Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








Название документа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главы г. Ноябрьска от 23.01.2008 № П-59

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ"

Источник публикации

"Северная вахта" (спецвыпуск), № 13, 25.01.2008

Примечание к документу


Текст документа


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

АДМИНИСТРАЦИЯ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2008 г. № П-59


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ


В целях определения основных принципов разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ, методического и организационного единства в работе всех органов местного самоуправления муниципального образования город Ноябрьск, юридических и физических лиц при формировании и реализации муниципальных целевых программ, в соответствии с Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", руководствуясь Уставом муниципального образования город Ноябрьск, постановляю:

1. Утвердить порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Опубликовать настоящее постановление в городской общественно-политической газете "Северная вахта".


И.о. Главы города

М.Ф.ШАРОВИН






Утвержден

постановлением Главы города

от 23.01.2008 № П-59


ПОРЯДОК

РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ


Настоящий Порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ (далее - Порядок) определяет основные принципы разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ, а также методическое и организационное единство в работе всех органов местного самоуправления, юридических и физических лиц при формировании и реализации муниципальных целевых программ.


1. Общие положения


Основные понятия, используемые в настоящем Порядке:

Муниципальная проблема (далее - проблема) - устойчивая ситуация, оказывающая негативное долгосрочное воздействие на общественно-политическую и (или) социально-экономическую ситуацию, сформировавшаяся на территории муниципального образования, для изменения (преодоления) которой необходимы целенаправленные действия муниципальных органов управления.

Муниципальная целевая программа (далее - Программа) - согласованный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских, научно-технических и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области экономического, социального, инновационного, культурного и экологического развития муниципального образования.

По срокам реализации Программы не могут быть менее двух лет. Программы подразделяются на краткосрочные (рассчитанные на срок реализации от двух до трех лет) и долгосрочные (рассчитанные на срок реализации свыше трех лет).

Программы могут включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление Программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики органов местного самоуправления, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для муниципального образования инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции органов местного самоуправления муниципального образования.

Заказчик Программы - орган местного самоуправления (структурное подразделение органа местного самоуправления), который организует подготовку и реализацию программных мероприятий, анализ и рациональное использование средств местного бюджета и средств внебюджетных источников, ответственный за подготовку и реализацию Программы в целом.

Ответственные за выполнение Программы - структурные подразделения органа местного самоуправления, юридические лица, финансируемые за счет средств местного бюджета, организующие реализацию отдельных мероприятий Программы.

Эффективность Программы (бюджетная, социальная и экономическая) - соотношение затрат, связанных с реализацией Программы и ее результатов.

Бюджетная эффективность Программы - изменение финансовых расходов и поступлений в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов вследствие реализации Программы.

Социальная эффективность Программы - изменение в уровне доходов, состоянии здоровья и продолжительности жизни, в уровне рождаемости и смертности, в уровне образования, в уровне безработицы и иных составляющих уровня и качества жизни населения и прочее, являющееся непосредственным результатом реализации Программы и имеющее количественные (качественные) оценки.

Экономическая эффективность Программы - соотношение финансовых затрат, связанных с реализацией Программы, и экономических результатов, наступивших вследствие реализации Программы.


2. Функции и ответственность заказчика Программы


2.1. Заказчик Программы:

1) разрабатывает концепцию Программы;

2) готовит проект правового акта Администрации города об утверждении Программы;

3) разрабатывает проект Программы или готовит исходное задание на ее формирование и координирует действия разработчиков;

4) при необходимости организует в установленном порядке проведение специализированной экспертизы проекта Программы и в соответствии с ее результатами, а также с результатами независимой экспертизы осуществляет его доработку;

5) разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;

6) готовит ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, формирует бюджетные заявки с обоснованием расходов по мероприятиям;

7) разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;

8) осуществляет отбор в установленном законодательством порядке на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;

9) готовит отчетность о ходе реализации Программы в течение года;

10) готовит ежегодно доклад о реализации Программы;

11) несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, осуществляет координацию действий ответственных за выполнение мероприятий, управление исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.

2.2. Заказчик Программы может на договорной основе передавать соответствующим организациям и учреждениям выполнение определенных функций и полномочий.


3. Основные принципы разработки и реализации Программ


3.1. Разработка и реализация Программ осуществляется в соответствии с основными принципами:

1) соответствие целей и задач Программ прогнозам и программе социально-экономического развития муниципального образования;

2) обоснованность по ресурсам, в том числе по источникам финансирования, ответственным за выполнение мероприятий, исполнителям и срокам осуществления комплекса мероприятий, составляющих Программу;

3) наличие соответствующих полномочий органов местного самоуправления в соответствующей сфере.

3.2. Разработка и реализация Программ включает следующие основные этапы:

1) отбор проблем для программной разработки;

2) принятие решения о разработке проекта Программы;

3) разработка проекта Программы;

4) оценка и экспертиза Программы;

5) утверждение Программы;

6) финансирование Программы;

7) управление реализацией Программы, осуществление контроля за ходом ее выполнения, оценка эффективности реализации.

3.3. Сроки разработки и утверждения Программ должны строго соответствовать графику, прилагаемому к настоящему Порядку. Указанные сроки могут быть изменены при изменении сроков, установленных постановлением об утверждении Положения о разработке прогноза социально-экономического развития муниципального образования и проекта местного бюджета на очередной финансовый год.


4. Отбор проблем для программной разработки

и принятие решения о разработке проекта Программы


4.1. Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на муниципальном уровне могут выступать любые юридические и физические лица.

4.2. Отбор проблем для их программной разработки и решения определяется следующими факторами:

- значимость проблемы;

- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость муниципальной поддержки для ее решения;

- необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.

4.3. Концепция Программы с обоснованиями представляется заинтересованными структурными подразделениями органа местного самоуправления, осуществляющими свои полномочия в установленных сферах деятельности, в структурное подразделение органа местного самоуправления, уполномоченное в сфере экономики.

4.4. Концепция Программы должна включать следующие основные разделы:

1) обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития муниципального образования;

2) обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом;

3) характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода;

4) предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам и проводить оценку ее эффективности;

5) ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом и предложения по основным направлениям финансирования;

6) предложения по объемам и источникам финансирования Программы;

7) предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности решения проблемы;

8) нормативно-правовое обоснование полномочий органов местного самоуправления в решении проблемной ситуации.

4.5. Структурное подразделение органа местного самоуправления, уполномоченное в сфере экономики, в течение двух недель рассматривает Концепцию Программы и направляет заключение о необходимости решения проблемы программно-целевым методом структурному подразделению органа местного самоуправления, осуществляющему полномочия в установленной сфере деятельности.

4.6. Структурное подразделение органа местного самоуправления, осуществляющее полномочия в установленной сфере деятельности, направляет Концепцию Программы в структурное подразделение органа местного самоуправления, уполномоченное в сфере финансов.

4.7. Структурное подразделение органа местного самоуправления, уполномоченное в сфере финансов, в течение двух недель рассматривает Концепцию Программы, направляет заключение о финансовой возможности решения проблемы программно-целевым методом структурному подразделению органа местного самоуправления, осуществляющему полномочия в установленной сфере деятельности.

4.8. Структурные подразделения органа местного самоуправления, уполномоченные в сфере экономики и в сфере финансов, вправе отклонить концепцию Программы, если она не соответствует статусу Программ, или возвратить на доработку при несоблюдении требований пункта 4.4 настоящего Порядка.


5. Разработка проекта Программы, ее оценка и экспертиза


5.1. Программа разрабатывается в виде единого документа, который содержит следующие разделы:

- паспорт Программы;

- характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа;

- основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;

- перечень программных мероприятий;

- обоснование ресурсного обеспечения Программы;

- критерии оценки эффективности Программы.

5.2. Паспорт содержит основные сведения о программе:

- наименование Программы;

- основание для разработки;

- заказчик;

- ответственные за выполнение мероприятий;

- основные разработчики;

- цели и задачи Программы;

- сроки и этапы реализации;

- важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам реализации Программы;

- перечень основных мероприятий (с указанием нормативно-правового обоснования полномочий органов местного самоуправления);

- объемы и источники финансирования;

- ожидаемые конечные результаты реализации и показатели эффективности.

Паспортные данные должны полностью соответствовать показателям, приведенным в остальных разделах Программы.

5.3. Раздел "Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа" содержит:

- характеристику проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом;

- развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения;

- обоснование ее связи с приоритетами социально-экономического развития, целесообразности решения проблемы программно-целевым методом на муниципальном уровне;

- анализ хода реализации и результаты выполнения программных мероприятий аналогичной Программы за предшествующий период (если таковая выполнялась).

5.4. Раздел "Основные цели и задачи Программы" содержит:

- развернутые формулировки целей Программы, увязанных по срокам и этапам ее реализации;

- тактические задачи для достижения сформулированных целей Программы;

- сроки решения задач и реализации Программы с описанием основных этапов реализации;

- прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей, характеризующих эффективность реализации ее мероприятий и решения тактических задач по этапам;

- условия досрочного прекращения реализации Программы.

Правильно сформулированная система целей должна содержать набор актуальных потребностей населения муниципального образования, отраженных в основных направлениях социально-экономического развития муниципального образования.

Требования, предъявляемые к целям Программы:

- специфичность (цели должны соответствовать компетенции и полномочиям заказчиков);

- достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);

- измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);

- соотнесенность к временным графикам (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации Программы с определением соответствующих целей).

Выбор конкретных путей, средств и методов достижения целей осуществляется при формировании тактических задач. Тактические задачи формируются для конкретизации отдельных направлений достижения цели, в рамках которых предусматривается получение количественно измеримых общественно значимых результатов в течение определенного периода времени или к определенному сроку. Не допускается постановка задач, направленных на обеспечение деятельности самого заказчика.

5.5. Раздел "Перечень программных мероприятий" содержит описание и характеристику мероприятий, которые предлагается реализовать для решения тактических задач Программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть соотнесены по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач Программы.

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В отдельных случаях для достижения целей Программы при необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты Программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

Мероприятия Программы формируются в разделы, объединенные по признаку обобщающих характеристик, и выстраиваются по уровню приоритетности.

Принадлежность (допустимость принадлежности) расходов к расходным обязательствам местного бюджета должна подтверждаться ссылкой на конкретную норму права (реквизиты нормативного правового акта, пункт (часть), статья).

5.6. Раздел "Обоснование ресурсного обеспечения Программы" содержит обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации Программы, а также сроков и источников финансирования.

5.7. Раздел "Критерии оценки эффективности Программы" содержит общую оценку вклада Программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации Программы, а при необходимости и после ее реализации.

Методика оценки эффективности Программы разрабатывается заказчиками с учетом специфики Программы и должна служить приложением к тексту Программы.

Общими требованиями, предъявляемыми к Программе, являются:

- описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации Программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей);

- наличие системы показателей для измерения результатов реализации Программы (индикаторов экономической и социальной эффективности) и целевых значений каждого из таких показателей, необходимых и достаточных для предварительной (на этапе подготовки), текущей (на этапе реализации) и завершающей (после завершения Программы или ее этапа) оценки Программы.

По результатам ежегодного доклада о реализации программных мероприятий, на основании итогов проведения оценки эффективности их исполнения может быть принято решение о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации.

5.8. Разработанный проект Программы заказчик направляет ответственным за выполнение мероприятий Программы для согласования. Ответственные за выполнение мероприятий Программы рассматривают проект Программы. Согласованный проект Программы направляется заказчику.

5.9. Согласованный с Ответственными за выполнение мероприятий Программы проект Программы заказчик направляет на согласование в структурные подразделения органа местного самоуправления, уполномоченные в сфере экономики и в сфере финансов, иные структурные подразделения, должностным лицам органа местного самоуправления, принимающим участие в согласовании проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

К проекту Программы должны быть дополнительно приложены расчеты и обоснования финансовых затрат на реализацию мероприятий Программы.

Представленные материалы должны содержать необходимые данные для проведения анализа проекта Программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, возможностей реализации этой Программы в предполагаемые сроки, оценки эффективности и осуществления контроля за ходом ее выполнения.

При необходимости организуется в установленном порядке экспертиза проекта Программы. Экспертиза Программ устанавливает их соответствие требованиям экономической, экологической, технологической, информационной безопасности, действующим нормативным актам, стандартам и договорам. Ее проведение организуется заказчиком.


6. Утверждение Программ


Программы утверждаются правовым актом Главы города Ноябрьска.


7. Финансирование Программ


7.1. Утвержденные Программы реализуются за счет средств местного бюджета.

7.2. Заказчики формируют бюджетные заявки по финансированию Программ на очередной финансовый год и на плановый период (последующие 2 года), представляют их в установленном порядке в структурные подразделения органа местного самоуправления, уполномоченные в сфере экономики и финансов. Бюджетные заявки формируются с учетом хода реализации Программ в текущем году, возможностей местного бюджета в очередном году и содержат необходимые обоснования, сметы и расчеты, а также уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год.

7.3. Перечень Программ, предусмотренных к финансированию в очередном финансовом году за счет средств местного бюджета, входит в состав решения Городской Думы о местном бюджете и утверждается в установленном порядке.


8. Управление реализацией Программ и контроль

за ходом их выполнения


8.1. Процесс реализации Программ включает в себя эффективное выполнение намеченных мероприятий, целевое использование бюджетных средств, отчетность.

8.2. Формы и методы организации управления реализацией Программ определяются заказчиком.

8.3. Заказчик Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, состав исполнителей.

8.4. Обоснование подготовки новой Программы должно включать в себя данные о результатах ее реализации за отчетный период, подтверждение актуальности нерешенных проблем, а также сведения об источниках финансирования затрат, предусматриваемых на реализацию Программы. Разработка новой Программы должна осуществляться на основе новых подходов к решению технологических, финансово-экономических и организационных проблем.

8.5. Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программ заказчики ежегодно уточняют показатели (индикаторы) эффективности Программы на соответствующий год.

8.6. Заказчики направляют в структурные подразделения органа местного самоуправления, уполномоченный в сфере экономики и в сфере финансов статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программ:

- ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о ходе реализации Программ;

- ежегодно до 20 января доклады о ходе работ по Программам и эффективности использования финансовых средств.

Доклады должны содержать:

а) сведения о результатах реализации Программ за отчетный год;

б) данные о целевом использовании и объемах средств местного бюджета;

в) сведения о соответствии фактических показателей реализации Программ показателям, установленным при утверждении Программ;

г) информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;

д) сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;

е) оценку эффективности результатов реализации Программ;

ж) оценку влияния фактических результатов реализации Программ на различные сферы экономики муниципального образования.

8.7. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности, предусмотренным утвержденной Программой, уполномоченный орган в сфере экономики с участием уполномоченного органа в сфере финансов подготавливает и вносит на рассмотрение предложения:

1) о корректировке целей и срока реализации Программы, перечня программных мероприятий;

2) об изменении форм и методов управления реализацией Программы;

3) о сокращении финансирования Программы за счет средств местного бюджета на очередной финансовый год;

4) о досрочном прекращении реализации Программы с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений);

5) о привлечении в установленном законом порядке к ответственности руководителя Программы, который несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.

8.8. По Программе, срок реализации которой завершается в отчетном году, заказчик подготавливает и до 1 марта текущего года представляет в органы, уполномоченные в сфере экономики и финансов, и Главе города доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

Доклад должен включать информацию о результатах реализации Программы за истекший год и за весь период реализации Программы, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей.






Приложение

к Порядку разработки,

утверждения и реализации

муниципальных целевых программ


ГРАФИК

РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ


┌───┬─────────────────┬───────────────┬──────────┬───────────────┐

№ │ Материалы и │ Исполнитель │ Срок │ Кому │

п/п│ документы │ │предостав-│предоставляется│

│ │ │ │ ления │ │

├───┼─────────────────┼───────────────┼──────────┼───────────────┤

1 │Концепция │Заказчик │До 1 марта│Структурное │

│ │программы │программы │текущего │подразделение │

│ │ │ │года │органа местного│

│ │ │ │ │самоуправления,│

│ │ │ │ │уполномоченное │

│ │ │ │ │в сфере │

│ │ │ │ │экономики │

│ │ │ │ │ │

2 │Заключение о │Структурное │В течение │Заказчик │

│ │возможности │подразделение │2 недель │программы │

│ │решения проблемы │органа местного│ │ │

│ │программно- │самоуправления,│ │ │

│ │целевым методом │уполномоченное │ │ │

│ │ │в сфере │ │ │

│ │ │экономики │ │ │

│ │ │ │ │ │

3 │Концепция │Заказчик │До 20 │Структурное │

│ │программы с │программы │марта │подразделение │

│ │заключением │ │текущего │органа местного│

│ │структурного │ │года │самоуправления,│

│ │подразделения │ │ │уполномоченное │

│ │органа местного │ │ │в сфере │

│ │самоуправления, │ │ │финансов │

│ │уполномоченного в│ │ │ │

│ │сфере экономики │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

4 │Заключение о │Структурное │В течение │Заказчик │

│ │финансовой │подразделение │2 недель │программы │

│ │возможности │органа местного│ │ │

│ │решения проблемы │самоуправления,│ │ │

│ │программно- │уполномоченное │ │ │

│ │целевым методом │в сфере │ │ │

│ │ │финансов │ │ │

│ │ │ │ │ │

5 │Проект │Заказчик │До 25 │Исполнители │

│ │муниципальной │программы │апреля │мероприятий │

│ │целевой программы│ │текущего │программы │

│ │(для │ │года │ │

│ │согласования) │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

6 │Проект │Заказчик │До 10 мая │Структурные │

│ │муниципальной │программы │текущего │подразделения │

│ │целевой программы│ │года │органа местного│

│ │(для │ │ │самоуправления,│

│ │согласования) │ │ │уполномоченные │

│ │ │ │ │в сфере │

│ │ │ │ │экономики и в │

│ │ │ │ │сфере финансов,│

│ │ │ │ │иные │

│ │ │ │ │структурные │

│ │ │ │ │подразделения, │

│ │ │ │ │должностным │

│ │ │ │ │лицам органа │

│ │ │ │ │местного │

│ │ │ │ │самоуправления,│

│ │ │ │ │принимающим │

│ │ │ │ │участие в │

│ │ │ │ │согласовании │

│ │ │ │ │проектов │

│ │ │ │ │нормативных │

│ │ │ │ │правовых актов │

│ │ │ │ │ │

7 │Проект │Заказчик │До 25 мая │Главе города │

│ │муниципальной │программы │текущего │ │

│ │целевой │ │года │ │

│ │программы, │ │ │ │

│ │доработанный с │ │ │ │

│ │учетом замечаний │ │ │ │

│ │(на утверждение) │ │ │ │

└───┴─────────────────┴───────────────┴──────────┴───────────────┘






 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48

 Это интересно

Мультфильм: «Как Нянчедо Мынику учил человека летать»

 Архив статей с 1990 года
 Вы можете оставить бесплатную  заявку на любую статью из  периодического издания.
 Есть только одно условие:
 статья должна быть посвящена  проблемам севера России

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru