Название документа
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда РК от
14.02.2008 по делу № А29-573/2008
<РЕШЕНИЕ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ
ДЕКЛАРАЦИИ ПО УСТАНОВЛЕННОЙ ФОРМЕ ПРИЗНАНО НЕЗАКОННЫМ, ПОСКОЛЬКУ
ИЗМЕНЕНИЯ В ФОРМУ ДЕКЛАРАЦИИ, КОТОРЫЕ НЕ БЫЛИ УЧТЕНЫ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НА МОМЕНТ ЕЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ, НЕ КАСАЛИСЬ
СВЕДЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА>
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Текст документа
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской
Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 февраля 2008 г. по делу №
А29-573/2008
(извлечение)
14 февраля 2008 года
(дата оглашения резолютивной части
решения)
14 февраля 2008 года
(дата изготовления решения в полном
объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в
составе:
судьи
при ведении протокола судебного
заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению
Б., г. Сыктывкар
к Инспекции Федеральной налоговой
службы по г. Сыктывкару
о признании недействительным решения
№ 14912 от 10.12.2007 г.
при участии в заседании:
от заявителя: представитель - по
доверенности от 11.02.2008 г.
от ответчика: представитель - по
доверенности № 04-05/107 от 30.10.2007 г., представитель - по
доверенности № 04-05/106 от 17.07.2007 г.
установил:
Б. обратился в
Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании
недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.
Сыктывкару № 14912 от 10.12.2007 г.
Инспекция ФНС по г. Сыктывкару
требования Б. не признает, возражения по существу заявленных
требований изложены в отзыве.
Как следует из материалов дела, Б.
03.07.2007 г. в Инспекцию ФНС по г. Сыктывкару была направлена
налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением
упрощенной системы налогообложения, за полугодие 2007 года по форме,
утвержденной Приказом Министерства финансов РФ № 7н от 17.01.2006 г.
"Об утверждении формы налоговой декларации по налогу,
уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы
налогообложения, и порядка ее заполнения".
-
КонсультантПлюс:
примечание.
В тексте документа, видимо, допущена
опечатка: Приказ Минфина РФ № 176н издан 19.12.2006, а не 19.12.2007.
-
Поскольку в
утвержденную вышеуказанным Приказом форму налоговой декларации
Приказом Министерства финансов РФ № 176н от 19.12.2006 г. были
внесены изменения, а налоговая декларация представлена Б. без учета
указанных изменений, Инспекцией ФНС по г. Сыктывкару в адрес
налогоплательщика было направлено уведомление № 8353 от 06.07.2007 г.
о необходимости представить налоговую декларацию по налогу,
уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы
налогообложения, за полугодие 2007 года по форме, утвержденной
Приказом Министерства финансов РФ № 176н от 19.12.2007 г.
Соответствующая декларация была
представлена в налоговый орган 16.08.2007 г., при этом в ней
налогоплательщик указал, что она является уточненной.
По результатам камеральной проверки
указанной декларации был составлен акт № 5641 от 15.11.2007 г., на
основании которого заместителем начальника Инспекции ФНС по г.
Сыктывкару 10.12.2007 г. вынесено решение № 14912 о привлечении Б. за
непредставление в установленный срок в налоговый орган налоговой
декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной
системы налогообложения, за полугодие 2007 года к налоговой
ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового
кодекса РФ, в виде взыскания штрафа в размере X XXX руб.
Не согласившись с указанным решением,
Б. обжаловал его в судебном порядке, указав на то, что налоговая
декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной
системы налогообложения, за полугодие 2007 года была представлена в
Инспекцию ФНС по г. Сыктывкару в срок, установленный пунктом 2 статьи
346.23 Налогового кодекса РФ.
Возражая против заявленных
требований, Инспекция ФНС по г. Сыктывкару указывает на то, что в
силу пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ, если декларация
представлена по форме, которая на момент ее представления не
считается действующей, налоговый орган вправе отказать в ее принятии,
и если в дальнейшем налогоплательщик не успеет представить декларацию
по действующей форме в срок, установленный законодательством, -
привлечь к ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового
кодекса РФ.
Изучив доводы сторон, суд пришел к
выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 4 пункта
1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке
налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать,
если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и
сборах.
Согласно статье 80 Налогового кодекса
РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление
налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах,
источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и
(или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется в
налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной
форме в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Формы налоговых деклараций (расчетов)
и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов
Российской Федерации.
Срок представления в налоговый орган
налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением
упрощенной системы налогообложения, установлен пунктом 2 статьи
346.23 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым налоговые
декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25
дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
За непредставление в установленный
законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации
налогоплательщик привлекается к ответственности, предусмотренной
статьей 119 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119
Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком налоговой
декларации в налоговый орган в течение менее 180 дней по истечении
установленного законодательством о налогах срока представления такой
декларации влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы
налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за
каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее
представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее
100 рублей.
В соответствии со статьей 106
Налогового кодекса РФ правонарушением признается виновно совершенное
противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах)
деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового
агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена
ответственность. Никто не может быть привлечен к ответственности за
совершение налогового правонарушения иначе чем по основаниям и в
порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ (пункт 1 статьи
108 Налогового кодекса РФ).
Как указано в пункте 21
Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
№ 71 от 17.03.2003 г. "Обзор практики разрешения арбитражными
судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой
Налогового кодекса Российской Федерации" в процессе
правоприменительной практики недопустимо расширение сферы применения
норм Налогового кодекса Российской Федерации о налоговой
ответственности, в том числе по мотиву логичности и целесообразности
такого расширения.
Таким образом, статьей 119 Налогового
кодекса РФ предусмотрена ответственность за нарушение срока
представления налоговой декларации; представление налоговой
декларации по неустановленной форме, а также ее заполнение с
нарушением порядка, утвержденного Министерством финансов РФ, состав
налогового нарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса
РФ, не образуют.
Как установлено в ходе судебного
разбирательства, налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в
связи с применением упрощенной системы налогообложения, за полугодие
2007 года по форме, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ №
7н от 17.01.2006 г., была направлена предпринимателем в адрес
Инспекции ФНС по г. Сыктывкару ценным письмом 03.07.2007 г., что
подтверждается представленными ответчиком описью вложения в ценное
письмо и почтовой квитанцией. Данное обстоятельство налоговым органом
не оспаривается.
Приказом Министерства финансов РФ №
176н от 19.12.2006 г. в титульный лист и раздел 1 налоговой
декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной
системы налогообложения, утвержденной Приказом Министерства финансов
РФ № 7н от 17.01.2006 г., были внесены незначительные изменения,
касающиеся сведений о налогоплательщике (вместо графы "Основной
государственный регистрационный номер индивидуального
предпринимателя" появились графы "Код вида экономической
деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов
экономической деятельности (ОКВЭД)" и "Номер контактного
телефона налогоплательщика") и подписания налоговой декларации
(исключена подпись главного бухгалтера организации, предусмотрена
возможность подписания налоговой декларации представителем
налогоплательщика). В части отражения сведений, необходимых для
исчисления и уплаты налога, изменения в форму налоговой декларации не
вносились. Новая форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому
в связи с применением упрощенной системы налогообложения, Приказом
Министерства финансов РФ № 176н от 19.12.2006 г. не утверждалась.
При таких обстоятельствах у
налогового органа отсутствовали основания для привлечения Б. к
налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового
кодекса РФ.
Ссылка Инспекции ФНС по г. Сыктывкару
на пункт 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ, согласно которому
налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации
(расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов,
налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату),
судом не принимается, поскольку налоговая декларация по налогу,
уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы
налогообложения, была представлена Б. по форме, утвержденной Приказом
Министерства финансов РФ № 7н от 17.01.2006 г., а в уведомлении №
8353 от 06.07.2007 г. не указано, что налоговый орган на основании
пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ отказывает в принятии
представленной налогоплательщиком налоговой декларации.
Кроме того, Налоговый кодекс РФ не
содержит указания на то, что отказ налогового органа в принятии
налоговой декларации, представленной своевременно, но не по
установленной форме, следует рассматривать как непредставление
налоговой декларации, влекущее привлечение к налоговой
ответственности по статье 119 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате
государственной пошлины относятся на ответчика.
На основании изложенного и
руководствуясь статьями 167 - 171, 201 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. Заявление Б.
удовлетворить.
Признать недействительным решение
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару № 14912 от
10.12.2007 г.
2. Взыскать с Инспекции Федеральной
налоговой службы по г. Сыктывкару в пользу Б. XXX руб.
государственной пошлины.
3. Исполнительный лист на взыскание
государственной пошлины выдать после вступления решения в законную
силу.
4. Решение может быть обжаловано в
месячный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный
суд.
Судья
Арбитражного суда
Республики Коми
|