| |
Название документа
РЕШЕНИЕ Городской Думы МО город
Ноябрьск от 27.02.2008 № 328-Д
"ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПРОГРАММНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЗДОРОВЬЕ С ДЕТСТВА"
Источник публикации
"Северная вахта"
(спецвыпуск), № 41, 07.03.2008
Примечание к документу
Текст документа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2008 г. № 328-Д
ОБ ИСПОЛНЕНИИ
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЗДОРОВЬЕ С ДЕТСТВА"
Заслушав информацию
об исполнении программных мероприятий городской целевой программы
"Здоровье с детства", руководствуясь регламентом Городской
Думы, Городская Дума решила:
1. Принять к сведению информацию об
исполнении программных мероприятий городской целевой программы
"Здоровье с детства" согласно приложению к настоящему
решению.
2. Опубликовать настоящее решение в
городской газете "Северная вахта".
Глава города
Н.Ф.КОРОБКОВ
Приложение
к решению Городской Думы
от 27.02.2008 № 328-Д
ИНФОРМАЦИЯ
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПРОГРАММНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЗДОРОВЬЕ С ДЕТСТВА"
Нормативным
документом, регламентирующим деятельность Управления образования и
образовательных учреждений города по созданию здоровьесберегающей
среды, является целевая программа "Здоровье с детства",
принятая решением Городской Думы 31.03.2006.
Ожидаемые качественные результаты
основного периода реализации программы "Здоровье с детства"
опираются на определенные программой организационно-методические
основы. С целью нормативно-правового регулирования вопросов охраны и
укрепления здоровья детей в течение 2007 года специалистами
Управления образования разработано более 40 локальных документов, в
том числе Положения о муниципальной психолого-медико-педагогической
комиссии, психолого-медико-педагогическом консилиуме муниципального
образовательного учреждения, специальной (коррекционной) группе для
детей с ранним проявлением туберкулезной интоксикации, специальной
(коррекционной) группе для детей с аллергопатологией, положения о
спартакиадах, соревнованиях, спортивных первенствах, конкурсах,
марафонах. В настоящее время разрабатываются критерии определения
статуса учреждения, способствующего сохранению и укреплению здоровья,
которые будут положены в основу конкурсов "Самая здоровая
школа", "Самый здоровый детский сад", проведение
которых планируется в 2008 - 2009 учебном году. В критериях
предусматриваются не только показатели здоровья учащихся, но и
педагогов, а также взаимодействие с семьей по вопросу повышения
культуры здоровья.
Учитывая, что большую часть времени
дети проводят в образовательном учреждении, важно, в каких условиях
проходит воспитание и обучение, поэтому в целевой программе
определено направление по укреплению материально-технической базы. За
счет местного бюджета (МОУ СОШ, ДОУ, УДОД) и средств родительской
платы (ДОУ) в отчетный период закуплена:
- ростовая мебель (регулируемые
столы, стулья, кровати и др.) - на сумму 13 млн. 92 тыс. 516 рублей,
что больше запланированной суммы на 9 млн. 92 тыс. 516 рублей.
- на реализацию проекта
"Предметно-пространственная среда дошкольного учреждения как
условие эмоционального комфорта" было потрачено 7 млн. 799 тыс.
рублей. На средства, перечисленные предприятием Ноябрьскгаздобыча,
приобретена современная многофункциональная мебель для 30 детских
садов города, которая отличается сложной конфигурацией и оригинальной
обработкой поверхностей с использованием тканей с водоотталкивающим и
грязеотталкивающим эффектом, различной цветовой гаммой,
травмобезопасностью (закругленные края столешниц, пластиковые
наконечники, колесики), регулировкой высоты ножек. Реализация проекта
позволила сократить количество предписаний Роспотребнадзора по
дошкольным образовательным учреждениям на 10%, обеспечить эффективную
организацию педагогической деятельности, комфортность, безопасность
образовательного процесса, сохранение здоровья детей.
- приобретение медицинского и
физиооборудования (УВЧ, аппараты "Поток", облучатели
бактерицидные, медицинские шкафы, столики, кушетки и др.) на сумму
618 тысяч рублей (по программе 750 тысяч) оказало положительное
воздействие на повышение качества работы медицинских работников. По
итогам окружного конкурса медицинских кабинетов (ноябрь 2007 г.), в
котором приняли участие 12 муниципальных образований, два
образовательных учреждения города заняли призовые места: в номинации
"Лучший медицинский кабинет в дошкольных образовательных
учреждениях" - ДОУ "Колобок" (1 место), в номинации
"Лучший медицинский кабинет в общеобразовательных учреждениях"
- МОУ СОШ № 2 (2 место).
- привитию навыков культуры гигиены у
дошкольников и учащихся школ способствовало оснащение комнат
(уголков) гигиены полости рта у детей в ДОУ, туалетных комнат в школе
(мыло, бумага, фены и др.) - на общую сумму 284 тысячи рублей (по
программе 112 тысяч).
- с целью активизации двигательной
активности, развития физических качеств у детей, для организации
занятий, уроков в спортивных и тренажерных залах закуплено
спортоборудование, инвентарь, мягкие модули и тренажеры нового
поколения - на общую сумму 1 млн. 298 тысяч рублей.
- в течение 2008 года запланировано
оснащение игровых и спортивных площадок детских садов современным
серийно выпускаемым многофункциональным оборудованием на общую сумму
3 миллиона рублей, финансируемое правительством Тюменской области.
Экономичность, универсальность, общедоступность
физкультурно-спортивного и игрового оборудования для прогулочных
участков позволит эффективно решать задачу удовлетворения потребности
в движении, совершенствования двигательных навыков, укрепления
здоровья детей.
Интенсивный рост и развитие детей
дошкольного и школьного возраста обуславливают их относительно
большую, по сравнению со взрослым человеком, потребность во всех
пищевых веществах и энергии. На сегодняшний день во всех
муниципальных образовательных учреждениях созданы необходимые условия
для обеспечения учащихся и воспитанников горячим питанием. Проведен
капитальный ремонт с реконструкцией буфетов столовых школ № 8, № 12,
без реконструкции буфета столовой СОШ № 5. Реконструирована столовая
школы № 11 для учащихся начального звена.
Столовые и пищеблоки образовательных
учреждений оснащены технологическим, холодильным оборудованием,
кухонной и столовой посудой и инвентарем. За отчетный период
приобретено и установлено 402 единицы технологического оборудования
на сумму 10 млн. 128 тыс. рублей, кухонного инвентаря и посуды на
сумму 1 млн. 691 тыс. рублей, из них 39 единиц технологического
оборудования (электропароварки, миксеры, соковыжималки, протирочные
машины, универсальные кухонные машины) для организации щадящего и
диетического питания на сумму 2 млн. 589 тыс. рублей.
В связи с тем, что в городе Ноябрьске
стала функционировать станция по очистке воды, отпала необходимость в
приобретении фильтров для очистки питьевой воды в образовательных
учреждениях, что было предусмотрено программой.
Для повышения охвата горячим питанием
учащихся 5 - 11 классов, не относящихся к категории бесплатного
питания, планировалось привлечение родительских средств на эти цели.
За счет средств родителей и путем свободного выбора горячих блюд
через линию раздачи в 2007 году получают горячее питание 18,3%
учащихся. С 2006 года общий охват горячим питанием учащихся в школах
увеличился на 22,3%, за счет организации питания всех учащихся 1 - 4
классов. Из 12676 учащихся, обучающихся в образовательных
учреждениях, общий охват горячим питанием составляет 64,3%, по
сравнению с предыдущим учебным годом процент охвата увеличился на
2,4%. Из 8195 человек, получающих горячее питание:
- 37,5% - учащиеся 1 - 4 классов;
- 18,8% - учащиеся 5 - 9 классов;
- 8% - учащиеся 10 - 11 классов.
Услугами буфета пользуются 41,6%
учащихся.
Из числа получающих горячее питание
бесплатно питаются 46% учеников льготной категории города, что выше
на 1,5% по сравнению с 2006 - 2007 учебным годом.
С 2006 года во исполнение
методических рекомендаций Минздрава РФ и Российской академии
медицинских наук разработан новый основной и дополнительный
ассортимент буфетной продукции. В соответствии с запланированными
программными мероприятиями ассортимент буфетной продукции расширен за
счет выпуска и реализации продукции собственного производства,
производимой непосредственно в самой школьной столовой. Для
использования в питании учащихся хлеба и хлебобулочных изделий,
молочных продуктов, обогащенных йодированным белком, живыми
бифидобактериями, йодказеином, использованы 840 тыс. рублей. Для
проведения ежедневной витаминизации готовых блюд аскорбиновой
кислотой израсходовано 1 млн. 400 тыс. рублей (по программе 40000-00
рублей).
Организация питания детей в детских
садах на Крайнем Севере предусматривает увеличение калорийности
рациона питания на 10% и увеличение содержания рациона белка на 8 -
10%, жира на 5 - 10%, для чего в программе запланировано 4 млн. 800
тысяч рублей. В связи с прогрессивным ростом цен на продукты и
необходимостью выделения дополнительных финансовых средств на
основные продукты детского питания калорийность рациона воспитанников
МДОУ организована на основании планово-перспективного меню,
разработанного с учетом физиологических потребностей в основных
пищевых веществах и калорийности на основании СанПиН 2.4.1.1249-03,
без учета увеличения калорийности.
Качество детского питания зависит от
умелого приготовления, квалификации и профессионализма работников,
отвечающих за организацию детского питания. С целью повышения
квалификации поваров, технологов, работников пищеблоков специалистами
Управления образования проведены занятия мастер-класса "Культура
питания", городские конкурсы "Персональных выставок поваров
муниципальных дошкольных образовательных учреждений", "Лучшая
школьная столовая по организации питания учащихся".
Положительный опыт работы ДОУ "Лукоморье" (1 место),
"Аленький цветочек" (2 место), "Белоснежка" (3
место), МОУ СОШ микрорайона Вынгапуровский (1 место), С()ОШ - 2
место, МОУ СОШ № 9 (3 место) отмечен членами жюри конкурса
профессионального мастерства. С целью решения актуальных задач по
организации питания воспитанников в МДОУ, максимальной активизации
деятельности руководителей и специалистов по взаимодействию с
родителями в вопросах организации питания детей в 2006 году проведена
конференция на тему "Взаимодействие муниципальных дошкольных
образовательных учреждений с родителями по вопросам организации
питания детей". Совершенствование организации питания
обучающихся, воспитанников в учреждениях образования может
способствовать решению проблемы улучшения качества питания детей.
Для реализации прав детей с
ограниченными возможностями здоровья на полноценное образование
созданы адекватные условия, учитывающие индивидуальные особенности,
общие и специальные способности детей.
-
КонсультантПлюс:
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: после слов "раннего и младшего
дошкольного" пропущено слово "возраста".
-
Расширить охват
детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной
помощью, обеспечить родителей воспитанников консультативной
поддержкой позволило открытие групп для детей с аллергопатологией на
базе МДОУ "Лукоморье", для детей младшего дошкольного
возраста с 1, 2 уровнями речевого недоразвития речи, обусловленного
алалией, на базе МДОУ "Колокольчик". Кроме этого, в С(К)ОУ
"Ручеек" открыты дополнительные группы для детей раннего и
младшего дошкольного с нарушением зрения за счет вывода классов
начальной школы в СОШ № 2 (данная школа работает с учащимися,
имеющими проблемы со здоровьем, в том числе и детьми с нарушением
зрения). Управлением образования ведется работа по созданию условий
для открытия в сентябре 2008 года на базе МДОУ "Ласточка"
специальной (коррекционной) группы для детей с ранним проявлением
туберкулезной интоксикации, на базе МДОУ "Белоснежка" для
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, на базе МДОУ
"Колокольчик" для детей с ранним детским аутизмом, на базе
С(К)ОШ диагностического класса 7 вида для учащихся с задержкой
психического развития, пограничной с олигофренией.
-
КонсультантПлюс:
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: перед словами "с 2005 годом"
пропущены слова "по сравнению".
-
Особое внимание
уделяется Управлением образования и образовательными учреждениями
созданию условий для интеграции детей-инвалидов в общество
сверстников. Специалистами Управления образования сформирован банк
данных по учету детей-инвалидов. В банке данных предусматривается
общая информация об учащемся (воспитаннике) с указанием
образовательного маршрута, формы обучения, дополнительного
образования. Анализ данных показывает уменьшение количества
детей-инвалидов, получающих образование в МОУ города Ноябрьска, на 47
детей с 2005 годом.
В муниципальных образовательных
учреждениях города Ноябрьска детям-инвалидам обеспечивается получение
основного общего, среднего (полного) общего образования, в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов. В
индивидуальную программу педагогической реабилитации включен перечень
реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление
способностей ребенка-инвалида к бытовой, общественной,
профессиональной деятельности в соответствии со структурой его
потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом
прогнозируемого уровня его соматического состояния,
психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных
возможностей социально-средовой инфраструктуры. Для детей-инвалидов,
состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в
образовательных учреждениях, в МДОУ "Аленький цветочек"
функционирует группа кратковременного пребывания для детей (9 детей),
не владеющих навыками самообслуживания, самостоятельно не
передвигающихся. Важный аспект, характеризующий качество образования
детей с ДЦП, - это оснащение предметно-развивающей среды для
детей-инвалидов специальным оборудованием и развивающими играми и
игрушками. За отчетный период для детей с ДЦП, посещающих группу
кратковременного пребывания, приобретены ходунки медицинские,
увлажнитель воздуха, развивающие игры и игрушки, детское игровое
оборудование на общую сумму 57672-00 рублей. Приобретенные
развивающие игры и специальное оборудование позволяет осуществлять
комплексный подход в лечении и реабилитации детей с ДЦП, сочетая
нагрузочную физическую реабилитацию с игровыми реабилитационными
ситуациями.
Учитывая запросы родителей в С(К)ОШ
2, 8 вида вместо класса для детей с сочетанной патологией: умственной
отсталостью и слабовидящих, открыт в 2007 году класс для учащихся с
умственной отсталостью, позднооглохших и слабослышащих.
Для детей с заболеваниями в стадии
декомпенсации по медицинским показателям в общеобразовательных
учреждениях организовано индивидуальное обучение учащихся на дому.
Таких детей в этом учебном году 129 человек, что составляет 1% от
количества учащихся 1 - 11 классов, из них 68 детей с отклонениями в
развитии (21 ребенок (18%) обучаются в С(К)ОШ 2, 8 видов, 1 (2%) в
С(К)ОУ 4 вида, 46 - в общеобразовательных школах. Количество детей,
находящихся на индивидуальном обучении, уменьшилось в сравнении с
2005 годом на 99 учащихся, но вместе с тем есть учащиеся, которые не
могут посещать школу по состоянию здоровья на протяжении всего
периода обучения.
Поэтому Управлением образования
планируется введение электронной дистанционной формы обучения детей с
ограниченными физическими возможностями на базе МОУ СОШ № 2. В
настоящее время идет работа по подготовке материалов эксперимента в
Департамент образования по обучению детей с различными заболеваниями
и детей-инвалидов. Обучение планируется проводить на дому с помощью
компьютеров, которые будут выделены детям. Компьютеры, стоящие дома у
школьников, будут соединены со школьной локальной сетью, по которой
ученики смогут получать и отправлять задания. Уникальность
компьютерного оборудования в том, что работать в Интернете с его
помощью могут даже незрячие и дети с тяжелой формой детского
церебрального паралича. Специальные компьютерные мыши и джойстики для
детей со слабой моторикой, клавиатуры для невидящих, даже принтеры с
возможностью печати шрифтом брайля. Внедрение электронной
дистанционной системы в учебный процесс не только повысит социальную
защищенность обучаемых, но и окажет им моральную и психологическую
поддержку. Расширит круг выбора будущей профессии, откроет перед ними
возможность получения в дальнейшем высшего образования в вузах на
факультетах дистанционного обучения.
Мониторинг трудоустройства
выпускников с ограниченными возможностями здоровья показывает, что
большинство выпускников специальных (коррекционных) классов получают
начальное профессиональное образование:
классов VIII вида - профессию
плиточника:
- в МУК - 2004 - 2005 учебный год -
16 выпускников С(К)ОШ (64%);
- в НПУ - 2005 - 2006 учебный год -
16 выпускников С(К)ОШ (67%);
- в НПУ - 2006 - 2007 учебный год -
13 учащихся (81%), 1 выпускник МОУ СОШ мкр. Вынгапуровский (33%);
классов VII вида - профессии:
слесаря, плиточника, парикмахера, электрика, повара (НПУ):
- в 2006 - 2007 учебном году - 19
выпускников, из них 9 выпускников МОУ СОШ № 3, 10 выпускников МОУ СОШ
№ 10 (100%).
Налажено взаимодействие С(К)ОШ, МОУ
СОШ с учреждением начального профессионального образования, МОУ НПО
"НПУ", в настоящее время ГОУ СПО "Ноябрьский колледж
информационных и профессиональных технологий" ЯНАО, где создана
служба профессиональной ориентации и психологической поддержки. Это
позволяет ориентировать детей с ограниченными возможностями здоровья
на выбор будущей профессии, адекватной уровню здоровья.
В целевой программе "Здоровье с
детства" одной из основных задач является развитие
психолого-педагогической и медико-социальной службы МОУ для
своевременной профилактики нарушений психологического и
физиологического состояний детей и педагогов. Система комплексного
сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо
способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут,
позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно
развить его способности. С целью организации помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья на основе проведения
комплексного диагностического обследования и определения специальных
условий для получения ими образования и необходимого медицинского
обслуживания организована деятельность не только муниципальной
психолого-медико-педагогической комиссии, но и муниципальных
медико-психолого-педагогических консилиумов, которые работают во всех
образовательных учреждениях города. Только за последние два года
специалистами ПМПК обследовано 2475 детей дошкольного и школьного
возраста, из них обследование на дому прошли 110 детей-инвалидов и
учащихся, находящихся на индивидуальном обучении, специалистами ПМПк
образовательных учреждений обследовано 4793 ребенка, в том числе из
них 3488 дошкольников и 1305 учащихся школ. В помощь руководящим и
педагогическим работникам образовательных учреждений города
Управлением образования выпущен методический сборник
"Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с
ограниченными возможностями здоровья", где представлена
нормативно-правовая документация, варианты форм речевых карт, схем
обследования, педагогических характеристик, программ индивидуального
сопровождения и другие практические материалы.
Качественной работе специалистов
муниципальной ПМПК способствуют созданные условия: специально
оборудованное помещение на базе МДОУ "Колобок", оснащение
оргтехникой, специальным диагностическим материалом, оборудованием
для хранения архивной документации. Комфортно чувствуют себя и
посетители, родители с детьми, пришедшие на заседание комиссии. Они
могут подождать в уютном помещении, где для них предоставлен
консультативный материал, специальные журналы, а для детей - игрушки
и развивающие игры. За отчетный период на развитие деятельности ПМПК
израсходовано 340533-00 руб.
Обобщение и представление опыта
работы по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с
ограниченными возможностями здоровья представлено в ходе окружного
семинара-совещания по теме "Практическая психология ЯНАО: опыт,
проблемы, перспективы. Здоровьесберегающее образование" (апрель
2007 г.). Положительно оценен опыт работы специалистов муниципальной
психолого-медико-педагогической комиссии, педагогических и
медицинских работников консилиумов МДОУ "Лукоморье",
"Аленький цветочек", "Золушка", "Снегурочка",
МОУ СОШ № 12.
В образовательных учреждениях города
активизировалась деятельность по внедрению в образовательный процесс
здоровьесберегающих технологий, таких как "Развивающая
педагогика оздоровления", цветотерапия, сказкотерапия,
технология развивающих игр и др. Положительный эффект снижения
заболеваемости отмечен у воспитанников и учащихся в процессе
реализации немедикаментозной технологии биологической обратной связи.
Специалисты, работающие по данной технологии, отмечают, что здоровому
ребенку БОС обеспечивает совершенную работу организма и защищает его
от болезней; ребенку с проблемами в состоянии здоровья - дает
инструмент раскрытия и использования резервов организма с лечебной
целью. За отчетный период в образовательных учреждениях города
открыты и работают:
- в детских садах - 7 БОС-кабинетов:
2 логотерапевтических и 1 опорно-двигательный (ДОУ "Надежда",
"Колокольчик", "Белоснежка"), БОС-Здоровье
("Мальвина", "Снегурочка", "Синеглазка",
"Аленький цветочек");
- в МОУ СОШ - 11 классов, в том
числе: класс-комплект "Здоровье" - 13 (СОШ № 1, 2, 4, 5, 6,
7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14), БОС - офтальмологический - 1 (СОШ № 2),
БОС - по коррекции психоэмоционального состояния - 1 (СОШ № 2), БОС -
логотерапевтический - 2 (СОШ № 2, С(К)ОШ), БОС-опорно-двигательный -
1 (СОШ № 2). Запланированная в программе сумма 1,3 тыс. рублей за
счет муниципального бюджета исполнена на 317 тыс. рублей, в связи с
приобретением 11 классов БОС-Здоровье, четырех кабинетов
БОС-логотерапевтических, двух кабинетов БОС-опорно-двигательный за
счет окружного бюджета по программе "Меры по развитию системы
образования в Ямало-Ненецком автономном округе на 2006 - 2010 годы"
на сумму 3,829 тыс. рублей.
Опыт работы по использованию
немедикаментозной инновационной БОС-технологии представлен в ходе
научно-практической конференции "Национальный проект
БОС-здоровье в городе Ноябрьск. Первый этап реализации проекта",
в которой приняли участие 350 педагогических и руководящих работников
из 50 образовательных учреждений города, представители Администрации
города, закрытого акционерного общества "Биосвязь" НОУ
"Института Биологической обратной связи" г.
Санкт-Петербурга, ТОУ "Рособрнадзора по ЯНАО", ФФГУЗ "ЦГиЭ
в ЯНАО" г. Ноябрьска, учреждений здравоохранения, средств
массовой информации.
В 6 общеобразовательных школах (МОУ
СОШ № 2, 8, 9, 10, 13, С(К)ОШ) на основе программы "Здоровье с
детства" разработаны и утверждены школьные программы "Здоровье".
Предметы школьного компонента, направленные на формирование здорового
образа жизни, реализуются во всех общеобразовательных школах города,
в том числе:
- третий час физкультуры в 12 МОУ СОШ
(141 класс) - МОУ СОШ № 1, 3, 2, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, СОШ
микрорайона Вынгапуровский);
- здоровье - в двух школах (СОШ № 1,
2) - 37 классов;
- валеология - МОУ СОШ № 1 - 7
классов;
- плавание - МОУ СОШ № 3 - 19
классов;
- ЛФК - в МОУ СОШ № 2 (11 классов);
- ритмика - в 3 МОУ СОШ (№ 6, 8, СОШ
микрорайона Вынгапуровский) - 4 класса;
- ОБЖ - в 11 МОУ СОШ (№ 1, 2, 3, 5,
7, 8, 9, 10, 11, 12, 13) - 70 классов;
- основы физиологии, спорта,
биомеханики, возрастной физиологии и гигиены - МОУ СОШ № 2 - 2
класса.
В учебные планы 28 дошкольных
образовательных учреждений включены часы дополнительного образования
по физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни. В
трех детских садах проводятся факультативные занятия "Школа
здорового человека" (МДОУ "Аленький цветочек"),
"Гномик Здоровячок и его друзья" (МДОУ "Золотой
ключик"), "Быть здоровыми хотим" (МДОУ "Умка").
Внедрение современных
здоровьесберегающих технологий в практику работы школьного психолога
позволяет организовать профилактику и коррекцию нарушений
психоэмоционального состояния. Программа "ИБИС" (Игровое
биоуправление и саморегуляция) реализуется во всех МОУ СОШ и 25 ДОУ,
что позволяет сформировать у детей навыки
диафрагмально-релаксационного дыхания, элементы ауторелаксации,
расслабления. Формированию здоровых жизненных установок и навыков
ответственного поведения посвящены курсы "Полезные привычки"
(1 - 4 кл.), "Полезные навыки" (5 - 7 кл.), которые ведутся
в МОУ СОШ № 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, Вынгапуровской.
С целью формирования у учащихся
заинтересованного отношения к своему здоровью, стимулирования
активности и деятельности учащихся в урочное и внеурочное время в
2007 году проведена ученическая конференция "Здоровьесберегающая
среда в школе".
Для совершенствования психических
качеств - волевых, внимания, реакции на сигналы, восприятия
пространства, времени, мышечных усилий и других - большое значение
имеют используемые направленно физические упражнения и занятия
определенными видами спорта. Охват школьников дополнительным
образованием в спортивных кружках и секциях увеличился по сравнению с
2005 годом на 1%, в том числе: баскетболу - на 3%, волейболу на - 2%,
лыжным гонкам - на 3%, боксу - на 12%, каратэ - на 18%, греко-римской
борьбе - на 65%. Увеличилось на 10% и количество воспитанников,
посещающих физкультурно-оздоровительные кружки в детском саду, в том
числе: дошкольников, посещающих кружковые занятия по баскетболу - на
19%, ручному мячу - на 27%, коррекции осанки и плоскостопия - на 34%.
Остается стабильным количество воспитанников, посещающих занятия
плаванием, ритмической гимнастикой, народными спортивными играми,
бадминтоном, ЛФК, лечебной ритмикой, теннисом.
В образовательных учреждениях
проводятся массовые спортивные соревнования: "Веселые старты",
"Папа, мама, я - спортивная семья", "А ну-ка,
девушки!", "Сильный, ловкий, смелый", дни здоровья, в
школах - товарищеские встречи по волейболу, мини-футболу, баскетболу,
волейболу, боксу, показательные выступления клубов восточных
единоборств, спортивных секций. Команды общеобразовательных
учреждений города участвовали в первенстве города по
легкоатлетическим эстафетам, в спартакиаде школьников. Ежегодно
проводится спартакиада дошколят, в которой принимают участие в
зональных турах более 280 детей из всех детских садов города, в
городском туре - 60 дошкольников, вышедших в финал по итогам
городского тура. С 2006 года стало традиционным проведение личных
первенств по бегу на скорость, метанию среди воспитанников детских
садов.
В результате проводимой работы
отмечается снижение заболеваемости в 14 МДОУ ("Аленький
цветочек", "Звездочка", "Волошка", "Ручеек",
"Золотая рыбка", "Росинка", "Синеглазка",
"Снегурочка", "Лукоморье", "Золушка",
"Ромашка", "Ягодка", "Солнышко",
"Теремок-2") и в 10 МОУ СОШ № 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11,
14, С(К)ОШ.
Сравнительный анализ заболеваемости
показал уменьшение количества заболеваний:
- у дошкольников на 27%о, в том числе
простудных заболеваний на 55,6%о, офтальмологических на 9,1%о,
болезни уха на 5,1%о, заболевания почек на 2,7%о, болезни кожи на
4,5%о, но вместе с тем увеличилось количество инфекционных
заболеваний на 60,7%о (за счет неуправляемой инфекции ветряной оспы),
болезни крови - на 3,1%о, болезни нервной системы - на 3,5%о, болезни
органов пищеварения на 5,6%о.
Заболеваемость
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
Инфекционные заболевания
|
142,8
|
70,3
|
203,5
|
Заболевания органов дыхания
|
1808,5
|
1699,9
|
1614,3
|
Болезни крови
|
0,9
|
1,3
|
4
|
Болезни нервной системы
|
0,5
|
0,5
|
4
|
Болезни глаза
|
53,9
|
41,7
|
44,8
|
Болезни уха
|
64,8
|
42,5
|
59,7
|
Болезни органов пищеварения
|
51,9
|
34,2
|
57,5
|
Заболевания почек
|
8,6
|
5,9
|
5,9
|
Болезни кожи
|
49
|
39,5
|
44,5
|
- у школьников
уменьшилось количество заболеваний на 252,3%о, из них уменьшение
заболевания органов дыхания - на 217,1%о, болезни крови - на 1,7%о,
эндокринных заболеваний - на 8,6%о, болезней нервной системы - на
4,8%о, офтальмологических заболеваний - на 15,5%о, болезни уха - на
1%о, болезни органов пищеварения - на 11%о, заболевания почек - на
0,2%о, болезни кожи - на 6,4%о, эндокринные заболевания - на 2,5%о.
Заболеваемость
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
Инфекционные заболевания
|
44,8
|
18,4
|
36,2
|
Заболевания органов дыхания
|
889,7
|
853,0
|
672,6
|
Болезни крови
|
2,9
|
1,4
|
1,2
|
Болезни нервной системы
|
33,3
|
21,0
|
28,5
|
Болезни глаза
|
44,1
|
33,6
|
28,6
|
Болезни уха
|
23,0
|
18,0
|
22
|
Болезни органов пищеварения
|
77,1
|
62,0
|
66,1
|
Заболевания почек
|
6,2
|
5,6
|
6,0
|
Болезни кожи
|
27,4
|
23,0
|
21,0
|
Эндокринные заболевания
|
4,1
|
1,9
|
1,6
|
В муниципальных
образовательных учреждениях созданы условия для работы медицинских
сотрудников, совместно осуществляется контроль за
санитарно-гигиеническим состоянием учебных помещений, за организацией
питания, проведением занятий по физической культуре. Медицинские
работники своевременно предоставляют педагогам сведения по
результатам углубленного медицинского осмотра детей, в ряде
образовательных учреждений детям оказывают не только
профилактическую, но и лечебную помощь.
В ходе углубленных профосмотров
выявлено уменьшение по сравнению с 2005 годом количества детей среди:
- детей дошкольного возраста с 1
группой здоровья на 40 детей, увеличение количества детей с 3 группой
здоровья на 45; вместе с тем увеличилось количество детей с
физическим развитием выше среднего на 88 детей, увеличилось
количество детей, посещающих основную физкультурную группу, на 783
ребенка.
- детей школьного возраста с 1
группой здоровья на 119 школьников, но вместе с тем уменьшилось
количество детей с 3 группой здоровья на 1256 детей и 4 группой
здоровья на 155 детей; увеличилось количество школьников с физическим
развитием выше среднего на 123 школьника, со средним физическим
развитием на 2617 детей.
Результаты профосмотров
|
Дошкольный возраст
|
Школьный возраст
|
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2005 г.
|
2006 г. |
2007 г. |
Группы здоровья
|
|
|
|
|
|
|
1 группа
|
334
|
311
|
294
|
187
|
119
|
68
|
2 группа
|
4938
|
5372
|
5554
|
12270
|
11596
|
11486
|
3 группа
|
238
|
300
|
283
|
2303
|
1375
|
1047
|
4 группа
|
57
|
57
|
65
|
263
|
116
|
108
|
Физическое развитие
|
|
|
|
|
|
|
Среднее
|
4678
|
5274
|
5218
|
13483
|
10137
|
10866
|
Выше среднего
|
409
|
354
|
497
|
715
|
1776
|
838
|
Ниже среднего
|
480
|
411
|
481
|
825
|
1293
|
1029
|
Физкультурные группы
|
|
|
|
|
|
|
Основная
|
5163
|
5781
|
5946
|
|
12065
|
11899
|
Подготовительная
|
347
|
191
|
174
|
|
890
|
601
|
Специальная
|
53
|
57
|
60
|
|
180
|
169
|
Освобожденные
|
4
|
11
|
16
|
|
71
|
64
|
С целью пропаганды
здорового образа жизни Управлением образования проводятся
туристические слеты среди учащихся общеобразовательных школ города
Ноябрьска. С каждым годом растет количество участников слета.
Участниками XVII городского туристического слета, который прошел 2 -
10 сентября 2007 года, стали 15 команд (220 человек), что больше по
сравнению с 2005 годом на 50 человек. Насыщенная интересная
программа: скалодром, подъем-спуск, навесная переправа, траверс - не
оставила ни одного скучающего в лагере. Победителями слета стали: МОУ
СОШ № 2, 3 (1 место), МОУ СОШ № 11 (2 место).
Стимулированию у учащихся проявления
своих задатков, развитию навыков самоорганизации, самовоспитания,
ответственного выбора модели здорового образа жизни и способствуют
коммунарские сборы. В текущем учебном году в сборе приняли участие 84
подростка (6 - 11 класс и студенты) - члены городской организации
школьников "Союз активной молодежи" ("САМ") и 15
педагогических работников МОУ города. В программу Сбора вошли
коллективно-творческие дела физкультурно-оздоровительной
направленности: игра-путешествие "Пыль столбом", главное
философское дело "Здоровое поколение", маршрутная игра на
местности "Веревочный курс".
Высокую активность проявили детские
творческие объединения в процессе IX фестиваля творчества детей
"Восхождение к истокам". Одним из лучших признано
детско-юношеское объединение по спортивному туризму "Эдельвейс"
МОУ СОШ № 3 (2 место). Выросло количество участников и городской
конкурсно-спортивной программы "Традиции моей семьи". В
текущем учебном году в ней приняли участие девять команд МОУ СОШ № 1,
2, 3, 8, 9, 12, 13, 14, МОУ СОШ микрорайона Вынгапуровский. Наиболее
активно проявили себя и стали победителями: семья Куриловых (1 место;
МОУ СОШ м-на Вынгапуровский); семья Кравченко (2 место, МОУ СОШ № 9);
семья Борисовых (2 место, МОУ СОШ № 14); семья Даминовых (3 место,
МОУ СОШ № 2). Конкурс подчеркнул значимость массового вовлечения
обучающихся и членов их семей занятиями физкультурой и спортом.
В соответствии с программными
мероприятиями для учащихся 5-х классов МОУ города проведена
интеллектуально-познавательная игра по охране безопасности
жизнедеятельности "Азбука безопасности". В игре приняли
участие 8 команд (40 учащихся) МОУ СОШ. Участники игры проявили
знания в области правил дорожного движения, поведения в чрезвычайных
ситуациях, медицины, оказания первой медицинской помощи, поведения с
огнем. По итогам игры места распределились следующим образом:
- 1 место - МОУ СОШ № 11 "СоБР";
- 2 место - МОУ СОШ № 13 "Команда
911";
- 3 место - МОУ СОШ № 14 "РИСК".
С целью обеспечения занятости детей 8
- 12 лет в каникулярное время, формирования здорового образа жизни,
стимулирования познавательной и творческой активности школьников,
вовлечения детей в общественную работу на базе МОУ ДОД "ЦДТ"
в 2007 году организована деятельность лагеря дневного пребывания
детей младшего школьного возраста "Робинзон". Основу
деятельности лагеря составили коллективно-творческие дела, отрядные и
общелагерные мероприятия спортивно-оздоровительного, трудового,
художественно-эстетического, досугового направлений.
Отметили и возросшую активность
школьников организаторы экологической акции "Экологический
лабиринт", которая прошла в 2007 году под девизом "Детям
Ноябрьска - чистый парк!". Даже такое простое занятие, как
уборка мусора на территории Детского парка, показало, что решение
экологических проблем нужно начинать не с глобальных вопросов, а с
улицы, территории школы, парка, города, в котором ты живешь и
учишься.
Изменения в содержании образования,
практическая реализация личностно-ориентированного обучения,
использование современных здоровьесберегающих технологий и программ
предъявляют новые требования к повышению качества методического
сопровождения образовательного процесса образовательных учреждений.
Для активизации и координации деятельности педагогов муниципальных
образовательных учреждений, своевременного обеспечения педагогических
кадров научно-педагогической и учебно-методической информацией в
городской методической системе работают городские профессиональные
объединения: учителей-логопедов, дефектологов, физической культуры,
ОБЖ, педагогов-психологов и др. В процессе заседаний профессиональных
объединений педагогами используются активные формы работы:
интерактивные занятия, выставки, презентации, заседания "круглого
стола", семинары, практико-ориентированные занятия и др. По
проблеме нормативно-правового регулирования деятельности
специалистов, реализующих здоровьесберегающую технологию
биологической обратной связи, с сентября 2007 года организована
деятельность городской творческой группы. Разработанные творческой
группой практические материалы планируется предоставить на
рецензирование в ЗАО "Биосвязь" НОУ "Института
Биологической обратной связи" г. Санкт-Петербурга, с дальнейшим
применением в практике работы образовательных учреждений.
Возросла активность педагогических и
руководящих работников МОУ города по трансляции опыта работы на
страницах федеральной методической и педагогической литературы.
Передовой педагогический опыт педагогов, реализующих
здоровьесберегающие технологии, представлен публикациями педагогов и
руководителей образовательных учреждений "Золушка",
"Ручеек", "Улыбка", "Аленький цветочек",
"Теремок-2" на страницах журналов "Управление ДОУ",
"Ребенок в детском саду", "Дошкольное воспитание",
"Игра и дети" и др.
Профессию учителя можно отнести к
группе профессий повышенного риска по частоте невротических и
психосоматических расстройств, заболеваний верхних дыхательных путей,
гипертонической болезни, вегетососудистых дистоний. Анализ
заболеваемости сотрудников образовательных учреждений показывает, что
по сравнению с 2006 годом увеличилось количество дней, в среднем
пропущенных одним сотрудником по болезни, на 3,6 ч/дня. В 2007 году
отмечается рост заболеваний сотрудников МДОУ "Теремок-2"
(36,3 ч/дня), "Солнышко" (30 ч/дня), "Умка" (27,1
ч/дня), "Лукоморье" (27,8 ч/дня), "Мишутка" (26,3
ч/дня), "Ягодка" (25,2 ч/дня), МОУ СОШ № 7 (17,7 ч/дня),
МОУ СОШ № 5 (17,3 ч/дня), МОУ СОШ № 9 (16,8 ч/дня), МОУ СОШ № 7 (17,7
ч/дня), МОУ СОШ № 8 (16,6 ч/дня). Конечно, можно сетовать на вспышки
гриппа, вирусы острых респираторных заболеваний, обострения
хронических болезней, но есть учреждения, где стабильно уже в течение
нескольких лет отмечается снижение заболеваемости. Так, в 2007 году
заболеваемость сотрудников в этих учреждениях составила: МДОУ
"Ласточка" - 8,3 ч/дня, "Золушка" - 8,5 ч/дня,
"Чебурашка" - 9,7 ч/дня, "Снегурочка" - 9,8
ч/дня, МОУ СОШ микрорайона Вынгапуровский - 4,3 ч/дня, МОУ СОШ № 14 -
8,6 ч/дня, ЦДТ - 10,4 ч/дня, МСДЮШОР - 10,8 ч/дня. Управлением
образования уделяется особое внимание оздоровлению педагогов, только
в течение последних двух лет на оздоровление сотрудников
образовательных учреждений в профилактории "Озерный"
выделено 111 путевок на общую сумму 3174600-00 рублей. Вместе с тем
физическое и психическое благополучие учителя определяется и
субъективным фактором, в частности его отношением к своему здоровью.
Оно проявляется в действиях и поступках, его участии в
физкультурно-оздоровительных мероприятиях, которые положительно
влияют на физическое и психическое состояние. Анализируя участие
педагогов школ и детских садов в спартакиадах по волейболу,
настольному теннису, баскетболу, стрельбе, дартсу, можно сказать, что
активность не возрастает, так в 2006 году приняли участие в
спартакиаде 775 человек, а в 2007 году - 429. Говоря о значимости мер
по охране и укреплению здоровья педагогов, без преувеличения можно
сказать, что проблема физического, психического и социального
благополучия учителя, воспитателя и других работников школ и детских
садов непосредственно связана с пересмотром отношения к своему
здоровью, непосредственно самим учителем, воспитателем. И наша задача
создать условия для активизации активного здорового образа жизни
работников образовательных учреждений.
Таким образом, программные
мероприятия, запланированные в первый год ее реализации, в основном
выполнены. Программа "Здоровье с Детства" - не догма, она
всего лишь одна из ступенек, которая помогает достичь цели -
формирование у всех участников образовательного процесса социально
ответственного отношения к своему здоровью как базовой ценности,
предопределяющей возможности и успешность жизненного пути.
В настоящее время деятельность по
сохранению здоровьесберегающего пространства продолжается, но в
программные мероприятия будут внесены коррективы, которые будут
внесены нами после утверждения окружной программы "Здоровый
образ жизни. Начни с себя", инициированной фракцией "Единая
Россия" Государственной Думы ЯНАО. Свои предложения по запросу
фракции Управлением образования уже направлены.
Кроме того, значимость деятельности
усиливается в связи с приоритетами, объявленными Президентом РФ.
Управление образования имеет в виду прежде всего Указ Президента РФ
"Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации", в котором изложена
методика оценки и критерии и которые включены в оценку деятельности
органов власти. Власть и общество видят наши результаты не только в
академических успехах детей, но и в их здоровье. По утвержденным
Президентом показателям будет известен % детей первой и второй групп
здоровья в общей численности учащихся. Это значит, что скоро не
только мы, но и все узнают эти данные по классам, школам, городам,
округу в целом. Это значит, что мы должны будем предпринять усилия к
тому, чтобы здоровых детей становилось больше, или, как минимум,
чтобы здоровье детей в школах не ухудшалось.
Проблема формирования у подрастающего
поколения отношения к своему здоровью - одна из самых значимых
жизненных ценностей. Ускоряющемуся физическому развитию, росту
информированности детей не всегда соответствует четкость и ясность их
жизненных позиций, стремление к "взрослым" образцам
поведения часто сопровождается усвоением вредных для здоровья
привычек. В этих условиях особое место принадлежит системе
образования, вынужденной брать на себя значительную часть усилий
общества по подготовке молодежи к взрослой жизни и, в конечном итоге,
созданию условий для постепенного физического, морального,
нравственного, культурного оздоровления общества.
Наша задача здесь двояка: во-первых,
система образования не должна провоцировать заболевания, не уменьшать
долю здоровых на выходе; во-вторых, обучать принципам и прививать
потребность в здоровом образе жизни. Без решения этих проблем все
другие останутся несбыточной мечтой. Вся ваша работа вхолостую, если
дети теряют здоровье и не учатся тому, что здоровье - непреходящая
ценность.
На основании вышеизложенного следует,
что охрана здоровья, формирование здорового образа жизни останутся
приоритетом образовательного процесса и в последующие годы.
| | |
|