Текст документа
МИНИСТЕРСТВО
ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПРИКАЗ
от 28 января 2008 г. № 17
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИЙ
И ПРОВЕРОК ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ
КОМИ И РЕАЛИЗАЦИИ
МАТЕРИАЛОВ РЕВИЗИЙ И ПРОВЕРОК
В соответствии с
Положением о Министерстве финансов Республики Коми, утвержденным
Постановлением Правительства Республики Коми от 15 декабря 2004 года
№ 225, и в целях надлежащего обеспечения поставленных перед
Министерством финансов Республики Коми задач по осуществлению
государственного финансового контроля и единообразия организации
проводимых ревизий и проверок приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о
порядке проведения ревизий и проверок по осуществлению финансового
контроля Министерством финансов Республики Коми и реализации
материалов ревизий и проверок.
2. Признать утратившим силу Приказ
Минфина Республики Коми от 23.12.2005 № 152 "Об утверждении
Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки эффективности и
целевого использования средств республиканского бюджета и имущества
Республики Коми и реализации материалов ревизии и проверки".
Заместитель Главы
Республики Коми -
министр финансов
Республики Коми
В.ГАЙЗЕР
Приложение
к Приказу
Министерства финансов
Республики Коми
от 28 января 2008 г. № 17
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИЙ И
ПРОВЕРОК ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ МИНИСТЕРСТВОМ
ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
И РЕАЛИЗАЦИИ МАТЕРИАЛОВ РЕВИЗИЙ И
ПРОВЕРОК
I. Общие положения
1. Настоящая
Инструкция устанавливает порядок осуществления Министерством финансов
Республики Коми непосредственно или через свои территориальные органы
- Финансовые управления (отделы) последующего финансового контроля за
целевым использованием средств республиканского бюджета Республики
Коми путем проведения ревизий и проверок главных распорядителей,
распорядителей и получателей средств республиканского бюджета
Республики Коми.
2. Цель ревизии (проверки) -
определение правомерности, в том числе целевого характера,
эффективности и экономности использования средств республиканского
бюджета Республики Коми.
3. В зависимости от темы ревизии
(проверки) в ходе ревизии (проверки) проводится комплекс контрольных
действий по изучению:
соответствия деятельности
учредительным документам;
расчетов сметных назначений;
исполнения смет доходов и расходов;
использования средств
республиканского бюджета Республики Коми, в том числе на приобретение
товаров, работ, услуг для государственных нужд;
исполнения местных бюджетов в
соответствии с заключенными в установленном порядке соглашениями с
органами местного самоуправления;
соблюдения требований бюджетного
законодательства Российской Федерации получателями средств
республиканского бюджета Республики Коми, межбюджетных трансфертов,
бюджетных кредитов и инвестиций, предоставляемых из республиканского
бюджета Республики Коми;
поступления и расходования средств от
предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности;
обеспечения сохранности материальных
ценностей, находящихся в государственной собственности Республики
Коми;
поступления в республиканский бюджет
Республики Коми доходов от использования материальных ценностей,
находящихся в государственной собственности Республики Коми;
ведения бухгалтерского (бюджетного)
учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
II. Назначение
ревизии (проверки)
4. Ревизия
(проверка) назначается:
министром финансов Республики Коми
(его заместителями) - если проводится работниками аппарата
Министерства финансов Республики Коми;
руководителем территориального органа
Министерства финансов Республики Коми - если проводится работниками
территориального органа Министерства финансов Республики Коми.
Решение о назначении ревизии
(проверки) оформляется приказом или направлением на проведение
ревизии (проверки).
5. В направлении (приказе) на
проведение ревизии (проверки) указываются:
наименование органа, назначившего
ревизию (проверку);
наименование проверяемой организации;
проверяемый период;
тема ревизии (проверки);
основание проведения ревизии
(проверки);
персональный состав ревизионной
группы;
срок проведения ревизии (проверки).
6. Срок проведения ревизии
(проверки), т.е. дата начала и дата окончания ревизии (проверки), не
должен превышать 45 рабочих дней.
7. Срок проведения ревизии (проверки)
может быть продлен лицом, назначившим ревизию (проверку), на основе
мотивированной служебной записки руководителя ревизионной группы, но
не более чем на 30 рабочих дней.
8. Датой начала ревизии (проверки)
считается дата предъявления руководителем ревизионной группы
направления (приказа) на проведение ревизии (проверки) руководителю
проверяемой организации.
9. Ревизия (проверка) может быть
приостановлена лицом, назначившим ревизию (проверку), на основе
служебной записки руководителя ревизионной группы об отсутствии или
неудовлетворительном состоянии бухгалтерского (бюджетного) учета в
проверяемой организации либо при наличии иных обстоятельств, делающих
невозможным дальнейшее проведение ревизии (проверки).
В этом случае руководителю
проверяемой организации (при необходимости и в ее вышестоящий орган)
направляется предложение о восстановлении бухгалтерского (бюджетного)
учета или устранении иных обстоятельств, делающих невозможным
дальнейшее проведение ревизии (проверки).
После устранения причин
приостановления ревизии (проверки) ревизионная группа возобновляет
проведение ревизии (проверки) в сроки, устанавливаемые лицом,
назначившим ревизию (проверку).
10. Датой окончания ревизии
(проверки) считается день подписания акта ревизии (проверки)
руководителем организации.
При наличии возражений проверенной
организации по акту ревизии (проверки), датой окончания ревизии
(проверки) считается день утверждения лицом, назначившим ревизию
(проверку), заключения на возражения проверенной организации по акту
ревизии (проверки).
В случае отказа руководителя
организации подписать или получить акт ревизии (проверки) датой
окончания ревизии (проверки) считается день направления в проверенную
организацию акта ревизии (проверки) в порядке, установленном пунктом
44 настоящей Инструкции.
11. Для проведения ревизии (проверки)
лицо, назначившее ревизию (проверку), утверждает программу ревизии
(проверки).
12. Программа ревизии (проверки)
должна содержать перечень основных вопросов, по которым ревизионная
группа проводит в ходе ревизии (проверки) контрольные действия.
Программа ревизии (проверки) может
быть изменена лицом, назначившим ревизию (проверку).
13. При подготовке к проведению
ревизии (проверки) участники ревизионной группы должны изучить:
программу ревизии (проверки);
законодательные и иные нормативные
правовые акты по теме ревизии (проверки);
бухгалтерскую (бюджетную) и
статистическую отчетность;
другие доступные материалы,
характеризующие деятельность проверяемой организации;
материалы предыдущих ревизий
(проверок) проверяемой организации.
14. Для проведения ревизии (проверки)
могут привлекаться специалисты других организаций.
Решение о включении указанных
специалистов в состав ревизионной группы принимается по согласованию
с руководителем соответствующей организации.
III. Проведение
ревизии (проверки)
15. Руководитель
ревизионной группы должен:
предъявить руководителю организации
направление (приказ) на проведение ревизии (проверки);
ознакомить его с программой ревизии
(проверки);
представить участников ревизионной
группы;
решить организационно-технические
вопросы проведения ревизии (проверки).
16. При необходимости работы с
документами, содержащими сведения, составляющие государственную
тайну, имеющие допуск к государственной тайне участники ревизионной
группы, которым поручено проведение контрольных действий по
соответствующим вопросам программы ревизии (проверки), предъявляют
документы, удостоверяющие их личность, справки о допуске и
предписания на выполнение заданий.
17. При проведении ревизии (проверки)
участники ревизионной группы должны иметь служебные удостоверения.
18. Руководитель ревизионной группы
распределяет вопросы программы ревизии (проверки) между участниками
ревизионной группы.
19. В ходе ревизии (проверки)
проводятся контрольные действия по документальному и фактическому
изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой
организацией в проверяемый период.
Контрольные действия по
документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским,
отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций, в том
числе путем анализа и оценки полученной из них информации.
Контрольные действия по фактическому
изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения,
пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п.
20. Контрольные действия могут
проводиться сплошным или выборочным способом.
Сплошной способ заключается в
проведении контрольного действия в отношении всей совокупности
финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу
программы ревизии (проверки).
Выборочный способ заключается в
проведении контрольного действия в отношении части финансовых и
хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу программы
ревизии (проверки). При выборочном способе проверяется часть
первичных документов в каждом месяце ревизуемого периода или за
несколько месяцев.
Если выборочной проверкой
устанавливаются серьезные нарушения или злоупотребления, то проверка
на данном участке деятельности ревизуемого объекта проводится
сплошным способом.
21. Контрольные действия по
документальному и фактическому изучению кассовых операций проводятся
сплошным способом.
22. Контрольные действия по
документальному и фактическому изучению расчетных операций, операций
по лицевым, расчетным и валютным счетам, операций с материальными
ценностями могут проводиться выборочным способом.
23. В ходе ревизии (проверки) могут
проводиться контрольные действия по изучению:
учредительных и
организационно-исполнительных документов, планов, расчетов сметных
назначений, смет, отчетов, регистров бухгалтерского (бюджетного)
учета, первичных бухгалтерских документов и других связанных с
использованием средств республиканского бюджета Республики Коми
документов (по форме и содержанию);
полноты, своевременности и
правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных
операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской
(бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в
учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей
бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета;
фактического наличия, сохранности и
правильного использования материальных ценностей, денежных средств,
достоверности расчетов, объемов полученных товаров, работ и услуг,
операций по формированию затрат и финансовых результатов;
постановки и состояния бухгалтерского
(бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности;
состояния системы внутреннего
контроля, в том числе наличие и состояние текущего контроля за
движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью
формирования затрат, полнотой оприходования, сохранностью и
фактическим наличием продукции, денежных средств и материальных
ценностей, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных
услуг;
принятых проверяемой организацией мер
по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению
к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей ревизии
(проверки).
24. Руководитель ревизионной группы
определяет формы и способы проведения контрольных действий по каждому
вопросу программы ревизии (проверки) исходя из объема финансовых и
хозяйственных операций, относящихся к этому вопросу, состояния
бухгалтерского (бюджетного) учета, срока ревизии (проверки) и иных
обстоятельств.
25. Руководитель ревизионной группы
вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных,
материально ответственных и иных лиц проверяемой организации, справки
и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизии (проверки), и
заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных
действий.
В случае отказа от представления
указанных объяснений, справок, сведений и копий документов в акте
ревизии (проверки) делается соответствующая запись.
26. В ходе ревизии (проверки) может
проводиться встречная проверка. Встречная проверка проводится путем
сличения записей, документов и данных в организациях, получивших от
проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и
документы, с соответствующими записями, документами и данными
проверяемой организации.
Встречная проверка назначается по
письменному представлению руководителя ревизионной группы в порядке,
установленном пунктами 4 и 5 настоящей Инструкции.
27. В ходе ревизии (проверки) по
решению руководителя ревизионной группы могут составляться акты по
результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам
программы ревизии (проверки).
Акт составляется участником
ревизионной группы, проводившим контрольное действие, подписывается
им и должностным лицом проверяемой организации, ответственным за
соответствующий участок работы.
В случае отказа указанного
должностного лица подписать акт, в конце акта делается
соответствующая запись, и к акту прилагаются возражения указанного
должностного лица.
Акт представляется руководителю
ревизионной группы, а изложенная в нем информация учитывается при
составлении сводного акта ревизии (проверки).
28. В случае, когда можно
предположить, что выявленное в ходе ревизии (проверки) нарушение
может быть скрыто либо по нему необходимо принять меры по
незамедлительному устранению, составляется промежуточный акт ревизии
(проверки), к которому прилагаются необходимые письменные объяснения
должностных, материально ответственных или иных лиц проверяемой
организации.
Промежуточный акт ревизии (проверки)
оформляется в порядке, установленном для оформления акта ревизии
(проверки).
Промежуточный акт ревизии (проверки)
составляется проводившим контрольные действия участником ревизионной
группы и подписывается им, руководителем ревизионной группы и
руководителем организации.
Факты, изложенные в промежуточном
акте ревизии (проверки), включаются в акт ревизии (проверки).
IV. Оформление
результатов ревизии (проверки),
встречной проверки
29. Результаты
ревизии (проверки) оформляются актом ревизии (проверки).
30. Акт ревизии (проверки)
составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц.
В акте ревизии (проверки) не
допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
31. Акт ревизии (проверки) состоит из
вводной, описательной и заключительной частей.
32. Вводная часть акта ревизии
(проверки) должна содержать следующие сведения:
тема ревизии (проверки);
дата и место составления акта ревизии
(проверки);
номер и дата направления (приказа) на
проведение ревизии (проверки);
основание назначения ревизии
(проверки): плановая, по обращению или поручению соответствующего
органа;
фамилии, инициалы и должности
руководителя и всех участников ревизионной группы;
проверяемый период;
срок проведения ревизии (проверки);
сведения о проверенной организации:
- полное и краткое наименование;
- идентификационный номер
налогоплательщика (ИНН);
- ведомственная принадлежность и
наименование вышестоящего органа;
- сведения об учредителях;
- сведения о лицензиях на
осуществляемые виды деятельности;
- перечень и реквизиты расчетных,
текущих и лицевых счетов (включая счета закрытые на момент ревизии
(проверки), но действовавшие в проверяемом периоде);
- фамилии и должности лиц, имевших
право подписи денежных и расчетных документов в проверяемом периоде;
- кем и когда проводилась предыдущая
ревизия (проверка), а также сведения об устранении выявленных
нарушений;
- иные сведения, необходимые, по
мнению руководителя ревизионной группы, для полной характеристики
проверенной организации.
33. Описательная часть акта ревизии
(проверки) должна содержать описание проведенной работы и выявленных
нарушений по каждому вопросу программы ревизии (проверки).
34. Заключительная часть акта ревизии
(проверки) должна содержать обобщенную информацию о результатах
ревизии (проверки):
виды выявленных нарушений;
период, в котором совершено
нарушение;
суммы финансовых нарушений по каждому
виду;
общая сумма финансовых нарушений в
разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
35. При составлении акта ревизии
(проверки) должна быть обеспечена объективность, обоснованность,
системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для
содержания) изложения.
36. Информация о результатах ревизии
(проверки), излагаемая в акте ревизии (проверки), должна
подтверждаться документами (копиями документов), результатами
контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных,
материально ответственных и иных лиц проверенной организации, другими
материалами.
Указанные документы (копии) и
материалы должны прилагаться к акту ревизии (проверки).
Копии документов, подтверждающие
выявленные в ходе ревизии (проверки) финансовые нарушения, заверяются
в установленном порядке.
37. В описании каждого нарушения,
выявленного в ходе ревизии (проверки), должны быть указаны:
положения законодательных и
нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Коми,
которые были нарушены;
к какому периоду относится выявленное
нарушение;
в чем выразилось нарушение;
документально подтвержденная сумма
нарушения.
38. В акте ревизии (проверки) не
допускаются:
выводы, предположения, факты, не
подтвержденные соответствующими документами;
указания на материалы
правоохранительных органов и показания, данные следственным органам
должностными, материально ответственными и иными лицами проверенной
организации;
морально-этическая оценка действий
должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной
организации.
39. Акт ревизии (проверки)
составляется в двух экземплярах.
В случае если ревизия (проверка)
проводится по обращению или поручению соответствующего органа, акт
составляется в трех экземплярах.
40. Каждый экземпляр акта ревизии
(проверки) подписывается руководителем ревизионной группы
(специалистом), руководителем и главным бухгалтером проверяемой
организации.
41. Руководитель ревизионной группы
устанавливает по согласованию с руководителем проверяемой организации
срок для ознакомления последнего с актом ревизии (проверки) и его
подписания, но не более 5 рабочих дней со дня вручения ему акта.
42. При наличии у руководителя
организации возражений по акту ревизии (проверки), он делает об этом
отметку перед своей подписью и вместе с подписанным актом
представляет руководителю ревизионной группы письменные возражения,
которые приобщаются к материалам ревизии (проверки).
43. Руководитель ревизионной группы в
срок до 10 рабочих дней со дня получения письменных возражений по
акту ревизии (проверки) рассматривает обоснованность этих возражений
и дает по ним письменное заключение.
Указанное заключение подписывается
лицом, назначившим ревизию (проверку).
Один экземпляр заключения
направляется проверенной организации.
44. В случае отказа руководителя
организации подписать или получить акт ревизии (проверки)
руководителем ревизионной группы в конце акта делается
соответствующая запись, и акт ревизии (проверки) направляется
проверенной организации почтовым отправлением.
Документ, подтверждающий факт
направления акта ревизии (проверки), приобщается к материалам ревизии
(проверки).
45. Материалы каждой ревизии в
составе акта ревизии (проверки) со всеми приложениями составляют
отдельное дело.
46. Результаты встречной проверки
оформляются актом встречной проверки.
Акт встречной проверки прилагается к
акту ревизии (проверки), в рамках которой была проведена встречная
проверка.
Акт встречной проверки состоит из
вводной и описательной частей, состав которых аналогичен содержанию
соответствующих частей акта ревизии (проверки).
V. Реализация
результатов ревизии (проверки),
встречной проверки
47. По окончании
ревизии (проверки) руководителем ревизионной группы должны быть
подготовлены:
информация о результатах ревизии
(проверки) - представляется руководителю структурного подразделения
Министерства финансов Республики Коми (руководителю территориального
органа Министерства финансов Республики Коми);
предложения по устранению выявленных
нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к
ответственности виновных лиц - направляются руководителю проверенной
организации для принятия мер;
докладная записка с предложениями по
блокировке расходов по установленным фактам нецелевого использования
средств республиканского бюджета Республики Коми - представляется
министру финансов Республики Коми;
ходатайство о составлении протокола -
при установлении признаков совершения административного
правонарушения.
Для осуществления блокировки главный
распорядитель представляет в Министерство финансов Республики Коми
ходатайство (письмо, справка) для отзыва лимитов (по уменьшению).
48. Результаты ревизии (проверки) в
необходимых случаях сообщаются вышестоящей организации либо органу,
осуществляющему общее руководство деятельностью проверяемой
организации, для принятия мер.
49. Материалы ревизии (проверки),
проведенной по мотивированным постановлениям, требованиям
правоохранительных органов, передаются им в установленном порядке.