Текст документа
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской
Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 января 2008 г. по делу №
А29-8217/2007
(извлечение)
17 января 2008 г.
(дата оглашения резолютивной части
решения)
18 января 2008 г.
(дата изготовления решения в полном
объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в
составе судьи,
при ведении протокола судебного
заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Севергазпром"
к Государственному учреждению
Республики Коми "Вуктыльский лесхоз"
о признании недействительным
предписания от 2 августа 2007 г.
при участии:
от заявителя:
от заинтересованного лица: не явился
установил:
Общество с
ограниченной ответственностью "Севергазпром" обратилось с
заявлением о признании недействительным предписания от 2 августа 2007
об устранении выявленных нарушений, принятого главным лесничим ГУ РК
"Вуктыльский лесхоз" по результатам рассмотрения протокола
о лесонарушении № 1 от 10.07.2007.
ГУ РК "Вуктыльский лесхоз"
письменный отзыв на заявление не представило, просит прекратить
судебное разбирательство в соответствии с требованием Комитета лесов
Республики Коми № 1-06/2007 от 24.12.2007.
Заинтересованное лицо, должным
образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в
судебное заседание не явилось. В соответствии со ст. 156, 200
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело
рассматривается в его отсутствие.
В судебном заседании объявлялся
перерыв до 17.01.2008 до 10 часов 15 минут.
Исследовав материалы дела, заслушав
представителя заявителя, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела,
16.06.2007 Старшим государственным лесным инспектором ГУ "Вуктыльский
лесхоз" был выявлен факт лесонарушения, а именно, повреждение
деревьев до прекращения степени роста в результате термического
воздействия на лес.
По факту выявленного лесонарушения
был составлен протокол № 1 от 10.07.2007, из которого следует, что в
результате лесонарушения сумма ущерба составила XXXXXX руб.
Главным лесничим ГУ "Вуктыльский
лесхоз" в адрес начальника Вуктыльского
линейно-производственного управления магистральных газопроводов ООО
"Севергазпром" было вынесено предписание, в соответствии с
которым предписывалось провести вырубку поврежденного древостоя в
порядке сплошных рубок, создать лесные культуры на площади, вышедшей
из-под сплошной санитарной рубки; провести перевод в покрытую лесом
площадь, участок лесных культур.
ООО "Севергазпром"
обжаловало данное предписание в судебном порядке.
Заявитель полагает, что данный
ненормативный акт составлен неуправомоченным лицом. Кроме того,
общество полагает, что на него не могут быть возложены обязанности по
приведению территории в надлежащее состояние, пригодное для
дальнейшего использования, и обязанности по переводу в покрытую лесом
площадь участков лесных культур.
При этом заявитель полагает, что
лесхозом расходы, связанные с приведением территории в состояние,
пригодное для использования, должны были быть включены в состав
ущерба.
Суд считает, что заявленные
требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 100 Лесного
кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ лица, причинившие
вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 100
Лесного кодекса Российской Федерации таксы и методики исчисления
размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного
законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации. В
соответствии с приложением № 3 к Постановлению Правительства
Российской Федерации от 08.05.2007 № 273, устанавливающим Методику
исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям, деревьям,
кустарникам и лианам вследствие нарушения установленного
законодательства, установлено, что при причинении вреда лесам, в том
числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям
деревьям, кустарникам и лианам вследствие воздействия сточных вод,
химических, радиоактивных и других вредных веществ, отходов
производства и потребления, ввода в эксплуатацию производственных
объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие лесных
пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с
огнем, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением
соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего
использования, а также расходы, связанные с тушением лесных пожаров.
В соответствии с пунктом 4 приложения
№ 3 в случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется
исходя из размера затрат, связанных с выращиванием сеянцев и
саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных
плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, очисткой
территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего
использования, изготовлением и установкой лесоустроительных и
лесохозяйственных знаков, устранением повреждений лесной дороги или
дороги противопожарного назначения, применяются действующие на момент
совершения правонарушения установленные уполномоченными органами
исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые
непосредственно связаны с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием
лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка
естественного происхождения и подроста, а также с уходом за ними до
возраста уничтоженных или поврежденных, очисткой территории и
приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования,
изготовлением и установкой лесоустроительных и лесохозяйственных
знаков, устранением повреждений лесной дороги или дороги
противопожарного назначения.
Таким образом, следует вывод о том,
что поскольку в данном случае имело место уничтожение и повреждение
деревьев в результате термического воздействия на лес (пожара), то в
состав ущерба должны быть включены расходы, связанные с приведением
соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего
использования, и расходы, связанные с тушением пожаров.
В соответствии с частью 1 статьи 61
Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие,
поврежденные леса подлежат воспроизводству.
В соответствии с частью 2 статьи 61
Лесного кодекса Российской Федерации воспроизводство лесов
осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами.
Согласно части 3 названной статьи
воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти,
органами местного самоуправления в пределах их полномочий,
определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса,
если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными
законами.
В соответствии с частью 1 статьи 62
Лесного кодекса Российской Федерации лесовосстановление
осуществляется путем естественного, искусственного или
комбинированного восстановления лесов.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса на
лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины,
лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
В силу части 3 статьи 62 Кодекса
Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом "а"
пункта 4 "Правил лесовосстановления", утвержденных Приказом
МПР России от 16.07.2007 № 183, лесовосстановление обеспечивается: на
лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, -
арендаторами этих лесных участков; в соответствии с подпунктом "б"
на лесных участках, за исключением указанных в подпункте "а"
настоящего пункта: органами государственной власти, органами местного
самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии
со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил
лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке,
предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в
соответствии с проектом лесовосстановления.
Поскольку в данном случае лесной
участок, на котором были повреждены деревья, не находился в
пользовании заявителя с целью заготовки древесины, у ответчика
отсутствовали правовые основания для возложения на него обязанности
по выполнению мероприятий по лесовосстановлению, указанных в
предписании.
В соответствии с частью 2 статьи 96
Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль
и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их
полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83
настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 6, 7 части
1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация
передает органам государственной власти субъектов Российской
Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных
отношений, в том числе осуществление государственного лесного
контроля и надзора, установление перечня должностных лиц,
осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.