Название документа
РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от
18.03.2008 № 3-19-2008
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ
ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ
РЕШЕНИЯ В ЗАКОННУЮ СИЛУ П. 8 Ч. 1 СТ. 3 В ЧАСТИ СЛОВ: "ИЛИ
ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА" ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О РЕГУЛИРОВАНИИ
НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ В ОБЛАСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ" ОТ 28 ИЮНЯ
2005 ГОДА № 59-РЗ>
Источник публикации
"Республика", № 76-77,
19.04.2008
Примечание к документу
Текст документа
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской
Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 марта 2008 г. № 3-19-2008
-
Верховный суд
Республики Коми
в составе председательствующего судьи
Кретова В.В.
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном
заседании в г. Сыктывкаре 18 марта 2008 года дело по заявлению и.о.
прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному
законодательству и недействующим со дня принятия п. 8 ч. 1 ст. 3 в
части слов: "или земель запаса" Закона Республики Коми "О
регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений"
от 28 июня 2005 года № 59-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 8
ноября 2007 года № 92-РЗ,
установил:
И.о. прокурора
Республики Коми обратился в Верховный суд Республики Коми с
заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и
недействующим со дня принятия п. 8 ч. 1 ст. 3 в части слов: "или
земель запаса" Закона Республики Коми "О регулировании
некоторых вопросов в области земельных отношений" от 28 июня
2005 года № 59-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 8 ноября 2007
года № 92-РЗ. В обоснование заявления указал, что оспариваемой нормой
Закона Республики Коми Правительство Республики Коми наделено
полномочиями по установлению содержания ходатайства о переводе земель
запаса из одной категории в другую, хотя действующим федеральным
законодательством данное полномочие отнесено к компетенции
Правительства Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор
Калашникова О.Е. настаивала на удовлетворении заявления и дала
соответствующие ему пояснения.
Государственный Совет Республики Коми
ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Глава Республики Коми в суд своих представителей не направил.
Заслушав участвующего в деле
прокурора и исследовав представленные материалы, суд находит, что
заявление и.о. прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению.
Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72
Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится
в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, что в силу положений ст. 76 Конституции Российской
Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6
октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями
означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации
принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой
юридической силы федеральным законам.
Анализ содержания п. 8 ч. 1 ст. 3
Закона Республики Коми "О регулировании некоторых вопросов в
области земельных отношений" от 28 июня 2005 года № 59-РЗ в
редакции Закона Республики Коми от 8 ноября 2007 года № 92-РЗ
применительно к приведенному правилу свидетельствует о частичном
несоответствии данной нормы действующему федеральному
законодательству в области регулирования вопросов перевода земель из
одной категории в другую.
Так, в силу положений ст. 2, 8
Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство
состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в
соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
При этом порядок перевода земель из
одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В частности, вопросы перевода земель
из одной категории в другую урегулированы Федеральным законом "О
переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ, предусматривающим, что содержание
ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав
прилагаемых к нему документов устанавливаются органами
государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении
земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель,
находящихся в собственности Российской Федерации, и Правительством
Российской Федерации в отношении иных земель (ст. 2 Закона).
Однако в нарушение приведенных
положений федерального законодательства п. 8 ч. 1 ст. 3 Закона
Республики Коми "О регулировании некоторых вопросов в области
земельных отношений" наделяет Правительство Республики Коми
полномочиями по установлению содержания ходатайства о переводе земель
запаса из одной категории в другую, хотя в силу установленных ст. 13
Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ особенностей
перевода земельного участка из состава земель запаса в другую
категорию, а также прямого указания настоящего Федерального закона
установление содержания ходатайства о переводе земель запаса из одной
категории в другую отнесено к исключительной компетенции
Правительства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах п. 8 ч. 1
ст. 3 в части слов: "или земель запаса" Закона Республики
Коми "О регулировании некоторых вопросов в области земельных
отношений" от 28 июня 2005 года № 59-РЗ в редакции Закона
Республики Коми от 8 ноября 2007 года № 92-РЗ следует признать
противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
С целью обеспечения стабильности
правоотношений, основанных на применении в течение длительного
времени приведенной нормы, суд находит, что они подлежат признанию
недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с требованиями ст. 253
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35
Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"
сообщение о настоящем решении после вступления решения в законную
силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой
информации органов государственной власти Республики Коми - газете
"Республика".
Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК
РФ, суд
решил:
Заявление и.о.
прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащим
федеральному законодательству и недействующим со дня вступления
решения в законную силу п. 8 ч. 1 ст. 3 в части слов: "или
земель запаса" Закона Республики Коми "О регулировании
некоторых вопросов в области земельных отношений" от 28 июня
2005 года № 59-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 8 ноября 2007
года № 92-РЗ.
Сообщение о принятом судом решении
после вступления настоящего решения в законную силу подлежит
опубликованию в газете "Республика".
На решение в течение 10 дней могут
быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное
представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный
суд Республики Коми.
Председательствующий
В.КРЕТОВ
|