Название документа
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда РК от
20.03.2008 по делу № А29-404/2008
<СУММЫ ПЕНИ, НАЧИСЛЕННЫЕ
НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ В ПЕРИОД НАХОЖДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В СТАДИИ
КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА, В ОТНОШЕНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, ОБРАЗОВАВШЕЙСЯ
ДО ПРИЗНАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ БАНКРОТОМ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАЯВЛЕНЫ В РАМКАХ
ДЕЛА О БАНКРОТСТВЕ И НЕ МОГУТ ВЗЫСКИВАТЬСЯ В БЕССПОРНОМ ПОРЯДКЕ В
КАЧЕСТВЕ ТЕКУЩИХ ПЛАТЕЖЕЙ>
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Текст документа
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской
Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2008 г. по делу №
А29-404/2008
(извлечение)
-
20 марта 2008 года
(дата оглашения резолютивной части
решения и изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в
составе судьи,
при ведении протокола судебного
заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
муниципального унитарного предприятия "Подчерский лескомхоз"
к Межрайонной инспекции ФНС России №
3 по Республике Коми
о признании незаконными
(недействительными) решений №№ 8656, 8657, 8658, 8659, 8660, 8661 от
15.10.2007 г.
при участии в заседании:
от заявителя -
от заинтересованного лица - не
явились
установил:
Муниципальное
унитарное предприятие "Подчерский лескомхоз" обратилось с
заявлением о признании недействительными решений Межрайонной
инспекции ФНС № 3 по Республике Коми №№ 8656, 8657, 8658, 8659, 8660,
8661 от 15.10.2007 г. о взыскании пени за счет денежных средств на
счетах налогоплательщика в порядке ст. 46 Налогового кодекса
Российской Федерации.
Инспекция, надлежащим образом
извещенная о времени и месте судебного разбирательства, явку
представителя в судебное заседание не обеспечила. Представив
письменный отзыв на заявление, налоговый орган указал, что инкассовые
поручения на бесспорное взыскание сумм в порядке ст. 46 Налогового
кодекса Российской Федерации в банк не направлялись, следовательно,
законные права и интересы заявителя не нарушаются, на него не
возложены незаконно какие-либо обязанности, не созданы какие-либо
препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Исследовав материалы дела, заслушав
представителя заявителя, суд установил следующее.
Определением Арбитражного суда
Республики Коми от 4 декабря 2006 года по делу № А29-7632/2006-3Б в
отношении МУП "Подчерский лескомхоз" возбуждено
производство по делу о несостоятельности (банкротстве) и введена
процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Республики
Коми от 29 июня 2007 года по делу № А29-7632/2006-3Б МУП "Подчерский
лескомхоз" признан несостоятельным (банкротом). В отношении него
открыто конкурсное производство.
15 октября 2007 года Межрайонной
инспекцией ФНС России № 3 по Республике Коми в порядке ст. 46
Налогового кодекса Российской Федерации вынесены решения №№ 8656,
8657, 8658, 8659, 8660, 8661 о взыскании налогов, сборов, пеней,
штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика МУП
"Подчерский лескомхоз". Указанные решения вынесены
налоговым органом в результате неисполнения предприятием требований
№№ 14190, 14189, 14193, 14192, 14191, 14194 от 13.09.2007 г. об
уплате пени по налогам, начисленным в период конкурсного производства
на сумму задолженности, образовавшуюся до признания должника
банкротом.
Не согласившись с вынесенными
решениями налогового органа, МУП "Подчерский лескомхоз"
обжаловал их в судебном порядке, указав, что законных оснований для
вынесения оспариваемых решений не было, требования о взыскании пени
должны быть заявлены в рамках дела о банкротстве; оспариваемые
решения не отменены налоговым органом, являются действующими,
следовательно, порождают определенные последствия и нарушают права
предприятия в сфере осуществления деятельности.
Суд считает, что требования заявителя
подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198
Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные
лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании
недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и
действий (бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что
оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие
(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному
правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно
возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для
осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного
правового акта, решения и действия (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных
лиц недействительным (незаконным) необходимо наличие в совокупности
двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового
акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение
указанным актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с положениями ст. 46
Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или
неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате
налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на
денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации
или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Взыскание налога производится по
решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты
счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или
индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения)
на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные
фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика
(налогового агента) - организации или индивидуального
предпринимателя.
Инкассовое поручение (распоряжение)
на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный
фонд направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика
(налогового агента) - организации или индивидуального
предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в
очередности, установленной гражданским законодательством Российской
Федерации.
С учетом изложенного, суд считает,
что статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации является одной
из стадий принудительного исполнения обязанностей по уплате налогов,
пени и штрафов. И, как следствие, действующие решения налогового
органа о взыскании задолженности за счет денежных средств,
находящихся на счетах в банках, порождают за собой определенные
последствия для налогоплательщика. Доказательства отмены оспариваемых
решений налоговым органом не представлены, в связи с чем доводы
налогового органа, изложенные в отзыве, не принимаются судом как
обоснованные.
В силу п. 1 ст. 126 Федерального
закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о
признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства,
в том числе:
срок исполнения возникших до открытия
конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных
платежей считается наступившим;
прекращается начисление неустоек
(штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам
задолженности должника;
исполнение обязательств должника
осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены настоящей
главой.
Пунктом 26 Постановления Пленума ВАС
Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 25 "О некоторых
вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по
обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в
деле о банкротстве" предусмотрено, что при применении правил о
прекращении начисления финансовых санкций за неисполнение обязанности
по уплате обязательных платежей с момента введения соответствующей
процедуры банкротства (абзац девятый пункта 1 статьи 81, абзац третий
пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона) следует
учитывать, что указанное последствие наступает в отношении требований
об имущественных взысканиях, предполагающих их начисление и,
соответственно, определение размера в зависимости от
продолжительности периода просрочки исполнения обязанности по уплате
обязательных платежей.
Таким образом, названные правила
подлежат применению, в частности, в отношении пеней за
несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов, сборов,
таможенных пошлин (статья 75 НК РФ, статья 349 ТК РФ), за
несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на
возвратной основе, и платы за пользование данными средствами (пункт
11 статьи 76, статьи 290, 291 Бюджетного кодекса Российской
Федерации).
Кроме того, при применении
предусмотренной абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о
банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия
конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных
финансовых санкций по всем видам задолженности должника следует
исходить из того, что это положение применяется как к требованиям,
подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим
требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.
Требования по пеням, начисленным в
период конкурсного производства в отношении обязательных платежей,
возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в
том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть
в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о
банкротстве (п. 29 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от
22.06.2006 г. № 25).
Таким образом, все требования о
взыскании пени должны быть заявлены в рамках дела о банкротстве и не
могут взыскиваться налоговым органом в бесспорном порядке в качестве
текущих платежей.
-
КонсультантПлюс:
примечание.
В тексте документа, видимо, допущена
опечатка: имеется в виду период с 18.08.2007 по 31.08.2007, а не
период с 18.08.2008 по 31.08.2008.
-
Судом установлено и
это следует из материалов дела, что суммы пени, вошедшие в
оспариваемые решения, начислены налоговым органом за период с
18.08.2008 г. по 31.08.2008 г., то есть в период конкурсного
производства, в отношении задолженности, образовавшейся до признания
предприятия банкротом.
На основании изложенного, суд
считает, что налоговым органом неправомерно, в нарушение ст. ст. 126,
142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
вынесены решения №№ 8656, 8657, 8658, 8659, 8660, 8661 от 15.10.2007
г. о взыскании пени за счет денежных средств МУП "Подчерский
лескомхоз" в порядке ст. 46 Налогового кодекса Российской
Федерации, оспариваемые решения нарушают права и законные интересы
предприятия-банкрота, в связи с чем подлежат признанию незаконными
(недействительными).
Руководствуясь статьями 167 - 170,
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявленные
требования удовлетворить.
Признать незаконными
(недействительными) решения Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по
Республике Коми №№ 8656, 8657, 8658, 8659, 8660, 8661 от 15.10.2007
г. как противоречащие нормам Федерального закона от 26.10.2002 г. №
127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и нормам
Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в
месячный срок со дня принятия (изготовления) во Второй арбитражный
апелляционный суд (г. Киров) с подачей апелляционной жалобы через
Арбитражный суд Республики Коми.
Судья
Арбитражного суда
Республики Коми
-
|