Название документа
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от
30.04.2008 № 3-Г08-6
<ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РК ОТ 5 ФЕВРАЛЯ 2008 ГОДА>
Источник публикации
"Республика", № 108,
04.06.2008
Примечание к документу
Текст документа
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 апреля 2008 г. № 3-Г08-6
-
Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Борисовой Л.В. и Еременко Т.И.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по заявлению и.о. прокурора
Республики Коми о признании противоречащим федеральному
законодательству и недействующим со дня принятия подпункта "в"
пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального
закона "О погребении и похоронном деле", утвержденных
Постановлением Правительства Республики Коми от 5 декабря 2006 года №
296, по кассационной жалобе Главы Республики Коми на решение
Верховного суда Республики Коми от 5 февраля 2008 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда
Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение
суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Постановлением
Правительства Республики Коми от 5 декабря 2006 года № 296 "О
финансировании расходов на реализацию Федерального закона "О
погребении и похоронном деле" утверждены Правила финансирования
расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и
похоронном деле". В пункте 4 указанных Правил определен перечень
документов, которые граждане должны представлять территориальным
органам Агентства Республики Коми по социальному развитию для выплаты
социального пособия на погребение.
И.о. прокурора Республики Коми
обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному
законодательству и недействующим со дня принятия подпункта "в"
пункта 4 данных Правил, предусматривающего представление гражданами
территориальным органам Агентства Республики Коми по социальному
развитию документа, подтверждающего, что умерший на день смерти не
работал и не являлся пенсионером (для умерших граждан, не работавших
и не являвшихся пенсионерами), сославшись на то, что действующее
федеральное законодательство такой обязанности не устанавливает.
Решением Верховного суда Республики
Коми от 5 февраля 2008 года заявление удовлетворено. Подпункт "в"
пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального
закона "О погребении и похоронном деле", утвержденных
Постановлением Правительства Республики Коми от 5 декабря 2006 года №
296, признан противоречащим федеральному законодательству и
недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Главы
Республики Коми поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с
нарушением норм материального права и вынесении нового решения об
отказе в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив
доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия Верховного Суда
Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит.
В силу пункта "ж" части 1
статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся
координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства,
отцовства и детства; социальная защита, включая социальное
обеспечение.
Согласно части 5 статьи 76
Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального закона от 6
октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и
иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не
могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам
ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В
случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным
в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно пункту 1 статьи 2
Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении
и похоронном деле" законодательство Российской Федерации о
погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального
закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов,
иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов
и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из содержания статьи 10 Федерального
закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном
деле" следует, что выплата социального пособия на погребение в
случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга,
близких родственников, иных родственников, законного представителя
умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить
погребение умершего производится органом социальной защиты населения
в день обращения на основании лишь справки о смерти без представления
каких-либо документов, подтверждающих прижизненный статус умершего.
Подпунктом "в" пункта 4
Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О
погребении и похоронном деле", утвержденных Постановлением
Правительства Республики Коми от 5 декабря 2006 года № 296,
предусмотрено, что выплата социального пособия на погребение лиц,
которые на день смерти не работали и не являлись пенсионерами,
возможна только при условии представления гражданином в
территориальный орган Агентства Республики Коми по социальному
развитию документа, подтверждающего, что умерший на день смерти не
работал и не являлся пенсионером.
Оспариваемая правовая норма Правил,
как верно указал суд, противоречит требованиям статьи 10 Федерального
закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном
деле", поскольку устанавливает дополнительную, не
предусмотренную действующим федеральным законодательством,
обязанность граждан по представлению документа, подтверждающего, что
умерший на день смерти не работал и не являлся пенсионером.
Кроме того, подпункт "в"
пункта 4 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального
закона "О погребении и похоронном деле", как правильно
указал суд, не отвечает принципу определенности, поскольку не
содержит сведений о названии документа, органах или организациях,
наделенных полномочиями по выдаче этого документа, способах и порядке
его получения гражданами.
Вывод суда о том, что граждане не
обязаны доказывать, что умерший, погребение которого они осуществили,
на день смерти не работал и не являлся пенсионером, основан на
анализе действующего законодательства, мотивирован, и оснований
считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы сводятся
по существу к неправильному истолкованию судом норм материального
права, с чем нельзя согласиться по указанным выше основаниям.
Ссылки в кассационной жалобе на
статьи 31, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подпункт 41
пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №
184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации", в силу которого к полномочиям
органов государственной власти субъекта Российской Федерации по
предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами
самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации
(за исключением субвенций из федерального бюджета), относится
предоставление материальной и иной помощи для погребения,
несостоятельны, поскольку названными нормативными правовыми актами
органам государственной власти субъекта Российской Федерации не
предоставлено полномочие по возложению на граждан дополнительных
обязанностей, не предусмотренных федеральным законодательством.
Нарушений судом норм материального и
процессуального права, которые бы привели или могли привести к
неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 360, пунктом 1
статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного
суда Республики Коми от 5 февраля 2008 года оставить без изменения, а
кассационною жалобу Главы Республики Коми - без удовлетворения.
-
Председательствующий
Судьи
-
|