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим
Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми
актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы
международных договоров Российской Федерации.
-
КонсультантПлюс:
примечание.
В тексте документа, видимо, допущена
опечатка: пункт 1 статьи 5 не определяет порядок налогообложения
прибыли предприятия Договаривающегося Государства, по-видимому,
имеется в виду пункт 1 статьи 7.
-
В силу пункта 1
статьи 5 Соглашения Соглашение между Правительством Российской
Федерации и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 "Об
избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и
капитал" (далее - Соглашение) прибыль лица, являющегося
резидентом одного Договаривающегося государства, облагается налогом
только в этом государстве, если только такое лицо не осуществляет
предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся
государстве через расположенное там постоянное представительство.
Если лицо осуществляет предпринимательскую деятельность таким
образом, то прибыль этого лица может облагаться налогом в другом
государстве, но только в той ее части, которая может быть отнесена к
деятельности этого постоянного представительства.
В соответствии со статьей 5
Соглашения (ратифицировано Федеральным законом от 17.07.1999 №
167-ФЗ) между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Кипр от 05.12.1998 "Об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" для
целей настоящего Соглашения термин "постоянное
представительство" означает постоянное место деятельности, через
которое полностью или частично осуществляется предпринимательская
деятельность предприятия одного Договаривающегося Государства на
территории другого Договаривающегося Государства.
2. Термин "постоянное
представительство", в частности, включает:
a) место управления;
b) отделение;
c) контору;
d) фабрику;
e) мастерскую; и
f) шахту, нефтяную или газовую
скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.
Термин "постоянное
представительство" также включает строительную площадку,
строительный, сборочный или монтажный объект или связанную с ними
надзорную деятельность, только если такая площадка, объект или
деятельность существуют в течение периода, превышающего двенадцать
месяцев (пункт 3 статьи 5).
Строительная площадка подпадает под
определение постоянного представительства, только если она существует
в течение периода, который превышает 12 месяцев. Если же Кипрская
организация ведет строительство в России менее 12 месяцев, то у нее
не возникает постоянное представительство, а следовательно и
обязанность платить налог на прибыль в Российской Федерации (такая
обязанность возникает в Республике Кипр).
Положениями статей 306 - 309
Налогового кодекса РФ устанавливаются особенности исчисления налога
иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую
деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая
деятельность создает постоянное представительство иностранной
организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не
связанными с деятельностью через постоянное представительство в
Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской
Федерации.
Под постоянным представительством
иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей
главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора,
агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место
деятельности этой организации (далее в настоящей главе - отделение),
через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую
деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:
пользованием недрами и (или)
использованием других природных ресурсов;
проведением предусмотренных
контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке,
наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе
игровых автоматов;
продажей товаров с расположенных на
территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или
арендуемых ею складов;
осуществлением иных работ, оказанием
услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной
пунктом 4 настоящей статьи.
Постоянное представительство
иностранной организации считается образованным с начала регулярного
осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение.
При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает
постоянного представительства. Постоянное представительство
прекращает существование с момента прекращения предпринимательской
деятельности через отделение иностранной организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 308
Налогового кодекса РФ под строительной площадкой иностранной
организации на территории Российской Федерации в целях обложения
налогом на прибыль понимается место строительства новых, а также
реконструкции, расширения, технического перевооружения и (или)
ремонта существующих объектов недвижимого имущества (за исключением
воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических
объектов), а также место строительства и (или) монтажа, ремонта,
реконструкции, расширения и (или) технического перевооружения
сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и
оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого
крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий,
сооружений или плавучих сооружений.
Из буквального содержания названных
норм следует, что строительные площадки, строительный, монтажный или
сборочный объект или связанная с ними надзорная деятельность,
связанная с преимущественным возведением промышленных зданий,
сооружений, не образуют постоянного представительства в течение 12
месяцев с даты начала строительных работ. Если срок фактического
существования строительной площадки или такой деятельности превысил
временной 12 месяцев, то считается, что возникает постоянное
представительство.
Вместе с тем, как установлено
материалами проверки и не оспаривается стороной, в период
осуществления деятельности на строительных площадках иностранной
организацией не велся раздельный учет поступления прибыли от
указанной деятельности. Оспариваемые суммы доначисленного налога на
прибыль учитывают в том числе и прибыль, полученную от иных видов
деятельности, осуществляемой вне указанных строительных площадок:
- предоставление в аренду другим
организациям, а также реализация основных средств и оборудования;
- осуществление контроля качества
сварных соединений смотровой ямы и трех емкостей под дизтопливо на
базе "СТЭ";
- осуществление услуг по
предоставлению инженера, персонала;
- услуги по охране Северного куста
(Покупатель - Тимано-Печорский филиал фирмы "Тоталь. Разведка.
Разработка. Россия").
Исходя из вышеуказанного и учитывая,
что иностранная организация осуществляет на территории Российской
Федерации деятельность, подлежащую обложению налогом на прибыль,
через постоянное представительство - Отделение иностранной
организации "ФЛИНТКАН (КИПР) ЛИМИТЕД" в Республике Коми,
зарегистрированной и поставленной на учет в налоговом органе в
установленном порядке, налоговыми органами правомерно доначислен
налог на прибыль, исходя из доходов, полученных Отделением в
рассматриваемый период.
Расчет размера сумм штрафа и пени по
налогу на прибыль заявителем не оспаривался и представляется суду
правильным.
При таких обстоятельствах решение
налогового органа в обжалуемой части вынесено законно и обоснованно,
оснований для его отмены нет.
Исходя из вышеизложенного заявленные
требования удовлетворению не подлежат.
Расходы по государственной пошлине
согласно статьям 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170,
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
арбитражный суд
решил:
В удовлетворении
заявленных требований отказать.
Обеспечительные меры в виде
приостановления действия решения Инспекции ФНС России по г. Усинску
от 02.08.2007 № 11-08/13 (в редакции решения Управления ФНС России по
Республике Коми от 05.10.2007 № 338-А), принятые определением
Арбитражного суда Республики Коми от 13.11.2007 по делу №
А29-7987/2007, отменить.
На решение может быть подана жалоба в
месячный срок во Второй арбитражный апелляционный суд.
Судья
Арбитражного суда
Республики Коми
-
|