Текст документа
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской
Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 февраля 2008 г. по делу №
А29-8257/2007
(извлечение)
21 февраля 2008 г.
(дата оглашения резолютивной части и
изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в
составе судьи
при ведении протокола судебного
заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Муниципального унитарного предприятия "Жилфонд"
к Администрации муниципального района
"Корткеросский"
о признании недействительным
распоряжения № 246-р от 22.05.2006 г. в части изъятия спорного
имущества по общей балансовой стоимости XXXXXXX,XX руб. и обязании
возвратить спорное имущество
при участии в заседании:
от заявителя
от заинтересованного лица
установил:
Муниципальное
унитарное предприятие "Жилфонд" обратилось с заявлением о
признании недействительным распоряжения Администрации муниципального
района "Корткеросский" № 246-р от 22.05.2006 г. "О
принятии имущества в муниципальную казну" в части изъятия
имущества по общей балансовой стоимости XXXXXXX,XX руб. и обязании
возвратить спорное имущество.
Заинтересованное лицо требования не
признает, считает, что обжалуемое распоряжение принято в соответствии
с действующим законодательством на основании заявления директора МУП
"Жилфонд" от 20.05.2006 г. об отказе от права собственности
в отношении спорного имущества, спорное имущество не было закреплено
за МУП "Жилфонд" на праве хозяйственного ведения, просит в
удовлетворении требований отказать. Доводы изложены в отзыве на
заявление и дополнениях к нему.
В судебном заседании объявлялся
перерыв до 14 час. 15 мин. 21 февраля 2008 года.
Исследовав материалы дела, заслушав
представителей сторон, суд установил следующее.
В 2003 - 2004 годах МУП "Жилфонд"
за счет собственных средств приобретено следующее имущество:
автомашина ГАЗ-3307 КО-440-3, стоимостью XXXXXX руб. (балансовая
стоимость XXXXXX руб.), автомашина УАЗ-31519, стоимостью XXXXXX руб.
(балансовая стоимость XXXXXX,XX руб.), трактор МТЗ-82 О-2621В,
стоимостью XXXXXX руб. (балансовая стоимость XXXXXX,XX руб.).
В установленном законом порядке
указанное имущество не было закреплено за МУП "Жилфонд" на
праве хозяйственного ведения.
На основании заявления директора МУП
"Жилфонд" от 20.05.2006 г. в адрес Главы администрации
района "Корткеросский" о принятии в муниципальную
собственность основных средств, в том числе, транспортных средств
балансовой стоимостью XXXXXXX,XX руб. Главой администрации вынесено
распоряжение № 246-р от 22.05.2006 г. о принятии имущества в
муниципальную казну согласно приложениям №№ 1, 2, 3.
Приложение № 3 к распоряжению № 246-р
от 22.05.2006 г. содержит перечень транспорта, принимаемого в
муниципальную казну, в том числе: автомашина ГАЗ-3307 КО-440-3
балансовой стоимостью XXXXXX руб., автомашина УАЗ-31519 балансовой
стоимостью XXXXXX,XX руб., трактор МТЗ-82 О-2621В балансовой
стоимостью XXXXXX,XX руб.
Не согласившись с вынесенным
распоряжением Главы администрации МР "Корткеросский",
конкурсный управляющий МУП "Жилфонд" обратился в суд с
заявлением о признании частично недействительным данного
распоряжения, указав, что собственник не наделен правом изымать,
передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом,
находящимся в хозяйственном ведении муниципального предприятия;
изъятое имущество было необходимо предприятию для дальнейшего
осуществления деятельности; без имущества, изъятого из хозяйственного
ведения, предприятие не могло в полном объеме осуществлять свою
уставную деятельность; фактически после 22.05.2006 г. предприятие
продолжало использовать спорное имущество в своей деятельности; в
дальнейшем, на основании договора № 33/2007 от 01.07.2007 г. изъятое
имущество было передано предприятию на правах аренды; издание
оспариваемого распоряжения преследовало цель выведения из конкурсной
массы имущества МУП "Жилфонд", что нарушает законные
интересы кредиторов предприятия.
Суд считает, что в удовлетворении
требований следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198
Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные
лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании
недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и
действий (бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что
оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие
(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному
правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно
возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для
осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200
Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об
оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий
(бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в
судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его
отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и
устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому
акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые
приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия
(бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт,
решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного
процессуального кодекса РФ предусмотрено, что арбитражный суд,
установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и
действия (бездействие) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону
или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные
интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового
акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае, если арбитражный суд
установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и
действия (бездействие) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону
или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные
интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении
заявленного требования.
Исходя из вышеизложенного для
признания ненормативного правового акта, решения и действия
(бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительным
(незаконным) необходимо наличие в совокупности двух условий:
несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или
иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и
законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 113
Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного
или муниципального предприятия находится соответственно в
государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому
предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного
управления.
По общему принципу, изложенному в
пункте 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, плоды,
продукция и доходы от использования имущества, находящегося в
хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество,
приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или
иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное
управление предприятия или учреждения в порядке, установленном
настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для
приобретения права собственности.
Таким образом, спорное имущество (три
единицы автотранспорта) после его приобретения фактически в 2003 -
2004 годах поступили в хозяйственное ведение МУП "Жилфонд".
В силу пункта 3 статьи 299
Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного
ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке,
предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными
правовыми актами для прекращения права собственности, а также в
случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения
по решению собственника.
Согласно пункту 1 статьи 235
указанного Кодекса право собственности прекращается при отчуждении
собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от
права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате
права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных
законом.
Гражданин или юридическое лицо может
отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество,
объявив об этом либо совершив другие действия, определенно
свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и
распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на
это имущество (статья 236 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Данные нормы применяются и к
институту права хозяйственного ведения.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее
в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как
на основание своих требований и возражений.
Предприятие заявлением от 20.05.2006
г. отказалось от своего имущества. Доказательства того, что такой
отказ от спорного имущества (трех единиц транспортных средств) повлек
невозможность осуществления предприятием хозяйственной деятельности
и, в дальнейшем, банкротство предприятия, в материалы дела не
представлены.
Действия МУП "Жилфонд"
свидетельствуют, что оно устранилось от владения, пользования и
распоряжения спорным имуществом задолго до введения процедуры
банкротства, предоставив это право Администрации, то есть отказалось
от права хозяйственного ведения на этот объект. Отказ от права
хозяйственного ведения свидетельствует о прекращении данного права у
заявителя.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 15
Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
к вопросам местного значения муниципального района относятся в том
числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в
муниципальной собственности муниципального района.
Следовательно, дальнейшие действия
администрации по распоряжению спорным имуществом в рамках
предоставленных полномочий никак не затрагивают права и интересы
предприятия, добровольно отказавшегося от права хозяйственного
ведения.
Суд считает, в нарушение ст. 65
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем
не представлены в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 68
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащие
доказательства того, что права и законные интересы МУП "Жилфонд"
нарушены оспариваемым ненормативным актом в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности или издание оспариваемого в части
распоряжения повлекло за собой невозможность осуществления
предприятием хозяйственной деятельности.
Напротив, передача иного имущества на
основании оспариваемого распоряжения на общую балансовую стоимость
более XXX XXX руб. заявителем не оспаривается, а передача трех единиц
транспортных средств не могла повлечь за собой те последствия, о
которых указывает предприятие в своем заявлении.
Также, после вынесения муниципальным
органом оспариваемого в части распоряжения Арбитражным судом
Республики Коми вынесено решение от 30.10.2007 г. по делу
А29-7424/2006-3Б об отказе Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по
Республике Коми в удовлетворении заявления о признании МУП "Жилфонд"
несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего
должника.
Согласно указанному решению по
состоянию на 01.10.2006 г. у МУП "Жилфонд" имеются основные
средства на сумму XXXXXX XXX руб., запасы на сумму XXX XXX руб.,
дебиторская задолженность в размере XXXX XXX руб. Данные активы
значительно превышают балансовую стоимость оспариваемого имущества,
переданного на основании распоряжения от 22.05.2006 г. В решении
также указано, что предприятие продолжает осуществлять свою уставную
деятельность.
Кроме того, суд считает, что
заявителем пропущен срок для обращения в суд с заявлением о признании
частично недействительным распоряжения № 246-р от 22.05.2006 г.
С настоящим заявлением в суд МУП
"Жилфонд" обратилось 16.11.2007 г. По мнению заявителя,
конкурсному управляющему стало известно об оспариваемом распоряжении
20.09.2007 г. после его назначения в указанном качестве решением
Арбитражного суда Республики Коми по делу А29-1277/2007. В связи с
чем, предприятием заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного
срока на обжалование распоряжения № 246-р от 22.05.2006 г.
Вместе с тем, оспариваемое
распоряжение вынесено 22.05.2006 г. на основании заявления законного
представителя МУП "Жилфонд". Акт приема-передачи имущества
в муниципальную собственность от 22.05.2006 г. также подписан
директором МУП "Жилфонд". Следовательно, о передаче в
муниципальную собственность спорного имущества на основании
оспариваемого распоряжения предприятию стало известно в мае 2006
года.
В соответствии с частью 4 статьи 198
Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление о признании
ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий
(бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в
течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало
известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не
установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине
срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции
Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении
от 18.11.04 № 367-О, само по себе установление в законе сроков для
обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых
актов недействительными, а решений, действий (бездействия) -
незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и
определенность административных и иных публичных правоотношений и не
может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту,
поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих
норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не
является основанием для отказа в принятии заявлений по делам,
возникающим из административных и иных публичных правоотношений, -
вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения
дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе
ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск
срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства
подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Судом установлено, что в
установленный срок муниципальным предприятием не был оспорен
названный ненормативный акт.
Поскольку МУП "Жилфонд"
знало об оспариваемом им распоряжении с даты его принятия (22.05.2006
г.), то на момент обращения с заявлением о признании данного акта
недействительным (16.11.2007 г.) срок подачи заявления пропущен, что
является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении
заявленных требований.
Положениями Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)" не предусмотрены специальные
сроки на обжалование ненормативных актов, в том числе не
предусмотрены полномочия конкурсного управляющего предприятием на
оспаривание ненормативного акта, изданного в отношении имущества
предприятия за полтора года до назначения на предприятии конкурсного
управляющего. Иные причины пропуска срока заявителем не указаны.
С учетом изложенного, суд считает,
что причина пропуска срока на обращение в суд с заявлением о
признании недействительным распоряжения № 246-р от 22.05.2006 г.,
указанная в ходатайстве о восстановлении срока, не является
уважительной. Суд отказывает в восстановлении срока для обжалования
распоряжения № 246-р от 22.05.2006 г.
Пропуск срока, установленного частью
4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в
удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. ст. 102, 104
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по
уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
На основании изложенного и
руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении
требований отказать.
Взыскать с Муниципального унитарного
предприятия "Жилфонд", расположенного по адресу: г.
Сыктывкар, м. Дырнос, д. 92/1, каб. 31, в доход федерального бюджета
XXXX руб. государственной пошлины.
Исполнительный лист на взыскание
государственной пошлины выдать после вступления решения в законную
силу.
Решение может быть обжаловано в
месячный срок со дня принятия (изготовления) во Второй арбитражный
апелляционный суд (г. Киров) с подачей апелляционной жалобы через
Арбитражный суд Республики Коми.
Судья
Арбитражного суда
Республики Коми