Название документа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Архангельского обл.
Собрания депутатов от 06.02.2008 № 1611
"О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ
АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ ПО ВНЕСЕНИЮ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТЬ 1 СТАТЬИ 63
УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Источник публикации
"Волна", № 7, 22.02.2008,
"Ведомости Архангельского
областного Собрания депутатов четвертого созыва", № 24, 2007
Примечание к документу
Текст документа
АРХАНГЕЛЬСКОЕ
ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
четвертого созыва (двадцать
четвертая сессия)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2008 г. № 1611
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ
ИНИЦИАТИВЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО
СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ ПО ВНЕСЕНИЮ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТЬ
1 СТАТЬИ 63 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
-
В соответствии со
статьей 104 Конституции Российской Федерации и подпунктом "ц"
пункта 2 статьи 23 Устава Архангельской области областное Собрание
депутатов постановляет:
1. Внести в порядке законодательной
инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации проект федерального закона "О внесении изменения в
часть 1 статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации".
2. Направить проект федерального
закона "О внесении изменения в часть 1 статьи 63 Уголовного
кодекса Российской Федерации" на заключение в Правительство
Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации.
3. Поручить представление указанного
проекта федерального закона при рассмотрении в Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации заместителю председателя
комитета Архангельского областного Собрания депутатов по
законодательству и судебно-правовым вопросам Спасенникову Борису
Аристарховичу.
4. Направить проект федерального
закона законодательным (представительным) органам государственной
власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать
законодательную инициативу Архангельского областного Собрания
депутатов.
Председатель
областного
Собрания депутатов
В.С.ФОРТЫГИН
Вносится Архангельским
областным Собранием депутатов
Проект
РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТЬ 1 СТАТЬИ 63 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1
Внести в часть
первую статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954)
изменение, дополнив ее пунктом "о" следующего содержания:
"о) совершение преступления
лицом, находящимся в состоянии опьянения.
Суд вправе в зависимости от характера
и обстоятельств совершения преступления не признавать это
обстоятельство отягчающим наказание.".
Статья 2
Настоящий закон
вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального
опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.В.ПУТИН
-
Москва, Кремль
-
__________ 2008 года
-
№ ________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О
ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В ЧАСТЬ 1 СТАТЬИ 63 УГОЛОВНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Внесение изменения в
часть 1 статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации связано с
необходимостью противодействия насильственной ситуативной
преступности на законодательном и правоприменительном уровнях.
Президент России В.В.Путин на
заседании Государственного совета Российской Федерации 29 июня 2007
года указал на недостаточное законодательное обеспечение
противодействия преступлениям, совершаемым в состоянии опьянения.
Можно выделить несколько основных
причин, актуализующих принятие этого законопроекта. Во-первых,
количество лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, совершивших
преступление в состоянии опьянения, остается весьма значительным.
Сегодня в России каждое третье преступление совершается лицом,
находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического
опьянения. Во-вторых, выявляется все большее число лиц, привлекаемых
к уголовной ответственности, обнаруживающих психические расстройства
в состоянии опьянения, которые оказывают влияние на
интеллектуально-волевую сферу, то есть играют существенную роль в
механизмах преступного поведения и определяют пониженную способность
прогнозировать последствия своих действий (бездействия) и (или)
осознанно руководить ими. При этом зачастую субъект полностью не
лишен возможности сознательности и произвольности поведения, его
способность осознавать характер своих действий, руководить ими не
утрачена совсем, но по сравнению с общепринятой психолого-юридической
нормой реально уменьшена.
Из истории отечественного права
известно, что рассмотрение опьянения как обстоятельства, отягчающего
наказание, имеет большой позитивный опыт. Еще согласно Артикулу
воинскому 1715 года, подготовленному Петром Великим, совершение
преступления в состоянии опьянения усиливало наказание.
Статья 106 отечественного Уложения о
наказаниях уголовных и исправительных 1845 года также признавала
опьянение обстоятельством, отягчающим наказание.
Из правового опыта советского периода
нашей истории известно, что Указ Президиума Верховного Совета СССР от
26 июля 1966 года "Об усилении ответственности за хулиганство"
специально определил, что совершение преступления лицом, находящимся
в состоянии опьянения, отягчает ответственность. Названным Указом
установлено, что суд вправе в зависимости от характера преступления
не признавать состояние опьянения отягчающим обстоятельством. Это
положение было внесено в статью 34 Основ уголовного законодательства
Союза ССР и союзных республик, в статью 39 Уголовного кодекса РСФСР,
что в полной мере отражало отношение общества и государства к
употреблению алкоголя, наркотиков и деяниям, совершенным в состоянии
опьянения.
Верховный Суд РСФСР в своем
постановлении от 20 декабря 1973 года подчеркнул, что пьянство и
злоупотребление наркотическими средствами являются наиболее
распространенными причинами и условиями, способствующими совершению
многих преступлений.
Позитивная практика применения этой
нормы обобщена в Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 27
августа 1986 года "О некоторых вопросах применения судами
Российской Федерации законодательства по борьбе с пьянством и
алкоголизмом".
В сравнительно-правовом аспекте
следует указать, что в уголовных кодексах ряда стран (Республика
Беларусь, Украина, Литовская Республика, Эстонская Республика,
Латвийская Республика, Республика Молдова, Республика Узбекистан,
Республика Таджикистан, Республика Казахстан) состояние опьянения
также рассматривается как обстоятельство, отягчающее наказание.
Кроме того, отечественное
административное право рассматривает состояние опьянения как
обстоятельство, отягчающее административную ответственность (пункт 6
части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях).
Необходимо обратить внимание на то,
что законопроект предоставляет суду право в зависимости от характера
и обстоятельств совершения преступления не признавать опьянение
обстоятельством, отягчающим наказание (например, насильственное
опьянение).
Председатель
областного
Собрания депутатов
В.С.ФОРТЫГИН
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О
ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТЬ 1
СТАТЬИ 63 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие проекта
федерального закона "О внесении изменения в часть 1 статьи 63
Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует
дополнительных расходов из федерального бюджета.
Председатель
областного
Собрания депутатов
В.С.ФОРТЫГИН
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТЬ 1 СТАТЬИ 63
УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие проекта
федерального закона "О внесении изменения в часть 1 статьи 63
Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания
утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Председатель
областного
Собрания депутатов
В.С.ФОРТЫГИН
-
|