Название документа
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда РК от
04.02.2008 по делу № А29-9161/2007
<РЕШЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ В
ЧАСТИ ВЗЫСКАНИЯ ПЕНИ ПО НАЛОГУ ПРИЗНАНО НЕЗАКОННЫМ, ПОСКОЛЬКУ
ТРЕБОВАНИЯ ПО ПЕНЯМ, НАЧИСЛЕННЫМ В ПЕРИОД КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА В
ОТНОШЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ВОЗНИКШИХ ПОСЛЕ ОТКРЫТИЯ
КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАЯВЛЕНЫ В ДЕЛЕ О БАНКРОТСТВЕ>
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Текст документа
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской
Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 февраля 2008 г. по делу №
А29-9161/2007
-
(извлечение)
4 февраля 2008 года
(дата оглашения резолютивной части
решения и изготовления решения в полном объеме)
Судья Арбитражного суда Республики
Коми, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в
судебном заседании дело по заявлению МУП "Подчерский лескомхоз"
к Межрайонной инспекции ФНС № 3 по Республике Коми о признании
незаконными решений № 7843 от 25.09.2007 г., № 4907 от 03.09.2007 г.
в части взыскания пени по налогу на добавленную стоимость, по единому
социальному налогу, транспортному, водному налогу в общей сумме XXX
XXX,XX руб.,
При участии:
От заявителя:
установил:
Муниципальное
унитарное предприятие "Подчерский лескомхоз" (далее -
предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной
Инспекции ФНС № 3 по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый
орган) о признании незаконными решений № 4907 от 3 сентября 2007 года
в части взыскания пени по налогу на добавленную стоимость, по единому
социальному налогу, транспортному, водному налогу в общей сумме XXX
XXX,XX руб. и № 7843 от 25 сентября 2007 года в полном объеме.
Ответчик, надлежащим образом
извещенный о времени и месте назначенного судебного разбирательства,
представил отзыв на заявление, в судебное заседание явку
представителя не обеспечил.
Исследовав материалы дела, заслушав
представителя заявителя, суд установил следующее.
Определением Арбитражного суда
Республики Коми от 4 декабря 2006 года по делу № А29-7632/2006-3Б в
отношении МУП "Подчерский лескомхоз" возбуждено
производство по делу о несостоятельности (банкротстве) и введена
процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Республики
Коми от 29 июня 2007 года по делу № А29-7632/2006-3Б МУП "Подчерский
лескомхоз" признан несостоятельным (банкротом). В отношении него
открыто конкурсное производство.
Решением Инспекции № 4907 от 3
сентября 2007 года, принятым в порядке ст. 46 Налогового кодекса
Российской Федерации, с расчетного счета предприятия подлежали
взысканию XXX XXX руб. недоимка по налогу на добавленную стоимость за
март, апрель, май 2007 года, ЕСН, транспортному и водному налогу за 1
квартал 2007 года, а также сумма пени в размере XXX XXX, XX руб.
(пени исчислены по сроку уплаты 12.07.2007 г.).
По решению № 7843 от 25 сентября 2007
года с предприятия в порядке ст. 46 Налогового кодекса Российской
Федерации надлежало взыскать XXX XXX руб. недоимки по налогу на
добавленную стоимость за июнь, июль 2007 года, транспортному налогу
за 2 квартал 2007 года, пени в размере X XXX,XX руб. (пени исчислены
по сроку уплаты 27.08.2007 г.).
Оспаривая решение № 4907 в части
взыскания пени по налогу на добавленную стоимость, по единому
социальному налогу, транспортному, водному налогу в общей сумме XXX
XXX,XX руб. (сумма указана в требовании № 25615 от 17.07.2007 г.),
решение № 7843 в полном объеме, заявитель указывает, что у Инспекции
отсутствовали законные основания для их принятия в связи с признанием
его банкротом.
Ответчиком в представленном отзыве
указывается на фактическое неисполнение указанных решений в
оспариваемой части (по решению № 7843 инкассовые поручения не
выставлялись, по решению № 4907 инкассовые поручения отозваны).
Суд признает заявленные требования
подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решениями Инспекции в оспариваемой
части взыскиваются налоги и пени, сроки уплаты по которым возникли у
заявителя после 28.06.2007 года (то есть после признания предприятия
банкротом).
В соответствии со статьей 5
Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами
понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие
после принятия заявления о признании должника банкротом, а также
денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения
которых наступил после ведения соответствующей процедуры банкротства.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в
реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при
проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами,
участвующими в деле о банкротстве.
Из указанного следует, что отнесение
денежных обязательств и обязательных платежей к разряду текущих
зависит от срока, с наступлением которого они подлежат уплате.
В силу п. 1 ст. 126 Федерального
закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о
признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
срок исполнения возникших до открытия
конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных
платежей считается наступившим;
исполнение обязательств должника
осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены настоящей
главой.
Сроки уплаты пени по налогу на
добавленную стоимость, по единому социальному налогу, транспортному,
водному налогу в общей сумме XXX XXX,XX руб., указанные в требовании
№ 25615 от 17.07.2007., на основании которого выставлено оспариваемое
решение № 4907 от 3 сентября 2007 года и XXX XXX руб. недоимки по
налогу на добавленную стоимость за июнь, июль 2007 года,
транспортному налогу за 2 квартал 2007 года, пени в размере X XXX,XX
руб. по решению № 7843 от 25 сентября 2007 года наступили в день
принятия решения о признании предприятия банкротом.
Таким образом, указанные платежи не
являются текущими, поскольку требования по таким платежам считаются
возникшими уже в ходе конкурсного производства.
В силу п. 8 Постановления Пленума ВАС
Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 25 при применении
положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о
моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения
соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в
реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать, что датой
возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания
налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или
дата окончания срока уплаты налога.
В соответствии с п. 13 указанного
постановления требования об уплате обязательных платежей, возникших
после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в
соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после
удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований
кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять
предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному
взысканию указанной задолженности.
Названные требования не признаются
внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о
банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о
банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов
в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов
третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные
органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о
банкротстве.
Кроме того, заявителем оспаривается
правомерность начисления пеней за просрочку уплаты налогов, указанных
в оспариваемых решениях.
В соответствии с п. 1 ст. 126
Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным
судом решения о признании должника банкротом и об открытии
конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов,
пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам
задолженности должника.
В силу п. 26 Постановления Пленума
ВАС от 22.06.2006 г. № 25 при применении правил о прекращении
начисления финансовых санкций за неисполнение обязанности по уплате
обязательных платежей с момента введения соответствующей процедуры
банкротства (абзац девятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2
статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона) судам следует
учитывать, что указанное последствие наступает в отношении требований
об имущественных взысканиях, предполагающих их начисление и,
соответственно, определение размера в зависимости от
продолжительности периода просрочки исполнения обязанности по уплате
обязательных платежей.
Таким образом, названные правила
подлежат применению, в частности, в отношении пеней за
несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов, сборов,
таможенных пошлин (статья 75 НК РФ, статья 349 ТК РФ), за
несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на
возвратной основе, и платы за пользование данными средствами (пункт
11 статьи 76, статьи 290, 291 Бюджетного кодекса Российской
Федерации).
Пунктом 29 Постановления
предусмотрено, что при применении предусмотренной абзацем третьим
пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении
начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек
(штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам
задолженности должника судам следует исходить из того, что это
положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в
реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим
до открытия конкурсного производства.
Требования по пеням, начисленным в
период конкурсного производства в отношении обязательных платежей,
возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в
том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть
в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о
банкротстве.
На основании изложенного, все
требования о взыскании пеней должны быть заявлены в деле о
банкротстве.
Руководствуясь статьями 110, 167 -
170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
суд
решил:
Заявленные
требования удовлетворить.
Признать решения Межрайонной
инспекции ФНС № 3 по Республике Коми № 4907 от 3 сентября 2007 года в
части взыскания пени по налогу на добавленную стоимость, по единому
социальному налогу, транспортному, водному налогу в общей сумме XXX
XXX,XX руб. и № 7843 от 25 сентября 2007 года, незаконными.
Обязать Инспекцию устранить
допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС
№ 3 по Республике Коми XXXX руб. государственной пошлины.
На решение в течение месяца со дня
принятия может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный
апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Коми.
Судья
Арбитражного суда
Республики Коми
-
|