АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской
Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2008 г. по делу №
А29-2021/2008
(извлечение)
9 апреля 2008 г.
(дата оглашения резолютивной части
решения)
10 апреля 2008 года
(дата изготовления решения в полном
объеме)
Арбитражный суд
Республики Коми в составе судьи, при ведении протокола судебного
заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе ООО "ТПК
"Гурман" на постановление Сыктывкарского городского
комитета по охране окружающей среды от 14.03.2008 г. № 12/1 СЫК-ЭК,
при участии:
от заявителя: П.;
от административного органа: не
явились;
установил:
Общество с
ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания
"Гурман" обратилась с жалобой на постановление
Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды от
14.03.2008 г. № 12/1 СЫК-ЭК по делу об административном
правонарушении.
В представленном отзыве ответчик
заявленные требования не признал, просит в удовлетворении требований
отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав
представителя заявителя, суд установил следующее.
В соответствии с Приказом
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики
Коми № 210-гк от 26 декабря 2007 года утвержден план мероприятий
Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды на 1
квартал 2008 года, в соответствии с которым на 18 - 22 февраля 2008
года намечена плановая комплексная проверка соблюдения ООО ТПК
"Гурман" требований законодательства об охране окружающей
среды и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и
Республики Коми.
29 февраля 2008 года по результатам
проведенной проверки специалистами Сыктывкарского городского комитета
по охране окружающей среды составлен акт № 12 СЫК-ЭК, в котором
указано на осуществление ООО ТПК "Гурман" хозяйственной
деятельности на территории г. Сыктывкара на объектах розничной,
оптовой торговли, в ресторане с нарушением общих требований по
обращению с отходами и требований к нормированию при обращении с
отходами Федерального закона "Об отходах производства и
потребления" (а именно, ст. 11, ст. 18, ст. 19).
При проведении мероприятий по
государственному контролю установлено, что предприятием при
осуществлении деятельности на объектах розничной торговли по адресу:
г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 32, розничной - оптовой торговли по
адресу: г. Сыктывкар, ул. Колхозная, 2/1, ресторане, расположенном по
адресу: г. Сыктывкар, ул. Первомайская, 85/2, не разработан и не
утвержден в установленном порядке проект нормативов образования
отходов и лимитов на их размещение; не ведется учет образовавшихся,
использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных
от других лиц, а также размещенных отходов.
29 февраля 2008 года в отношении ООО
"ТПК "Гурман" в присутствии директора Г. должностным
лицом Управления составлен протокол № 12/1 СЫК-ЭК об административном
правонарушении, ответственность за которое установлена ст. 8.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В
вину предприятию ставится отсутствие разработанного и утвержденного в
установленном порядке проекта нормативов образования отходов и
лимитов на их размещение, а также отсутствие учета образовавшихся,
использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных
от других лиц, а также размещенных отходов.
Постановлением государственного
инспектора Республики Коми по экологическому контролю Сыктывкарского
городского комитета по охране окружающей среды № 12/1 СЫК-ЭК от 14
марта 2008 года ООО "ТПК "Гурман" признано виновным в
совершении нарушения законодательства в области природопользования и
охраны окружающей среды и подвергнуто административному взысканию в
соответствии со ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 20
000 руб.
Не согласившись с указанным
постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Коми
с соответствующим заявлением о его оспаривании.
Заявителем указывается, что
экологических требований при эксплуатации магазинов и ресторана в
виде загрязнения окружающей среды в результате невывозки твердых и
бытовых отходов в ходе проверки не выявлено. Как указано в акте
проверки, предприятием заключен договор с ООО "Эко-технология"
от 01.12.2005 г. № 770 на вывоз и обработку твердых бытовых отходов
(кроме крупногабаритного) в объеме 117 куб.м в год, с объекта,
расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Первомайская, 25.
Сбор и хранение крупногабаритного, а
также бытового мусора, образующегося от объекта розничной торговли по
адресу: г. Сыктывкар, ул. Первомайская, 85/2 осуществляется у
контейнерной площадки по адресу: ул. Первомайская, 85. ООО
"Ремонтно-эксплуатационное предприятие" по договору на
оказание услуг от 15.05.2006 г. № 27 осуществляет вывоз
крупногабаритного, а также бытового мусора своим автотранспортом.
Суд признает заявленные требования не
подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона
от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к
хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения
или их совокупность, установленные законами, иными нормативными
правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными
стандартами и иными нормативными документами в области охраны
окружающей среды.
В статье 14 названного Закона
определены методы экономического регулирования в области охраны
окружающей среды, к числу которых отнесено установление лимитов на
выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на
размещение отходов производства и потребления и другие виды
негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со статьей 1
Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах
производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ)
отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов,
полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в
процессе производства или потребления, а также товары (продукция),
утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами -
деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также
деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортированию, размещению отходов.
Статьей 11 Федерального закона "Об
отходах производства и потребления" № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года
устанавливается обязанность индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений,
сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на
размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, а
также предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в
области обращения с отходами.
Несоблюдение экологических требований
при планировании, технико-экономическом обосновании проектов,
проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в
эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от
одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч
до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста
тысяч рублей (ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях).
Предприятие осуществляет
хозяйственную деятельность, связанную с обращением с отходами, и в
силу требований абзаца 3 статьи 11, статьи 18 Закона "Об отходах
производства и потребления" обязано разрабатывать проект
нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, а
также вести в установленном порядке учет образовавшихся,
использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных
от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18
Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и
юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с
отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и
лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами
разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на
их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 16.06.2000 № 461, подлежат утверждению уполномоченным
территориальным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов
административного дела, объяснений законного представителя
предприятия, проект нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение ООО "ТПК "Гурман" не разработан, учет
образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим
лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не
ведется.
В соответствии со ст. 211
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд,
проверив основания привлечения к ответственности, полномочия
должностных лиц, его принявших, признает обжалуемое постановление
законным и обоснованным.
На основании изложенного и
руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении
заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в
10-дневный срок со дня принятия (изготовления) в апелляционном
порядке.
Судья
Арбитражного суда
Республики Коми