МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПРИКАЗ
от 4 апреля 2008 г. № 76
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ)
АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВОИВШИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, С
УЧАСТИЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ КОМИССИЙ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В целях
организованного проведения государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего
образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий
Республики Коми, в соответствии с письмом Рособрнадзора от 29.02.2008
№ 01-96/08-01 приказываю:
1. Утвердить Положение о
территориальной экзаменационной комиссии (приложение 1).
2. Утвердить Положение о предметных
комиссиях (подкомиссиях) территориальной экзаменационной комиссии
(приложение 2).
3. Утвердить Положение о
территориальной конфликтной комиссии (приложение 3).
4. Утвердить виды работ по подготовке
и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся,
освоивших образовательные программы основного общего образования, с
участием территориальной экзаменационной комиссии (далее - ТЭК)
(приложение 4).
5. Назначить региональным
координатором по проведению государственной (итоговой) аттестации в
2008 году обучающихся, освоивших образовательные программы основного
общего образования, с участием ТЭК главного специалиста-эксперта
Управления по надзору и контролю в сфере образования
С.А.Моисееву-Архипову.
6. Назначить региональными
координаторами по проведению государственной (итоговой) аттестации в
2008 году обучающихся, освоивших образовательные программы основного
общего образования, с участием ТЭК по общеобразовательным предметам:
"Алгебра", "Геометрия", "Физика" - зав.
сектором государственной аккредитации и контроля качества образования
Управления по надзору и контролю в сфере образования О.Ю.Мазанову;
"Русский язык" - главного специалиста-эксперта Управления
по надзору и контролю в сфере образования С.А.Моисееву-Архипову;
"Биология", "География" - зав. сектором надзора
Управления по надзору и контролю в сфере образования В.И.Меркеля;
"Химия" - зав. сектором лицензирования Управления по
надзору и контролю в сфере образования П.Н.Кучеренко.
7. Управлению по надзору и контролю в
сфере образования (В.М.Лянцевич):
7.1. Довести настоящий Приказ до
сведения руководителей муниципальных органов Управления образованием
городов Сыктывкар, Воркута, Ухта, Сосногорск, Печора, Вуктыл,
Эжвинского района города Сыктывкара, Троицко-Печорского, Удорского,
Ижемского, Корткеросского, Княжпогостского, Усть-Вымского,
Усть-Куломского, Прилузского, Сысольского районов.
7.2. Обеспечить проведение
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего образования, с участием
ТЭК в соответствии с нормативными правовыми актами, утвержденными
настоящим Приказом.
7.3. Обеспечить условия для
организации и проведения государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего
образования, с участием ТЭК.
8. Руководителям муниципальных
органов управления образованием городов Сыктывкар, Воркута, Ухта,
Сосногорск, Печора, Вуктыл, Эжвинского района города Сыктывкара,
Троицко-Печорского, Удорского, Ижемского, Корткеросского,
Княжпогостского, Усть-Вымского, Усть-Куломского, Прилузского,
Сысольского районов:
8.1. Довести настоящий Приказ до
сведения подведомственных общеобразовательных учреждений, обучающиеся
которых участвуют в государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего
образования, с участием ТЭК.
8.2. Представить до 21 апреля в
Министерство образования и высшей школы Республики Коми (формы 1, 2,
3 прилагаются) предложения по составам следующих комиссий:
- ТЭК;
- предметных комиссий (подкомиссий)
ТЭК по каждому общеобразовательному предмету, по которому на
территории муниципального образования проводится в 2008 году
государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего образования, с участием
ТЭК;
- территориальных конфликтных
комиссий.
8.3. Обеспечить
организационно-педагогическую работу при подготовке и проведении
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего образования, с участием
ТЭК с учетом требований законодательства РФ в области образования и в
соответствии с нормативными правовыми актами, утвержденными настоящим
Приказом.
9. Считать утратившим силу Приказ
Министерства образования и высшей школы Республики Коми "Об
утверждении нормативных документов, определяющих порядок организации
и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX
классов образовательных учреждений, проводимой муниципальными
экзаменационными комиссиями, на территории Республики Коми" от
19 апреля 2007 года № 105.
10. Контроль за исполнением
настоящего Приказа возложить на начальника Управления по надзору и
контролю в сфере образования В.М.Лянцевича.
Министр
Н.СТРУТИНСКАЯ
Утверждено
Приказом
Министерства образования
и высшей школы
Республики Коми
от 4 апреля 2008 г. № 76
(приложение 1)
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ
КОМИССИИ
Положение о
территориальной экзаменационной комиссии (далее - Положение)
разработано на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992
года № 3266-1 "Об образовании" с учетом рекомендаций
Рособрнадзора по разработке положения о территориальной
экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации, создаваемой
для организации проведения государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего
образования, изложенных в письме от 29.02.2008 № 01-96/08-01.
1. Общие положения
Территориальная
экзаменационная комиссия (далее - ТЭК) создается в целях:
- организации подготовки и проведения
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего образования;
- обеспечения соблюдения прав
обучающихся при проведении государственной (итоговой) аттестации.
ТЭК в своей работе руководствуется:
- законодательством Российской
Федерации;
- нормативными правовыми актами
Министерства образования и науки Российской Федерации;
- индивидуальными правовыми актами и
инструктивно-методическими документами Рособрнадзора по вопросам
организации государственной (итоговой) аттестации обучающихся,
освоивших образовательные предметы основного общего образования, с
участием ТЭК;
- нормативными правовыми актами и
инструктивными документами Министерства образования и высшей школы
Республики Коми по вопросам организации и проведения государственной
(итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, с участием ТЭК.
2. Состав и структура
ТЭК
В состав ТЭК, как
правило, включаются представители муниципальных органов управления
образованием, образовательных учреждений начального профессионального
и среднего профессионального образования, общеобразовательных
учреждений, методисты методических кабинетов муниципальных органов
управления образованием в соотношении, обеспечивающем
представительство всех заинтересованных сторон.
Количественный состав ТЭК не должен
быть более 20 человек.
Персональный состав ТЭК утверждается
приказом Министерства образования и высшей школы Республики Коми.
ТЭК своим решением создает
подкомиссии по общеобразовательным предметам (предметные комиссии).
Функции, состав, полномочия, порядок организации деятельности и сроки
работы подкомиссий определяются отдельным Положением, утверждаемым
приказом Министерства образования и высшей школы Республики Коми.
Состав и порядок работы ТЭК доводятся
до сведения выпускников, их родителей (законных представителей),
руководителей образовательных учреждений, реализующих образовательные
программы основного общего образования (далее - общеобразовательные
учреждения), не позднее чем за 1 месяц до начала проведения
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего образования.
3. Полномочия и
функции ТЭК
3.1. ТЭК
осуществляет деятельность в период подготовки, проведения и
подведения итогов проведения государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего
образования.
Срок полномочий ТЭК составляет один
год. ТЭК прекращает свою деятельность с момента издания приказа
Министерства образования и высшей школы Республики Коми о создании
ТЭК для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся,
освоивших образовательные программы основного общего образования, в
следующем году.
3.2. ТЭК в рамках проведения
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего образования, выполняет
следующие задачи:
- организует и координирует работу по
подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего
образования;
- обеспечивает соблюдение единых
требований к организации проведения государственной (итоговой)
аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного
общего образования;
- обеспечивает соблюдение прав
выпускников, участвующих в государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего
образования, проходящих государственную (итоговую) аттестацию;
- организует информирование
обучающихся, их родителей (законных представителей), общественности
об условиях и порядке проведения государственной (итоговой)
аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного
общего образования, с участием ТЭК, о правах и обязанностях
обучающихся, о ходе и результатах проведения экзаменов.
3.3. В рамках подготовки и проведения
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего образования, ТЭК проводит
следующую работу:
- согласует с Министерством
образования и высшей школы Республики Коми количество и место
расположения общеобразовательных учреждений, в которых будут
расположены пункты проведения экзаменов (далее - ОУ-ППЭ), в том числе
для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего
образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных в
труднодоступных и/или отдаленных местностях;
- определяет категории лиц, из числа
которых утверждаются руководители ОУ-ППЭ и состав организаторов по
каждому общеобразовательному предмету; согласует предложения по их
персональному составу с Министерством образования и высшей школы
Республики Коми;
- по согласованию с Министерством
образования и высшей школы Республики Коми принимает решения о
персональном составе, сроках и месте работы предметных комиссий
(подкомиссий) ТЭК;
- направляет членов ТЭК в ОУ-ППЭ для
осуществления контроля за соблюдением порядка проведения
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего образования;
- организует шифрование
экзаменационных работ обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования;
- обеспечивает соблюдение процедуры
проверки экзаменационных работ обучающихся;
- оформляет и утверждает протоколы
результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся,
освоивших образовательные программы основного общего образования, а
также направляет их в муниципальные органы управления образованием
для организации информирования обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования;
- направляет в Министерство
образования и высшей школы Республики Коми информацию о решениях
территориальной конфликтной комиссии, деятельность которой
регулируется отдельным Положением, утверждаемым приказом Министерства
образования и высшей школы Республики Коми, о результатах
рассмотрения апелляций;
- осуществляет иные функции в
соответствии с Положением о ТЭК.
3.4. ТЭК осуществляет свою
деятельность во взаимодействии с Министерством образования и высшей
школы Республики Коми, общеобразовательными учреждениями.
4. Полномочия
председателя (заместителя председателя)
и членов ТЭК
Руководство работой
ТЭК осуществляют председатель и (или) его заместитель(и).
Председателем ТЭК может быть назначен
руководитель (заместитель руководителя) муниципального органа
управления образованием.
Председатель ТЭК осуществляет общее
руководство работой ТЭК, определяет график ее работы, распределение
обязанностей между членами ТЭК, ведет заседания ТЭК, утверждает
рабочую документацию, контролирует исполнение решений ТЭК.
Заместитель председателя ТЭК
обеспечивает координацию работы членов ТЭК, готовит проекты
документов, выносимых на рассмотрение ТЭК, осуществляет контроль за
выполнением графика работы ТЭК, в отсутствие председателя заместитель
председателя ТЭК выполняет его обязанности.
Председатель (заместитель
председателя), члены ТЭК несут ответственность за соответствие
деятельности ТЭК требованиям законодательных и иных нормативных
правовых актов.
Ответственный секретарь организует
делопроизводство ТЭК и несет ответственность за его ведение и
сохранность документов.
Член ТЭК вправе:
- присутствовать при проведении
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего образования, в ОУ-ППЭ и
контролировать порядок проведения экзамена;
- информировать в рамках своих
полномочий руководство ТЭК о ходе проведения государственной
(итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, и возникающих проблемах;
- требовать в случае несогласия с
решением, принятым ТЭК, внесения в протокол особого мнения или
изложить его в письменной форме в заявлении на имя председателя ТЭК;
- вносить предложения по
совершенствованию организации работы ТЭК, условий проведения
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего образования, на территории
Республики Коми.
Член ТЭК обязан:
- участвовать в заседаниях ТЭК;
- выполнять возложенные на него
функции в соответствии с Положением о ТЭК и решениями ТЭК;
- соблюдать требования
законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих
проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся,
освоивших образовательные программы основного общего образования.
5. Организация работы
ТЭК
ТЭК проводит свои
заседания в соответствии с утвержденным графиком работы, в случае
необходимости председателем (заместителем председателя) ТЭК может
быть назначено внеочередное заседание ТЭК.
Решения ТЭК принимаются простым
большинством голосов от утвержденного состава ТЭК. В случае равенства
голосов председатель ТЭК имеет право решающего голоса.
Решения РЭК по вопросам, отнесенным к
ее компетенции, оформляются протоколами, которые подписываются
председателем (заместителем председателя) и ответственным секретарем.
Решения ТЭК в рамках ее полномочий
являются обязательными для всех организаций, общеобразовательных
учреждений и лиц, участвующих в подготовке и проведении
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего образования, с участием
ТЭК. Организация исполнения решений ТЭК обеспечивается приказами
Министерства образования и высшей школы Республики Коми.
По результатам работы ТЭК в текущем
году готовится справка о проведении государственной (итоговой)
аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного
общего образования, с участием ТЭК на территории Республики Коми,
включающая сведения о составе участников, результатах экзаменов,
имевших место проблемах. Справка подписывается председателем
(заместителем председателя), секретарем ТЭК и направляется в
Министерство образования и высшей школы Республики Коми.
Утверждено
Приказом
Министерства образования
и высшей школы
Республики Коми
от 4 апреля 2008 г. № 76
(приложение 2)
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЯХ
(ПОДКОМИССИЯХ) ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ
Положение о
предметных комиссиях (подкомиссиях) территориальной экзаменационной
комиссии (далее - Положение) разработано на основании Закона РФ от 10
июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" в целях
обеспечения правовых основ деятельности предметных комиссий
(подкомиссий) по общеобразовательным предметам территориальной
экзаменационной комиссии (далее - территориальные предметные
комиссии) в соответствии с Рекомендациями по формированию и
организации работы предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК субъекта
Российской Федерации, создаваемых для организации оценивания
экзаменационных работ в рамках государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего
образования, изложенными в письме Рособрнадзора от 29.02.2008 №
01-96/08-01.
1. Общие положения
Территориальные
предметные комиссии создаются в целях осуществления проверки и
оценивания экзаменационных работ при проведении государственной
(итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, с участием ТЭК.
Персональный состав и сроки работы
территориальных предметных комиссий определяются решением
территориальной экзаменационной комиссии (далее - ТЭК), которое
утверждается приказом Министерства образования и высшей школы
Республики Коми.
ТЭК организует работу территориальных
предметных комиссий совместно:
- с Министерством образования и
высшей школы Республики Коми;
- с образовательными учреждениями,
реализующими образовательные программы основного общего образования
(далее - ОУ).
Территориальные предметные комиссии в
своей работе руководствуются:
- законодательством Российской
Федерации и Республики Коми;
- инструктивно-методическими
документами Рособрнадзора по вопросам организации государственной
(итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, с участием ТЭК;
- рекомендациями и инструкциями
организации-разработчика экзаменационных заданий;
- нормативными правовыми актами и
инструктивно-методическими документами Министерства образования и
высшей школы Республики Коми по вопросам организации государственной
(итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, с участием ТЭК;
- положением о ТЭК и/или настоящим
Положением, утвержденными приказом Министерства образования и высшей
школы Республики Коми;
- рекомендациями и инструкциями
уполномоченной организации, осуществляющей по поручению Рособрнадзора
разработку экзаменационных заданий (далее - организация-разработчик
экзаменационных заданий) по проверке и оцениванию экзаменационных
работ обучающихся, освоивших образовательные программы основного
общего образования;
- решениями ТЭК.
2. Структура и состав
территориальных предметных комиссий
Территориальные
предметные комиссии создаются по каждому общеобразовательному
предмету, по которому на территории муниципального образования
проводится государственная (итоговая) аттестация обучающихся,
освоивших образовательные программы основного общего образования, с
участием ТЭК.
Численный состав территориальной
предметной комиссии определяется, исходя из числа участников
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего образования, с участием
ТЭК по соответствующему общеобразовательному предмету в текущем году,
а также с учетом сроков и нормативов проверки экзаменационных работ.
В состав территориальной предметной
комиссии входят председатель комиссии, заместитель(и) председателя и
члены территориальной предметной комиссии.
В территориальную предметную комиссию
включаются, как правило, педагогические работники ОУ, методисты,
преподаватели учреждений начального и среднего профессионального
образования по профилю территориальной предметной комиссии на
паритетных началах.
3. Функции,
полномочия и организация работы
территориальной предметной комиссии
Территориальная
предметная комиссия осуществляет свою работу в период проведения
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего образования, с участием
ТЭК.
Территориальная предметная комиссия:
- принимает к рассмотрению от ТЭК
зашифрованные экзаменационные работы по соответствующему
общеобразовательному предмету;
- осуществляет проверку
экзаменационных работ в соответствии с рекомендациями и инструкциями
организации-разработчика экзаменационных заданий;
- составляет и направляет в ТЭК
протоколы результатов проверки экзаменационных работ;
- составляет и направляет в ТЭК
итоговый отчет о результатах работы территориальной предметной
комиссии.
Территориальная предметная комиссия
вправе:
- готовить и передавать председателю
ТЭК предложения по содержанию экзаменационных работ, требованиям и
критериям оценивания ответов для направления в Министерство
образования и высшей школы Республики Коми;
- готовить и передавать председателю
ТЭК информацию о типичных ошибках в ответах участников
государственной (итоговой) аттестации и рекомендуемых мерах по
совершенствованию подготовки обучающихся по соответствующему
общеобразовательному предмету для направления в Министерство
образования и высшей школы Республики Коми;
- сообщать в ТЭК об обнаружении в
экзаменационных работах некорректных заданий.
Территориальная предметная комиссия
размещается в специально выделенных и оборудованных для этих целей
помещениях, позволяющих ограничить доступ посторонних лиц и
обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих
условий хранения документации.
Делопроизводство территориальной
предметной комиссии ведет ответственный секретарь.
4. Функции, права и
обязанности председателя, заместителя
председателя и членов территориальной
предметной комиссии
Территориальную
предметную комиссию возглавляет председатель, который организует ее
работу и несет ответственность за своевременную и объективную
проверку экзаменационных работ выпускников.
Председатель территориальной
предметной комиссии в рамках своей компетенции подчиняется
председателю и заместителю председателя ТЭК.
Заместитель председателя
территориальной предметной комиссии подчиняется председателю
территориальной предметной комиссии, в отсутствии председателя
территориальной предметной комиссии выполняет его обязанности.
Функции председателя предметной
комиссии:
- подготовка предложений в ТЭК о
персональном составе членов территориальной предметной комиссии,
передаваемых на утверждение в Министерство образования и высшей школы
Республики Коми;
- инструктаж членов территориальной
предметной комиссии по порядку проведения проверки и оценивания
экзаменационных работ;
- организация учета рабочего времени
членов территориальной предметной комиссии, затраченного на проверку
экзаменационных работ;
- обеспечение своевременной проверки
экзаменационных работ в соответствии с рекомендациями и инструкциями
организации-разработчика экзаменационных заданий;
- обеспечение режима хранения и
информационной безопасности при проверке экзаменационных работ,
передача протоколов результатов проверки экзаменационных работ в ТЭК;
- информирование председателя ТЭК о
ходе проверки экзаменационных работ при возникновении проблемных
ситуаций;
- информирование председателя ТЭК об
обнаружении некорректных заданий в экзаменационных работах;
- участие в работе территориальной
конфликтной комиссии по ее запросу;
- подготовка и обсуждение с членами
территориальной предметной комиссии итогового отчета о результатах
работы территориальной предметной комиссии.
Председатель территориальной
предметной комиссии вправе:
- давать указания членам
территориальной предметной комиссии в рамках своих полномочий;
- отстранять по согласованию с ТЭК
членов территориальной предметной комиссии от участия в работе
территориальной предметной комиссии в случае возникновения проблемных
ситуаций;
- принимать по согласованию с
председателем ТЭК решения по организации работы территориальной
предметной комиссии в случае возникновения форс-мажорных ситуаций и
иных непредвиденных обстоятельств, препятствующих продолжению работы
территориальной предметной комиссии.
Председатель территориальной
предметной комиссии обязан:
- добросовестно выполнять возложенные
на него функции в соответствии с положением о ТЭК и данным
Положением;
- соблюдать требования
законодательных и иных нормативных правовых актов, инструкций,
решений ТЭК;
- обеспечивать соблюдение
конфиденциальности и режима информационной безопасности при проверке
и хранении экзаменационных работ, передаче результатов проверки в
ТЭК;
- своевременно информировать
председателя ТЭК о возникающих проблемах и трудностях, которые могут
привести к нарушению сроков проверки экзаменационных работ.
Член региональной предметной комиссии
(эксперт) вправе:
- получать разъяснения по вопросам,
касающимся процедуры проверки экзаменационных работ выпускников,
применения (использования) критериев оценивания выполнения
экзаменационных работ, а также другие необходимые для работы
материалы и документы, обсуждать с председателем территориальной
предметной комиссии процедурные вопросы проверки экзаменационных
работ;
- требовать организации необходимых
условий труда, согласовывать план-график работ;
- принимать участие в обсуждении
итогового отчета о работе территориальной предметной комиссии,
вносить в него свои предложения.
Член территориальной предметной
комиссии обязан:
- объективно проверять
экзаменационные работы в соответствии с требованиями рекомендаций и
инструкций организации-разработчика экзаменационных заданий,
оценивать их, придерживаясь установленных критериев оценивания
выполнения экзаменационных заданий;
- профессионально и добросовестно
выполнять возложенные на него функции, соблюдать этические и
моральные нормы;
- соблюдать конфиденциальность и
установленный порядок обеспечения информационной безопасности при
проверке экзаменационных работ;
- информировать председателя
территориальной предметной комиссии о проблемах, возникающих при
проверке экзаменационных работ;
- незамедлительно информировать
председателя ТЭК в письменной форме о случаях нарушения процедуры
проверки экзаменационных работ и режима информационной безопасности,
а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности
территориальной предметной комиссии.
5. Ответственность
членов региональных предметных комиссий
Член территориальной
предметной комиссии может быть исключен из состава территориальной
предметной комиссии в следующих случаях:
- предоставления о себе недостоверных
сведений;
- утери подотчетных документов;
- невыполнения или ненадлежащего
исполнения возложенных на него обязанностей;
- возникновения конфликта интересов
(наличие близких родственников, которые участвуют в государственной
(итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, с участием ТЭК в текущем
году).
Решение об исключении члена
территориальной предметной комиссии из состава территориальной
предметной комиссии принимается ТЭК на основании аргументированного
представления председателя территориальной предметной комиссии.
Утверждено
Приказом
Министерства образования
и высшей школы
Республики Коми
от 4 апреля 2008 г. № 76
(приложение 3)
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ КОНФЛИКТНОЙ
КОМИССИИ
Положение о
территориальной конфликтной комиссии (далее - Положение) разработано
на основании Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об
образовании" с учетом Рекомендаций по разработке положения о
территориальной конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации,
рассматривающей апелляции при проведении государственной (итоговой)
аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного
общего образования, с участием территориальной экзаменационной
комиссии, изложенных в письме Рособрнадзора от 29.02.2008 №
01-96/08-01.
1. Общие положения
1.1. Территориальная
конфликтная комиссия (далее - Комиссия) создается Министерством
образования и высшей школы Республики Коми в целях обеспечения
соблюдения единых требований и разрешения спорных вопросов при оценке
экзаменационных работ в рамках государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего
образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии
(далее - ТЭК), а также в целях защиты прав обучающихся, участвующих в
государственной (итоговой) аттестации.
1.2. Комиссия осуществляет свою
работу в период проведения государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего
образования, с участием ТЭК.
1.3. Комиссия в своей деятельности
руководствуется:
- законодательством Российской
Федерации;
- нормативными правовыми актами
Минобрнауки России, распорядительными актами Рособрнадзора по
вопросам организации и проведения государственной (итоговой)
аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного
общего образования, с участием ТЭК;
- нормативными правовыми актами и
инструктивными документами Министерства образования и высшей школы
Республики Коми;
- настоящим Положением.
1.4. В своей работе Комиссия
взаимодействует с ТЭК, Министерством образования и высшей школы
Республики Коми.
2. Полномочия и
функции Комиссии
2.1. Комиссия в
рамках проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся,
освоивших образовательные программы основного общего образования, с
участием ТЭК выполняет следующие функции:
- информирует выпускников и их
родителей (законных представителей) о порядке работы Комиссии,
сроках, месте приема и процедуре подачи и рассмотрения апелляций;
- принимает и рассматривает апелляции
участников государственной (итоговой) аттестации обучающихся,
освоивших образовательные программы основного общего образования, с
участием ТЭК;
- определяет соответствие процедуры
проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся,
освоивших образовательные программы основного общего образования, с
участием ТЭК установленным требованиям;
- определяет соответствие процедуры
проверки и оценивания экзаменационных работ установленным
требованиям;
- принимает решение по результатам
рассмотрения апелляции;
- информирует обучающегося, подавшего
апелляцию, или его родителей (законных представителей), а также ТЭК о
принятом решении;
- информирует ТЭК об обнаружении в
экзаменационных материалах некорректных заданий.
2.2. В целях выполнения своих функций
Комиссия в установленном порядке вправе:
- запрашивать и получать у
уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения, в
том числе экзаменационную работу обучающегося, протоколы результатов
проверки экзаменационной работы обучающегося, подавшего апелляцию,
сведения о лицах, присутствовавших в общеобразовательном учреждении -
пункте проведения экзамена (далее - ОУ-ППЭ), информацию о соблюдении
процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего
образования, с участием ТЭК;
- привлекать к рассмотрению апелляций
членов территориальных предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК по
соответствующим общеобразовательным предметам (далее -
территориальные предметные комиссии) в случае возникновения спорных
вопросов по оцениванию экзаменационных работ.
3. Состав и структура
Комиссии
3.1. Состав Комиссии
формируется из числа представителей:
- муниципальных органов управления
образованием;
- образовательных учреждений,
реализующих образовательные программы основного общего образования
(далее - ОУ);
- образовательных учреждений
начального профессионального и среднего профессионального
образования;
- методистов методических кабинетов
муниципальных органов управления образованием, - и утверждается
приказом Министерства образования и высшей школы Республики Коми.
3.2. Комиссия не может быть
структурным подразделением ТЭК.
3.3. Комиссию возглавляет
председатель, который организует работу Комиссии, распределяет
обязанности между членами Комиссии, осуществляет контроль за работой
Комиссии в соответствии с Положением. В отсутствии председателя
Комиссии его функции выполняет заместитель председателя.
3.4. Председатель (заместитель
председателя) и члены Комиссии обязаны:
- осуществлять своевременное и
объективное рассмотрение апелляций в соответствии с Положением и
требованиями нормативных правовых актов;
- выполнять возложенные на них
функции на высоком профессиональном уровне, соблюдая этические и
моральные нормы;
- своевременно информировать
председателя ТЭК и руководителей Министерства образования и высшей
школы Республики Коми о возникающих проблемах или трудностях, которые
могут привести к нарушению сроков рассмотрения апелляций;
- соблюдать конфиденциальность и
режим информационной безопасности;
- соблюдать установленный порядок
документооборота и хранения документов и материалов государственной
(итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, с участием ТЭК.
В случае неисполнения или
ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей, нарушения
требований конфиденциальности и информационной безопасности,
злоупотреблений установленными полномочиями, совершенных из корыстной
или иной личной заинтересованности, председатель (заместитель
председателя) и члены Комиссии несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
4. Организация работы
Комиссии
4.1. Решения
Комиссии принимаются простым большинством голосов от списочного
состава Комиссии при наличии кворума <1>. В случае равенства
голосов председатель Комиссии имеет право решающего голоса.
--------------------------------
<1> Под кворумом в данном
случае понимается участие в голосовании более половины членов
Комиссии.
4.2. Решения
Комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем
и всеми членами Комиссии.
Итоговые протоколы передаются в ТЭК и
в Министерство образования и высшей школы Республики Коми для
внесения соответствующих изменений в протоколы результатов
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего образования, с участием
ТЭК и отчетную документацию.
4.3. Документами, подлежащими
строгому учету, по основным видам работ Комиссии, которые хранятся в
течение года, являются:
- апелляция обучающегося;
- журнал (листы) регистрации
апелляций;
- протоколы заседаний Комиссии;
- заключения о результатах служебного
расследования нарушений процедуры проведения государственной
(итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, с участием ТЭК в ОУ-ППЭ
(далее - заключение о результатах служебного расследования).
Делопроизводство Комиссии ведет
ответственный секретарь.
5. Порядок подачи и
рассмотрения апелляции
5.1. Право подачи
апелляции имеют обучающиеся, участвовавшие в государственной
(итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, с участием ТЭК.
5.2. Апелляцией признается
аргументированное письменное заявление:
- о нарушении процедуры проведения
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего образования, с участием
ТЭК по общеобразовательному предмету в ОУ-ППЭ, при этом под
нарушением процедуры понимаются любые отступления от установленных
требований к процедурам проведения экзаменов в ОУ-ППЭ, которые могли
оказать существенное негативное влияние на качество выполнения
экзаменационных работ обучающимися;
- о несогласии с выставленными
баллами (отметкой).
5.3. Апелляция не принимается:
- по вопросам содержания и структуры
экзаменационных материалов по общеобразовательным предметам;
- по вопросам, связанным с нарушением
обучающимся правил по выполнению экзаменационной работы.
5.4. Сроки и место приема апелляций
устанавливаются, исходя из необходимости обеспечения соблюдения прав
обучающихся и учета особенностей организации работы Комиссии,
обусловленных технологией проведения государственной (итоговой)
аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного
общего образования, с участием ТЭК.
5.5. Апелляция о нарушении процедуры
проведения государственной (итоговой) аттестации подается обучающимся
непосредственно в день проведения экзамена до выхода из ОУ-ППЭ
руководителю ОУ-ППЭ. В целях проверки изложенных в апелляции сведений
о нарушениях процедуры проведения экзаменов руководителем ОУ-ППЭ
создается комиссия и организуется проведение служебного
расследования. Результаты служебного расследования оформляются в
форме заключения указанной комиссии, которое вместе с апелляцией
передается в Комиссию.
5.6. Апелляция о несогласии с
выставленными баллами (отметкой) подается в Комиссию либо
руководителю того ОУ, в котором обучающийся ознакомился с
официальными результатами экзамена. Руководитель ОУ, принявший
апелляцию, должен сразу же передать ее текст в Комиссию.
Срок завершения приема апелляций о
несогласии с выставленными баллами (отметкой) после официального
объявления результатов экзамена и ознакомления с ними обучающихся
составляет 3 дня.
5.7. Апелляция, как правило,
рассматривается в течение 3-х дней после ее подачи.
5.8. Обучающийся имеет право
присутствовать при рассмотрении апелляции. С обучающимся в случае,
если он является несовершеннолетним (до 18 лет) и не признан в
соответствии с законодательством полностью дееспособным до достижения
совершеннолетия, имеет право присутствовать при рассмотрении
апелляции один из его родителей (законных представителей).
Указанные лица должны иметь при себе
документы, удостоверяющие их личность.
5.9. Председатель (заместитель
председателя) и члены Комиссии не вправе отказать обучающемуся и его
законному представителю присутствовать при рассмотрении апелляции.
5.10. Рассмотрение апелляции следует
проводить в спокойной и доброжелательной обстановке. Обучающемуся,
подавшему апелляцию, должна быть предоставлена возможность убедиться
в том, что его экзаменационная работа проверена и оценена в
соответствии с установленными требованиями и критериями. Рассмотрение
апелляции не является переэкзаменовкой.
5.11. При рассмотрении апелляции о
нарушении процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего
образования, с участием ТЭК Комиссия исследует материалы служебного
расследования (заключение комиссии, организованной по инициативе
руководителя ОУ-ППЭ, с приложением документов и материалов, собранных
в рамках служебного расследования), устанавливает, могли ли повлиять
допущенные нарушения на качество выполнения экзаменационной работы, и
выносит одно из решений:
- об отклонении апелляции, если
изложенные в ней сведения о нарушениях процедуры проведения
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего образования, с участием
ТЭК не подтвердились и/или не повлияли на результат выполнения
экзаменационной работы;
- об удовлетворении апелляции, если
изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях процедуры
проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся,
освоивших образовательные программы основного общего образования, с
участием ТЭК подтвердились и повлияли на качество выполнения
экзаменационной работы.
В последнем случае результат
проведения государственной (итоговой) аттестации подлежит
аннулированию, в связи с чем протокол рассмотрения апелляции
передается в ТЭК для реализации решения Комиссии. Обучающемуся
предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему
общеобразовательному предмету в дополнительные сроки, которые
устанавливает Министерство образования и высшей школы Республики
Коми. Форма сдачи экзамена в дополнительные сроки согласуется с
Министерством образования и высшей школы Республики Коми.
5.12. При рассмотрении апелляции о
несогласии с выставленными баллами (отметкой) Комиссия запрашивает у
ТЭК:
- экзаменационную работу
обучающегося;
- протоколы результатов проверки
экзаменационной работы обучающегося территориальной предметной
комиссией по соответствующему общеобразовательному предмету.
При рассмотрении апелляции
обучающемуся предъявляется экзаменационная работа, которую он
выполнял. Обучающийся должен подтвердить, что ему предъявлена его
экзаменационная работа (удостоверить своей подписью в протоколе
рассмотрения апелляции).
В случае возникновения спорных
вопросов по оценке ответов на задания Комиссия устанавливает
соответствие ответов обучающегося критериям оценивания, согласно
которым производилась проверка ответов на задания. В этом случае к
рассмотрению апелляции могут привлекаться члены территориальной
предметной комиссии по соответствующему общеобразовательному предмету
и другие эксперты.
По результату рассмотрения апелляции
о несогласии с выставленными баллами (отметкой) Комиссия принимает
решение об отклонении апелляции либо об удовлетворении апелляции.
Данная информация передается
Комиссией в ТЭК для внесения соответствующих изменений в протоколы о
результатах государственной (итоговой) аттестации. Измененные
протоколы о результатах государственной (итоговой) аттестации
являются основанием для аннулирования ранее выставленных баллов
обучающегося и выставления новых (баллы могут быть изменены как в
сторону увеличения, так и в сторону уменьшения).
Утверждены
Приказом
Министерства образования
и высшей школы
Республики Коми
от 4 апреля 2008 г. № 76
(приложение 4)
ВИДЫ РАБОТ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ)
АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВОИВШИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, С
УЧАСТИЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ
Федеральная служба по
надзору в сфере образования и науки |
Министерство образования и
высшей школы Республики Коми
|
Муниципальные органы
управления образованием
|
Общеобразовательные учреждения
|
Организует сбор заявок
от субъектов Российской Федерации на участие
в проведении государственной
(итоговой) аттестации обучающихся,
освоивших образовательные программы
основного общего образования, с участием ТЭК
|
Формирует по согласованию с
муниципальными органами управления образованием
и общеобразовательными учреждениями,
реализующими образовательные
программы основного общего образования (далее -
ОУ), и направляет в Рособрнадзор заявку
на участие в проведении государственной
(итоговой) аттестации обучающихся,
освоивших образовательные программы основного
общего образования, с участием территориальной
экзаменационной комиссии (далее - ТЭК) с
указанием количества выбранных общеобразовательных
предметов и обучающихся, проходящих
государственную (итоговую) аттестацию по каждому
общеобразовательному предмету
|
На основании списков
обучающихся, полученных
от общеобразовательных учреждений, формируют
списки обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, с участием
ТЭК и организует их распределение по ОУ-ППЭ
|
Собирают заявки
обучающихся на участие в
государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, с участием
ТЭК; формируют их список и направляют в
муниципальный орган управления образованием
|
|
Издает приказ
об утверждении перечня общеобразовательных
предметов, по которым организуется
государственная (итоговая)
аттестация обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, с
участием ТЭК, и перечня муниципальных
образований и ОУ, осуществляющих проведение
государственной (итоговой) аттестации
|
|
|
|
Назначает
регионального координатора по организации и
проведению государственной (итоговой)
аттестации обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, с
участием ТЭК
|
Назначают
муниципального координатора по проведению
государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, с участием
ТЭК
|
|
Разрабатывает и направляет
в Министерство образования и высшей
школы Республики Коми рекомендации по вопросам
организации и проведения
государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, с участием
ТЭК
|
Разрабатывает
и утверждает нормативные правовые акты,
которые определяют с учетом рекомендаций Рособрнадзора
порядок организации и проведения государственной
(итоговой) аттестации обучающихся,
освоивших образовательные программы основного
общего образования, с участием ТЭК на
территории Республики Коми, а также порядок создания
и организации работы ТЭК, предметных
комиссий (подкомиссий) ТЭК и территориальной
конфликтной комиссии
|
|
|
|
Разрабатывает
инструктивные и методические материалы,
регулирующие процедуры проведения
государственной (итоговой)
аттестации обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, с
участием ТЭК
|
|
|
|
По согласованию
с муниципальными органами управления образованием и ОУ
утверждает персональные составы и сроки работы
ТЭК, предметных комиссий (подкомиссий)
ТЭК по соответствующим общеобразовательным
предметам (по согласованию с
ТЭК), территориальных конфликтных комиссий
|
Направляют
специалистов для работы в ТЭК, предметных
комиссиях (подкомиссиях) ТЭК, территориальной
конфликтной комиссии
|
Направляют работников
общеобразовательного учреждения для работы
в: - ОУ-ППЭ; -
ТЭК; - предметных комиссиях
(подкомиссиях) ТЭК; - территориальной конфликтной
комиссии |
|
|
Обеспечивают условия
для работы ТЭК, предметных комиссий
(подкомиссий) ТЭК, территориальной конфликтной
комиссии
|
|
|
Утверждает с
учетом рекомендаций Рособрнадзора
сроки проведения экзаменов по соответствующим
общеобразовательным предметам, а
также дополнительные сроки проведения экзаменов
для обучающихся, пропустивших
по уважительным причинам сдачу экзамена в основной день,
и для обучающихся, чьи результаты были аннулированы
по решению территориальной конфликтной комиссии
|
|
|
|
Издает приказы
и инструктивные документы, регламентирующие
места хранения, условия конфиденциальности
и информационной безопасности
при тиражировании, пакетировании, хранении
и доставке текстов экзаменационных заданий
в муниципальные органы управления образованием
и ОУ-ППЭ, при шифровании экзаменационных работ, а также
определяющие категории и перечни лиц, имеющих доступ
к текстам экзаменационных заданий до момента
проведения экзамена
|
|
|
|
По согласованию
с муниципальными органами управлением образованием и
ОУ издает приказ, определяющий места расположения
ОУ-ППЭ, назначающий руководителей и организаторов
ОУ-ППЭ
|
|
|
|
Организует
информирование муниципальных органов управления
образованием и ОУ, а также обучающихся и их родителей о
принятых нормативных правовых, распорядительных
и инструктивно-методических документах по организации и
проведению государственной (итоговой)
аттестации обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, с
участием ТЭК
|
|
|
Организует
обучение региональных координаторов по проведению
государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего
образования, с участием ТЭК
|
Организует
обучение следующих категорий
организаторов: муниципальных координаторов,
председателей ТЭК, председателей
предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК,
председателей территориальных конфликтных комиссий
|
Организуют обучение членов
предметных комиссий (подкомиссий)
ТЭК, руководителей городских (районных)
методических объединений учителей
по соответствующим общеобразовательным предметам,
руководителей и организаторов ОУ-ППЭ и
др.
|
|
Организует разработку
и отправку в Министерство образования
и высшей школы Республики Коми текстов
экзаменационных заданий для
проведения государственной (итоговой)
аттестации обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего
образования, с участием ТЭК по общеобразовательным предметам:
русский язык, алгебра, геометрия, география,
физика, биология и химия, а также инструктивных материалов
для членов предметных комиссий
(подкомиссий) ТЭК по оцениванию экзаменационных
работ
|
Организует
тиражирование текстов экзаменационных заданий,
пакетирование индивидуальных пакетов с текстами
экзаменационных заданий для проведения экзаменов
по соответствующим общеобразовательным
предметам и передачу их муниципальным
координаторам по проведению
государственной (итоговой)
аттестации обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, с
участием ТЭК
|
Осуществляют передачу
пакетов текстов экзаменационных заданий
в ОУ-ППЭ, а также доставку экзаменационных работ
выпускников из ОУ-ППЭ в предметную
комиссию (подкомиссию) ТЭК
|
|
Осуществляет контроль
за соблюдением порядка проведения
государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, с участием
ТЭК
|
|
|
|
|
|
Организуют проведение
экзаменов по общеобразовательным предметам
в утвержденные сроки, включая проведение экзаменов
в дополнительные сроки
для обучающихся, пропустивших по уважительным
причинам сдачу экзамена в основной день, и
для обучающихся, чьи результаты были аннулированы
по решению территориальной конфликтной
комиссии
|
|
|
Осуществляет контроль за
соблюдением порядка проведения
государственной (итоговой)
аттестации обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, с
участием ТЭК
|
Организуют
своевременное информирование обучающихся
об утвержденных ТЭК результатах государственной
(итоговой) аттестации
|
|
|
Осуществляет
анализ результатов государственной
(итоговой) аттестации обучающихся,
освоивших образовательные программы основного
общего образования, с участием ТЭК
|
Осуществляют анализ результатов
государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших
образовательные программы основного общего
образования, с участием ТЭК
|
|
|
Формирует аналитический отчет
по итогам проведения государственной
(итоговой) аттестации обучающихся,
освоивших образовательные программы основного
общего образования, с участием ТЭК и представляет ее
в Рособрнадзор
|
Готовят материалы для
отчета о результатах проведения
государственной (итоговой) аттестации
обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования, с участием
ТЭК и передает их в Министерство образования
и высшей школы Республики Коми
|
|
Форма 1