Название документа
РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от
06.02.2008 № 3-4-2008
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ
ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ
РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПОДПУНКТА 8 ПУНКТА 6 И ПОДПУНКТА 20
ПУНКТА 7 ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ" ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА № 258 В РЕДАКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 8 ОКТЯБРЯ 2007 ГОДА №
229>
Источник публикации
"Республика", № 51-52,
15.03.2008
Примечание к документу
Текст документа
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской
Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 февраля 2008 г. № 3-4-2008
в составе
председательствующего судьи Кретова В.В.
при секретаре Старцевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном
заседании в г. Сыктывкаре 6 февраля 2008 года дело по заявлению и.о.
прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному
законодательству и недействующими со дня принятия подпункта 8 пункта
6; подпункта 20 пункта 7; подпункта 25 пункта 7 в части координации
Министерством образования и высшей школы Республики Коми деятельности
органов и организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних Положения о Министерстве образования и высшей
школы Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства
Республики Коми "О Министерстве образования и высшей школы
Республики Коми" от 28 декабря 2004 года № 258 в редакции
Постановления Правительства Республики Коми от 8 октября 2007 года №
229,
установил:
И.о. прокурора
Республики Коми обратился в Верховный суд Республики Коми с
заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству
и недействующими со дня принятия подпункта 8 пункта 6; подпункта 20
пункта 7; подпункта 25 пункта 7 в части координации Министерством
образования и высшей школы Республики Коми деятельности органов и
организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних Положения о Министерстве образования и высшей
школы Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства
Республики Коми "О Министерстве образования и высшей школы
Республики Коми" от 28 декабря 2004 года № 258 в редакции
Постановления Правительства Республики Коми от 8 октября 2007 года №
229.
В обоснование заявления указал, что в
нарушение федерального законодательства Министерство образования и
высшей школы Республики Коми наделено полномочиями по обеспечению
деятельности и организации работы комиссий по делам
несовершеннолетних, координации деятельности органов и организаций по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, хотя
комиссия по делам несовершеннолетних является самостоятельным органом
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних и не входит в структуру органов управления
образованием.
В судебном заседании прокурор
Тучнолобова В.А. настаивала на удовлетворении заявления и дала
соответствующие ему пояснения.
Представитель Правительства
Республики Коми Кимпицкая Л.В. считала, что требования и.о. прокурора
Республики Коми подлежат отклонению. Полагала, что оспариваемые нормы
Положения приняты в пределах предоставленных Правительству полномочий
и сами по себе не затрагивают вопросы деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних.
Заслушав прокурора, представителя
Правительства Республики Коми и исследовав материалы дела, суд
находит, что заявление и.о. прокурора Республики Коми подлежит
частичному удовлетворению.
Согласно п. "е" ч. 1 ст. 72
Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания и
образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, что в силу положений ст. 76
Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими
изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами
Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных
правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ содержания подпункта 8 пункта
6 и подпункта 20 пункта 7 Положения о Министерстве образования и
высшей школы Республики Коми, утвержденного Постановлением
Правительства Республики Коми "О Министерстве образования и
высшей школы Республики Коми" от 28 декабря 2004 года № 258 в
редакции Постановления Правительства Республики Коми от 8 октября
2007 года № 229, применительно к приведенному правилу свидетельствует
о несоответствии указанных норм действующему федеральному
законодательству, регулирующему вопросы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
-
КонсультантПлюс:
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 120-ФЗ принят
24.06.1999, а не 04.06.1999.
-
Так, в соответствии
с положениями ст. 4, 11 Федерального закона "Об основах системы
профилактики и правонарушений несовершеннолетних" от 4 июня 1999
года № 120-ФЗ с изменениями и дополнениями комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав являются самостоятельными и
постоянно действующими коллегиальными органами системы профилактики и
правонарушений несовершеннолетних, образуемыми в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации, и в пределах своей
компетенции обеспечивают:
1) осуществление мер по защите и
восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних,
выявлению и устранению причин и условий, способствующих
безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным
действиям несовершеннолетних;
2) осуществление мер, предусмотренных
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с
соблюдением условий воспитания, обучения, содержания
несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в
учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
3) осуществление мер, предусмотренных
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации, по координации деятельности органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
4) подготовку совместно с
соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых
в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в
специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также
по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской
Федерации;
5) рассмотрение представлений органа
управления образовательного учреждения об исключении
несовершеннолетних, не получивших общего образования, из
образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в
случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об
образовании";
6) оказание помощи в трудовом и
бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений
уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных
учебно-воспитательных учреждений, содействию в определении форм
устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи
государства, а также осуществление иных функций по социальной
реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации;
7) применение мер воздействия в
отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных
представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
Согласно ст. 14 того же Федерального
закона и нормам Закона Российской Федерации "Об образовании"
от 10 июля 1992 года № 3266-1 с изменениями и дополнениями органы
управления образованием наделены собственными полномочиями в области
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в
число которых не входит обеспечение деятельности и организация работы
комиссий по делам несовершеннолетних.
Поэтому с учетом приведенных
положений федерального законодательства и Закона Республики Коми "О
порядке образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их
прав в Республики Коми" от 5 апреля 2005 года № 36-РЗ, не
предусматривающего какого-либо участия Министерства образования и
высшей школы Республики Коми в обеспечении деятельности и организаций
работы комиссий по делам несовершеннолетних, оспариваемые нормы
Положения не могут быть признаны законными.
Доводы представителя Правительства
Республики Коми о том, что указанные полномочия предоставлены
Министерству только для решения вопросов финансового обеспечения
деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, не могут быть
приняты во внимание, поскольку из содержания подпункта 8 пункта 6 и
подпункта 20 пункта 7 Положения это не следует.
При таких обстоятельствах подпункт 8
пункта 6 и подпункт 20 пункта 7 Положения о Министерстве образования
и высшей школы Республики Коми, утвержденного Постановлением
Правительства Республики Коми "О Министерстве образования и
высшей школы Республики Коми" от 28 декабря 2004 года № 258 в
редакции Постановления Правительства Республики Коми от 8 октября
2007 года № 229, подлежат признанию противоречащими федеральному
законодательству и недействующими.
С целью обеспечения стабильности
правоотношений, основанных на применении в течение длительного
времени приведенных норм Положения, суд находит, что их следует
признать недействующими со дня вступления решения суда в законную
силу.
В соответствии с положениями ст. 253
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35
Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"
сообщение о принятом судом решении в его указанной части после
вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию
в официальном печатном средстве массовой информации органов
государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Вместе с тем суд не находит оснований
для признания недействующим подпункта 25 пункта 7 Положения о
Министерстве образования и высшей школы Республики Коми в части
координации Министерством образования и высшей школы Республики Коми
деятельности органов и организаций по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии с данным подпунктом
Министерство координирует в установленном порядке деятельность
органов и организаций, подведомственных государственных
образовательных учреждений Республики Коми по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Согласно же ст. 4, 14, 15
Федерального закона "Об основах системы профилактики и
правонарушений несовершеннолетних", ст. 37, 50 Закона Российской
Федерации "Об образовании" органы управления образованием
входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних и в пределах своей компетенции, в частности,
контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и
законодательства субъектов Российской Федерации в области образования
несовершеннолетних, осуществляют меры по развитию сети специальных
учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа
(специальных общеобразовательных школ открытого и закрытого типа,
специальных профессиональных училищ открытого и закрытого типа,
других видов образовательных учреждений открытого и закрытого типа
для несовершеннолетних, в том числе и для подростков с девиантным
поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания), создают
психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют
несовершеннолетних с отклонениями в поведении, проводят их
комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им
психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего
обучения и воспитания.
Таким образом, в ведении либо под
контролем органов управления образованием субъектов Российской
Федерации могут находиться органы и организации, образовательные
учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, и поэтому в соответствии с приведенными
обстоятельствами и установленными ст. 26.1 Федерального закона "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с изменениями и
дополнениями общими принципами разграничения полномочий между
федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъекта Российской Федерации Министерство
образования и высшей школы Республики Коми вправе осуществлять в
установленном, т.е. в предусмотренном законодательством, порядке
координацию деятельности органов и организаций, подведомственных
государственных образовательных учреждений Республики Коми по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Оснований считать, что конструкция
подпункта 25 пункта 7 Положения о Министерстве образования и высшей
школы Республики Коми допускает возможность вмешательства
Министерства в деятельность комиссий по делам несовершеннолетних или
иных указанных в ст. 4 Федерального закона "Об основах системы
профилактики и правонарушений несовершеннолетних" и не
подведомственных данному органу управления образованием органов и
учреждений у суда не имеется как по изложенным выше причинам, так и в
связи с содержанием норм Закона Республики Коми "О порядке
образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в
Республике Коми", Положения о комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав в Республике Коми и Типового
положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
района, города республиканского значения Республики Коми,
утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 24 июня
2005 года № 155 с изменениями и дополнениями, которые не
предусматривают наделение Министерства образования и высшей школы
Республики Коми такими полномочиями. Руководствуясь ст. 194 - 199,
253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление и.о.
прокурора Республики Коми удовлетворить частично и признать
противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня
вступления решения суда в законную силу подпункт 8 пункта 6 и
подпункт 20 пункта 7 Положения о Министерстве образования и высшей
школы Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства
Республики Коми "О Министерстве образования и высшей школы
Республики Коми" от 28 декабря 2004 года № 258 в редакции
Постановления Правительства Республики Коми от 8 октября 2007 года №
229.
Сообщение о решении в части признания
противоречащими федеральному законодательству и недействующими
подпункта 8 пункта 6 и подпункта 20 пункта 7 Положения о министерстве
образования и высшей школы Республики Коми, утвержденного
Постановлением Правительства Республики Коми "О министерстве
образования и высшей школы Республики Коми" от 28 декабря 2004
года № 258 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от
8 октября 2007 года № 229, после вступления настоящего решения в
законную силу подлежит опубликованию в газете "Республика".
В удовлетворении остальной части
заявленных требований и.о. прокурора Республики Коми отказать.
На решение в течение 10 дней могут
быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное
представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный
суд Республики Коми.
Председательствующий
В.КРЕТОВ
|