Текст документа
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской
Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 февраля 2008 г. по делу №
А29-8261/2007
(извлечение)
15 февраля 2008 года
(дата объявления резолютивной части
решения)
16 февраля 2008 года
(дата изготовления решения в полном
объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в
составе судьи,
при ведении протокола судебного
заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению
ОАО "Коминефть"
к Управлению Федеральной
регистрационной службы по РК
3 лицо без самостоятельных
требований: ГУП РК "Республиканское бюро
технической инвентаризации"
о признании незаконным решения
при участии в заседании:
от заявителя: К.Я.
от ответчика: К.И.
от 3 лица: не явился
установил:
Открытое акционерное
общество "Коминефть" обратилось в арбитражный суд с
заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной
регистрационной службы по РК, изложенного в сообщении от 14.09.2007 №
15/020/2007-182 об отказе внести соответствующие изменения в Единый
государственный реестр прав. Кроме того, заявитель просит суд обязать
указанный орган внести следующие изменения в Единый государственный
реестр прав: указать площадь объекта - здания ремонтно-механической
мастерской, расположенного по адресу: Усинский район, 51 буровая,
Возейское нефтяное месторождение, квартал № 152, выдел 34, 448,5 кв.
метров вместо ранее указанной площади 291,1 кв.м.
Ответчик заявленные требования не
признал, представив свои возражения.
Определением суда к участию в деле в
качестве 3 лица без самостоятельных требований привлечено ГУП
Республики Коми "Республиканское бюро технической
инвентаризации".
3 лицом без самостоятельных
требований на предмет спора представлены отзыв и письменные
пояснения.
В судебном заседании объявлялся
перерыв до 15.02.2008 до 12 часов.
Дело рассмотрено в отсутствие 3 лица,
надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения
спора.
Исследовав материалы дела, заслушав
представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из представленных
материалов, 12.09.2007 года ОАО "Коминефть" обратилось с
заявлением в Управление Федеральной регистрационной службы по РК о
внесении изменений в Единый государственный реестр прав по объекту
недвижимого имущества - зданию РММ, расположенному по адресу:
Республика Коми, Усинский район, Возейское месторождение, 51 буровая,
квартал 152, выдел 34, в части, касающейся площади объекта. Наряду с
прочими документами заявителем представлен паспорт БТИ г. Усинска,
составленный по состоянию на 20.04.2007, справка администрации МОГО
"Усинск", справка БТИ г. Усинска.
Сообщением от 14.09.2007 №
15/020/2007-182 ОАО "Коминефть" отказано в государственной
регистрации изменений технических характеристик (площади) объекта со
ссылкой на наличие противоречий в документах, представленных на
регистрацию и касающихся площади спорного объекта.
Не согласившись с принятым решением,
общество обратилось в суд за защитой нарушенных прав.
Суд считает, что заявленные
требования подлежат удовлетворению.
Статьей 197 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена
возможность рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании
затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности действий
(бездействия) государственных органов на основании заявления
заинтересованного лица.
В соответствии со статьей 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный
суд, установив, что оспариваемые действия государственных органов не
соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают
права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и
иной экономической деятельности, принимает решение о признании таких
действий незаконными. В решении по делу об оспаривании действий
государственных органов об отказе в совершении действий должны
содержаться указание на признание оспариваемых действий незаконными и
обязанность соответствующих государственных органов совершить
определенные действия.
В соответствии со статьей 12
Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним" права
на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной
регистрации в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 6 статьи 12 Закона
Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов,
содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел
открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого
имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного
объекта.
В подразделе I содержится краткое
описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес
(местоположение), вид (название) объекта, его площадь (по плану или
иному документу, предусмотренному настоящим Федеральным законом и
содержащему описание объекта недвижимого имущества, в отношении
земельного участка - по кадастровому плану), назначение и иная
необходимая информация, в том числе об отнесении объекта недвижимого
имущества к объектам культурного наследия или к выявленным объектам
культурного наследия.
Согласно пункту 23 Правил ведения
Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и
сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 18.02.1998 № 219 подраздел I содержит краткое описание
объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных
организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на
территории регистрационного округа. Записи в подраздел I могут
вноситься на основании иных документов в случаях, установленных
Федеральным законом "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 31 Правил в
графе "Площадь" указывается общая площадь объекта
недвижимого имущества (для зданий, сооружений и их частей - по
внутреннему обмеру).
Как следует из представленных
материалов, в Едином государственном реестре прав на спорный объект
площадь здания РММ указана - 291,1 кв.м.
Основанием для внесения в реестр
сведений о площади производственного здания явился паспорт БТИ,
составленный по состоянию на 18.09.2001.
Согласно пункту 8 статьи 12
Федерального закона "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним" внесение изменений в записи
Единого государственного реестра прав, не соответствующие
правоустанавливающему документу, осуществляется в порядке,
установленном статьей 21 настоящего Федерального закона.
Статьей 21 Закона предусмотрено, что
технические ошибки в записях, допущенные при государственной
регистрации прав, исправляются в трехдневный срок по решению
государственного регистратора после обнаружения ошибки или получения
от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об
ошибке в записях. Участники отношений, возникающих при
государственной регистрации прав, в такой же срок в обязательном
порядке в письменной форме получают информацию об исправлении
технической ошибки. Исправление технической ошибки, допущенной при
государственной регистрации прав, осуществляется в случае, если нет
оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб или
нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые
полагались на соответствующие регистрационные записи.
Согласно пункту 2 Закона в случаях,
если существуют основания полагать, что исправление технической
ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы
правообладателей или третьих лиц, которые полагались на
соответствующие регистрационные записи, такое исправление
производится по решению суда, арбитражного суда.
В соответствии с пунктом 67 Правил
лист записи об изменениях (Приложение № 9) используется для внесения
в Единый государственный реестр прав таких сведений, которые не
влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения
или перехода права на него. К таким сведениям относятся перемена
фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица,
наименования юридического лица или адреса (места нахождения)
постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в
случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа
юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать
от имени юридического лица без доверенности), изменение объекта
недвижимого имущества в связи с реконструкцией или перепланировкой
(переустройством) без изменения внешних границ, изменение назначения
объекта (например, при переводе жилого помещения в нежилое, изменении
категории земельного участка), изменение объема выполненных
строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов
незавершенного строительства, изменение площади объекта в связи с ее
уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка
определения площади объекта, и т.п.
Согласно пункту 68 Правил в графу
"Содержание изменений" вносятся сведения о произведенных
изменениях. В графе "Документы-основания" указываются
реквизиты документов, послуживших основанием для внесения изменений.
ОАО "Коминефть",
обратившись с заявлением о внесении изменений в Единый
государственный реестр прав в качестве оснований для внесения
изменений в технические характеристики объекта, представило паспорт
БТИ, составленный по состоянию на 20.04.2006 года, согласно которому
общая площадь спорного здания составила 448,5 кв. метров. Кроме того,
заявителем представлена справка муниципального учреждения "Бюро
технической инвентаризации МО городского округа "Усинск" от
31.03.2006, справка администрации МОГО "Усинск".
Как следует из материалов дела, при
первичной инвентаризации ремонтно-механической мастерской, имевшей
место 19.09.2001 была допущена ошибка в замерах, которая выявилась в
ходе внеплановой инвентаризации объекта от 20.04.2005 года. Согласно
данным первоначальной технической инвентаризации площадь застройки
составила 299,4 кв.м, что нашло свое отражение в паспорте БТИ,
составленном по состоянию на 20.04.2005.
Решением Арбитражного суда РК от
15.03.2007 по делу № А29-9438/2006 А, вступившего в законную силу,
установлено, что в период с 21.09.2001 по 20.04.2005 года имела место
перепланировка здания.
Так, материалы вышеуказанного дела
свидетельствуют о том, что в период с 21.09.2001 по 20.04.2005 со
стороны заявителя имела место перепланировка здания, что нашло
отражение в паспорте, составленном по состоянию на 20.04.2005.
Данные обстоятельства сторонами не
оспариваются.
Согласно справке от 03.08.2007 № 865
филиала ГУП РК "Республиканское бюро технической инвентаризации"
первоначально площадь здания до перепланировки составляла 450,3 кв.м,
после перепланировки 448,5 кв.м.
В соответствии с п. 4 ч. 17 ст. 51
Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на
строительство не требуется в случае изменения объектов капитального
строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают
конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и
не превышают предельные параметры разрешенного строительства,
реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Согласно п. 67 Правил ведения Единого
государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
18.02.98 № 219, в соответствии с которым в Единый государственный
реестр прав подлежат внесению сведения, которые не влекут за собой
существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода
права на него. К таким сведениям, в частности, относятся изменение
объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией или
перепланировкой (переустройством) без изменения внешних границ.
Как следует из материалов дела, в
ходе реконструкции изменялось количество и расположение помещений.
Согласно справке, выданной
администрацией МОГО "Усинск" 15.08.2007 № 1869, ремонтные
работы, проводившиеся на объекте, повлекли за собой уменьшение общей
площади на 1,8 кв.м; данные изменения не затрагивают конструктивные и
другие характеристики их надежности, не превышают параметры
разрешенного строительства.
Учитывая изложенное и принимая во
внимание вышеназванное письмо администрации МОГО "Усинск",
следует сделать вывод о том, что представленные обществом в УФРС
документы отражали все необходимые сведения об изменениях объекта,
позволяющие отнести эти изменения к незначительным и не требующим
разрешения на строительство, поэтому являются достаточными для
государственной регистрации и соответствуют по форме и содержанию
требованиям действующего законодательства.
Судом не принимается довод ответчика
о том, что в ходе проведения работ обществом менялась как площадь
помещений, так и высота помещений, а именно, с 7,67 м на 8,43 м.
Так, согласно обстоятельствам,
установленным в ходе рассмотрения дела № А29-9438/2006 А, в котором
участвовали те же лица, установлено, что при проведении
первоначальной инвентаризации неверно произведены замеры не только
площади здания, но и высоты здания.
Данные обстоятельства в силу норм
статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ не подлежат
доказыванию вновь при рассмотрении настоящего спора.
В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина
подлежит отнесению на ответчика.
На основании изложенного и
руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявленные
требования удовлетворить.
Признать незаконным
(недействительным) решение Управления Федеральной регистрационной
службы по Республике Коми от 14.09.2007 № 15/020/2007-182 об отказе
ОАО "Коминефть" внести изменения в Единый государственный
реестр прав.
Обязать ответчика устранить
допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно,
обязать ответчика внести изменения в Единый государственный реестр
прав, указать площадь здания РММ, находящегося по адресу: Усинский
район, Возейское месторождение, 51 буровая, квартал 152, выдел 34 -
448,5 кв.м.
Взыскать с Управления Федеральной
регистрационной службы Республики Коми в пользу ОАО "Коминефть"
2000 руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в
апелляционном порядке в месячный срок.
Судья
Арбитражного суда
Республики Коми