| |
Название документа
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от
30.01.2008 № 3-Г07-24
<ОБ ОТМЕНЕ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО
СУДА РК ОТ 14 НОЯБРЯ 2007 ГОДА И ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ СО ДНЯ
ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 2 ЗАКОНА РК "О
ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ" ОТ 21
СЕНТЯБРЯ 2007 ГОДА № 64-РЗ В ТОЙ ЧАСТИ, В КАКОЙ ОНА УСТАНАВЛИВАЕТ
РАЗЛИЧНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАНАМ, ДОСТИГШИМ ПОЖИЛОГО
ВОЗРАСТА ДО 1 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА И ПОСЛЕ 1 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА, И
ВЕТЕРАНАМ ТРУДА ИЗ ЧИСЛА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ПОДПУНКТАХ 1 И 2 ПУНКТА 1
СТ. 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ", ДО ВЫДАЧИ
ДОКУМЕНТОВ О ПРАВЕ НА МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В СООТВЕТСТВИИ С
ЗАКОНОМ РК "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ"
ГРАЖДАНАМ, ДОСТИГШИМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ 1 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА,
ПОЛУЧАВШИМ ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ ЛИБО ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ В
СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ И ИМЕЮЩИМ СТАЖ ТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕ МЕНЕЕ 40 ЛЕТ ДЛЯ МУЖЧИН И 35 ЛЕТ ДЛЯ ЖЕНЩИН, И
ПРИСВОЕНИЯ ВЕТЕРАНАМ ТРУДА ИЗ ЧИСЛА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В ПОДПУНКТЕ 2
ПУНКТА 1 СТ. 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ", В
ПОРЯДКЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ, ЗВАНИЯ
"ВЕТЕРАН ТРУДА" И ВЫДАЧИ ИМ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО
УДОСТОВЕРЕНИЯ>
Источник публикации
"Республика", № 51-52,
15.03.2008
Примечание к документу
Текст документа
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 января 2008 г. № 3-Г07-24
-
Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
-
в составе
председательствующего В.Н.Пирожкова
судей В.П.Меркулова и Т.И.Еременко
-
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики
Коми о признании недействующей ч. 1 ст. 2 Закона Республики Коми "О
внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О
социальной поддержке населения в Республике Коми" от 21 сентября
2007 года № 64-РЗ
по кассационному представлению
прокурора, участвовавшего в деле,
на решение Верховного суда Республики
Коми от 14 ноября 2007 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда
Российской Федерации Меркулова В.П., заключение помощника
Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я. об отмене
решения суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
-
установила:
-
прокурор Республики
Коми обратился в суд с заявлением о признании противоречащей
федеральному законодательству и недействующей со дня принятия ч. 1
ст. 2 Закона Республики Коми "О внесении изменений и дополнений
в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в
Республике Коми" от 21 сентября 2007 года № 64-РЗ в той части, в
какой она устанавливает различные меры социальной поддержки
гражданам, достигшим пожилого возраста до 1 января 2005 года и после
1 января 2005 года, и ветеранам труда из числа лиц, указанных в
подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст. 7 Федерального закона "О
ветеранах", до выдачи документов о праве на меры социальной
поддержки в соответствии с Законом Республики Коми "О социальной
поддержке населения в Республике Коми" гражданам, достигшим
пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет)
после 1 января 2005 года, получавшим трудовые пенсии по старости либо
пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством
и имеющим стаж трудовой деятельности (учитываемый в календарном
порядке) не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, и присвоения
ветеранам труда из числа лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 ст. 7
Федерального закона "О ветеранах", в порядке,
предусмотренном законодательством Республики Коми, звания "Ветеран
труда" и выдачи им соответствующего удостоверения.
В нарушение действующего федерального
законодательства о социальной поддержке ветеранов и других категорий
граждан ч. 1 ст. 2 Закона Республики Коми "О внесении изменений
и дополнений в Закон Республики Коми "О социальной поддержке
населения в Республике Коми" установлены меры социальной
поддержки ветеранам труда и гражданам, достигшим пожилого возраста
после 1 января 2005 года, в меньшем объеме, чем лицам, имеющим звание
"Ветеран труда", и гражданам, достигшим пожилого возраста
до 1 января 2005 года, несмотря на то, что данные различия носят
формально-юридический характер и не являются основанием для умаления
прав и законных интересов человека и гражданина.
Решением Верховного суда Республики
Коми от 14 ноября 2007 года, от 30 октября 2007 года постановлено: в
удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному
законодательству и недействующей со дня принятия ч. 1 ст. 2 Закона
Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон
Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике
Коми" от 21 сентября 2007 года № 64-РЗ в той части, в какой она
устанавливает различные меры социальной поддержки гражданам,
достигшим пожилого возраста до 1 января 2005 года и после 1 января
2005 года, и ветеранам труда из числа лиц, указанных в подпунктах 1 и
2 пункта 7 ст. 1 Федерального закона "О ветеранах", до
выдачи документов о праве на меры социальной поддержки в соответствии
с Законом Республики Коми "О социальной поддержке населения в
Республике Коми" гражданам, достигшим пожилого возраста (мужчины
старше 60 лет, женщины старше 55 лет) после 1 января 2005 года,
получавшим трудовые пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет в
соответствии с федеральным законодательством и имеющим стаж трудовой
деятельности (учитываемый в календарном порядке) не менее 40 лет для
мужчин и 35 лет для женщин, и присвоения ветеранам труда из числа
лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 ст. 7 Федерального закона "О
ветеранах", в порядке, предусмотренном законодательством
Республики Коми, звания "Ветеран труда" и выдачи им
соответствующего удостоверения, прокурору Республики Коми отказать.
В кассационном представлении ставится
вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм
материального права.
Проверив материалы дела, обсудив
доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявления,
суд сослался на то, что при принятии Закона Республики Коми
региональный законодатель исходил из необходимости сохранения ранее
предусмотренных ч. 2 ст. 11 и ч. 2 ст. 12 Закона Республики Коми "О
социальной поддержке населения в Республике Коми" (в редакции
Законов Республики Коми от 14.05.2005 № 39-РЗ и 06.10.2006 № 100-РЗ)
мер социальной поддержки указанной выше категории граждан.
Однако данный вывод суда основан на
ошибочном толковании норм материального права, а решение суда
подлежит отмене.
Нормы ч. 1 ст. 2 Закона Республики
Коми в части, устанавливающей различные меры социальной поддержки
гражданам пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55
лет), получающим трудовые пенсии по старости либо пенсии за выслугу
лет в соответствии с федеральным законодательством, имеющим стаж
трудовой деятельности не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин,
в зависимости от даты достижения пожилого возраста (до 1 января 2005
года и после 1 января 2005 года) до выдачи документов о праве на меры
социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми "О
социальной поддержке населения в Республике Коми", противоречат
нормам Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ и федерального
законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан.
Так, ч. 1 ст. 2 Закона Республики
Коми установлены различные меры социальной поддержки ветеранам труда
из числа лиц, указанных в п/п 1 и 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О
ветеранах", до присвоения ветеранам труда из числа лиц,
указанных в п/п 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах",
в порядке, установленном законодательством Республики Коми, звания
"Ветеран труда" и выдачи соответствующего удостоверения.
Вместе с тем, Федеральный закон от
12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам труда относит
как лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда" (п/п 1 п. 1
ст. 7 Федерального закона), так и лиц, награжденных орденами или
медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской
Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде и
имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости
или за выслугу лет; лиц, начавших трудовую деятельность в
несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и
имеющих трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин,
но не имеющих удостоверения "Ветеран труда" (п/п 2 п. 1 ст.
7 Федерального закона). При этом Федеральный закон не содержит
каких-либо различий статуса "ветеран труда" и не ставит
возможность получения мер социальной поддержки, объем получаемых мер
социальной поддержки указанной категории граждан (ветеран труда) в
зависимость от наличия либо отсутствия удостоверения "Ветеран
труда".
Согласно ст. 7 Федерального закона "О
ветеранах" (в редакции Федерального закона от 29.06.2004 №
58-ФЗ, действующей до внесения изменений в соответствии с Федеральным
законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ) ветеранами труда являлись лица,
награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий
СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными
знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для
назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие
трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой
Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для
мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания
"Ветеран труда" определялся Президентом Российской
Федерации.
Указом Президента Российской
Федерации от 25.09.1999 № 1270 (утратил силу с 12.06.2006 в связи с
изданием Указа Президента Российской Федерации от 12.06.2006 № 603)
было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания
"Ветеран труда", которое также не устанавливало каких-либо
ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.
Федеральным законом от 22.08.2004 №
122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах",
в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов
труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря
2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации.
Анализ вышеназванного федерального
законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан
(ветеранов труда) свидетельствует о том, что к ветеранам труда
отнесены как лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда",
так и лица, не имеющие такого удостоверения. При этом какого-либо
различия, в том числе и в объеме предоставляемых мер социальной
поддержки, федеральным законодательством для указанной категории
граждан не установлено.
Таким образом, единственным различием
в условиях предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда из
числа лиц, указанных в п/п 1 и 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О
ветеранах", является лишь наличие у гражданина удостоверения
"Ветеран труда". Данное различие не является существенным,
оно не влияет на правовой статус указанной категории граждан.
При таких обстоятельствах ч. 1 ст. 2
Закона Республики Коми в части, устанавливающей различные меры
социальной поддержки гражданам, достигшим пожилого возраста до 1
января 2005 года и после 1 января 2005 года, и ветеранам труда из
числа лиц, указанных в п/п 1 и 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О
ветеранах", до выдачи документов о праве на меры социальной
поддержки в соответствии с Законом Республики Коми "О социальной
поддержке населения в Республике Коми" для граждан, достигших
пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет)
после 1 января 2005 года, получающих трудовые пенсии по старости либо
пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством
и имеющих стаж трудовой деятельности (учитываемый в календарном
исчислении) не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, и
присвоения ветеранам труда из числа лиц, указанных в п/п 2 п. 1 ст. 7
Федерального закона "О ветеранах", в порядке, установленном
законодательством Республики Коми, звания "Ветеран труда" и
выдачи соответствующего удостоверения противоречит нормам
Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ и федерального
законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан.
С учетом того, что обстоятельства
дела установлены, не требуется собирания дополнительных
доказательств, Судебная коллегия считает возможным, не передавая дело
на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении
заявленных требований.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
-
определила:
-
решение Верховного
суда Республики Коми от 14 ноября 2007 года отменить.
-
КонсультантПлюс:
примечание.
В тексте документа, видимо, допущена
опечатка: в статье 1 Федерального закона "О ветеранах"
какие-либо пункты и подпункты отсутствуют, по-видимому, имеется в
виду подпункт 2 пункта 1 статьи 7.
-
Принять новое
решение, которым признать недействующей со дня вступления решения в
законную силу ч. 1 ст. 2 Закона Республики Коми "О внесении
изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О социальной
поддержке населения в Республике Коми" от 21 сентября 2007 года
№ 64-РЗ в той части, в какой она устанавливает различные меры
социальной поддержки гражданам, достигшим пожилого возраста до 1
января 2005 года и после 1 января 2005 года, и ветеранам труда из
числа лиц, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 7 ст. 1 Федерального
закона "О ветеранах", до выдачи документов о праве на меры
социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми "О
социальной поддержке населения в Республике Коми" гражданам,
достигшим пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55
лет) после 1 января 2005 года, получавшим трудовые пенсии по старости
либо пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным
законодательством и имеющим стаж трудовой деятельности (учитываемый в
календарном порядке) не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин,
и присвоения ветеранам труда из числа лиц, указанных в подпункте 2
пункта 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", в
порядке, предусмотренном законодательством Республики Коми, звания
"Ветеран труда" и выдачи им соответствующего удостоверения.
-
Председательствующий
Судьи
-
| | |
|