Снят с контроля (постановление
Государственной Думы ЯНАО от 19.03.2008 № 1232).
Вступил в силу
с 20 февраля 2008 года (пункт 2 данного документа).
-
Текст документа
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ДУМА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2008 г. № 1173
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
В 2007 ГОДУ
Заслушав информацию
о деятельности Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного
округа в 2007 году, Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного
округа постановляет:
1. Информацию о деятельности
Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа в 2007 году
принять к сведению.
2. Настоящее Постановление вступает в
силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
автономного округа
С.Н.ХАРЮЧИ
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ АВТОНОМНОГО
ОКРУГА В 2007 ГОДУ
ДОКЛАД
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
АВТОНОМНОГО ОКРУГА
С.Н.ХАРЮЧИ НА ЗАСЕДАНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
АВТОНОМНОГО ОКРУГА, 20 ФЕВРАЛЯ
2008 ГОДА, Г. САЛЕХАРД
Уважаемые коллеги и
гости нашего заседания!
Сегодня, как
известно, Россия находится на важном рубеже развития своей
политической системы. Страна, может быть, впервые в своей
многовековой истории готовится обрести нового президента как субъекта
высшей государственной власти не в силу каких-то экстраординарных
обстоятельств, а в соответствии со строго конституционной процедурой.
Сегодня во многом определяются судьба стратегии системной
модернизации России, разработанной по инициативе и под руководством
президента В.В.Путина, перспективы реализации программ и проектов
совершенствования отдельных сфер национального хозяйства и
общественной жизни, уже находящихся в работе.
Последние годы отмечены бурным
развитием и страны в целом, и отдельных субъектов Федерации, прежде
всего, таких мощных в экономическом отношении, как наш Ямало-Ненецкий
автономный округ. Важно отметить, что в этот процесс вовлечена не
только экономика или ее отдельные секторы, как это бывало в России
прежде, а все стороны общественной жизни страны - социальная сфера,
инфраструктура, прежде всего, энергетика, жилищно-коммунальное
хозяйство и дорожное строительство, политическая система и
материальное оснащение быта российских семей. В результате всего
этого на глазах меняется образ жизни общества и его граждан. Это
отмечают все, в том числе внутренние скептики и внешние недруги.
Мало кто, однако, обращает внимание
на тот факт, что начало XXI века стало для России временем настоящего
прорыва в законодательном обеспечении развития страны, его правовом
оснащении. Сегодня законодательная среда общественного развития мало
чем напоминает тот правовой хаос, который был характерен для 90-х
годов прошлого века. За последние несколько лет в основном
отрегулировано распределение полномочий и бюджетных средств между
уровнями власти - федеральным, региональным и муниципальным,
ликвидированы правовые пустоты и противоречия в системе
государственного управления подавляющим большинством
социально-экономических и общественно-политических процессов.
Можно, в этом смысле, отметить, что
оптимизация правовой среды стала одним из важнейших факторов того
рывка, который Россия в годы президентства Владимира Владимировича
Путина совершила практически во всех сферах своей внутренней и
международной политики.
Да, российское законодательство
развивается сегодня, по большей части, в экстенсивном режиме, и над
качеством законопроектных работ нам всем предстоит еще упорно
трудиться. Однако и объем проделанной в последние годы работы тоже
поражает. Чрезвычайно важно сохранить эту позитивную динамику
законодательного процесса и в будущем, создав тем самым необходимые
условия для укрепления правовых основ деятельности органов
государственной власти.
Разумеется, усилия по утверждению
права в качестве главного регулятора общественной жизни в России еще
должны в будущем увенчать кардинальные изменения в организации
правоприменительной практики, деятельности правоохранительной
системы. Хотя и в этой сфере за последние годы сделано многое. На
практике повсеместно реализован важнейший принцип эффективно
сформировавшейся государственности - универсальность законодательства
по линии взаимоотношений Федерации и ее субъектов, утверждена
вертикаль государственной исполнительной власти, гарантирующая
единство внутренней политики, утверждена методика согласования
интересов и деятельности региональных и местных властей.
Важно отметить, что именно в эти годы
федеральные законодатели работали в тесном сотрудничестве с
правительством страны. Работой обеих ветвей власти руководили общие
цели, задачи и интересы. Давно известно, что эффективность
законотворческого процесса определяется не строптивостью
представительных органов власти, их стремлением найти точки конфликта
с властью исполнительной и не покорным следованием законодателей в
фарватере административных властей. Законодательный процесс
становится плодотворным тогда, когда обе эти ветви власти
придерживаются не обязательно аналогичных, но, во всяком случае,
совместимых представлений о целях социально-экономического и
общественно-политического развития и, соответственно, способах их
достижения.
При этом законодатели, как
представители населения в системе государственной власти, ни в коем
случае не отказываются от своего права и даже обязанности
оппонировать администрациям и контролировать их работу для того,
чтобы законодательство, во-первых, не отрывалось от реальной
повседневной жизни населения, во-вторых, не вступало в противоречие с
реальным многообразием местных условий и, в-третьих, не выпускало из
рук общества основные рычаги контроля над исполнительной властью,
которая в противном случае начинает быстро вырождаться в
неприкасаемую чиновничью касту.
Хочу отметить, что все последнее
время, включая и минувший 2007 год, деятельность Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного округа полностью соответствовала как
общенациональной законодательной практике, так и основным тенденциям
деятельности федеральных представительных органов власти, находилась
в русле тех усилий, которые предпринимались руководством страны для
укрепления основ и структур российской государственности.
В своей работе мы всегда исходили из
того принципиального тезиса, что правовая политика автономного округа
- это такая же важнейшая отрасль государственного управления, как и
непосредственное административное регулирование
социально-экономических и общественно-политических процессов в
регионе. В своем единстве и взаимосвязи они и составляют региональную
политику автономного округа, главная цель которой - это повышение
эффективности исполнения его конституционных полномочий в интересах
населения Ямала.
Ведь региональное правотворчество и
правовое регулирование пронизывают все сферы жизни автономного
округа, а от их качества и эффективности, соответствия специфическим
реалиям Ямала как арктического региона страны напрямую зависит не
только благополучие его жителей, но и перспективы решения многих
общенациональных экономических и социальных проблем.
Уважаемые участники
заседания!
Нашим приоритетом
всегда было правовое обеспечение процессов социально-экономического
развития региона, в первую очередь создание законодательных условий
для совершенствования социальной инфраструктуры и системы социальной
поддержки уязвимых слоев населения. В этом мы всегда шли рука об руку
с Губернатором и Администрацией автономного округа, которые своей
многолетней работой доказали, что социальная направленность
государственной, прежде всего бюджетной, политики в регионе для них -
не пустой звук и не ритуальная декларация.
Другими важнейшими и тесно
взаимосвязанными между собой задачами стратегии правового развития
автономного округа являются законодательное обеспечение деятельности
региональных и муниципальных органов исполнительной власти, с одной
стороны, а с другой - создание благоприятных предпосылок для
формирования и укрепления институтов гражданского общества. Для нас,
как представителей населения в системе государственной власти, обе
эти задачи одинаково важны. Именно мы призваны поддерживать баланс
этих субъектов общественно-политической и экономической жизни,
обеспечивая им равные возможности для эффективного взаимодействия и
взаимного контроля.
Кроме того, одним из специфически
региональных приоритетов здесь выступает законодательное обеспечение
гарантий прав коренных малочисленных народов Севера, проживающих на
территории автономного округа. В этой сфере уровень законодательной
активности Государственной Думы автономного округа традиционно высок.
Установление на уровне автономного округа дополнительных гарантий
прав коренных малочисленных народов Севера, условий для сохранения их
самобытной культуры, традиционного образа жизни и хозяйствования
является одной из главных особенностей нашего регионального
законодательства и всей правовой стратегии автономного округа.
Если говорить о вопросах,
продолжающих оставаться наиболее актуальными с точки зрения
формирования и совершенствования правовой среды автономного округа,
то в их числе - проблемы организации и деятельности органов
государственной власти и местного самоуправления, качества бюджетных
и административных регламентов и процедур, социальной политики,
стимулирования экономического роста и повышения доходов населения,
жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения гарантий прав коренных
малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного
округа.
Именно эти проблемы находились в
центре нашего внимания в 2007 году. Так, одним из основных
направлений нашей законотворческой деятельности в прошедшем году было
дальнейшее совершенствование региональной политической системы,
правового обеспечения деятельности исполнительных органов
государственной власти и органов местного самоуправления, развития
институтов непосредственной демократии и гражданского общества.
В 2007 году был принят пакет законов
автономного округа, направленных на формирование и совершенствование
механизмов реализации таких основополагающих форм прямой демократии,
как окружной референдум, местный референдум, публичные мероприятия и
обращения граждан в органы государственной власти и местного
самоуправления. Параллельно осуществлялось развитие законодательства
автономного округа о муниципальных выборах, государственной
гражданской службе и муниципальной службе, благодаря которым
обеспечивается реальный доступ граждан к управлению делами
государства.
Одним из ключевых законов автономного
округа, принятых в 2007 году и направленных на реализацию основных
политических прав граждан, является Закон "О референдуме
Ямало-Ненецкого автономного округа". Этот правовой акт, с одной
стороны, урегулировал вопросы, связанные с назначением, подготовкой и
проведением окружного референдума, а с другой - привел данный Закон в
соответствие с изменившимся федеральным законодательством в этой
сфере.
Данная работа нашла свое продолжение
в окружном Законе "О местных референдумах в Ямало-Ненецком
автономном округе". Законом установлены дополнительные гарантии
прав граждан на участие в местных референдумах, проводимых в
муниципальных образованиях, расположенных на территории автономного
округа.
В том же тематическом ряду стоит
Закон "О муниципальных выборах в Ямало-Ненецком автономном
округе", который в течение 2007 года трижды подвергался
изменениям и дополнениям. Эта работа позволила снять множество
технических проблем, возникающих при формировании органов управления
значительного числа новых муниципальных образований, и, в целом,
завершила процесс обновления правовой базы муниципальных выборов,
обеспечив их проведение на единой методической основе с выборами
федерального и окружного уровней.
Важным шагом на пути
совершенствования институтов прямой демократии и гражданского
общества стало принятие Закона "Об обращениях граждан",
сменившего одноименный Закон от 2003 года. Главной задачей этого
документа является повышение профессионализма и ответственности
должностных лиц при работе с обращениями граждан, недопустимость в
этой работе любых форм дискриминации и какого-то ограничения прав
граждан, утверждение приоритета прав и свобод личности.
Принятый в октябре 2007 года Закон "О
порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия"
направлен на укрепление гарантий конституционного права граждан на
свободу манифестаций.
Не менее значимым с точки зрения
развития институтов гражданского общества, внедрения принципов
открытости публичной власти, повышения степени участия граждан в
управлении делами государства является совершенствование в 2007 году
законодательства автономного округа о государственной и муниципальной
службе. Мы внесли ряд существенных поправок в Закон "О
государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного
округа", уточнив реестр государственных должностей, критерии,
ограничения и запреты, связанные с ее прохождением, предприняты
определенные шаги в направлении совершенствования правовых основ
организации и деятельности в автономном округе органов
государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.
Эта работа находилась в русле общенациональных тенденций ускорения
административной реформы и реорганизации всей системы местного
самоуправления.
Однако важнейшим направлением нашей
работы в этой сфере было совершенствование законодательства
автономного округа, регулирующего организацию и деятельность органов
местного самоуправления. Эта работа в основном была направлена на
правовое обеспечение завершающей стадии реформы местного
самоуправления.
Одним из ключевых направлений
развития законодательства автономного округа о местном самоуправлении
стало в 2007 году развитие правовых основ практики наделения органов
местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Предметом правового регулирования стали такие предметы ведения
органов власти, как социальная поддержка и социальное обслуживание
отдельных категорий населения региона, организация начального и
среднего профессионального образования и ряд других. В этих
законодательных актах отражены права и обязанности в этой связи
органов государственной власти и местного самоуправления,
отрегулированы возникающие между ними новые финансовые
взаимоотношения, установлен порядок контроля со стороны органов
государственной власти над эффективностью исполнения этих полномочий.
Важным этапом в развитии механизмов
сотрудничества органов государственной власти и местного
самоуправления автономного округа стало внесение изменений в Закон "О
порядке учета мнения органов местного самоуправления при рассмотрении
и принятии законов Ямало-Ненецкого автономного округа".
Вместе с тем в этом сегменте
регионального законодательства еще остаются существенные пробелы.
Так, одной из важных особенностей организации местного самоуправления
в Ямало-Ненецком автономном округе является наличие труднодоступных
местностей, на территории которых, как правило, проживают
представители коренных малочисленных народов Севера. Однако в
настоящее время особенности организации и осуществления местного
самоуправления в случаях, когда речь идет о коренных малочисленных
народах Севера, компактно проживающих в удаленных и труднодоступных
районах, не отрегулированы ни федеральным, ни региональным
законодательством. Это является одной из первоочередных задач нашей с
вами работы в ближайшем будущем.
В целом же можно констатировать, что
нормативно-правовая база реализации важнейших политических прав
граждан, деятельности органов государственной власти и местного
самоуправления, формирования эффективных институтов гражданского
общества в автономном округе уже сложилась.
Другим важнейшим направлением нашей
законотворческой работы в минувшем году, неизменно находившемся в
центре внимания всего депутатского корпуса, оставалась социальная
политика в автономном округе.
Уже несколько лет одним из ее
приоритетов являются меры по поддержке семьи, материнства и детства.
В 2007 году это выразилось в принятии целого комплекса
законодательных актов, среди которых Законы "Об организации и
осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Ямало-Ненецком
автономном округе", "Об уполномоченном по правам ребенка в
Ямало-Ненецком автономном округе", "О порядке и размере
выплаты денежного содержания ребенка опекуну (попечителю), приемной
семье". Работу всех уровней исполнительной власти в этом
направлении регулирует и координирует принятый в прошедшем году Закон
"Об окружной целевой программе "Дети Ямала" на 2008 -
2010 годы". Данный документ определяет два основных вектора
работы по охране прав и интересов детей, объединяет две подпрограммы
- "Здоровое поколение" и "Дети и семья".
Эти законодательные акты, в
частности, создали необходимую правовую базу для организации работы
по начислению и выплате денежного содержания на детей, оставшихся без
попечения родителей, контролю над процессом воспитания детей-сирот в
приемных семьях и семьях опекунов, регулируют порядок взаимодействия
между различными органами и институтами, занятыми охраной прав
ребенка и выполняющих попечительные функции.
Следует отметить, что содержательной
основой нашей работы по правовому обеспечению интересов семьи, детей
и молодежи являлись послания Президента Российской Федерации,
Губернатора автономного округа, которые поставили в этой сфере
социальной политики следующие задачи: всесторонняя экономическая
поддержка семей с детьми, формирование у молодежи семейных ценностей,
качественное образование и эффективное гражданско-патриотическое
воспитание, создание молодым людям необходимых условий для трудовой
самореализации, профилактика асоциальных явлений в молодежной среде,
поддержка жилищных интересов молодых семей.
Исходя из этих установок
Государственная Дума автономного округа в прошедшем году планомерно
занималась вопросами развития системы образования как общего, так и
профессионального, внесла существенные поправки в Закон "О
государственной молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном
округе", направленные на стимулирование жилищного строительства
в интересах молодых семей и жилищного обеспечения молодых граждан,
проживающих в автономном округе.
Одним из важнейших направлений
социальной политики автономного округа в последние годы были и
остаются вопросы реализации прав граждан на социальное обеспечение и
социальное обслуживание.
Мы внесли существенные изменения в
Закон "О социальном обслуживании населения в Ямало-Ненецком
автономном округе". Они направлены на совершенствование порядка
работы социальных служб автономного округа, в частности, в них
уточнены условия предоставления отдельных видов социального
обслуживания на дому, основания для предоставления временного приюта
нуждающимся в нем гражданам, бесплатного социального обслуживания, а
также порядок предоставления социальных гарантий и компенсаций для
работников социальных служб.
Поправки, внесенные в Закон "О
государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном
округе", направлены на уточнение размеров частичного возмещения
расходов на содержание детей в детских дошкольных учреждениях,
реестра категорий лиц, имеющих право на получение материальной помощи
в связи с трудной жизненной ситуацией, а также на корректировку
порядка выплаты (доставки) государственной социальной помощи лицам,
ведущим кочевой или полукочевой образ жизни.
Большие надежды мы возлагаем на
принятый в прошедшем году Закон "Об окружной целевой программе
"Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы",
приоритетной задачей которого является внедрение инновационных
технологий и методик реабилитации и социализации инвалидов в
автономном округе.
Важным ключевым законом в
рассматриваемой сфере, необходимость принятия которого назрела давно,
стал Закон "О социальном партнерстве в сфере труда в
Ямало-Ненецком автономном округе", ориентированный на
согласование социально-трудовых и социально-экономических интересов
работников и работодателей. В этом проявляются важнейшие принципы
социального партнерства - добровольность и взаимное уважение
интересов сторон.
Еще одним базовым законом,
закрепляющим приоритеты политики автономного округа в сфере труда и
занятости, стал Закон "Об окружной целевой программе содействия
занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010
годы". Мы полагаем, что ее эффективная реализация чрезвычайно
важна, ведь, несмотря на динамичное развитие экономики и достаточно
низкие значения регистрируемой безработицы, в автономном округе
присутствует значительное структурное несоответствие спроса и
предложения рабочей силы.
Уважаемые коллеги!
Мы с вами и в
будущем планируем не снижать темпов работы по законодательному
обеспечению всех без исключения направлений социальной политики в
автономном округе. Качество правового регулирования в этой,
чрезвычайно чувствительной для жителей региона, сфере является важным
индикатором социального благополучия территории, социальной
ориентации всей деятельности органов государственной власти Ямала.
В целом можно сказать, что 2007 год
был плодотворен, с точки зрения законотворческой деятельности
Государственной Думы автономного округа. Я приношу свою глубокую
благодарность всем коллегам-депутатам, проявившим высокую активность,
профессионализм и глубину понимания многообразия проблем, стоящих
перед нашим регионом.
Вместе с тем нам предстоит еще много
работать над качеством нашего совместного продукта - законами
автономного округа, регулирующими жизнь людей, которые доверили нам
эту важнейшую сферу существования нашего ямальского сообщества. Здесь
еще очень много нерешенных проблем.
Представляется, что нам необходимо
уделять гораздо более пристальное внимание общественным процессам,
связанным с реализацией на территории нашего автономного округа
экономических мега-проектов, таких как освоение газовых месторождений
полуострова Ямал и "Урал промышленный - Урал Полярный". Мы,
как представители населения автономного округа, можем многое сделать
для того, чтобы упредить возникновение множества сложнейших
социальных и экологических проблем, которыми была в прошлом так
богата история становления ямальской добывающей промышленности и
связанных с нею отраслей - геологии, строительства, транспорта и
других.
Уверен, что нам хватит и кругозора, и
гражданской зрелости для плодотворного участия в такого рода работе.
А главное - у нас есть доверие людей. Они, избиратели, надеются на
наш с вами профессионализм и преданность интересам Ямала, который
является общим теплым домом, даже несмотря на свой суровый климат.
Спасибо за внимание.