Название документа
ПРИКАЗ Министерства образования и
высшей школы РК от 12.02.2008 № 26
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ
ДОКУМЕНТОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ
КОМИ"
(вместе с "ПОРЯДКОМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОМИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О КОМИССИИ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК НА
ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ", "ИНСТРУКЦИЕЙ О ПРОВЕДЕНИИ
ПРОВЕРОК ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ")
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Порядок, утвержденный данным
документом, действует до принятия иных нормативных документов,
регулирующих надзорно-контрольную деятельность в области
образования.
Текст документа
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПРИКАЗ
от 12 февраля 2008 г. № 26
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ НА
ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В соответствии с
Законом Российской Федерации "Об образовании",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007
года № 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и
надзора в сфере образования" и функций, Положением об Управлении
по надзору и контролю в сфере образования, в целях нормативного
правового обеспечения проведения на территории Республики Коми
надзора и контроля в сфере образования на единой
организационно-методической основе приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Порядок осуществления надзора за
соблюдением законодательства Российской Федерации и Республики Коми в
области образования на территории республики (приложение 1).
1.2. Положение о комиссии
Министерства образования и высшей школы Республики Коми по проведению
проверок на территории Республики Коми (приложение 2).
1.3. Инструкцию о проведении проверок
органов управления образованием и образовательных учреждений,
расположенных на территории Республики Коми (приложение 3).
2. Управлению по надзору и контролю в
сфере образования (Лянцевич В.М.):
2.1. Обеспечить проведение
надзорно-контрольной деятельности муниципальных органов управления
образованием и образовательных учреждений, расположенных на
территории Республики Коми, в соответствии с требованиями
законодательства в области образования и нормативными документами,
утвержденными настоящим Приказом.
2.2. Организовать информационное
обеспечение деятельности руководителей муниципальных органов
управления образованием, государственных и муниципальных
образовательных учреждений и обеспечить инспекционный контроль по
соблюдению и исполнению ими законодательства Российской Федерации и
Республики Коми в области образования.
2.3. Провести необходимую
организационную работу с отделами Министерства по исполнению
нормативных документов, утвержденных настоящим Приказом.
3. Начальникам отделов Министерства
образования и высшей школы Республики Коми принять к руководству и
обеспечить:
3.1. Исполнение утвержденных
настоящим Приказом нормативных документов.
3.2. Контроль за деятельностью
подведомственных Министерству образования и высшей школы Республики
Коми и муниципальных органов управления образованием в соответствии с
требованиями законодательства в области образования и нормативными
документами, утвержденными настоящим Приказом.
4. Руководителям муниципальных
органов управления образованием:
4.1. Разработать нормативные
документы, регламентирующие осуществление функций по вопросам
контроля в сфере образования на территории муниципальных образований.
4.2. Организовать работу специалистов
по своевременному и качественному обеспечению исполнения
законодательства в области образования и нормативными документами,
утвержденными настоящим Приказом.
5. Руководителям образовательных
учреждений различных типов и видов и организационно-правовых форм
обеспечить исполнение законодательства в области образования и
создание необходимых условий для проведения проверок в соответствии с
нормативными документами, утвержденными настоящим Приказом.
6. Контроль за исполнением настоящего
Приказа возложить на начальника Управления по надзору и контролю в
сфере образования В.М.Лянцевича.
Министр
Н.СТРУТИНСКАЯ
Утвержден
Приказом
Министерства образования
и высшей школы
Республики Коми
от 12 февраля 2008 г. № 26
(приложение 1)
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА
СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ
КОМИ В ОБЛАСТИ
ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
1. Порядок
осуществления надзора за соблюдением законодательства Российской
Федерации и Республики Коми в области образования на территории
Республики Коми (далее - Порядок) регламентирует действия
Министерства образования и высшей школы Республики Коми (далее -
Министерство) при осуществлении полномочий по надзору за соблюдением
законодательства Российской Федерации в области образования,
установленных Законом Российской Федерации "Об образовании",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007
г. № 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора
в сфере образования", и функций, определенных Положением об
Управлении по надзору и контролю в сфере образования Министерства
образования и высшей школы Республики Коми (далее - Управление).
2. Осуществление полномочий по
надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации и
Республики Коми в области образования обеспечивается Управлением по
надзору и контролю в сфере образования, являющимся структурным
подразделением Министерства образования и высшей школы Республики
Коми.
3. Выполнение действий в рамках
исполнения государственной функции осуществляется государственными
гражданскими служащими Управления (далее - специалисты) в
соответствии с установленным должностным регламентом и распределением
должностных обязанностей. В исполнении государственной функции могут
участвовать в качестве экспертов представители органов
государственной власти Республики Коми, органов местного
самоуправления и образовательных учреждений, прошедшие
квалификационные испытания.
4. Полномочия по надзору за
соблюдением законодательства Российской Федерации в области
образования включают:
- подготовку, проведение мероприятий
по надзору за соблюдением законодательства в области образования и
обработку его результатов;
- контроль за исполнением
предписаний, включая принятие мер в связи с неисполнением
предписаний;
- работу с обращениями физических и
юридических лиц по вопросам о нарушениях законодательства в области
образования;
- подготовку доклада (справки) о
соблюдении законодательства в области образования.
5. Настоящий Порядок устанавливает
нормативные, организационные и методические основы осуществления
надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации и
Республики Коми в области образования и действует до принятия иных
нормативных документов, регулирующих надзорно-контрольную
деятельность в области.
6. Управление обеспечивает надзор за
соблюдением законодательства Российской Федерации в области
образования:
- образовательными учреждениями, за
исключением образовательных учреждений, надзор за которыми отнесен к
компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки;
- органами исполнительной власти
муниципальных образований, осуществляющими управление в сфере
образования (далее - организация).
В рамках надзора за соблюдением
законодательства в области образования образовательными учреждениями
может осуществляться надзор за соблюдением законодательства в области
образования учредителями образовательных учреждений в части
исполнения полномочий учредителей.
7. Исполнение государственной функции
предусматривает проведение надзорных мероприятий в отношении
образовательных учреждений или организаций с целью проверки
соблюдения законодательства в области образования и проверки
исполнения выданных Министерством предписаний.
Информация о нарушении или
неисполнении законодательства в области образования может быть
получена путем обращения в Управление по телефону, на личном приеме,
путем обращения в письменной форме.
8. Мероприятие по надзору может
проводиться в отношении одного или нескольких образовательных
учреждений, одного или нескольких органов управления образованием,
одного органа управления образованием и подведомственных ему
образовательных учреждений.
8.1. При проведении комплексной
выездной (инспекционной) проверки муниципального органа управления
образованием и подведомственных ему образовательных учреждений
комиссией составляется акт о проверке органа управления образованием
и подведомственных ему образовательных учреждений (форма акта
прилагается к настоящему Порядку).
8.2. При выявлении фактов нарушения
законодательства в области образования при проведении комплексной
выездной (инспекционной) проверки муниципального органа управления
образованием и подведомственных ему образовательных учреждений
министром (заместителем министра) может быть назначена плановая
контрольная (повторная) инспекционная проверка по исполнению
предписания по устранению выявленных нарушений в области образования.
9. В рамках исполнения
государственной функции по подготовке и проведению мероприятий по
надзору за соблюдением законодательства в области образования и
обработки его результатов проводятся плановые и внеплановые
(оперативные) мероприятия по надзору в форме выездных (инспекционных)
и камеральных проверок.
10. Плановые мероприятия по надзору
проводятся в соответствии с планом-графиком надзора (далее -
план-график надзора). Проект плана-графика надзора на следующий год
готовится Управлением и представляется министру (заместителю
министра) не позднее 1 декабря текущего года. План-график надзора
включается в план работы Управления и утверждается министром.
11. Мероприятия по надзору в форме
выездных (инспекционных) проверок проводятся по месту нахождения и
(или) ведения деятельности образовательных учреждений или
организаций. Мероприятия по надзору в форме камеральных проверок
проводятся в Управлении посредством изучения имеющихся и
представленных юридическими и физическими лицами документов и иных
сведений. Продолжительность выездного мероприятия по надзору не
должна превышать один месяц.
12. Плановые мероприятия по надзору
за соблюдением законодательства в области образования проводятся.
12.1. В отношении одного
образовательного учреждения или организации плановое мероприятие по
надзору может быть проведено Управлением не более чем один раз в два
года.
12.2. Выбор объектов проверки,
включаемых в план-график надзора, осуществляется с учетом даты
проведения последнего планового мероприятия по надзору в отношении
данного образовательного учреждения или организации, а также с
учетом:
- поручений руководства Министерства,
иных органов государственной власти в соответствии с их компетенцией
(далее - поручения);
- обращений руководителей органов
государственной власти, органов местного самоуправления, иных
уполномоченных должностных лиц;
- выявленных нарушений
законодательства в области образования за предшествующий 5-летний
период, полноты и своевременности их устранения (для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность);
- выявленных нарушений
законодательства в области образования на территории муниципального
образования за предшествующий 5-летний период, полноты и
своевременности их устранения.
12.3. Форма проведения планового
мероприятия по надзору (выездная (инспекционная) или камеральная)
определяется в соответствии с планом-графиком.
13. Проведение мероприятия по надзору
в форме выездной (инспекционной) проверки осуществляется на основании
приказа Министерства.
В приказе указываются: номер и дата;
состав комиссии по проверке с указанием фамилий, имен, отчеств и
должностей лиц, уполномоченных на проведение мероприятия по надзору,
или фамилия, имя, отчество и должность лица, уполномоченного на
проведение мероприятия по надзору (проверяющего); наименование
юридического лица (юридических лиц), в отношении которого (которых)
проводится мероприятие по надзору, с указанием, при необходимости,
наименования структурного подразделения (объект проверки); цели,
задачи и предмет проводимого мероприятия по надзору; правовые
основания проведения мероприятия по надзору, в том числе нормативные
правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
дата начала и окончания мероприятия по надзору.
Приказом утверждается план-задание
проверки, перечень документов, запрашиваемых у образовательного
учреждения или организации и (или) у учредителя, по вопросам,
подлежащим проверке, и срок их представления.
Специалист, ответственный за
подготовку мероприятий по надзору, готовит проект соответствующего
приказа. Проект приказа рассматривается начальником Управления и
подписывается министром (заместителем министра).
14. Проведение мероприятия по надзору
в форме выездной (инспекционной) и камеральной проверки
осуществляется комиссией по проверке или без создания комиссии по
проверке одним или двумя специалистами Управления, назначенным(-ми) в
качестве проверяющего(-ющих). Состав комиссии и проверяющие
утверждаются приказом министра (заместителя министра) по
представлению начальника Управления.
15. Комиссия по проверке формируется
из лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка. Деятельность
комиссии регламентируется соответствующим Положением. Решение о
включении указанных лиц в состав комиссии по проверке принимается
начальником Управления в соответствии с содержанием вопросов,
подлежащих проверке.
16. При проведении планового
мероприятия по надзору в форме выездной (инспекционной) проверки в
образовательное учреждение или организацию не позднее чем за 5
рабочих дней до начала проверки по почте (электронной почте) или
факсимильным сообщением направляется письмо о проведении планового
мероприятия (образец письма прилагается к настоящему Порядку) с
приложением плана-задания проверки.
17. До выезда в образовательное
учреждение или организацию комиссия по проверке осуществляет изучение
нормативных правовых актов, регулирующих деятельность
образовательного учреждения или организации, отчетности и иных
сведений о состоянии и результатах деятельности образовательного
учреждения или организации, а также обращений граждан по вопросам
нарушения законодательства.
18. По прибытии в образовательное
учреждение или организацию председатель комиссии (заместитель
председателя) по проверке предъявляет руководителю или
уполномоченному им должностному лицу служебное удостоверение и копию
приказа Министерства о проведении мероприятия по надзору,
представляет указанному лицу членов комиссии по проверке, информирует
указанное лицо о порядке проведения мероприятия по надзору.
19. При проведении мероприятия по
надзору могут быть запрошены следующие документы.
19.1. У образовательного учреждения:
- учредительные документы
образовательного учреждения;
- лицензия на право ведения
образовательной деятельности;
- свидетельство о государственной
аккредитации образовательного учреждения;
- нормативные правовые и локальные
акты, изданные учредителем в пределах его компетенции, локальные
акты, изданные образовательным учреждением в пределах его
компетенции, в том числе: документы, регламентирующие структуру
управления и деятельность образовательного учреждения; документы,
регламентирующие права и обязанности обучающихся, воспитанников,
работников; документы, регламентирующие внутренний распорядок
образовательного учреждения; документы, регламентирующие прием в
образовательное учреждение; документы, регламентирующие организацию и
осуществление образовательного процесса; документы, регламентирующие
оказание платных образовательных услуг; документы, регламентирующие
отчисление обучающихся из образовательного учреждения,
восстановление, перевод обучающихся; документы, регламентирующие
осуществление текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся; документация по получению, учету и
хранению бланков документов об образовании государственного образца,
по выдаче документов об образовании государственного образца;
документация по работе с обращениями физических и юридических лиц;
- другие нормативные правовые и
локальные акты, изданные в пределах компетенции, по вопросам
деятельности образовательного учреждения.
19.2. У органа исполнительной власти
муниципального образования, осуществляющего управление в сфере
образования (организация):
- нормативные правовые акты, изданные
государственными органами Республики Коми в области образования;
документы, регламентирующие: осуществление политики в области
образования, не противоречащей политике Российской Федерации в
области образования; реализацию республиканских, ведомственных
программ развития образования; полномочия и деятельность организации;
полномочия учредителя; структуру, штатное расписание и формирование
организации; обеспечение государственных гарантий прав граждан на
получение образования и организацию предоставления образования в
соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики
Коми; соблюдение прав обучающихся, воспитанников образовательных
учреждений и иных организаций, осуществляющих образовательную
деятельность; создание, реорганизацию и ликвидацию образовательных
учреждений; документы, устанавливающие требования к реализации
государственных образовательных стандартов; документы по аттестации
педагогических работников муниципальных образовательных учреждений и
работников управления (отдела) образования; нормативные правовые и
локальные акты, изданные в пределах компетенции, по вопросам
деятельности организации и по осуществлению образовательной
деятельности; документация: по получению, учету, хранению и выдаче
бланков документов об образовании государственного образца
образовательным учреждениям; по контролю в сфере образования; по
работе с обращениями физических и юридических лиц.
19.3. При проведении мероприятий по
надзору должностные лица Управления не вправе:
- проверять выполнение обязательных
требований, не относящихся к компетенции Управления;
- осуществлять плановые проверки в
отсутствии должностных лиц или лиц, их замещающих;
- требовать представление документов,
информации, если они не являются объектами мероприятий по надзору и
не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы
документов, относящихся к предмету проверки;
- распространять информацию,
составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате
проведения мероприятий по надзору, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки
проведения мероприятий по надзору.
20. В ходе выездной (инспекционной)
проверки председатель комиссии (заместитель председателя) и члены
комиссии по проверке в соответствии с планом-заданием проверки
запрашивают у уполномоченных должностных лиц и иных работников
образовательного учреждения или организации: документы и иные
материалы по вопросам, подлежащим проверке, и проводят рассмотрение
указанных материалов; устные и письменные объяснения по вопросам,
подлежащим проверке, а также проводят беседы с работниками
образовательных учреждений или организации, обучающимися,
воспитанниками, их родителями (законными представителями) по
вопросам, подлежащим проверке.
21. По результатам проверки
образовательного учреждения или организации комиссией (проверяющим)
составляется акт о результатах проверки образовательного учреждения
или организации (форма акта прилагается к настоящему Порядку) и
производят запись о проведенном мероприятии по надзору в имеющемся в
образовательном учреждении или организации журнале учета мероприятий
по надзору.
21.1. Если в ходе выездной
(инспекционной) проверки выявлено отсутствие в образовательном
учреждении или организации журнала учета мероприятий по надзору, в
акте проверки делается запись об отсутствии указанного журнала.
22. По результатам выездной
(инспекционной) проверки составляется акт проверки в двух
экземплярах.
В акте проверки указываются сведения
о результатах мероприятия по надзору о:
- фактическом состоянии дел в
образовательном учреждении или организации;
- выявлении нарушений
законодательства в области образования в части: несоответствия
устава, нормативного правового акта, локального акта проверяемого
образовательного учреждения или организации; несоблюдения
законодательства в области образования в процессе деятельности
проверяемой организации законодательству Российской Федерации и
Республики Коми в области образования;
- невыявлении нарушений
законодательства в области образования;
- об установлении факта исполнения
или неисполнения предписания.
Акт проверки подписывается
председателем комиссии по проверке и всеми членами комиссии по
проверке (проверяющим). Член комиссии по проверке имеет право на
запись особого мнения в акте проверки. В акте проверки указываются
сведения об ознакомлении с актом проверки руководителя
образовательного учреждения или организации (должностного лица,
исполняющего его обязанности), подпись указанного лица или сведения
об отказе указанного лица от ознакомления с актом проверки.
Первый экземпляр акта проверки
остается у председателя комиссии по проверке для последующего
представления руководству Министерства. Второй экземпляр акта
проверки передается под расписку руководителю (заместителю
руководителя) образовательного учреждения или организации
(должностному лицу, исполняющему его обязанности).
23. Внеплановые (оперативные)
мероприятия по надзору проводятся:
- в соответствии с поручениями
руководства Министерства, иных органов государственной власти в
соответствии с их компетенцией (далее - поручения);
- на основании обращений
руководителей органов государственной власти, органов местного
самоуправления, иных уполномоченных должностных лиц;
- в соответствии с обращениями
физических и (или) юридических лиц с жалобами на нарушения прав и
законных интересов действиями (бездействием) организаций, связанные с
невыполнением ими обязательных требований, получением иной
информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами,
свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
23.1. Внеплановые (оперативные)
мероприятия по надзору проводятся в форме выездных проверок:
- при получении поручений о
проведении мероприятий по надзору в форме выездных (инспекционных)
проверок;
- при необходимости выезда в
организацию с целью получения информации по вопросам, подлежащим
проверке.
23.2. В иных случаях внеплановые
(оперативные) мероприятия по надзору проводятся в форме камеральных
проверок.
24. Проведение внеплановых
(оперативных) мероприятий по надзору включает выполнение всех
действий, указанных в пп. 9 - 22 настоящего Порядка.
25. Проведение внепланового
мероприятия по надзору в форме камеральной проверки может
осуществляться на основании служебной записки или иного документа с
резолюцией министра (заместителя министра) или начальника Управления
о проведении внепланового мероприятия по надзору, который передается
заведующему сектором по надзору.
25.1. Если для проведения камеральной
проверки необходимо получение информации из проверяемого
образовательного учреждения или организации и (или) от учредителя, в
образовательное учреждение или организацию и (или) учредителю
направляется запрос о представлении документов для проведения
камеральной проверки (образец запроса приведен в приложении к
настоящему Порядку). Поступившие в Управление документы передаются
председателю комиссии по проверке (проверяющему).
25.2. В ходе камеральной проверки
комиссия по проверке (проверяющий) проводит рассмотрение:
- имеющихся в Управлении документов и
иных сведений о деятельности организации по вопросам, подлежащим
проверке;
- документов по вопросам, подлежащим
проверке, представленных по запросу Управления.
25.3. При проведении мероприятия по
надзору в форме камеральной проверки составляется акт камеральной
проверки, который направляется по почте (электронной почте) в
образовательное учреждение или организацию с уведомлением о вручении
или передается под расписку руководителю (заместителю руководителя)
образовательного учреждения или организации (должностному лицу,
исполняющему его обязанности).
26. Проведение мероприятия по надзору
за соблюдением законодательства в области образования может
проводиться совместно с проведением мероприятия по контролю за
соблюдением лицензионных условий и требований ведения образовательной
деятельности (в рамках исполнения Управлением государственной функции
по лицензированию образовательной деятельности) и (или) с проведением
мероприятия по контролю качества образования (в рамках исполнения
Управлением государственной функции по осуществлению контроля
качества образования).
27. При принятии министром
(заместителем министра) или начальником Управления решения о
рассмотрении вопроса о приостановлении действия свидетельства о
государственной аккредитации или о лишении образовательного
учреждения государственной аккредитации (в случае выявления нарушения
законодательства в области образования образовательным учреждением,
повлекшего за собой неправомерную выдачу документов государственного
образца о соответствующем уровне образования и (или) соответствующей
квалификации, или иного нарушения прав и свобод обучающихся)
указанный вопрос включается в повестку заседания Аккредитационной
комиссии Министерства. Аккредитационной комиссией (в рамках
исполнения Управлением государственной функции по государственной
аккредитации образовательных учреждений) выполняются необходимые
административные действия в соответствии с требованиями
законодательства в области образования.
28. Обработка результатов мероприятия
по надзору.
28.1. Не позднее 10 рабочих дней
после завершения проверки специалист-эксперт Управления (проверяющий)
на основании акта проверки готовит проект приказа о результатах
проверки, в котором дается краткое описание выявленных нарушений
законодательства в области образования и срок их устранения или
указывается на невыявление нарушений. При выявлении нарушений
законодательства в области образования по результатам комплексной
выездной (инспекционной) проверки муниципальных органов управления
образованием и подведомственных им образовательных учреждений в
приказе о результатах проверки указывается срок проведения
контрольной проверки по исполнению устранения выявленных нарушений
(форма предписания прилагается к настоящему Порядку).
28.2. Если в результате проведения
мероприятия по надзору выявлены нарушения законодательства в области
образования, при условии принятия министром (заместителем министра)
или начальником Управления решения о направлении предписания,
специалист, ответственный за обработку результатов мероприятий по
надзору, в течение 5 рабочих дней готовит проект предписания (образец
предписания приведен в приложении к настоящему Порядку). Предписание
подписывается министром (заместителем министра) и направляется по
почте в образовательное учреждение или организацию с уведомлением о
вручении.
29. В случае выявления нарушений
законодательства Российской Федерации и Республики Коми по вопросам,
входящим в компетенцию иного органа исполнительной власти или
государственного органа исполнительной власти Республики Коми, в
данный государственный орган исполнительной власти направляется
соответствующая информация, в образовательное учреждение или
организацию - письмо Управления о направлении информации в
соответствующий орган исполнительной власти.
30. В случае выявления в результате
проверки или поступившей информации о нарушении законодательства
Российской Федерации и Республики Коми, содержащем признаки
противоправного деяния, соответствующая информация направляется в
правоохранительный орган и (или) в прокуратуру Республики Коми по
месту нахождения образовательного учреждения или организации, а в
образовательное учреждение или организацию направляется письмо
Управления о направлении информации в правоохранительный орган и
(или) прокуратуру Республики Коми.
31. Информация о проводимых
мероприятиях по надзору передается заведующему сектором надзора для
внесения в базу данных о мероприятиях, результатах и принятых мерах в
результате контрольно-надзорной деятельности в сфере образования.
32. Результаты исполнения
государственной функции отражаются в ежегодном докладе (справке) о
соблюдении законодательства в области образования, который готовится
на основании свода и анализа информации, содержащейся в базе данных о
результатах надзора.
33. Контроль за исполнением
предписаний.
33.1. Образовательное учреждение или
организация, которой было направлено предписание, должна исполнить
его в установленный срок и представить в Управление отчет о
результатах исполнения предписания с приложением копий документов,
подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
33.2. Поступивший в Управление отчет
об исполнении предписания рассматривается специалистом, ответственным
по контролю за исполнением предписания, который рассматривает
указанный отчет в течение 5 рабочих дней после его получения.
33.3. Если отчет об исполнении
предписания подтверждает или не подтверждает факт его исполнения,
специалист в течение 5 рабочих дней после рассмотрения отчета об
исполнении предписания готовит письмо Управления о положительном или
отрицательном результате и направляет его в образовательное
учреждение или организацию.
33.4. Если на основании отчета об
исполнении предписания невозможно установить факт его исполнения или
неисполнения, специалист после его рассмотрения готовит по
согласованию с начальником Управления проект служебной записки на имя
министра (заместителя министра) о целесообразности проведения
внепланового (оперативного) мероприятия по надзору с целью проверки
исполнения предписания.
34. Специалист вносит в базу данных
информацию о результатах рассмотрения вопроса об исполнении
предписания.
35. Принятие мер в связи с
неисполнением предписания.
35.1. В случае, если образовательное
учреждение или организация не исполнила предписание в установленный
срок, специалист, ответственный за контроль за исполнением
предписания, в течение 5 рабочих дней после истечения срока
исполнения предписания готовит проект служебной записки на имя
министра (заместителя руководителя):
- о наличии оснований для
приостановления действия лицензии полностью или в части ведения
образовательной деятельности по отдельным образовательным программам;
- о целесообразности направления
информации о неисполнении предписания учредителю и (или) в
прокуратуру Республики Коми по месту нахождения образовательного
учреждения или организации.
36. Работа с обращением по вопросу о
нарушении законодательства.
36.1. Письменное обращение по вопросу
о нарушении законодательства (далее - обращение) рассматривается в
течение 30 дней со дня его регистрации в Управлении.
36.2. Поступившее в Министерство
письменное обращение передается начальнику Управления, который
назначает специалиста, ответственного за рассмотрение обращения.
36.3. Специалист, ответственный за
рассмотрение обращения, не позднее 10 рабочих дней проводит его
рассмотрение.
36.4. В случае, если в обращении не
указаны сведения о физическом или юридическом лице, являющемся
автором (лицах, являющихся авторами) обращения (далее - автор
обращения) (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии)
физического лица, наименование юридического лица), и почтовый адрес,
по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не
дается.
36.5. В случае, если в обращении
содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни,
здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи,
ответ по существу поставленных в обращении вопросов не дается.
Специалист-эксперт, ответственный за рассмотрение обращения, готовит
письмо Управления с ответом автору обращения о недопустимости
злоупотребления правом.
36.6. В случае, если текст обращения
не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не
подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган или
должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Если сведения об
авторе обращения и почтовый адрес, по которому должен быть направлен
ответ, поддаются прочтению, специалист-эксперт, ответственный за
рассмотрение обращения, не позднее 7 рабочих дней после его
рассмотрения готовит письмо Управления с ответом автору обращения о
том, что текст обращения не поддается прочтению.
36.7. В случае, если информация,
изложенная в обращении, не подлежит обжалованию в досудебном порядке,
специалист, ответственный за рассмотрение обращения, готовит письмо
Управления с ответом автору обращения о непредусмотренности
обжалования действий или решений по соответствующему вопросу в
досудебном порядке и о возможности их обжалования в судебном порядке.
36.8. В случае, если в обращении
обжалуется судебное решение, специалист-эксперт, ответственный за
рассмотрение обращения, готовит письмо Управления о возврате
обращения автору.
36.9. В случае отсутствия в обращении
информации, свидетельствующей о нарушении законодательства,
специалист-эксперт, ответственный за рассмотрение обращения, готовит
письмо Управления с ответом автору обращения о необоснованности
обращения с соответствующим объяснением ее причин.
36.10. Письмо Управления не позднее 3
рабочих дней рассматривается и подписывается соответственно
начальником Управления и направляется по почте автору обращения.
36.11. В случае, если вопросы,
указанные в обращении, не входят в компетенцию Управления,
специалист, ответственный за рассмотрение обращения, готовит письмо
Управления в соответствующий орган или соответствующему должностному
лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении
вопросов, с приложением обращения и проект письма Управления с
ответом автору обращения о переадресации обращения с указанием
наименования соответствующего органа или должности должностного лица.
36.12. Письмо Управления не позднее 3
рабочих дней рассматривается и подписывается соответственно
начальником Управления и направляется по почте в соответствующий
орган или соответствующему должностному лицу и автору обращения.
37. Подготовка доклада (справки) о
соблюдении законодательства в области образования.
37.1. По результатам надзора за
соблюдением и исполнением законодательства в области образования
Управлением ежегодно до 1 сентября готовится доклад (справка).
37.2. Доклад (справка) публикуется на
официальном интернет-сайте Министерства.
38. Контроль за исполнением
государственных функций Управления.
38.1. Специалисты Управления,
участвующие в исполнении государственных функций, несут
ответственность за соблюдение положений настоящего Порядка.
38.2. Ответственность
специалистов-экспертов Управления за соблюдение положений настоящего
Порядка устанавливается в их должностных регламентах в соответствии с
требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации и Республики Коми.
38.3. Текущий контроль за соблюдением
специалистами-экспертами Управления положений настоящего Порядка
осуществляется должностными лицами Министерства, ответственными за
организацию работы по исполнению государственной функции, путем
проведения проверок деятельности указанных специалистов-экспертов.
Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается
министром (заместителем министра), начальником Управления.
39. Обжалования действий
(бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения
государственной функции.
39.1. Действия (бездействие), решения
должностных лиц Управления, принимаемые (принятые) в ходе исполнения
государственной функции, могут быть обжалованы министром
(заместителем министра).
39.2. Обращение подается в письменной
форме. К обращению могут быть приложены копии документов,
подтверждающие изложенную в обращении информацию.
39.3. Личный прием физических лиц и
представителей юридических лиц проводится начальником Управления или
уполномоченными должностными лицами Министерства. В случае, если
изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются
очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с
согласия физического лица или представителя юридического лица может
быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается
письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит
регистрации и рассмотрению в установленном порядке.
39.4. По результатам рассмотрения
письменного обращения начальником Управления или должностным лицом
Министерства принимается решение об удовлетворении или об отказе в
удовлетворении требований автора обращения.
39.5. Письменный ответ направляется
автору обращения не позднее 30 дней со дня регистрации письменного
обращения в Управлении или Министерстве.
39.6. В необходимых случаях срок
рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30
дней. О продлении срока рассмотрения обращения автор обращения
уведомляется письменно с указанием причин продления.
39.7. Физические и юридические лица
вправе обжаловать действия (бездействие), решения, осуществляемые
(принятые) в ходе исполнения государственной функции, в судебном
порядке.
Приложение 2
к Порядку
осуществления надзора
за соблюдением
законодательства
Российской Федерации
в области образования
на территории
Республики Коми
Образец
- Герб Республики
Коми
-
- КОМИ РЕСПУБЛИКАСА
Адрес ОУ (организации)
-
ЙОЗОС ВЕЛОДАН ДА ВЫЛЫС
__________________________
-
ТОДОМЛУНЪЯС МИНИСТЕРСТВО
полное наименование ОУ
-
(организации),
место
-
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
нахождения организации
-
И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
-
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
должность руководителя ОУ
-
Управление по надзору и
контролю (организации)
-
в сфере образования
-
- 167810, г.
Сыктывкар,
-
ул. К.Маркса, 210
-
тел.: (8212)24-65-56
-
факс: (8212)44-17-39
-
телетайп: 181344 KLASS
-
E-mail: LVM@ricoko.ru
-
- от 00.00.08 № 00-00/0
-
На № _______ от ________
-
- О проведении планового
мероприятия
-
по надзору в форме выездной
проверки
-
____________________________________
-
- В соответствии с
Приказом Министерства образования и высшей школы
-
Республики Коми от "___"
_______ 20__ г. № в период с "___" _______ 20__ г.
-
по "___" ________
20__ г.
-
в
_________________________________________________________________________
-
полное
наименование ОУ (организации)
-
Управление по надзору и
контролю в сфере образования будет проведено
-
плановое мероприятие по
надзору с целью проверки соблюдения
-
законодательства Российской
Федерации в области образования.
-
Прошу Вас предоставить
комиссии по проверке необходимые документы и
-
иные материалы в соответствии
с планом-заданием проверки (прилагается).
-
- Начальник Управления
_____________ ______________________
-
подпись
фамилия, имя, отчество
-
Приложение 2
к Порядку
осуществления надзора
за соблюдением
законодательства
Российской Федерации
в области образования
на территории
Республики Коми
Образец
-
- Герб Республики
Коми
-
- КОМИ РЕСПУБЛИКАСА
Адрес ОУ (организации)
-
ЙОЗОС ВЕЛОДАН ДА ВЫЛЫС
__________________________
-
ТОДОМЛУНЪЯС МИНИСТЕРСТВО
полное наименование ОУ
-
(организации),
место
-
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
нахождения организации
-
И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
-
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
должность руководителя ОУ
-
Управление по надзору и
контролю (организации)
-
в сфере образования
-
- 167810, г.
Сыктывкар,
-
ул. К.Маркса, 210
-
тел.: (8212)24-65-56
-
факс: (8212)44-17-39
-
телетайп: 181344 KLASS
-
E-mail: LVM@ricoko.ru
-
- от 00.00.08 № 00-00/0
-
На № _______ от ________
-
- ЗАПРОС
-
о представлении
документов для проведения мероприятия
-
по надзору в
форме камеральной проверки
-
- В связи с
проведением планового/внепланового мероприятия по надзору в
-
форме камеральной проверки
в соответствии с Приказом Министерства
-
образования и высшей школы
Республики Коми от "___" _________ 20__ г. № ___
-
в отношении
_______________________________________________________________
-
полное
наименование ОУ (организации)
-
Управление по надзору и
контролю в сфере образования просит Вас до
-
"___" ______ 20__ г.
представить в сектор _______________________ документы
-
по вопросам, подлежащим
проверке: _________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
- Начальник Управления
_____________ ______________________
-
подпись
фамилия, имя, отчество
-
Приложение 2
к Порядку
осуществления надзора
за соблюдением
законодательства
Российской Федерации
в области образования
на территории
Республики Коми
Образец
-
- Герб Республики
Коми
-
- КОМИ РЕСПУБЛИКАСА
Адрес ОУ (организации)
-
ЙОЗОС ВЕЛОДАН ДА ВЫЛЫС
__________________________
-
ТОДОМЛУНЪЯС МИНИСТЕРСТВО
полное наименование ОУ
-
(организации),
место
-
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
нахождения организации
-
И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
-
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
должность руководителя ОУ
-
Управление по надзору и
контролю (организации)
-
в сфере образования
-
- 167810, г.
Сыктывкар,
-
ул. К.Маркса, 210
-
тел.: (8212)24-65-56
-
факс: (8212)44-17-39
-
телетайп: 181344 KLASS
-
E-mail: LVM@ricoko.ru
-
- от 00.00.08 № 00-00/0
-
На № _______ от ________
-
- ПРЕДПИСАНИЕ
-
______________________________________________________________
-
полное
наименование ОУ (организации)
-
- В результате
мероприятия по надзору, проведенного на основании Приказа
-
Министерства образования и
высшей школы Республики Коми от "___" __________
-
20__ г. № ____ в отношении
________________________________________________
-
__________________________________________________________________________,
-
полное
наименование ОУ (организации)
-
были выявлены нарушения (акт
проверки по результатам проведения мероприятия
-
по надзору от "___"
____________ 20__ г.).
-
Министерство образования
и высшей школы Республики Коми предлагает Вам
-
в срок до "___"
__________ 20__ г. устранить следующие нарушения, указанные
-
в акте проверки:
__________________________________________________________
-
__________________________________________________________________________,
-
принять меры по
___________________________________________________________
-
и представить в Управление по
надзору и контролю в сфере образования отчет
-
о результатах исполнения
предписания с приложением копий документов,
-
подтверждающих исполнение
указанных в предписании требований.
-
- Министр (и.о. министра)
_____________ ______________________
-
подпись
фамилия, имя, отчество
Приложение 3
к Порядку
осуществления надзора
за соблюдением
законодательства
Российской Федерации
в области образования
на территории
Республики Коми
Образец
- Коми Республикаса
йозос велодан да вылыс тодомлунъяс министерство
-
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
-
Управление по
надзору и контролю в сфере образования
-
- АКТ
-
о результатах
инспекционной проверки по соблюдению и исполнению
-
законодательства
Российской Федерации в области образования
-
___________________________________________________________________
-
(наименование
образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
-
- Нами (мною)
_______________________________________________________________
-
Ф.И.О.,
должность лиц(а), проводивших(его) инспекционную
-
проверку
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
Во исполнение Приказа МО и
ВШ РК № _____ от "___" __________ 200__ года
-
в присутствии
_____________________________________________________________
-
Ф.И.О.,
должность руководителя образовательного учреждения
-
составлен настоящий акт о
нижеследующем:
-
Для проверки были
представлены следующие документы: ___________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
В ходе проведения
инспекционной проверки установлено: _________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
Нарушения:
________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
Замечания:
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________________
-
- На основании
вышеизложенного ПРЕДЛАГАЕТСЯ:
-
1. Устранить вышеуказанные
нарушения и замечания до "___" _____________
-
200_ года.
-
2. Направить в
Управление по надзору и контролю в сфере образования
-
(с приложением плана
мероприятий и копий подтверждающих документов)
-
информацию об устранении
выявленных в ходе инспекционной проверки нарушений
-
и замечаний до "___"
__________ 200_ года.
-
- С актом "ознакомлен",
экземпляр акта на руки получен.
-
- Руководитель ОУ
________________ __________________
-
(лицо, его замещающее)
подпись ф.и.о
-
- Подписи(ь) должностных
лиц, осуществивших проверку:
-
________________
__________________
-
подпись
Ф.И.О.
-
________________
__________________
-
подпись
Ф.И.О.
-
- "____"
____________ 200_ года.
-
Утверждено
Приказом
Министерства образования
и высшей школы
Республики Коми
от 12 февраля 2008 г. № 26
(приложение 2)
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ПРОВЕРОК НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
1. Общие положения
1.1. Комиссия
Министерства образования и высшей школы Республики Коми по проведению
проверок на территории Республики Коми (далее именуется комиссия)
создается для обеспечения надзора и контроля за деятельностью
муниципальных органов управления образованием (далее - МОУО) и
образовательных учреждений различных типов и видов и организационных
форм собственности по исполнению и соблюдению ими законодательства
Российской Федерации в области образования.
1.2. Комиссия создается приказом
министра образования и высшей школы РК на период проведения выездных
(инспекционных) или камеральных проверок, а также иных проверок
(далее - проверка), предусмотренных полномочиями Управления по
надзору и контролю в сфере образования (далее - Управление) на
территории Республики Коми и прекращает свою деятельность после
подписания министром образования и высшей школы РК приказа о
результатах проверки.
1.3. Комиссия осуществляет проверку
деятельности МОУО и образовательных учреждений всех типов и видов,
независимо от форм собственности, расположенных на территории
Республики Коми (за исключением Федеральных образовательных
учреждений).
1.6. В своей деятельности комиссия
руководствуется Законом Российской Федерации "Об образовании"
(ст. 28), Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного
контроля (надзора)", Постановлением Правительства Российской
Федерации от 20.02.2007 № 116 "Об утверждении правил
осуществления контроля и надзора в сфере образования", Порядком
осуществления надзора за соблюдением законодательства Российской
Федерации и Республики Коми в области образования на территории
Республики Коми и настоящим Положением.
2. Состав и
организация работы комиссии
2.1. Комиссия
формируется из специалистов Управления, в случае необходимости из
специалистов других структурных подразделений Министерства
образования и высшей школы Республики Коми (далее - Министерство), а
также (по согласованию) специалистов муниципальных органов управления
образованием, образовательных учреждений, научных и общественных
организаций, а также представителей заинтересованных министерств и
ведомств.
2.2. Состав и численность комиссии
формируется в зависимости от вида проверки.
2.3. Членами комиссии не могут быть
лица, состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с
проверяемым МОУО или образовательным учреждением.
2.4. Подготовительная работа по
проверке МОУО или образовательных учреждений возлагается на сектор
надзора Управления по надзору и контролю в сфере образования (далее -
сектор).
2.5. Специалист сектора надзора:
- проводит предварительную экспертизу
документов, представленных МОУО или образовательным учреждением;
- формирует состав комиссии в
соответствии с целями, задачами и видами проверки;
- готовит проект приказа о проведении
проверки МОУО или образовательного учреждения, составляет программу
(план-график) и смету на его проведение;
- проводит согласование деятельности
комиссии с руководителями МОУО или образовательными учреждениями и
оговаривает условия для работы членов комиссии;
- организует выезд членов комиссии в
МОУО или образовательное учреждение;
- обобщает заключения членов
комиссии, составляет проект акта об итогах проверки деятельности МОУО
или образовательного учреждения;
- составляет проект приказа о
результатах проверки деятельности МОУО или образовательного
учреждения;
- формирует дело по проверке
деятельности МОУО или образовательного учреждения;
- планирует проведение контрольных
мероприятий по проверке исполнения принятых решений, замечаний и
предложений, выявленных в ходе проверки.
2.6. Возглавляет комиссию
председатель (заместитель председателя), назначаемый приказом
министра. Председателем комиссии может быть заместитель министра
(начальник Управления) или в период их отсутствия заведующий
сектором.
2.7. Председатель (заместитель
председателя) комиссии:
- распределяет среди членов комиссии
аспекты надзорно-контрольной деятельности в соответствии с
планом-заданием проверки;
- доводит до сведения руководителя
МОУО или образовательного учреждения план-задание, согласовывает
организацию работы комиссии, а также перечень необходимой
документации для ее изучения;
- проводит с руководством
администрации муниципального образования, работниками МОУО или
администрацией образовательного учреждения совещание по вопросам
проверки;
- организует работу комиссии в
соответствии с утвержденным планом-заданием по проверке деятельности
МОУО или образовательного учреждения;
- проводит экспертизу документов МОУО
или образовательного учреждения;
- координирует работу членов комиссии
в ходе проведения проверки;
- проводит собеседование с членами
комиссии по результатам проверки (во избежание разногласий
предлагаемых выводов и рекомендаций) и определяет порядок выступления
на итоговом совещании;
- знакомится с заключениями членов
комиссии;
- проводит заседание членов комиссии,
в случае возникновения спорных вопросов ставит их на голосование;
- подписывает (утверждает) Акт о
результатах проверки деятельности МОУО или образовательного
учреждения;
- координирует подготовку приказа или
предписания по результатам проверки, доводит его до сведения
руководителя МОУО или образовательного учреждения.
2.8. Члены комиссии:
- проводят необходимую подборку
нормативных правовых документов согласно плану-заданию
надзорно-контрольной деятельности;
- изучают необходимые документы и
материалы, представленные МОУО и образовательными учреждениями;
- участвуют в обсуждении и принятии
решения по итогам проверки;
- вносят предложения, делают выводы и
составляют заключение по проверяемым им вопросам.
2.9. В ходе проверки комиссией
учитываются предложения руководителей и специалистов МОУО или
руководителей образовательных учреждений по объектам проверки и
срокам работы.
Выводы, замечания, предложения членов
комиссии должны быть объективны, доказательны, высказаны и обсуждены
на итоговом совещании.
3. Обязанности и
права
3.1. Председатель и
члены комиссии обязаны:
- руководствоваться при проведении
проверки нормативными правовыми документами по вопросам надзора и
контроля исполнения законодательства Российской Федерации в области
образования;
- соблюдать основные принципы
проверки: объективность, гласность, компетентность, профессионализм,
соблюдение норм педагогической этики и др.;
- принимать активное участие в
проведении проверки МОУО или образовательных учреждений;
- не разглашать до официального
принятия решения комиссией информацию, обсуждаемую при проведении
проверки.
3.2. Председатель и члены комиссии
имеют право:
- запрашивать от МОУО или
образовательных учреждений необходимую и дополнительную информацию;
- знакомиться с документами,
представленными руководителями МОУО или образовательного учреждения;
- в случае неисполнения устного
запроса направлять письменный запрос о доработке либо внесении
изменений и дополнений в представленные МОУО или образовательными
учреждениями документов;
- вносить предложения по результатам
проверки;
- излагать в письменной форме
заключение о результатах проверки.
3.3. Право членов комиссии
осуществлять свои функции влечет за собой определенную
ответственность по соблюдению этики поведения по отношению к
субъектам проверки, а именно:
- честность, ясность,
последовательность и объективность при анализе и изложении суждений,
мнений по итогам оценки результатов проверки;
- стремление к точности и уважение к
очевидности;
- достоверность изложенных фактов;
- вежливость, открытость и
непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного
процесса и должностными лицами;
- уважительное отношение к
предложениям руководителей, специалистов МОУО или образовательных
учреждений по объектам проверки и срокам работы;
- понимание особенностей МОУО или
образовательного учреждения, а также уважение интересов,
общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
- оценку результатов деятельности по
набору аспектов и показателей надзорно-контрольной деятельности с
учетом приоритетных направлений и соотнесения их с государственной
политикой в области образования;
- признание интересов обучающихся и
воспитанников как важнейшего приоритета образовательной политики
государства;
- понимание серьезности воздействия
суждения (мнения) проверяющего на участников проверки.
4. Процедура и
оформление результатов деятельности комиссии
4.1. Работа комиссии
регламентируется Порядком осуществления надзора за соблюдением
законодательства Российской Федерации и Республики Коми в области
образования на территории Республики Коми, планом-заданием проверки
деятельности МОУО или образовательного учреждения, требованиями
других нормативных правовых документов Министерства образования и
науки РФ, Министерства образования и высшей школы РК, Федеральной
службы но надзору и контролю в сфере образования и науки Российской
Федерации и настоящим Положением.
4.2. Комиссия осуществляет проверку
деятельности МОУО или образовательного учреждения в течение срока,
утвержденного приказом Министерства образования и высшей школы
Республики Коми.
4.3. Комиссия устанавливает
соответствие (несоответствие) деятельности муниципальных органов
управления образованием или образовательных учреждений по исполнению
законодательства Российской Федерации и Республики Коми в области
образования.
4.4. Члены комиссии по проверяемым
аспектам и показателям оценки надзорно-контрольной деятельности
составляют заключение (акт) о результатах проверки деятельности МОУО
или образовательного учреждения. Руководитель МОУО или
образовательного учреждения знакомится с заключением (актом) под
роспись.
4.5. Заключение (акт) членов комиссии
является основанием для составления Акта о результатах деятельности
МОУО или образовательного учреждения. Акт подписывается председателем
и членами комиссии. Руководитель МОУО или образовательного учреждения
знакомится с актом под роспись.
4.6. Акт по результатам проверки
деятельности МОУО или образовательного учреждения является основанием
для издания приказа о результатах проверки МОУО или образовательного
учреждения. Приказ о результатах проверки деятельности МОУО или
образовательного учреждения издается в срок не более двух недель со
дня окончания проверки.
4.7. По итогам проверки в зависимости
от целей и задач, формы проверки и с учетом реального положения дел
могут проводиться заседания, коллегии, педагогические советы,
производственные совещания, рабочие совещания с педагогами, совещания
руководителей образовательных учреждений с возможным привлечением
представителей исполнительной, законодательной (представительной)
властей и общественных организаций.
5. Финансирование
5.1. Расходы,
связанные с проведением комиссией плановых и внеплановых проверок
МОУО и образовательных учреждений, оплачиваются из бюджетных средств
Министерства образования и высшей школы Республики Коми в
соответствии со сметой расходов, утвержденной приказом Министерства
образования и высшей школы Республики Коми.
5.2. Командировочные расходы членов
комиссии определяются в пределах норм, установленных
законодательством Российской Федерации, и оплачиваются на основании
сметы расходов (по предъявлению подтверждающих документов), но не
ниже норм, установленных законодательством.
Утверждена
Приказом
МО и ВШ РК
от 12 февраля 2008 г. № 26
(приложение 3)
ИНСТРУКЦИЯ
О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
РАСПОЛОЖЕННЫХ
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
1. Общие положения
1.1. Инструкция о
проведении проверок органов управления образованием и образовательных
учреждений, расположенных на территории Республики Коми (далее -
Инструкция), регулирует деятельность Управления по надзору и контролю
в сфере образования Министерства образования и высшей школы
Республики Коми (далее - Управление) в части осуществления проверок
муниципальных органов управления образованием и образовательных
учреждений по вопросам соблюдения и исполнения законодательства
Российской Федерации и Республики Коми в сфере образования.
1.2. Настоящая Инструкция разработана
на основании Закона Российской Федерации "Об образовании",
Федерального закона "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного
контроля (надзора)", Постановления Правительства Российской
Федерации от 20.02.2007 № 116 "Об утверждении правил
осуществления контроля и надзора в сфере образования",
рекомендаций по организации и проведению проверок Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки (письмо Рособрнадзора от
26.07.2007 № 01-4вн/09-01).
1.3. Настоящей Инструкцией
устанавливается нормативное регулирование деятельности специалистов
Управления по осуществлению контрольно-надзорной деятельности и
определяет принципы взаимодействия с органами управления образованием
и образовательными учреждениями различных типов и видов и
организационно-правовых форм.
1.4. Инструкция распространяет свое
действие на проведение выездных (инспекционных) или камеральных, а
также иных плановых и внеплановых проверок (далее - проверка).
Сущность проверок состоит в наблюдении и контроле функционирования
системы образования для выявления отклонений от заданных нормативных
параметров, устранения выявленных нарушений, проведения консультаций
по реализации требований законодательной и нормативной документации.
При этом контроль как способ обеспечения законности предполагает
проверку не только безусловного соблюдения законодательства
Российской Федерации и Республики Коми в системе образования, но и
целесообразности решений, принимаемых должностными лицами органов
управления образованием и образовательными учреждениями, проведение
анализа последствий принятых решений.
1.5. Управление выдает органу
управления образованием или образовательному учреждению, допустившим
нарушения, предписания об устранении нарушений с учетом требований
законодательства Российской Федерации и Республики Коми, а также
вносит предложения о принятии мер дисциплинарной ответственности к
должностным лицам проверяемых органов управления образованием и
образовательных учреждений за допущенные нарушения.
2. Задачи проверок
Основными задачами
проверок являются:
- формирование практики соблюдения
законодательства Российской Федерации и Республики Коми в сфере
образования; практики исполнения законодательных и нормативных
правовых актов, регламентирующих деятельность органов управления
образованием или образовательных учреждений;
- реализация принципов
государственной политики в сфере образования, сохранение единого
образовательного пространства;
- соблюдение государственных гарантий
реализации конституционного права граждан на образование;
- защита прав и свобод участников
образовательного процесса;
- совершенствование процесса
управления образованием на республиканском и муниципальном уровне, а
также уровне образовательного учреждения;
- анализ и прогнозирование тенденций
развития системы образования в Республике Коми.
3. Правила
осуществления проверок
3.1. При
осуществлении проверок органов управления образованием и
образовательных учреждений проверяющие органы должны придерживаться
требований, установленных настоящей Инструкцией и Правилами
осуществления надзора за соблюдением законодательства Российской
Федерации и Республики Коми в области образования на территории
Республики Коми.
3.2. Планирование тематики,
периодичности, повторного контроля, видов плановой или внеплановой
проверки определяется необходимостью получения объективной информации
о реальном состоянии дел по вопросам соблюдения законодательства в
сфере образования в проверяемых органах управления образованием и
образовательных учреждениях для принятия своевременных решений по
сохранению и развитию системы образования с учетом интересов граждан,
общества, государства.
3.3. В зависимости от поставленных
задач может проводиться проверка деятельности:
- органов управления образованием,
образовательных учреждений при выезде комиссии или проверяющих(его) в
виде плановых (комплексных, тематических, контрольных), внеплановых
(оперативных) проверок, по заявлению юридических или физических
(гражданских) лиц;
- органов управления образованием,
образовательных учреждений - в виде камеральных проверок.
Проверки проводятся в соответствии с
Порядком осуществления надзора за соблюдением законодательства
Российской Федерации и Республики Коми в области образования на
территории Республики Коми.
3.4. Для осуществления проверки
Управлением по контролю и надзору в сфере образования формируется
комиссия или назначаются проверяющие(щий), издается приказ с
указанием тематики, утверждением плана-задания, определением даты и
сроков проверки, установлением сроков предоставления итогового
документа и предполагаемой формы подведения итогов проверки
(проведение совещания, семинара, составление акта, приказа, справки и
т.д.).
3.5. Проверки, проводимые комиссией,
регламентируются соответствующим утвержденным Положением о комиссии
Министерства образования и высшей школы Республики Коми по проведению
проверок на территории Республики Коми.
3.6. Изучение и анализ деятельности
органов управления образованием, образовательных учреждений
проводятся, как правило, после согласования с руководителями органов
управления образованием и образовательных учреждений. Руководители
органов управления образованием, образовательных учреждений должны
быть предупреждены о предстоящей проверке (кроме оперативной и
камеральной), о тематике, сроках ее проведения не позднее, чем за
пять дней до начала проверки.
3.7. План-задание устанавливает
специфику работы проверяющих(-его) по вопросам соблюдения
законодательства в области образования и должен обеспечивать
достаточную информированность и сравнимость результатов проверки для
подготовки итогового документа (акта, заключения, справки) по
отдельным разделам деятельности органа управления образованием,
образовательного учреждения или должностного лица.
3.8. При планировании проверки на
выезде рассчитывается время, необходимое для его выполнения, включая
затраты на:
- изучение законодательных и
нормативных правовых документов по тематике проверки;
- консультации и инструктирование
должностных лиц по реализации законодательных документов;
- беседы с участниками
образовательного процесса, анкетирование;
- изучение и анализ документации и
информации, представленных органом управления образованием или
образовательным учреждением для работы проверяющего;
- подготовку итогового документа.
3.9. Перед началом проверки
проверяющий предоставляет руководителю органа управления образованием
или образовательного учреждения документы (приказ, план-задание,
запрос на необходимые для работы документацию и информацию).
Руководитель органа управления образованием или образовательного
учреждения представляет ответственных работников, с которыми в
процессе проверки предстоит работать проверяющему.
3.10. Проверяющий и руководитель
органа управления образованием или образовательного учреждения
договариваются о техническом обеспечении хода, объектах проверки, о
сроках предоставления документации в соответствии с представленным
запросом. Руководитель органа управления образованием или
образовательного учреждения может предложить дополнительную
нормативную и методическую документацию, графики, обзорные материалы
для более полного освещения проверяемого вопроса.
3.11. Проверяющий изучает
документацию, предоставленную для проверки, отмечает не только
перечень нарушений законодательства Российской Федерации и Республики
Коми, недостатков в практике применения законодательных и нормативных
актов, но и последовательно вскрывает причины и определяет
ответственных за допущенные негативные результаты. Все замечания
обсуждаются с ответственными лицами. Проверяющий консультирует
работников проверяемой организации по вопросам реализации требований
законодательства Российской Федерации и Республики Коми в сфере
образования.
В том случае, если проверяющий делает
вывод о том, что какой-либо документ (отдельное его положение) органа
управления образованием, образовательного учреждения не соответствует
(противоречит) законодательству, проверяемой организацией должны быть
приняты необходимые меры для отмены неправомерного решения. В случае
расхождения мнений по обсуждаемой проблеме проверяющий вносит
соответствующую запись в акт проверки (с приложением копии документа)
и ставит в известность об этом вышестоящую инстанцию (учредителя или
муниципальный орган управления образованием).
3.12. При обнаружении в ходе проверки
нарушений законодательства или иных недостатков в деятельности органа
управления образованием или образовательного учреждения по вопросам,
не входящим в план-задание, а также если принятие решения по
обнаруженным фактам не входит в компетенцию органа управления
образованием или образовательного учреждения, сведения о выявленных
недостатках и нарушениях должны быть переданы отдельным актом в
соответствующие компетентные или иные органы исполнительной власти.
3.13. Структура и содержание
итогового документа должны быть составлены в соответствии с
установленной формой о результатах проверки для принятия министром
(заместителем министра) решения о необходимости мер ограничительного,
предупредительного или профилактического характера в отношении
проверяемой организации. В итоговом документе обязательно указывается
срок устранения нарушений и замечаний или выполнения предложений и
рекомендаций по совершенствованию работы проверенного органа
управления образованием или образовательного учреждения.
К итоговому документу прилагаются
заключения проведенных исследований и экспертиз, другие документы (в
копиях), связанные с результатами проведенной проверки.
Один экземпляр итогового документа с
подписями проверяющих(-его) вручается руководителю проверенного
органа управления образованием или образовательного учреждения или
его заместителю либо направляется по почте с уведомлением о вручении,
которое приобщается к экземпляру, остающемуся в деле Управления по
надзору и контролю в сфере образования.
3.14. По итогам проверки в
зависимости от целей и задач, формы проверки и с учетом реального
положения дел могут проводиться: заседания коллегий, педагогических
советов; производственные совещания; рабочие совещания с педагогами;
совещания руководителей образовательных учреждений с возможным
привлечением представителей исполнительной, законодательной
(представительной) властей и общественных организаций.
3.15. Факт проведения проверки должен
быть отражен в журнале учета мероприятий по контролю проверенного
органа управления образованием или образовательного учреждения.
В записи должно быть указано
следующее:
- наименование Управления по надзору
и контролю в сфере образования или его структурного подразделения;
- дата, время проведения проверки;
- тема проверки;
- сведения о выявленных нарушениях и
замечаниях, выданных актах по результатам проверки;
- фамилии проверяющих(-его), их
подписи.
3.16. По итогам проведения проверок
по одной и той же тематике ряда органов управления образованием или
образовательных учреждений могут быть проведены совещания
руководителей органов управления образованием (образовательных
учреждений) или методические семинары.
4. Полномочия
проверяющего
Проверяющие(ий)
имеют право:
- запрашивать и получать
дополнительную информацию и документацию от проверяемого объекта для
углубленного изучения состояния дел по теме проверки;
- организовывать и осуществлять
проведение в процессе проверки необходимых расследований, экспертиз и
оценок по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации и
Республики Коми в сфере образования;
- применять необходимые меры
ограничительного, предупредительного и профилактического характера,
направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушения
законодательства в области образования;
- привлекать для осуществления
проверки (по согласованию) представителей органов исполнительной
власти, государственно-общественных структур управления образованием,
специалистов муниципальных органов управления образования,
образовательных учреждений.
5. Ответственность
проверяющего
Проверяющие
ответственны за:
- качественное выполнение
утвержденного плана-задания проверки;
- приведение аргументированных,
доказательных замечаний в процессе проверки, основанных на
безусловном знании действующего законодательства Российской Федерации
и Республики Коми;
- использование в итоговых документах
понятий "нарушение", "замечание" "недостаток
в работе", ссылок на закон или нормативный документ при
оценивании состояния деятельности проверяемого органа управления
образованием, образовательного учреждения;
- корректность и тактичность в
отношении к проверяемому должностному лицу, к коллективу проверяемого
объекта.
|