АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской
Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 марта 2008 г. по делу №
А29-9542/2007
(извлечение)
Резолютивная часть
объявлена 11 марта 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 11
марта 2008 года.
Арбитражный суд Республики Коми в
составе:
Судьи,
при ведении протокола судебного
заседания судьей,
рассмотрев в предварительном судебном
заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью
"Северный лес"
к Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы № 1 по Республике Коми
Третье лицо: Управление Федеральной
налоговой службы по Республике Коми
об отмене решения от 23 ноября 2007
года № 855 и о признании незаконными действий должностных лиц
ответчика, выразившихся в начислении пени за несвоевременное внесение
арендной платы за пользование лесным фондом
при участии в заседании:
от заявителя:,
от ответчика:,
от третьего лица:,
установил:
Общество с
ограниченной ответственностью "Северный лес" обратилось в
Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об отмене решения
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике
Коми от 23 ноября 2007 года № 855 и о признании незаконными действий
должностных лиц ответчика, выразившихся в начислении пени за
несвоевременное внесение арендной платы за пользование лесным фондом.
Ответчик не согласен с заявленными
требованиями. Доводы налогового органа изложены в отзыве на заявление
и в Уточнении к отзыву (см. письмо от 15 февраля 2008 года №
04-11/2698 и письмо от 3 марта 2008 года № 04-11/3423). Третье лицо -
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми также
возражает против удовлетворения требований заявителя, его доводы
содержатся в отзыве от 5 марта 2008 года № 07-16/002764.
В судебном заседании объявлялся
перерыв с 6 марта 2008 года до 11 марта 2008 года.
Согласно заявлению от 11 марта 2008
года Общество с ограниченной ответственностью "Северный лес"
заявило отказ от своих требований в части признания незаконными
действий должностных лиц ответчика, выразившихся в начислении пени за
несвоевременное внесение арендной платы за пользование лесным фондом
в сумме XXX XXX руб. XX коп.
Данный частичный отказ от иска судом
принимается, так как такой отказ не противоречит закону и не нарушает
права других лиц. Правовые последствия отказа от иска предприятию
известны.
В соответствии с пунктом 4 части 1
статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
отказ от иска является основанием для прекращения производства по
делу. При таких обстоятельствах производство по данному делу подлежит
прекращению в части требований Общества о признании незаконными
действий должностных лиц ответчика, выразившихся в начислении пени за
несвоевременное внесение арендной платы за пользование лесным фондом
в сумме XXX XXX руб. XX коп.
Таким образом, в судебном заседании
11 марта 2008 года рассматриваются требования, уточненные заявителем,
о признании недействительным решения ответчика от 23 ноября 2007 года
№ 855 о зачете уплаченных сумм налога на добавленную стоимость.
Изучив материалы дела, суд установил
следующее.
23 ноября 2007 года Межрайонная
инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми (далее
- Межрайонная инспекция) вынесла решение о зачете № 855.
Согласно пунктам 1 и 2 указанного
решения налог на добавленную стоимость, подлежащий возмещению из
бюджета Обществу с ограниченной ответственностью "Северный лес"
(далее - ООО "Северный лес", Общество), за июль 2007 года в
сумме XX XXX руб. XX коп. был зачтен в уплату арендной платы за
пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных
ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам,
возникшим до 1 января 2005 года).
Указанное решение было принято
Межрайонной инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки
декларации Общества по налогу на добавленную стоимость за июль 2007
года, в которой налогоплательщиком было заявлено право на применение
налогового вычета по налогу в сумме XX XXX руб. XX коп.
ООО "Северный лес" не
согласилось с указанным выше решением налогового органа и обратилось
в арбитражный суд. Обжалуя решение № 855, налогоплательщик ссылается
на то, что: а) 24 мая 2004 года между ФГУ "Сысольский лесхоз"
и Обществом был заключен договор аренды участков лесного фонда и за
невнесение арендной платы договором установлена ответственность в
виде пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки
рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации; б) согласно
статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендная плата
является платой за пользование имуществом и на основании статьи 103
Лесного кодекса Российской Федерации арендная плата является одним из
видов платежей за пользование лесным фондом; в) арендные платежи за
пользование участками лесного фонда не являются налоговыми платежами,
поэтому правовой режим начисления пени, установленный статьей 75
Налогового кодекса Российской Федерации (далее сокращенно - НК РФ),
на арендную плату не распространяется; г) арбитражным судом были
рассмотрены требования ГУ "Сысольский лесхоз" о взыскании с
истца пени по арендной плате в сумме XXX XXX руб. XX коп. за
нарушение сроков перечисления арендной платы и решением суда от 19
декабря 2007 года по делу № А29-7512/2007 размер пени был уменьшен
судом в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации
до XX XXX руб. XX коп.
Возражая против заявленных
требований, ответчик и третье лицо указывают на положения Приказа
Рослесхоза и Федеральной налоговой службы от 15 декабря 2006 года №№
340, САЭ-3-21/869@, в соответствии с которыми Агентством лесного
хозяйства по Республике Коми была передана задолженность в отношении
ООО "Северный лес" в сумме XXX XXX руб. XX коп.,
образовавшаяся по состоянию на 1 января 2005 года.
Соблюдение срока обращения Общества с
заявлением об обжаловании решения № 855 арбитражным судом проверено,
нарушения трехмесячного срока обращения в суд не установлено.
Заслушав представителей Общества,
Межрайонной инспекции и третьего лица, арбитражный суд считает, что
требования Общества (уточненные) подлежат удовлетворению исходя из
нижеследующего.
В соответствии с пунктом 3 Порядка
передачи организациями, находящимися в ведении Федерального агентства
лесного хозяйства, в налоговые органы информации о платежах за
пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за
древесину, отпускаемую на корню, уплаченных после 1 января 2005 года
по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 года, утвержденного
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной
налоговой службы от 15 декабря 2006 года №№ 340, САЭ-3-21/869@,
организации, находящиеся в ведении Рослесхоза, формируют и передают в
соответствующие Управления Федеральной налоговой службы реестры
поступлений и выбытий средств бюджета (в отношении платежей за
пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за
древесину, отпускаемую на корню, уплаченных после 1 января 2005 года
по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 года, сформированные по
отдельным датам (с 1 января 2005 года по 31 декабря 2005 года и с 1
января 2006 года по 30 марта 2006 года) по форме, приведенной в
Приложении к настоящему Порядку, с приложением копий расчетных
документов плательщиков.
Реестр составляется в 2-х экземплярах
(1-й - для Управлений Федеральной налоговой службы, 2-й - для
организации, находящейся в ведении Рослесхоза) и подписывается
должностными лицами, ответственными за передачу информации. На 2-м
экземпляре реестра делается отметка о получении информации.
Управления Федеральной налоговой
службы проводят обработку информации, полученной от организаций,
находящихся в ведении Рослесхоза, и в 5-дневный срок направляют
указанную информацию и документы в соответствии с реестрами в
нижестоящие налоговые органы для уменьшения задолженности (переплаты)
по платежам, образовавшейся у плательщиков по состоянию на 1 января
2005 года (пункт 4 Порядка).
Инспекции Федеральной налоговой
службы восстанавливают сальдо расчетов по платежам по состоянию на 1
января 2005 года, ранее переданное в организации, находящиеся в
ведении Рослесхоза, и на основании информации о погашении
задолженности или произведенных возвратах согласно сведениям из
платежных документов, представленных организациями, находящимися в
ведении Рослесхоза, проводят уменьшение задолженности (переплаты)
путем проведения операции "сторно" на общую сумму
поступлений (возвратов) в карточке "РСБ" по
соответствующему плательщику (пункт 5 Порядка).
При таких обстоятельствах доводы
ответчика со ссылками на нормы Приказа Министерства финансов
Российской Федерации от 8 декабря 2006 года № 168н "Об
утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации
Российской Федерации" о том, что налоговые органы являются
администраторами платежей по арендной плате за пользование лесным
фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на
корню, по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 года,
представляются убедительными.
Вместе с тем налоговым органом не
учтены следующие обстоятельства, а именно:
- органом Федерального агентства
лесного хозяйства налоговому органу была передана задолженность по
арендной плате за пользование лесным фондом в части минимальных
ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, по состоянию на 1
января 2005 года в сумме XXX XXX руб. XX коп., в том числе XXX XXX
руб. XX коп. - по арендным платежам и X XXX руб. XX коп. -
задолженность по пене. Следовательно, задолженность по пене по
указанным арендным платежам в сумме XXX XXX руб. XX коп. налоговым
органам не была передана;
- Государственное учреждение
"Сысольский лесхоз" приняло меры по самостоятельному
взысканию с ООО "Северный лес" задолженности по пене в
судебном порядке. Арбитражным судом Республики Коми 18 декабря 2007
года были рассмотрены требования ГУ "Сысольский лесхоз" о
взыскании с истца пени по арендной плате в сумме XXX XXX руб. XX коп.
за нарушение сроков перечисления арендной платы и решением суда от 19
декабря 2007 года по делу № А29-7512/2007 размер пени, подлежащей
взысканию с Общества, был уменьшен судом в порядке статьи 333
Гражданского кодекса Российской Федерации до XX XXX руб. XX коп.;
- решение суда от 19 декабря 2007
года по делу № А29-7512/2007 не было обжаловано и вступило в законную
силу, поэтому выводы суда по указанному делу для рассмотрения
настоящего спора имеют преюдициальное значение на основании части 2
статьи 69 АПК РФ. В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ решение
суда по делу № А29-7512/2007 является обязательным для органов
государственной власти, органов местного самоуправления, иных
органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению
на всей территории Российской Федерации. Поэтому в данном случае
размер пени, подлежащий взысканию с Общества за нарушение срока
уплаты арендной платы по договору аренды от 24 мая 2004 года № 17 за
период с 1 января 2005 года по 12 февраля 2007 года, не может
превышать XX XXX руб. XX коп.;
- при этом суд отмечает, что
наделение налоговых органов функциями администраторов платежей по
арендной плате за пользование лесным фондом в части минимальных
ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, по обязательствам,
возникшим до 1 января 2005 года, не изменяет гражданско-правовой
природы правоотношений, возникших в связи с начислением пени по
арендной плате за пользование лесным фондом, полученным во временное
пользование по договору аренды от 24 мая 2004 года № 17. Доводы
Общества о том, что согласно статьям 103 и 105 Лесного кодекса
Российской Федерации арендная плата является одним из видов платежей
за пользование лесным фондом и ее размер, порядок, условия и сроки
внесения определяются договором аренды участка лесного фонда,
арбитражный суд считает правомерными.
При вышеизложенных обстоятельствах
Межрайонная инспекция не вправе была осуществлять зачет налога на
добавленную стоимость в сумме XX XXX руб. XX коп., подлежащего
возмещению истцу из бюджета, в счет погашения недоимки по пене,
исчисленной за несвоевременное внесение арендной платы за пользование
лесным фондом по договору аренды от 24 мая 2004 года № 17. В связи с
этим решение ответчика от 23 ноября 2007 года № 855 подлежит
признанию недействительным.
Расходы по государственной пошлине в
соответствии со статьями 110 и 112 АПК РФ относятся на налоговый
орган в сумме X XXX руб. XX коп.
Поскольку Общество отказалось от
требований в части признания незаконными действий должностных лиц
ответчика, выразившихся в начислении пени за несвоевременное внесение
арендной платы за пользование лесным фондом в сумме XXX XXX руб. XX
коп., ему должна быть возвращена из федерального бюджета
государственная пошлина в сумме X XXX руб. XX коп.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167
- 170, 201 АПК РФ, суд
решил:
1. Заявление
Общества с ограниченной ответственностью "Северный лес"
удовлетворить частично.
2. Решение Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми от 23 ноября 2007
года № 855 признать недействительным.
В остальной части заявления
производство по делу прекратить.
3. Взыскать с Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми в пользу Общества
с ограниченной ответственностью "Северный лес" X XXX руб.
XX коп. государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать заявителю
после вступления решения суда в законную силу.
4. Выдать Обществу с ограниченной
ответственностью "Северный лес" справку на возврат из
федерального бюджета X XXX руб. XX коп. государственной пошлины.
5. Настоящее решение может быть
обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия
(изготовления в полном объеме) во Второй апелляционный арбитражный
суд (город Киров).
Судья
Арбитражного суда
Республики Коми