АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской
Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 марта 2008 г. по делу №
А29-764/2008
(извлечение)
13 марта 2008 г.
(дата оглашения резолютивной части
решения)
13 марта 2008 года (дата изготовления
решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми
В составе судьи
при ведении протокола судебного
заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению,
Общества с ограниченной
ответственностью "Инновационные технологии"
К Министерству природных ресурсов и
охраны окружающей среды Республики Коми об отмене постановления о
назначении административного наказания № 18-эко/З от 17.01.2008 года
при участии в заседании:
от заявителя: не явились;
от ответчика: К.,
установил:
Общество с
ограниченной ответственностью "Инновационные технологии"
(далее - Общество, ООО "Интех") обратилось с заявлением об
отмене постановления Министерства природных ресурсов и охраны
окружающей среды Республики Коми (далее - административный орган) о
назначении административного наказания от 17 января 2008 года №
18-эко/З о привлечении к административной ответственности,
предусмотренной ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях и наложении штрафа в размере 20 000
руб.
Ответчик в отзыве на заявление
указал, что привлечение Общества к ответственности является
правомерным.
Исследовав материалы дела, заслушав
представителя административного органа, судом установлено следующее.
В соответствии с Приказом № 153-к от
25.09.2007 года руководителя Министерства природных ресурсов и охраны
окружающей среды Республики Коми 22 ноября 2007 года административным
органом проведена плановая проверка по государственному контролю в
области природопользования и охраны окружающей среды, оформленная
актом № 18-эко.
В ходе проверки установлено, что
Обществом осуществляется хозяйственная деятельность, связанная с
негативным воздействием на окружающую среду, на автозаправочной
станции контейнерного типа (здание операторной с сетями,
технологическими трубопроводами, резервуарным парком, бетонной
площадкой с островками). Местонахождение: Республика Коми, Сысольский
район, с. Визинга, м. Луч.
В области обращения с отходами:
В результате деятельности Общества на
АЗС образуются следующие виды отходов: отработанные ртутьсодержащие
лампы; твердые жидкие бытовые отходы; дорожный смет; шлам очистки
трубопроводов и емкостей хранения нефтепродуктов; обтирочный
материал, загрязненный нефтепродуктами; сточные воды.
Твердые бытовые отходы и дорожный
смет складируются в контейнере, расположенном на территории АЗС.
Контейнерная площадка не оборудована в установленном порядке. Вывоз
ТБО с территории АЗС осуществляется по договору с МУП "Жилфонд"
(с. Визинга) от 01.01.2007 года.
На территории для личных нужд
оборудована выгребная яма.
Генеральным директором утвержден
проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (в
установленном порядке указанный документ не утвержден).
В области охраны атмосферного
воздуха:
Не представлены документы,
предусмотренные законодательством в области охраны окружающей среды,
регламентирующие деятельность предприятия при выбросе вредных веществ
в атмосферный воздух в результате эксплуатации АЗС. Водоснабжение АЗС
осуществляется привозной водой.
Генеральным директором Общества
утвержден план водоохранных мероприятий АЗС с. Визинга.
АЗС оборудована приемным резервуаром
для приема загрязненных поверхностных сточных вод. Сбор сточных вод
осуществляется с использованием уклонов твердых покрытий, открытых
лотков и приемного колодца. АЗС оборудована локальным очистным
сооружением кассетного типа. На момент проверки кассеты в ЛОС
отсутствуют. Не представлены материалы лабораторного контроля за
качеством очистки сточных вод.
В ходе проверки Обществом проверяющим
не представлены следующие документы:
Проект предельно допустимого сброса
(ПДС) веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами;
Разрешение на сброс загрязняющих
веществ в окружающую среду со сточными водами;
Лимит на размещение отходов
производства и потребления;
Утвержденный в установленном порядке
проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
Мероприятия по сокращению образования
отходов;
Договор на вывоз и утилизацию
люминесцентных (ртутьсодержащих) ламп;
Договор на вывоз и утилизацию жидких
бытовых отходов с выгребной ямы;
проект предельно-допустимых выбросов
и разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
23 ноября 2007 года административным
органом вынесено определение № 18-эко о возбуждении дела об
административном правонарушении, которое направлено для сведения в
адрес Общества. В определении указано, что рассмотрение материалов
дела об административном правонарушении в отношении Общества
состоится 21.12.2007 года в 14.00 по адресу: г. Сыктывкар, ул.
Интернациональная, 108, каб. 312.
21 декабря 2007 года по факту
выявленного правонарушения старшим государственным инспектором
Республики Коми по охране природы (государственный экологический
контроль Республики Коми) на территории Республики Коми в отношении
Общества в присутствии оператора АЗС № 3 Общества Ушакова А.Н.
составлен протокол об административном правонарушении № 18-эко/З, в
котором указано существо правонарушения, ответственность за которое
предусмотрена ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Указанный протокол об
административном правонарушении направлен в адрес Общества для
ознакомления и подписания 25.12.2007 года и получен Обществом
26.12.2007 года.
Уведомление о том, что рассмотрение
материалов по делу об административном правонарушении состоится 17
января 2008 года в 15 час. направлено в адрес Общества заказным
письмом с уведомлением.
Указанный документ получен обществом
17.01.2008 года согласно отметке на уведомлении о получении.
17 января 2008 года старшим
государственным инспектором Республики Коми по охране природы
(государственный экологический контроль Республики Коми) на
территории Республики Коми вынесено Постановление № 18-эко/З о
привлечении Общества к административной ответственности,
предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, и наложено взыскание в виде штрафа
в размере 20 000 руб. - несоблюдение экологических требований при
эксплуатации АЗС контейнерного типа в с. Визинга м. Луч Сысольского
района Республики Коми, а именно, Обществом не разработаны нормативы
допустимого воздействия на водные объекты. Не оформлено в
установленном порядке разрешение на сброс загрязняющих веществ в
окружающую среду сточными водами. Не представлен документ (договор),
подтверждающий передачу специализированной организации сточных вод
для дальнейшей утилизации (очистки), что является нарушением ст. 23,
ч. 1 и 2 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
№ 7-ФЗ от 10.01.2002 года.
Не согласившись с вынесенным
постановлением административного органа, Общество обжаловало его в
судебном порядке.
Частью 7 статьи 210 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при
рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа
арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и
проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 23.29 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях дела об
административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.1
Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный
экологический контроль.
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях
предусмотрена административная ответственность за несоблюдение
экологических требований при планировании, технико-экономическом
обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве,
реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий,
сооружений или иных объектов.
Административным органом нарушен
порядок привлечения Общества к административной ответственности.
Частью 3 статьи 25.4 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях
предусмотрено, что дело об административном правонарушении,
совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его
законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц
дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о
надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если
от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо
если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 4 части 1
статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях при рассмотрении дела об административном
правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу
в установленном порядке, выясняются причины неявки участников
производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в
отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Законными представителями
юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его
руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом
или учредительными документами органом юридического лица.
Полномочия законного представителя
юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его
служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 211
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае,
если при рассмотрении заявления об оспаривании решения
административного органа о привлечении к административной
ответственности арбитражный суд установит несоответствие
оспариваемого решения и порядка его принятия закону либо отсутствие
оснований для привлечения к ответственности, то он вправе принять
решение об отмене оспариваемого решения.
Судом и материалами дела установлено,
что руководитель Общества не уведомлен надлежащим образом о времени и
месте рассмотрения материалов об административном правонарушении.
Постановление о привлечении Общества
к административной ответственности вынесено при отсутствии
доказательств надлежащего уведомления законного представителя
Общества, заказное письмо от 09.01.2008 года вручено директору
Общества 17.01.2008 года согласно отметке о вручении на уведомлении №
2489. Общество находится по адресу: г. Ухта, пр. Ленина, 24 - 5,
тогда как дело об административном правонарушении назначено к
рассмотрению 17.01.2008 года по месту нахождения административного
органа, т.е. в г. Сыктывкаре.
В Сыктывкар уведомление возвращено
почтовой корреспонденцией 18.01.2008 года.
При вынесении постановления о
назначении административного наказания административный орган не
располагал сведениями о надлежащем уведомлении Общества о времени и
месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Указание на то, что Общество
уведомлялось о дате и месте рассмотрения дела об административном
правонарушении факсимильной связью, документально не подтверждено.
Кроме того, при вынесении
постановления № 18-эко/З административным органом допущены опечатки о
дате вынесения оспариваемого акта, датах направления уведомлений о
времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении,
в акте проверки от 22.11.2007 года указана дата приказа № 153-гк, на
основании которого проведена проверка, не соответствующая
действительности.
Указанные опечатки в установленном
порядке не оформлены.
При таких обстоятельствах
Постановление об административном правонарушении № 18-эко/З от
17.01.2008 года подлежит отмене.
На основании изложенного,
руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 211 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявленные
требования удовлетворить.
Признать Постановление старшего
государственного инспектора Республики Коми по охране природы на
территории Республики Коми, начальника отдела государственного
экологического контроля Минприроды Республики Коми № 18-эко/З от 17
января 2008 года о назначении административного наказания,
вынесенного в отношении ООО "Интех", незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в
10-дневный срок со дня принятия (изготовления) в апелляционном
порядке.