ИНСПЕКЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. СЫКТЫВКАРУ
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В 2008 Г.:
НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ РАСХОДОВ
Федеральным законом
от 17.05.2007 № 85-ФЗ (далее - Закон № 85-ФЗ) внесены поправки в гл.
26.2 НК РФ, которые вступают в силу с 1 января 2008 г. Часть из них
уточняет порядок учета и признания расходов и распространяется на
правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Перечень расходов
Для
налогоплательщиков-"упрощенцев" уточнен и расширен перечень
расходов, учитываемых при определении налоговой базы. Ведь перечень
расходов, установленный в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, закрытый и не
предполагает расширительного толкования.
Расходы по основным
средствам
Теперь
налогоплательщики смогут включать в состав расходов не только затраты
на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, но и
расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и
техническое перевооружение таких объектов. Дополнения внесены в п. 1
ст. 346.16 НК РФ.
Обратите внимание: финансовое
ведомство и ранее признавало право налогоплательщика, применяющего
УСН, учитывать подобные расходы при исчислении налога (письмо от
20.10.2006 № 03-11-04/2/215). Сейчас соответствующие положения
закреплены в Налоговом кодексе.
Порядок учета таких затрат аналогичен
порядку учета затрат на приобретение, сооружение и изготовление
основных средств: расходы, произведенные в период применения
"упрощенки", признаются с момента ввода основных средств в
эксплуатацию. В течение налогового периода расходы принимаются за
отчетные периоды равными долями (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Данные
расходы включаются также в налоговую базу на последнее число
отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм и
учитываются только по основным средствам, используемым при
осуществлении предпринимательской деятельности. Соответствующие
дополнения внесены в пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
Говоря о переоборудовании основных
средств, нельзя не сказать об их учете в составе амортизируемого
имущества. Реконструкция (модернизация) может длиться долго.
Естественно, во время таких работ основное средство не
эксплуатируется. В п. 3 ст. 256 НК РФ определено, что основные
средства, находящиеся по решению руководства организации на
реконструкции и модернизации более 12 месяцев, исключаются из состава
амортизируемого имущества. А основными средствами для целей гл. 26.2
НК РФ признается именно амортизируемое имущество. Об этом говорится в
п. 4 ст. 346.16 Налогового кодекса.
Значит, в отчетные (налоговые)
периоды, когда по решению руководства основные средства находятся на
длительной реконструкции и модернизации (свыше 12 месяцев), затраты
на их приобретение (сооружение, изготовление) не уменьшают налоговую
базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. То есть
налогоплательщики в соответствующем налоговом периоде (налоговых
периодах) вправе отражать в расходах на приобретение (сооружение,
изготовление) реконструируемых (модернизируемых) объектов только
расходы, приходящиеся на кварталы фактической эксплуатации данных
основных средств и рассчитанные на основании пп. 1 и 3 п. 3 ст.
346.16 НК РФ. Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от
14.12.2006 № 02-6-10/233@.
Расходы на достройку, дооборудование,
реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных
средств определяются с учетом положений п. 2 ст. 257 НК РФ (п. 4 ст.
346.16 НК РФ). Указанной нормой установлено, что в этих случаях
первоначальная стоимость основных средств изменяется.
К работам по достройке,
дооборудованию и модернизации относятся работы, вызванные изменением
технологического или служебного назначения объекта амортизируемых
основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми
качествами.
Реконструкция - это переустройство
существующих объектов основных средств, связанное с
совершенствованием производства и повышением его
технико-экономических показателей. Реконструкция осуществляется в
целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и
изменения номенклатуры продукции.
К техническому перевооружению
относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических
показателей основных средств или их отдельных частей на основе
внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации
производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически
изношенного оборудования новым, более производительным.
Еще одно изменение - новая редакция
п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Данная норма регламентирует порядок пересчета
налоговой базы при реализации (передаче) основных средств. Речь идет
о двух категориях объектов. Это приобретенные (сооруженные) основные
средства, реализованные (переданные) до истечения 3 лет с момента
учета расходов на их приобретение, сооружение и т.д., и приобретенные
(сооруженные) основные средства и нематериальные активы со сроком
полезного использования свыше 15 лет, если они реализованы (переданы)
до истечения 10 лет. В отношении упомянутых объектов налогоплательщик
за весь период пользования такими основными средствами с момента их
учета в составе расходов на приобретение до даты их реализации
(передачи) должен пересчитать налоговую базу исходя из положений гл.
25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
Теперь указанная норма дополнена и
касается также расходов на дооборудование, достройку, модернизацию и
т.д. Например, дооборудованное основное средство со сроком полезного
использования до 15 лет реализовано до истечения 3 лет с момента
учета таких затрат в составе расходов (а в отношении основных средств
со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10
лет). Согласно новой редакции п. 3 ст. 346.16 НК РФ с момента учета
расходов на приобретение основных средств и до даты реализации также
следует пересчитать налоговую базу.
Исправления в разд. I и II Книги
учета доходов и расходов в части расходов за налоговые (отчетные)
периоды, предшествующие налоговому периоду, в котором основные
средства были реализованы, не вносятся.
В разд. I Книги учета доходов и
расходов на 2009 г. отражаются суммы амортизации, начисленные за
январь - июнь 2009 г. Кроме того, вносятся также изменения в разд. II
за полугодие 2009 г. К Книге учета доходов и расходов за текущий
налоговый период прилагается бухгалтерская справка-расчет,
объясняющая сумму уменьшения расходов в разд. I и внесение изменений
в разд. II (см. письмо ФНС России от 14.12.2006 № 02-6-10/233@).
Помимо этого необходимо уплатить в
бюджет пени. Напомним, что пени начисляются за каждый календарный
день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора
начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и
сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ). Пени за
каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы
налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной
трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования
Центрального банка РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Иные расходы
К поправкам,
уточняющим формулировки перечня расходов (п. 1 ст. 346.16 НК РФ),
можно отнести следующие изменения:
- в пп. 7 слова "обязательное
страхование" заменены словами "все виды обязательного
страхования";
- в пп. 22 добавлено, что суммы
налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, не включаются в
состав расходов. Аналогичные разъяснения давались и ранее (см.,
например, письмо Минфина России от 19.12.2006 № 03-11-04/2/281).
Кроме того, перечень дополнен двумя
подпунктами. Теперь при исчислении налоговой базы налогоплательщик
вправе учесть расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники
(пп. 35) и расходы по вывозу твердых бытовых отходов (пп. 36).
Минфин России и ранее разрешал
включать в состав расходов затраты на обслуживание ККТ при исчислении
налога при условии, что подобные затраты обоснованны и документально
подтверждены (в частности, письмо от 17.05.2005 № 03-03-02-04/1/123).
Оснований же для учета налогоплательщиком, применяющим УСН, расходов
по оплате вывоза твердых бытовых отходов, по мнению финансового
ведомства, не было (письмо от 09.04.2007 № 03-11-04/2/95).
Порядок признания
расходов
Согласно пп. 1 п. 2
ст. 346.17 НК РФ расходы на приобретение сырья и материалов
учитываются в том же порядке, что и прочие материальные расходы.
Действующий порядок учета расходов на приобретение сырья и материалов
не изменился. Такая поправка носит уточняющий характер.
Статья 346.17 НК РФ дополнена новым
п. 4. В нем приведен порядок учета расходов при переходе с объекта
налогообложения в виде доходов на объект налогообложения доходы минус
расходы. Расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых
применялся объект налогообложения доходы, не учитываются при
исчислении налоговой базы.
С какого периода
действует Закон № 85-ФЗ
Итак, мы рассмотрели
изменения, внесенные в ст. ст. 346.16 "Порядок определения
расходов" и 346.17 "Порядок признания доходов и расходов"
НК РФ. Поправки вступают в силу с 1 января 2008 г. и распространяются
на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. Основание - ст. 3
Закона № 85-ФЗ. Что это означает для налогоплательщика-"упрощенца"?
В письме Минфина России от 14.08.2007 № 03-11-02/230 разъясняется,
что такой налогоплательщик вправе учесть данные поправки при
исчислении налога по итогам налогового периода 2007 г.
С 1 января 2008 г. вступают в силу
изменения, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1
января 2007 г. Значит, руководствуясь Налоговым кодексом и
разъяснениями Минфина России, названные расходы можно признать при
исчислении налоговой базы за 2007 г. Они отражаются в Книге учета
доходов и расходов на последний день налогового периода и в годовой
налоговой декларации.
Кроме того, составляется
бухгалтерская справка. В ней поясняется, почему подобные расходы
включены в налоговую базу по итогам года, а не в том периоде, когда
они были осуществлены (должна быть ссылка на ст. 3 Закона № 85-ФЗ).