Текст документа
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской
Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2008 г. по делу №
А29-323/2008
(извлечение)
Арбитражный суд
Республики Коми
В составе судьи
При ведении протокола судебного
заседания
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению
Негосударственного образовательного
учреждения "Сыктывкарская школа
мировой и отечественной культуры,
иностранных языков"
к Управлению Федеральной
регистрационной службы по Республике Коми
о признании незаконными решения и
действий ответчика по подаче в городской суд Сыктывкара заявления о
ликвидации заявителя, при участии в заседании:
от заявителя: М.Н., М.В.
от ответчика: С., Т.
установил:
Негосударственное
образовательное учреждение "Сыктывкарская школа мировой и
отечественной культуры, иностранных языков" (далее - школа)
обратилась с заявлением (с учетом последнего уточнения заявленных
требований) о признании незаконными решения и действий Управления
Федеральной регистрационной службы по Республики Коми (далее -
Управление) по подаче в городской суд Сыктывкара заявления о
ликвидации школы.
Управление с заявленными требованиями
не согласилось, доводы изложены в представленном отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав
представителей сторон, суд установил следующее.
02.05.2007 года в адрес руководителя
Управления поступило заявление от представителя учредителя школы Б. с
указанием фактов нарушения законодательства об образовании.
На основании распоряжения
руководителя Управления № 354 от 08.06.2007 года сотрудником
ответчика проведена внеплановая проверка школы, оформленная актом №
21 от 25.06.2007 года.
В ходе проверки установлено, что
уставная деятельность школы в части, касающейся образовательной, с
июня 2006 года не соответствует целям, предусмотренным в ее
учредительных документах (уставным целям); финансовая деятельность
школы по расходованию денежных средств и использованию иного
имущества соответствует целям, предусмотренным учредительным
документам (уставным целям); школой нарушен порядок уставной
деятельности, что выражается в превышении директором школы полномочий
по утверждению штатного расписания и установления должностных
окладов, которые отнесены к компетенции учредителей, что ущемляет
права второго учредителя Б. по осуществлению ею функций учредителя;
школой нарушено действующее законодательство в части несвоевременного
представления в Управление отчета о деятельности и уведомления о
расходовании денежных средств, что предусмотрено Постановлением
Правительства Российской Федерации № 212 от 15.04.2006 года.
29.06.2007 Управлением в адрес
учредителя Б. направлен ответ с указанием выявленных фактов. С учетом
выявленных нарушений учредителям рекомендовано решить вопрос о
дальнейшей деятельности школы.
По результатам проверки 12.07.2007
года директору школы вынесено предупреждение.
30.10.2007 года представитель
учредителя школы Б. вновь обратился в Управление с просьбой о
проведении повторной проверки и обращения в суд о принудительной
ликвидации школы.
15.11.2007 года в ответ на указанное
заявление заместитель руководителя Управления сообщил о
нецелесообразности проведения повторной проверки школы.
22.11.2007 года Управление обратилось
в Сыктывкарский городской суд с исковым заявлением о ликвидации
школы.
С указанным решением и действиями по
обращению Управления в Сыктывкарский суд с указанными требованиями
школа не согласилась и обжаловала в судебном порядке.
Заявленные требования удовлетворению
не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 18
Федерального закона Российской Федерации "О некоммерческих
организациях" № 7-ФЗ от 12 января 1996 года некоммерческая
организация может быть ликвидирована на основании и в порядке,
которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации,
настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Заявление в суд о ликвидации
некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего
субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным
законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции
Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ), уполномоченным
органом или его территориальным органом.
На территории Республики Коми
уполномоченным органом является Управление.
Порядок ликвидации некоммерческой
организации регламентируется статьями 61 - 65 Гражданского кодекса
Российской Федерации, статьями 18 - 21 Федерального закона от
12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", главой
VII Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей", а также иными законами об отдельных
организационно-правовых формах некоммерческих организаций. Порядок
ликвидации отдельных организационно-правовых форм некоммерческих
организаций определяется в их учредительных документах.
В соответствии с подпунктом "д"
пункта 7 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 10.07.1992
№ 3266-1 "Об образовании" в уставе образовательного
учреждения в обязательном порядке указывается порядок ликвидации
образовательного учреждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане,
организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с
заявлением о признании недействительными ненормативных правовых
актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных
лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт,
решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному
нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в
сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные
препятствия для осуществления предпринимательской и иной
экономической деятельности.
Из приведенного следует, что для
признания действий должностного лица незаконными заявитель
одновременно обязан доказать не только их несоответствие
определенному закону либо иному нормативному правовому акту, но и
нарушение такими действиями его прав и законных интересов в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, а также
указать, в чем заключается это нарушение.
Поскольку порядок рассмотрения дел об
оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий
(бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц установлен главой 24
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то в силу
статьи 197 АПК РФ следует принимать во внимание процессуальные
особенности, установленные данной главой.
Положения части 4 статьи 200
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывают
суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов,
решений и действий (бездействия) государственных органов, органов
местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установить
нарушение оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием)
прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и
иной экономической деятельности.
Судом не установлено, какие законные
права и интересы самого заявителя нарушены Управлением при
направлении в Сыктывкарский городской суд заявления о ликвидации
школы, и в чем конкретно заключаются нарушения его прав и законных
интересов.
Школа, не представив доказательств,
свидетельствующих о нарушении ее прав и законных интересов в сфере
предпринимательской деятельности либо о создании препятствий для
осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности,
также не указала, в чем конкретно выразилось нарушение
непосредственно ее прав и законных интересов.
Наличие или отсутствие оснований для
ликвидации школы будет установлено Сыктывкарским федеральным судом
при рассмотрении искового заявления Управления о ликвидации школы.
На основании изложенного и
руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении
заявленных требований отказать.
На решение может быть подана
апелляционная жалоба в Арбитражный суд Республики Коми апелляционной
инстанции.
Судья
Арбитражного суда
Республики Коми