Текст документа
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской
Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2008 г. по делу №
А29-887/2008
(извлечение)
9 апреля 2008 г.
(дата оглашения резолютивной части
решения)
10 апреля 2008 года (дата
изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в
составе судьи, при ведении протокола судебного заседания, рассмотрев
в судебном заседании дело по заявлению ООО "СтройМонтаж" об
отмене постановления руководителя Сыктывкарского городского комитета
по охране окружающей среды от 31.01.2008 г. по делу об
административном правонарушении,
при участии:
от заявителя: Б.;
от административного органа: не
явились;
установил:
Общество с
ограниченной ответственностью "СтройМонтаж" обратилось с
заявлением об отмене постановления руководителя Сыктывкарского
городского комитета по охране окружающей среды от 31.01.2008 г. по
делу об административном правонарушении
В представленном отзыве ответчик
заявленные требования не признал, просит в удовлетворении требований
отказать в связи с пропуском срока на обжалование постановления.
Исследовав материалы дела, заслушав
представителя заявителя, суд установил следующее.
В соответствии с приказом
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики
Коми № 210-гк от 26 декабря 2007 года утвержден план мероприятий
Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды на 1
квартал 2008 года, в соответствии с которым на 14 - 18 января 2008
года намечена плановая комплексная проверка соблюдения ООО
"СтройМонтаж" требований законодательства об охране
окружающей среды и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации и Республики Коми.
17 января 2008 года по результатам
проведенной проверки специалистами Сыктывкарского городского комитета
по охране окружающей среды составлен акт № 4-сык-эк, в котором
указано на осуществление ООО "СтройМонтаж" производственной
деятельности на территории г. Сыктывкара с нарушением общих
требований по обращению с отходами и требований к нормированию при
обращении с отходами Федерального закона "Об отходах
производства и потребления" (а именно, ст. 11, ч. 3 ст. 18, ст.
19 Закона).
При проведении мероприятий по
государственному контролю установлено, что предприятием не разработан
и не утвержден в установленном порядке проект нормативов образования
отходов и лимитов на их размещение; не ведется учет образовавшихся,
использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных
от других лиц, а также размещенных отходов.
18 января 2008 года в отношении ООО
"СтройМонтаж" в присутствии директора А. должностным лицом
Управления составлен протокол № 4-сык-эк об административном
правонарушении, ответственность за которое установлена ст. 8.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В
вину предприятию ставится отсутствие разработанного и утвержденного в
установленном порядке проекта нормативов образования отходов и
лимитов на их размещение, а также отсутствие учета образовавшихся,
использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных
от других лиц, а также размещенных отходов.
Постановлением руководителя
Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды № 4
сык-эк от 31 января 2008 года ООО "СтройМонтаж" признано
виновным в совершении нарушения законодательства в области
природопользования и охраны окружающей среды и подвергнуто
административному взысканию в соответствии со ст. 8.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях в виде
взыскания штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным
постановлением, заявитель 6 февраля 2008 года обратился в Арбитражный
суд Республики Коми с соответствующим заявлением о его оспаривании.
Заявителем указывается, что при
привлечении к ответственности административным органом не был учтен в
качестве смягчающего (исключающего) ответственность обстоятельства
тот факт, что заявителем с 2005 года предпринимались безуспешные
попытки согласовать проект нормативов образования отходов и лимитов
на их размещение с ПМУ "Ростехнадзор". Каких-либо иных
нарушений законодательства об охране окружающей среды на предприятии
в ходе проверки выявлено не было.
Суд признает заявленные требования
подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 11 Федерального закона "Об
отходах производства и потребления" № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года
устанавливается обязанность индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений,
сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами,
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на
размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Несоблюдение экологических требований
при планировании, технико-экономическом обосновании проектов,
проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в
эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от
одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч
до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста
тысяч рублей (ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях).
Предприятие осуществляет
хозяйственную деятельность, связанную с обращением с отходами, и в
силу требований абзаца 3 статьи 11, статьи 18 Закона "Об отходах
производства и потребления" обязано разрабатывать проект
нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, а
также вести в установленном порядке учет образовавшихся,
использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных
от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18
Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и
юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с
отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и
лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами
разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на
их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 16.06.2000 № 461, подлежат утверждению уполномоченным
территориальным органом исполнительной власти.
Статьей 19 Федерального закона №
89-ФЗ также установлено, что индивидуальные предприниматели и
юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с
отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся,
использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных
от других лиц, а также размещенных отходов.
В материалы дела заявителем
представлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение, согласованный с руководителем городского комитета по
охране окружающей среды 21 марта 2005 года.
Согласно письму № 57 от 21 марта 2005
года подтверждается направление ООО "СтройМонтаж" в адрес
Межрегионального Управления по технологическому и экологическому
надзору для утверждения проекта нормативов образования отходов (о
принятии свидетельствует отметка о принятии, вх. № 2319 от 06.07.2005
г.).
Как указывается заявителем, до
настоящего времени ответа из Межрегионального Управления по
технологическому и экологическому надзору по вопросу утверждения
проекта не получено.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях лицо
подлежит административной ответственности только за те
административные правонарушения, в отношении которых установлена его
вина.
В силу п. 4 ст. 210 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания
обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к
административной ответственности, возлагается на административный
орган, принявший оспариваемое решение.
Поскольку при проведении проверки
административным органом не исследовался вопрос о причинах
неутверждения представленного предприятием проекта нормативов
образования отходов Межрегиональным Управлением по технологическому и
экологическому надзору, суд признает вину в совершении
административного правонарушения в данной части недоказанной.
На основании статьи 2.9 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях при
малозначительности совершенного административного правонарушения
судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об
административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее
административное правонарушение, от административной ответственности
и ограничиться устным замечанием. При этом Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях не содержит указаний на
невозможность применения указанной общей нормы в отношении
какого-либо административного правонарушения.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004
№ 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при
рассмотрении дел об административных правонарушениях", при
квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам
необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его
совершения.
Суд считает, что совершенное
правонарушение - отсутствие учета образовавшихся отходов можно
квалифицировать как малозначительное и освободить предприятие от
административной ответственности на основании ст. 2.9 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
При формальном наличии всех признаков
состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, совершенное правонарушение не повлекло за собой
причинения какого-либо ущерба ни обществу, ни государству, ни
гражданам.
При этом судом учитывается, что
каких-либо иных нарушений законодательства об охране окружающей среды
на предприятии в ходе проверки выявлено не было, в том числе
установлено: ООО "СтройМонтаж" в установленном порядке
вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду;
отработанные люминесцентные лампы хранятся в складском помещении,
вывозка твердых бытовых отходов осуществляется на санкционированную
свалку ЭМУП "Жилкомхоз" на основании заключенного договора;
отработанные аккумуляторы передаются ООО "Аккумуляторы" с
оформлением актов; ремонт и замена масла автомашин ГАЗЕЛЬ проводится
в автосервисе с оформлением документов; предприятием 14 января 2008
года заключен договор № 14/01-08 с ООО "ВЕЛДАС-ЭМ", в
соответствии с которым последним приняты обязательства по принятию от
ООО "СтройМонтаж" для дальнейшей переработки и утилизации
промышленных отходов.
В соответствии с п. 2 ст. 208
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО
"СтройМонтаж" в установленные сроки обратилось с заявлением
об оспаривании решения о привлечении к административной
ответственности.
На основании изложенного и
руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявленные
требования удовлетворить.
Признать постановление № 4 сык-эк от
31.01.2008 года о назначении административного наказания, вынесенное
руководителем Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей
среды в отношении Общества с ограниченной ответственностью
"СтройМонтаж", незаконным и отменить.
Производство по делу об
административном правонарушении в отношении общества с ограниченной
ответственностью "СтройМонтаж" прекратить в связи с
малозначительностью.
Объявить обществу с ограниченной
ответственностью "СтройМонтаж" устное замечание.
Решение может быть обжаловано в
10-дневный срок со дня принятия (изготовления) в апелляционном
порядке.
Судья
Арбитражного суда
Республики Коми