Название документа
РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от
05.02.2008 № 3-3-2008
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ
ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ
РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПОДПУНКТА "В" ПУНКТА 4 ПРАВИЛ
ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О
ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ", УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РК ОТ 5 ДЕКАБРЯ 2006 ГОДА № 296>
Источник публикации
"Республика", № 108,
04.06.2008
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от
30.04.2008 № 3-Г08-6 данное решение оставлено без изменения.
Текст документа
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской
Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 февраля 2008 г. № 3-3-2008
-
в составе
председательствующего судьи Кретова В.В.
при секретаре Старцевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном
заседании в г. Сыктывкаре 5 февраля 2008 года дело по заявлению и.о.
прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному
законодательству и недействующим со дня принятия подпункта "в"
пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального
закона "О погребении и похоронном деле", утвержденных
Постановлением Правительства Республики Коми "О финансировании
расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и
похоронном деле" от 5 декабря 2006 года № 296,
-
установил:
-
И.о. прокурора
Республики Коми обратился в Верховный суд Республики Коми с
заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и
недействующим со дня принятия подпункта "в" пункта 4 Правил
финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О
погребении и похоронном деле", утвержденных Постановлением
Правительства Республики Коми "О финансировании расходов на
реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле"
от 5 декабря 2006 года № 296.
В обоснование заявления указал, что в
соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Правил гражданин,
имеющий право на получение социального пособия на погребение, должен
представить в территориальный орган Агентства Республики Коми по
социальному развитию документ, подтверждающий, что умерший на день
смерти не работал и не являлся пенсионером, хотя действующее
федеральное законодательство такой обязанности не устанавливает.
В судебном заседании прокурор
Тучнолобова В.А. настаивала на удовлетворении заявления и дала
соответствующие ему пояснения.
Представители Правительства
Республики Коми Бабенко А.В. и Штеер О.В. требование и.о. прокурора
не признали и полагали, что оспариваемая норма Правил принята в
пределах предоставленных Республике Коми полномочий и согласуется с
принципами финансового обеспечения осуществления полномочий органами
государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации и требованиями бюджетного законодательства.
Заслушав участвующего в деле
прокурора, представителей Правительства Республики Коми и исследовав
материалы дела, суд находит, что заявление и.о. прокурора Республики
Коми подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 72 Конституции
Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона "О погребении и
похоронном деле" от 12 января 1996 года № 8-ФЗ с изменениями и
дополнениями законодательство о погребении и похоронном деле
находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, что в силу положений ст. 76 Конституции
Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и
дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской
Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых
актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ содержания подпункта "в"
пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального
закона "О погребении и похоронном деле", утвержденных
Постановлением Правительства Республики Коми от 5 декабря 2006 года №
296, применительно к приведенному принципу свидетельствует о
несоответствии данной нормы действующему федеральному
законодательству об организации похоронного дела.
Так, подпунктом "в" пункта
4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О
погребении и похоронном деле" предусмотрено, что выплата
социального пособия на погребение лиц, которые на день смерти не
работали и не являлись пенсионерами, возможна только при условии
представления гражданином в территориальный орган Агентства
Республики Коми по социальному развитию документа, подтверждающего,
что умерший на день смерти действительно не работал и не являлся
пенсионером.
Данное положение Правил противоречит
требованиям ст. 10 Федерального закона "О погребении и
похоронном деле", в соответствии с которыми выплата данного вида
социального пособия гражданину, взявшему на себя обязанность
осуществить погребение умершего, производится только на основании
справки о смерти и в день обращения в соответствующий орган
социальной защиты.
Получение же гражданином,
осуществившим погребение лица, которое на день смерти не работало и
не являлось пенсионером, каких-либо дополнительных документов о
прижизненном статусе этого лица действующим федеральным
законодательством не предусмотрено.
Поэтому возложение на граждан
обязанности по представлению в территориальный орган Агентства
Республики Коми по социальному развитию документа, подтверждающего,
что умерший на день смерти не работал и не являлся пенсионером, не
может быть признано законным как по изложенным выше причинам, так и в
связи с тем, что ни трудовое законодательство, ни законодательство о
пенсионном обеспечении граждан не предусматривает выдачу
соответствующими органами или организациями такого документа по
заявлению граждан.
Кроме того, подпункт "в"
пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального
закона "О погребении и похоронном деле" не отвечает и
принципу определенности, поскольку в нем не содержится сведений о
названии документа, органах или организациях, наделенных полномочиями
по выдаче этого документа, способах и порядке его получения
гражданами, претендующими на получение данного вида социального
пособия.
Доводы представителей Правительства
Республики Коми о том, что представление данного документа необходимо
для осуществления контроля за расходованием денежных средств,
предусмотренных в республиканском бюджете на выплату социальных
пособий на погребение, не могут быть приняты во внимание, т.к.
граждане не только не являются участниками бюджетного процесса, но и
в силу норм федерального законодательства не обязаны доказывать, что
умерший, погребение которого они осуществили, на день смерти не
работал и не являлся пенсионером.
При таких обстоятельствах, подпункт
"в" пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию
Федерального закона "О погребении и похоронном деле",
утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 5
декабря 2006 года № 296, следует признать противоречащим федеральному
законодательству и недействующим.
С целью обеспечения стабильности
правоотношений, основанных на применении приведенной нормы, суд
находит, что она подлежит признанию недействующей со дня вступления
решения суда в законную силу.
В соответствии с требованиями ст. 253
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35
Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"
сообщение о настоящем решении после вступления решения в законную
силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой
информации органов государственной власти Республики Коми - газете
"Республика".
Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК
РФ, суд
-
решил:
Заявление и.о.
прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащим
федеральному законодательству и недействующим со дня вступления
решения суда в законную силу подпункт "в" пункта 4 Правил
финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О
погребении и похоронном деле", утвержденных Постановлением
Правительства Республики Коми "О финансировании расходов на
реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле"
от 5 декабря 2006 года № 296.
Сообщение о принятом судом решении
после вступления настоящего решения в законную силу подлежит
опубликованию в газете "Республика".
На решение в течение 10 дней могут
быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное
представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный
суд Республики Коми.
-
Председательствующий:
В.КРЕТОВ
-
|