Текст документа
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ
КОМИССИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2008 г. № 36/205
О РАБОТЕ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПО РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБ (ОБРАЩЕНИЙ) ЗА ПЕРВОЕ
ПОЛУГОДИЕ 2008 ГОДА
Заслушав информацию
секретаря Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа
О.А.Тарасовой о работе избирательных комиссий Ямало-Ненецкого
автономного округа по рассмотрению жалоб (обращений) за первое
полугодие 2008 года, во исполнение постановления Избирательной
комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.01.2008 № 25/139, в
соответствии с пунктом 10 статьи 23 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" Избирательная комиссия
Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Информацию секретаря Избирательной
комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа о работе избирательных
комиссий Ямало-Ненецкого автономного округа по рассмотрению жалоб
(обращений) за первое полугодие 2008 года принять к сведению
(прилагается).
2. Рекомендовать:
2.1. Избирательной комиссии
муниципального образования Приуральский район (В.Ф.Залуцкий),
избирательной комиссии муниципального образования поселок Харп
(А.Ф.Шмидт), избирательной комиссии муниципального образования город
Салехард (Е.Ф.Гусева) проанализировать итоги прошедших выборов,
причины нарушений, допущенных в процессе проведения выборов,
определить и принять меры по устранению причин имевшихся недостатков
и усилению контроля за полнотой обеспечения гарантий избирательных
прав граждан.
2.2. Избирательным комиссиям
муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа уделять
особое внимание повышению правовой культуры избирателей, учебе
организаторов выборов.
3. Направить настоящее постановление
в избирательные комиссии муниципальных образований Ямало-Ненецкого
автономного округа.
4. Опубликовать настоящее
постановление в журнале "Вестник Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа".
5. Контроль за выполнением настоящего
постановления возложить на заместителя Председателя Избирательной
комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа И.М.Горелика и секретаря
Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа
О.А.Тарасову.
Заместитель
Председателя комиссии
И.М.ГОРЕЛИК
Секретарь комиссии
О.А.ТАРАСОВА
Приложение
к постановлению
Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 20 мая 2008 года № 36/205
ИНФОРМАЦИЯ
О РАБОТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПО РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБ (ОБРАЩЕНИЙ) ЗА ПЕРВОЕ
ПОЛУГОДИЕ 2008 ГОДА
Избирательная
комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа отмечает, что в течение
первого полугодия 2008 года в избирательные комиссии поступило 13
жалоб (обращений) граждан, в том числе: 5 - в Избирательную комиссию
Ямало-Ненецкого автономного округа, 6 - в избирательную комиссию
муниципального образования город Салехард и 2 - в избирательную
комиссию муниципального образования Приуральский район.
8 заявлений подано избирателями, 3
заявления поданы кандидатами в депутаты представительных органов
муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа, 1
заявление подано наблюдателем от политической партии "КПРФ"
и 1 запрос поступил от руководителя Салехардского межрайонного
следственного отдела следственного управления Следственного комитета
при прокуратуре РФ по ЯНАО о проведении проверки в отношении лиц,
допустивших нарушение федерального законодательства о выборах при
проведении выборов Президента Российской Федерации 2 марта 2008 г., и
привлечении этих лиц к дисциплинарной ответственности. Кроме того,
один из кандидатов в депутаты представительного органа муниципального
образования обращался в суд с заявлением о признании итогов выборов
депутатов представительного органа муниципального образования
недействительными.
Заявителями оспаривались действия
участников избирательного процесса. Все жалобы (обращения) были
рассмотрены избирательными комиссиями и соответствующими органами.
1. 22 января 2008 года в
Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа (далее -
Избирательная комиссия автономного округа) поступило заявление от
кандидата в депутаты Районной Думы муниципального образования
Ямальский район по многомандатному избирательному округу № 4 Салиндер
Ж.И.
В своем заявлении Салиндер Ж.И.
оспаривала действия председателя избирательной комиссии
муниципального образования Ямальский район, выразившиеся в признании
недействительными подписей избирателей, что повлекло за собой
принятие комиссией решения об отказе в регистрации. В своем заявлении
заявительница просит провести проверку документов.
Указанное заявление было рассмотрено
на заседании Избирательной комиссии автономного округа 23 января 2008
года. По итогам рассмотрения из избирательной комиссии муниципального
образования Ямальский район (далее - ИК МО Ямальский район) были
запрошены копии документов, представленных заявительницей при
выдвижении и для регистрации, включая подписные листы.
Изучив предоставленные документы,
Избирательная комиссия автономного округа определила, что оформление
подписных листов не соответствует требованиям, установленным статьей
37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), статьями 20 и
72 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2006 года №
30-ЗАО "О муниципальных выборах в Ямало-Ненецком автономном
округе" (далее - Закон ЯНАО "О муниципальных выборах"),
и в силу статьи 22 названного Закона автономного округа влечет
признание всех подписей недействительными и является основанием для
отказа в регистрации.
Кроме того, абзацами 11 и 12 части 1
Инструкции "О порядке сбора подписей в поддержку выдвижения
кандидатов в депутаты Районной Думы муниципального образования
Ямальский район, оформления подписных листов, проверки достоверности
сведений, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных
кандидатами, избирательными объединениями, выдвинувшими кандидатов",
утвержденной решением ИКМО Ямальский район от 22.12.2007 № 33/143-2,
которую использовала заявительница при сборе подписей и оформлении
подписных листов, установлены аналогичные требования. Таким образом,
признание ИКМО Ямальский район подписей избирателей недействительными
и принятие решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты
Районной Думы муниципального образования Ямальский район по
многомандатному избирательному округу № 4 Салиндер Ж.И. являются
обоснованными и законными.
На основании изложенного, в
соответствии с пунктом 4 статьи 20 и пунктом 10 статьи 23
Федерального закона Избирательная комиссия автономного округа решила
заявление кандидата в депутаты Районной Думы муниципального
образования Ямальский район по многомандатному избирательному округу
№ 4 Салиндер Ж.И. принять к сведению.
2. В Избирательную комиссию
автономного округа 22 января 2008 г. поступило коллективное обращение
жителей Лопхаринского сельского поселения о нарушениях в ходе выборов
главы муниципального образования Лопхаринское сельское поселение.
Аналогичное обращение поступило и в адрес прокуратуры Ямало-Ненецкого
автономного округа.
Прокуратурой Ямало-Ненецкого
автономного округа было рассмотрено указанное обращение. По итогам
рассмотрения было установлено следующее.
В ходе проверки было опрошено 54
человека, в том числе 47 заявителей. Установлено, что подписи как
минимум 5 человек в заявлении подделаны. Еще 6 опрошенных заявителей
показали, что они претензий не имеют, а подписи поставили по причине
оказания на них давления руководством работодателя, так как не хотели
портить отношения с начальником. Еще 1 заявитель показал, что на него
также оказывалось психологическое давление, но не связанное с
трудовыми отношениями. 2 лиц показали, что их обманули относительно
цели сбора подписей, указав устно иные цели и не показав обращения, к
которому были приложены эти подписи. Еще 9 человек показали, что
расписывались, не вникая в существо обращения, а также что фактически
они ни о каких нарушениях сообщить не могут. Таким образом, проверкой
установлено, что из 47 опрошенных заявителей 23 фактически никаких
претензий не имеют.
Довод обращения о несогласии с
кандидатурой, выдвинутой партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", не
подлежит рассмотрению органами прокуратуры, так как в соответствии со
статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление
осуществляется гражданами путем выборов. Следовательно, вопрос
предпочтения того или иного кандидата решается в ходе голосования на
соответствующих выборах.
Согласно протоколу участковой
избирательной комиссии (и/у № 191) по выборам главы Лопхаринского
сельского поселения от 02.12.2007 голоса 329 избирателей
распределились следующим образом: Бутаков А.В. - 29 голосов,
Джавадова В.В. - 151 голос, Конев Ю.Ф. - 114 голосов, Пачков А.В. -
35 голосов.
В ходе прокурорской проверки
оснований для обращения в суд с заявлением об отмене итогов
голосования по выборам главы МО сельское поселение Лопхаринское не
установлено, так как согласно статье 77 Федерального закона
основанием для отмены решения избирательной комиссии о результатах
соответствующих выборов являются нарушения, которые не позволяют
выявить действительную волю избирателей. Указанных обстоятельств
проверкой не выявлено, и из их обращения также не усматривается,
поскольку участие 7 вахтовых работников из г. Кирова, равно как иные
указанные в обращении обстоятельства, не повлияли и не могли повлиять
на выявление действительной воли избирателей.
Довод о том, что часть жителей
муниципального образования не принимала участия в выборах,
подтвердился. Согласно списку избирателей в день голосования не
принимали участие в голосовании в связи с выбытием за пределы
поселения 77 избирателей, включенных в списки избирателей, в связи с
чем явка не составила и не могла составить 100%. Соответственно,
нарушений закона в связи с фактом наличия непроголосовавших
избирателей не имеется. Довод о 100-процентной явке опровергается
также протоколом участковой избирательной комиссии (и/у № 191) по
выборам главы Лопхаринского сельского поселения от 02.12.2007,
согласно которому явка составила менее 100%. Все 56 невостребованных
бюллетеней были погашены.
В нарушение статьи 4 Федерального
закона, согласно которой активным избирательным правом обладает
гражданин, место жительства которого расположено в пределах
избирательного округа, в выборах главы Лопхаринского сельского
поселения, а также в выборах главы и депутатов муниципального
образования участвовали иные лица (строители из г. Кирова), тогда как
согласно статье 17 Федерального закона они имели право участвовать
только в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации.
Вместе с тем, данное правонарушение
не влечет признание итогов выборов недействительными, так как
Федеральным законом такие санкции не предусмотрены. В силу
малочисленности указанных лиц их голосование не могло повлиять на
итоги голосования. По причине отсутствия санкций за данное
правонарушение не имеется оснований для привлечения членов участковой
избирательной комиссии к уголовной либо административной
ответственности. По причине отсутствия у указанных лиц трудовых
правоотношений (работают на непостоянной основе, полномочия
участковой избирательной комиссии согласно статье 27 Федерального
закона истекли) невозможна постановка вопроса о привлечении к
дисциплинарной ответственности. Таким образом, несмотря на
подтверждение указанного факта, оснований для принятия по нему мер
прокурорского реагирования не имеется.
Довод о том, что одному из
избирателей в два часа дня расписавшемуся за бюллетень для
голосования на выборах главы сельского поселения Лопхаринское не
выдали бюллетень по причине того, что они закончились, также не
подтвердился, поскольку в своих объяснениях члены избирательной
комиссии, а также наблюдатели, присутствовавшие на выборах
02.12.2007, данный факт не подтвердили. Кроме того, в жалобе
отсутствуют данные о личности избирателя, не получившего бюллетень. В
ходе опросов заявителей эти сведения также не были ими
конкретизированы.
Довод о том, что членами
избирательной комиссии наблюдателям не показывались лицевые стороны
бюллетеней, опровергается объяснениями председателя участковой
избирательной комиссии, его заместителя, секретаря, членов
избирательной комиссии и наблюдателей Коневой Ж.А., Поберашко Т.С.,
доверенного лица одного из кандидатов Козлова В.П.
Факт о том, что подписанные протоколы
не были показаны наблюдателям, подтвердился. Однако это
обстоятельство не является правонарушением, так как согласно
объяснениям вышеуказанных лиц наблюдатели добровольно покинули
избирательный участок до подписания протокола, в связи с чем не могли
с ним ознакомиться. Кроме того, от наблюдателей не поступало
обращений о предоставлении копии протокола, не делалось иных шагов к
получению копии документа, не направлялось каких-либо возражений, что
свидетельствует об отсутствии правонарушений и соблюдении участковой
избирательной комиссией требований статьи 68 Федерального закона.
Отмеченный в обращении факт
неправильного указания в протоколе об итогах голосования времени его
составления в 22 часа 30 минут подтверждается объяснениями
наблюдателей и доверенного лица одного из кандидатов. Вместе с тем,
данное правонарушение не влечет признание протокола недействительным,
так как статьей 68 Федерального закона такие санкции не
предусмотрены. По причине отсутствия санкций за данное правонарушение
не имеется оснований для привлечения членов участковой избирательной
комиссии к уголовной либо административной ответственности. По
причине отсутствия у указанных лиц трудовых правоотношений (работают
на непостоянной основе, полномочия участковой избирательной комиссии
согласно статье 27 Федерального закона истекли) невозможна постановка
вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности. Таким
образом, несмотря на подтверждение указанного факта, оснований для
принятия по нему мер прокурорского реагирования не имеется.
Согласно протоколу участковой
избирательной комиссии избирательного участка № 191 по выборам главы
Лопхаринского сельского поселения от 02.12.2007 число действительных
бюллетеней составляет 329. При этом в список избирателей включено на
момент голосования (без учета избирателей, которым выданы
открепительные удостоверения, а также избирателей, выбывших по другим
причинам) 336 человек. Таким образом, довод о том, что количество
проголосовавших на 60 человек больше, чем количество избирателей в
списке, не нашел своего подтверждения.
Также в заявлении указано, что 3
декабря 2007 года на здании магазина потребобщества был вывешен
список, где данные о количестве голосовавших не соответствовал
данным, просчитанным после вскрытия урн в присутствии наблюдателей: у
одного из кандидатов количество голосов сократилось на 60, а также
то, что протоколы (вывешенные на здании магазина) до 11 декабря
трижды менялись. Данный факт также не нашел своего подтверждения и
опровергается объяснениями членов избирательной комиссии,
наблюдателей, продавца магазина потребительского общества.
Относительно довода о вхождении в
состав избирательной комиссии специалистов местной администрации
установлено, что статус членов избирательных комиссий, в том числе их
ограничения, установлены статьей 29 Федерального закона. Ни указанная
статья, ни другие законы не ограничивают участие специалистов органов
местного самоуправления в участковых избирательных комиссиях, в связи
с чем данный довод не основан на законе и подлежит отклонению.
Таким образом, по итогам проверки
нашли подтверждение доводы о неправомерном участии в муниципальных
выборах лиц, чье место жительства находится за пределами
муниципального образования сельское поселение Лопхаринское, а также
довод о неправильном указании в протоколе по итогам голосования
времени его составления. Остальные доводы обращения признаны
необоснованными. Поскольку законом не установлены санкции за
выявленные нарушения, оснований для применения мер прокурорского
реагирования не имеется.
3. В Избирательную комиссию
автономного округа 19.02.2008 поступило из Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации обращение жителя муниципального
образования сельское поселение Панаевск Р.В.Худи. Рассмотрев
указанное обращение, Избирательная комиссия автономного округа
установила следующее.
В обращении Р.В.Худи указывал на
нарушение ИКМО Ямальский район положений Федерального закона и Закона
ЯНАО "О муниципальных выборах", выразившихся в
необоснованном отказе Р.В.Худи в регистрации кандидатом в депутаты
Районной Думы муниципального образования Ямальский район.
Кроме этого Р.В.Худи обращал внимание
на бездействие Избирательной комиссии автономного округа по
реагированию на сообщения других лиц.
Вместе с тем указанные Р.В.Худи факты
не нашли своего подтверждения и опровергаются документами ИКМО
Ямальский район, прокуратуры Ямальского района, Избирательной
комиссии автономного округа.
Так, решением ИКМО Ямальский район
(от 18.01.2008 № 38/176-2) Р.В.Худи было отказано в регистрации
кандидатом в депутаты Районной Думы муниципального образования
Ямальский район по многомандатному избирательному округу № 2,
поскольку он для регистрации предоставил избирательные документы
(подписные листы), оформленные с нарушением требований Закона ЯНАО "О
муниципальных выборах", о чем ему было сообщено.
В ходе проверки правомерности отказа
Р.В.Худи в регистрации кандидатом в депутаты Районной Думы
муниципального образования Ямальский район прокуратурой Ямальского
района решение ИКМО Ямальский район признано законным, о чем было
сообщено заявителю.
Кроме этого доводы Р.В.Худи на
бездействие Избирательной комиссии автономного округа на обращение
иных лиц также не нашли своего подтверждения, поскольку Избирательной
комиссией автономного округа в рассматриваемый период было
зарегистрировано и рассмотрено единственное поступившее из
муниципального образования Ямальский район обращение Ж.И.Салиндер об
отказе в регистрации кандидатом в депутаты Районной Думы
муниципального образования Ямальский район, которое явилось предметом
рассмотрения на заседании Избирательной комиссии автономного округа
29.01.2008 (постановление № 26/149).
По дополнительной информации к
рассматриваемому обращению (обращение от 03.12.2007) прокуратурой
Ямальского района проведена проверка и ее результаты доведены до
сведения Р.В.Худи.
Избирательная комиссия автономного
округа решила обращение Р.В.Худи принять к сведению.
4. 03.03.2008 в Избирательную
комиссию автономного округа поступило обращение С.Н.Крюкова о
нарушении процедуры голосования по выборам Президента Российской
Федерации.
Избирательная комиссия автономного
округа установила следующее.
02.03.2008 в ходе голосования по
выборам Президента Российской Федерации в г. Новый Уренгой членом
участковой избирательной комиссии № 92 в списке избирателей в строку
"Серия и номер (номер) паспорта или документа, заменяющего
паспорт гражданина" вместо паспортных данных С.Н.Крюкова были
ошибочно внесены паспортные данные лица, ранее получившего бюллетень.
Допущенная ошибка была устранена путем повторного включения
С.Н.Крюкова в список избирателей с последующей реализацией лицом
своего активного избирательного права.
5. В Избирательную комиссию
автономного округа 14 марта 2008 года поступило заявление Круглова
В.Ю.
В своем заявлении Круглов В.Ю.
указывал на нарушение его конституционных прав, а именно: ему было
отказано в праве участвовать в голосовании на выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. С 11
ноября 2007 г. по 8 января 2008 г. Круглов В.Ю. работал вахтовым
методом в п. Вынгапур, организация "СибЭнергоМонтаж".
Круглов В.Ю. накануне выборов обращался к главному инженеру
"СибЭнергоМонтаж" Савчуку В.А. с напоминанием о
необходимости проголосовать работникам предприятия на выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ 2 декабря
2007 г. Несмотря на это напоминание, руководство "СибЭнергоМонтаж"
не представило возможности работникам реализовать конституционное
право.
Также Круглов В.Ю. указывал, что по
прибытии к месту работы у граждан Российской Федерации забрали
паспорта, и они пролежали у прораба "СибЭнергоМонтаж" в
сейфе до самого отъезда работников.
Кроме того, Круглов В.Ю. жаловался на
плохую организацию труда и отвратительные социально-бытовые условия
организации "СибЭнергоМонтаж".
В своем заявлении Круглов В.Ю. просит
Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа вмешаться в
безобразие, устроенное предприятием "СибЭнергоМонтаж".
На основании изложенного, рассмотрев
заявление и материалы дела, учитывая, что обстоятельства, изложенные
в заявлении Круглова В.Ю., не входят в компетенцию Избирательной
комиссии автономного округа, рабочая группа по рассмотрению жалоб
(заявлений), поступающих в Избирательную комиссию автономного округа,
решила рекомендовать Председателю Избирательной комиссии автономного
округа направить заявление Круглова В.Ю. в прокуратуру
Ямало-Ненецкого автономного округа для правовой оценки фактов,
изложенных в обращении.
Прокуратурой Ямало-Ненецкого
автономного округа обращение Круглова В.Ю. было рассмотрено.
В ходе проведения проверки
прокуратурой Ямало-Ненецкого автономного округа было установлено, что
ООО "СибЭнергоМонтаж" зарегистрировано в Республике Алтай,
г. Горно-Алтайск. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа в
г. Ноябрьск свою деятельность осуществляет структурное подразделение
ООО "СибЭнергоМонтаж".
Согласно объяснениям заместителя
генерального директора Савчука В.А., заместителя директора Кондратюка
В.В., прораба Романюка В.Ф. и начальника отдела управления кадрами и
трудовыми отношениями ООО "СибЭнергоМонтаж" Кузина А.Н. в
трудовых отношениях с Обществом Круглов не состоял, трудовой договор
с ним не заключался, приказ о его приеме не издавался.
Данное обстоятельство также
подтверждается табелями учета рабочего времени структурного
подразделения ООО "СибЭнергоМонтаж" за ноябрь - декабрь
2007 года.
Кроме того, согласно табелю учета
рабочего времени за декабрь 2007 года рабочие структурного
подразделения ООО "СибЭнергоМонтаж" по г. Ноябрьск к
работам не привлекались.
Проверкой также установлено, что в
соответствии с пунктом 4.12 Правил внутреннего трудового распорядка
ООО "СибЭнергоМонтаж" для работников Общества установлена
пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов, с двумя
выходными днями (суббота и воскресенье).
Таким образом, прокуратура
Ямало-Ненецкого автономного округа решила, что обращение Круглова
В.Ю. удовлетворению не подлежит и что оснований для принятия мер
прокурорского реагирования не имеется.
6. 23 января 2008 года в
территориальную избирательную комиссию города Салехарда (далее - ТИК
г. Салехард) поступило заявление гражданина Куклева А.П. для его
рассмотрения и принятия соответствующего решения.
Заявитель Куклев А.П. считал, что
были нарушены его конституционные права, а именно: он был лишен
возможности принять участие в голосовании 2 декабря 2007 г. на
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации пятого созыва (далее - выборы депутатов ГД ФС
РФ). Куклев А.П. получил в участковой избирательной комиссии
избирательного участка № 170 (г. Салехард) открепительное
удостоверение для голосования на выборах депутатов ГД ФС РФ. В день
голосования ему было отказано в выдаче избирательного бюллетеня по
причине недействительности открепительного удостоверения (в
открепительном удостоверении не были указаны фамилия, имя, отчество
избирателя). Куклев А.П. просил компенсировать ему моральный вред в
размере 5000000 (пяти миллионов) рублей из-за перенесенных им
физических и нравственных страданий.
Рассмотрев заявление Куклева А.П.,
ТИК г. Салехард установила, что открепительное удостоверение было
выдано членом УИК № 170 Манохиной Л.Н. на основании заявления Куклева
А.П. о выдаче ему открепительного удостоверения. Куклевым А.П.
оригинал открепительного удостоверения представлен не был, в связи с
чем факт выдачи недействительного открепительного удостоверения
невозможно было подтвердить либо опровергнуть.
Заявитель просил компенсировать ему
моральный вред. В соответствии с пунктом 9 статьи 26 Федерального
закона рассмотрение подобных вопросов не входит в компетенцию ТИК.
ТИК г. Салехард решила принять к
сведению информацию, изложенную в заявлении Куклева А.П., и при
проведении учебных семинаров с членами УИК города Салехарда в период
подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации
обратить внимание членов УИК на выполнение норм Федерального закона и
Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации"
при заполнении избирательных документов.
7. 26 февраля 2008 года в
избирательную комиссию муниципального образования город Салехард
поступило обращение гражданки Науменко Г.Х. с просьбой оказать помощь
в решении жилищного вопроса.
В соответствии со статьей 26
Федерального закона решение жилищных вопросов не входит в компетенцию
избирательной комиссии.
Избирательная комиссия муниципального
образования г. Салехард решила принять к сведению обращение Науменко
Г.Х.
8. 2 марта 2008 года в ТИК г.
Салехарда поступило заявление гражданина Мухамметбердыева О. об
отказе ему в выдаче билета розыгрыша призов на избирательном участке
№ 171 (г. Салехард).
Учитывая, что в соответствии со
статьей 21 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ "О
выборах Президента Российской Федерации" проведение розыгрыша
призов в полномочия избирательной комиссии не входит, ТИК г. Салехард
решила принять к сведению заявление гражданина Мухамметбердыева О.
9. 5 марта 2008 года в ТИК г.
Салехард поступило обращение гражданина Сергиенко Э.Л. о нарушении
его избирательного права на выборах Президента Российской Федерации
для его рассмотрения и принятия соответствующего решения.
Сергиенко Э.Л. считал, что были
нарушены его конституционные права, а именно: он был лишен
возможности принять участие в голосовании 2 марта 2008 г. на выборах
Президента Российской Федерации в связи с отказом в выдаче
избирательного бюллетеня участковой избирательной комиссией
избирательного участка № 179 (г. Салехард) ввиду их отсутствия.
Заявитель Сергиенко Э.Л. просил провести проверку данного инцидента и
привлечь виновных лиц к ответственности.
Рассмотрев обращение Сергиенко Э.Л.,
ТИК г. Салехарда установила, что из-за высокой активности избирателей
на выборах Президента Российской Федерации в период с 19-15 до 19-20
часов непосредственно в помещении избирательного участка № 179 (СОК
"Авиатор") действительно отсутствовали избирательные
бюллетени для голосования на выборах. Избирателям, присутствовавшим в
помещении для голосования, было предложено подождать поступления
избирательных бюллетеней. После их поступления всем избирателям,
находившимся в помещении избирательного участка, была предоставлена
возможность проголосовать на выборах Президента РФ. ТИК было принято
решение об отказе гражданину Сергиенко Э.Л. в удовлетворении
требований, изложенных в обращении.
10. 6 марта 2008 года в ТИК г.
Салехард поступила копия заявления гражданина Булавко В.М. о
нарушении Федерального закона "О выборах Президента Российской
Федерации" и других федеральных законов при проведении выборов
Президента Российской Федерации. Булавко В.М. являлся наблюдателем от
политической партии "КПРФ" и находился в день голосования
на избирательном участке № 170 (Ледовый дворец, г. Салехард).
Заявитель считал, что был нарушен порядок подсчета голосов и
подведение итогов голосования на выборах Президента Российской
Федерации на избирательном участке № 170, просил признать выборы
Президента Российской Федерации недействительными и аннулировать
итоги выборов Президента Российской Федерации на избирательном
участке № 170. Также Булавко В.М. просил признать недействительными
выборы депутатов ГД ФС РФ и дополнительные выборы депутата Городской
Думы города Салехарда по многомандатному избирательному округу № 2 (2
декабря 2007 г.) на этом же избирательном участке из-за подобных
нарушений при подсчете голосов и подведении итогов голосования.
Рассмотрев заявление Булавко В.М.,
ТИК г. Салехард установила, что доводы, изложенные в заявлении,
необоснованны. ТИК г. Салехард было принято решение об отказе в
удовлетворении требований, изложенных в заявлении.
11. 21 марта 2008 г. в ИК МО г.
Салехард поступил запрос руководителя Салехардского межрайонного
следственного отдела следственного управления Следственного комитета
при прокуратуре РФ по ЯНАО (далее - Салехардский МСО СУ СК при
прокуратуре РФ по ЯНАО) Р.Г.Атарщикова о проведении проверки в
отношении лиц, допустивших нарушение федерального законодательства о
выборах при проведении выборов Президента РФ 2 марта 2008 г., и
привлечении этих лиц к дисциплинарной ответственности. Нарушение
федерального законодательства о выборах выражалось в том, что в день
голосования на выборах Президента РФ в Салехардский МСО СУ СК при
прокуратуре РФ по ЯНАО обратился гражданин Трофименко С.И. с
заявлением о нарушении его избирательных прав во время проведения
выборов на избирательном участке № 171 (ОЦНК, г. Салехард), а именно:
Трофименко С.И. обнаружил в списке избирателей в графе с его фамилией
сведения о паспортных данных гражданина и подпись неизвестного лица в
получении избирательного бюллетеня. Салехардским МСО СУ СК при
прокуратуре РФ по ЯНАО была проведена проверка, по результатам
которой было установлено, что данные нарушения стали возможны ввиду
невнимательности, проявленной членом УИК № 171. Салехардским МСО СУ
СК при прокуратуре РФ по ЯНАО было предложено ИК МО г. Салехард
провести проверку по данному факту и направить ответ о результатах
проверки.
ИК МО г. Салехард была проведена
проверка по данному факту. По результатам проверки было установлено
следующее.
Башева Н.М., председатель участковой
избирательной комиссии № 171, объясняет сложившуюся ситуацию тем, что
избирательный участок № 171 начал работать с 06-00 часов. В день
голосования на выборах Президента РФ была очень высокая активность
избирателей, что отразилось на общем физическом состоянии многих
членов комиссии. Предположительно по этой же причине член УИК
Гайдамака Л.Л. при выдаче избирательного бюллетеня гражданину Трошеву
А.О. ошибочно внесла его паспортные данные в строку № 1905 с данными
избирателя Трофименко С.И. (данные о гражданине Трошеве А.О.
(фамилия, адрес места жительства) находились в списке избирателей в
строке под № 1906). Данная ошибка была обнаружена, когда избиратель
Трофименко С.И. пришел на избирательный участок с целью принять
участие в голосовании. Башева Н.М. объяснила Трофименко С.И.
возникшую ситуацию и предложила ему принять участие в голосовании, но
Трофименко С.И. отказался и ушел из помещения избирательного участка.
В дальнейшем избиратель воспользовался своим правом голосовать (он
был внесен в список избирателей дополнительно, и ему был выдан
избирательный бюллетень).
Гайдамака Л.Л. подтвердила, что
действительно она ошибочно внесла данные Трошева А.О. в строку с
данными об избирателе Трофименко С.И. При обнаружении данной ошибки в
графе списка "Особые отметки" была сделана соответствующая
запись, а избирателю Трофименко С.И. было предложено обратиться к
секретарю комиссии для внесения его данных в список избирателей
дополнительно, после чего он мог получить избирательный бюллетень. Но
Трофименко С.И. отказался и ушел.
На основании вышеизложенного и
учитывая, что в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального
закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ "О выборах Президента
Российской Федерации" срок полномочий участковой избирательной
комиссии закончился через 10 дней со дня официального опубликования
общих результатов выборов Президента РФ (результаты выборов были
официально опубликованы 8 марта 2008 г. в "Российской газете"),
а также тот факт, что избиратель Трофименко С.И. воспользовался своим
правом принять участие в голосовании, избирательная комиссия не нашла
оснований для привлечения членов участковой избирательной комиссии к
дисциплинарной ответственности.
Информация, изложенная в запросе,
была принята ИК МО г. Салехард к сведению и в дальнейшем будет учтена
при проведении обучающих семинаров с членами участковых избирательных
комиссий для избежания возникновения подобных ситуаций на следующих
выборах.
Салехардскому МСО СУ СК при
прокуратуре РФ по ЯНАО был своевременно направлен ответ с
результатами проверки.
12. В избирательную комиссию
муниципального образования Приуральский район (далее - ИКМО
Приуральский район) 30 января 2007 года поступило заявление от
Яковенко А.Н., который был зарегистрирован в качестве кандидата в
депутаты Собрания депутатов муниципального образования п. Харп по
многомандатному избирательному округу № 1 и кандидатом в депутаты
Районной Думы муниципального образования Приуральский район второго
созыва по многомандатному избирательному округу № 5.
В своем заявлении Яковенко А.Н.,
ссылаясь на нарушения действий участковой избирательной комиссии №
144, указывает, что на избирательном участке № 144 в 16 часов 15
минут были обнаружены два избирательных бюллетеня для голосования на
выборах депутатов Районной Думы муниципального образования
Приуральский район второго созыва по многомандатному избирательному
округу № 5, на которые были составлены акты участковой избирательной
комиссией и наблюдателями. В заявлении Яковенко А.Н. указывает, что
эти акты не были зарегистрированы в итоговом протоколе по
многомандатному избирательному округу № 4 избирательного участка №
144.
Нарушены избирательные права Чернозуб
А.Ф., которая, являясь инвалидом II группы III степени, попросила
свою дочь Янкину Е.Т. сообщить в избирательную комиссию по округу № 1
о ее желании проголосовать по месту жительства (п. Харп, ул.
Дзержинского, дом 16, кв. 1). Янкина Е.Т., прибыв на участок в 9
часов 30 минут 2 декабря 2007 года, вписала свою мать в реестр учета
заявлений для голосования по месту жительства, а также Янкина Е.Т.
позвонила ориентировочно в 13 часов 30 минут 2 декабря 2007 года в ту
же избирательную комиссию и попросила вписать в реестр учета
заявлений свою дочь - Веретенникову К.А., проживающую в поселке Харп
(ул. Дзержинского, дом 16, кв. 1), которая имеет грудного ребенка и
из-за низкой температуры наружного воздуха также не могла
самостоятельно прибыть на избирательный участок.
Рассмотрев заявление и материалы,
представленные Яковенко А.Н., а также документы, поступившие из
участковой избирательной комиссии № 144, ИКМО Приуральский район
установила следующее.
При подведении итогов голосования
участковой избирательной комиссией № 144 по выборам депутатов
Районной Думы муниципального образования Приуральский район в
соответствии с действующим избирательным законодательством два
избирательных бюллетеня, признанные недействительными, были учтены и
занесены в строку № 11 протокола.
Заявление Веретенниковой К.А. с
просьбой о голосовании вне помещения в УИК № 144 не поступало.
Члены УИК № 144, проводившие
голосование вне помещения, после получения дополнительных
избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
пятого созыва в 19 часов 2 декабря 2007 года не успели до 20 часов
прибыть к гражданке Чернозуб А.Ф. и провести ее голосование вне
помещения. Т.е. были нарушены избирательные права гражданки Чернозуб
А.Ф.
Рассмотрев заявление Яковенко А.Н.,
ИКМО Приуральский район решила заявление Яковенко А.Н. принять к
сведению.
13. В ИКМО Приуральский район 30
января 2007 года в 11 часов 00 минут поступило заявление от
избирателей, проживающих в п. Харп, Чернозуб А.Ф., Никитенко В.В.,
Никитенко В.В.
Заявители ссылаются на нарушения
Закона ЯНАО "О муниципальных выборах", а именно нарушены:
1) избирательные права гражданки
Чернозуб А.Ф., инвалида II группы III степени, которую 02.12.2007 в 9
часов 30 минут внесли в реестр для голосующих вне помещения для
голосования и не предоставили ей такой возможности;
2) избирательные права гражданки
Веретенниковой К.А., матери грудного ребенка, которую 02.12.2007 в 13
часов 30 минут внесли в специальный реестр для голосующих вне
помещения для голосования и не предоставили ей такой возможности;
3) порядок рассмотрения участковой
избирательной комиссией жалобы Чернозуб А.Ф.;
4) избирательные права гражданина
Никитенко В.В. и гражданки Никитенко В.В., выразившиеся в том, что
02.12.2007 в 16 часов 20 минут членом избирательной комиссии Головко
В.Е. были выданы бюллетени для голосования по многомандатному округу
№ 5 вместо положенного избирательного бюллетеня по многомандатному
избирательному округу № 4, о чем наблюдателем Цурановой Н.Г. и
свидетелями Никитенко В.В. и Крицковым Е.П. был составлен акт по
факту нарушения.
Рассмотрев заявление и материалы,
представленные Чернозуб А.Ф., Никитенко В.В., Никитенко В.В., а также
документы, поступившие из участковой комиссии № 144 поселка Харп,
ИКМО Приуральский район установила следующее.
Факты, изложенные в заявлении о
непредоставлении возможности проголосовать вне помещения для
голосования гражданке Чернозуб А.Ф., подтверждаются.
В целях разъяснения возникшей
ситуации, касающейся случая о непредоставлении возможности
проголосовать вне помещения для голосования гражданке Веретенниковой
К.А., с председателя избирательной комиссии муниципального
образования п. Харп Шмидта А.Ф. и председателя участковой
избирательной комиссии № 144 Щуровой Л.В. были взяты объяснительные,
в которых они поясняют, что в день голосования от гражданки
Веретенниковой К.А. заявки по телефону и письменного заявления с
просьбой о голосовании вне помещения не поступало.
Кроме того, жалоба Чернозуб А.Ф. была
рассмотрена на заседании комиссии 03.12.2007. Факт поступления жалобы
был зафиксирован в протоколе об итогах голосования по выборам
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации пятого созыва. Однако в нарушение Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" жалоба не была внесена
в протокол об итогах голосования по муниципальным выборам.
По факту, изложенному в заявлении об
обнаружении на участке № 144 избирательных бюллетеней с участка №
145, участковой избирательной комиссией № 144 были составлены акты.
Указанные бюллетени неустановленного образца комиссией при подведении
итогов голосования были признаны недействительными и занесены в графу
№ 11 итогового Протокола.
Рассмотрев заявление Чернозуб А.Ф.,
Веретенниковой К.А., Никитенко В.В., Никитенко В.В., Цурановой Н.Г.,
ИКМО Приуральский район решила заявление принять к сведению.
14. Гражданин Яковенко А.Н. обратился
в Приуральский районный суд с заявлением о признании итогов выборов
по многомандатному избирательному округу № 1 по выборам депутатов МО
п. Харп второго созыва недействительными, обосновывая свои требования
тем, что он был зарегистрирован в качестве кандидата Собрания
депутатов МО п. Харп по многомандатному избирательному округу № 1. На
выборах 2 декабря 2007 года за него отдали свои голоса 217
избирателей. За ближайшего оппонента Кудрину Г.М. отдали голоса 218
избирателей. В результате для победы на выборах ему не хватило 2
голосов избирателей. Этими голосами должны были стать голоса жителей
п. Харп Чернозуб А.Ф. и Веретенниковой К.А., поддержкой которых
заручился Яковенко А.Н. накануне выборов. Однако данным гражданам
проголосовать не дали. Так, Чернозуб А.Ф., являясь инвалидом,
попросила свою дочь Янкину Е.Т. сообщить в участковую избирательную
комиссию о ее желании проголосовать на дому. Янкина Е.Т., прибыв на
избирательный участок № 144 2 декабря 2007 года, попросила работников
избирательной комиссии вписать в реестр учета заявлений для
голосования вне помещения для голосования Чернозуб А.Ф., которая была
вписана в реестр. Примерно в 13 часов 30 минут Янкина Е.Т. позвонила
в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 144 и
попросила внести в реестр для голосования на дому свою дочь
Веретенникову К.А., так как у последней маленький ребенок и она не
сможет прийти на избирательный участок. Янкина Е.Т. неоднократно
звонила в участковую избирательную комиссию и напоминала о том, что
ее родственники изъявили желание проголосовать вне избирательного
участка. Однако избирательная комиссия к ним не приехала, и Чернозуб
А.В., Веретенникова К.А. не смогли проголосовать. После этого
Чернозуб А.Ф. была подана жалоба в избирательную комиссию
избирательного участка № 144 о нарушении ее избирательных прав. Таким
образом, Яковенко А.Н. считает, что действиями избирательной комиссии
избирательного участка № 144 были нарушены избирательные права
граждан, что не позволило выявить действительную волю избирателей по
многомандатному избирательному округу № 1 на муниципальных выборах в
п. Харп. Также данные нарушения не позволили ему быть избранным.
Исследовав материалы дела, заслушав
объяснения заявителя, его представителя, заинтересованных лиц,
свидетелей, заключение прокурора, полагавшего в заявлении отказать,
Приуральский районный суд пришел к следующему.
В п. 2 ст. 77 Федерального закона
установлены основания для отмены судом решения избирательной комиссии
о результатах соответствующих выборов, которые являются
исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
Доводы заявителя о том, что гр.
Чернозуб А.Ф. и Веретенникова К.А. желали отдать свои голоса на
выборах за его кандидатуру, Приуральский районный суд во внимание не
принял, так как в силу ст. 7 Федерального закона голосование на
выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность
какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
Суду не было представлено
доказательств того, что Чернозуб А.Ф. и Веретенникова К.А. желали
проголосовать именно за Яковенко А.Н. Доводы заявителя основаны на
предположениях, которые ничем в судебном заседании подтверждены не
были. Исходя из положений Постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации "О судебном решении", решение суда не
может быть основано на предположениях. Кроме того, Чернозуб А.Ф. и
Веретенникова К.А. дважды вызывались в суд, однако в судебное
заседание так и не явились, каких-либо объяснений от них также не
поступало.
Приуральским районным судом в ходе
судебного заседания было установлено, что имели место нарушения
избирательного законодательства, однако они не могут расцениваться
как существенные, не позволяющие выявить действительную волю
избирателей, принявших участие в голосовании. При этом суд учитывает
характер нарушений и то, что они носили эпизодический характер и не
исключали возможность свободного формирования воли избирателей.
Приуральский районный суд при рассмотрении заявления Яковенко А.Н.
существенных нарушений избирательного процесса, избирательных прав
граждан, которые повлекли бы к искажению воли большинства
избирателей, не установил.
Приуральский районный суд решил в
удовлетворении заявления Яковенко А.Н. об отмене и признании итогов
выборов по избирательному участку № 144 МО п. Харп недействительными
- отказать.
Определением судебной коллегии по
гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28
апреля 2008 года решение Приуральского районного суда от 21 февраля
2008 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Яковенко А.Н.
- без удовлетворения. Кроме того, судебная коллегия по гражданским
делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа определила резолютивную
часть решения изложить в следующей редакции:
"В удовлетворении заявления
Яковенко Александра Николаевича об отмене и признании итогов выборов
по многомандатному избирательному округу № 1 по избранию депутатов
Собрания депутатов муниципального образования поселок Харп второго
созыва по избирательному участку № 144 муниципального образования
поселок Харп недействительными - отказать.".
Вместе с тем при рассмотрении данного
дела в суде кассационной инстанции установлено, что участковой
избирательной комиссией избирательного участка № 144 п. Харп допущены
нарушения норм Федерального закона и Закона ЯНАО "О
муниципальных выборах".
В соответствии с пунктом 1 статьи 66
Федерального закона и пункта 1 статьи 53 Закона ЯНАО "О
муниципальных выборах" участковая избирательная комиссия обязана
обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам
референдума, которые внесены в список избирателей, участников
референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не
могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья,
инвалидности) прибыть в помещение для голосования.
Однако участковая избирательная
комиссия избирательного участка № 144 п. Харп в день выборов 2
декабря 2007 года не обеспечила возможность участия в голосовании вне
помещения для голосования гражданке Чернозуб А.Ф., которая не могла
прибыть на избирательный участок по состоянию здоровья, о чем
своевременно уведомила избирательную комиссию. Данный факт не
оспаривался в судебном заседании представителями избирательной
комиссии.
Согласно пункту 10 статьи 24
Федерального закона избирательная комиссия муниципального образования
осуществляет на территории муниципального образования контроль за
соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации.
В связи с чем судебная коллегия по
гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа вынесла
частное определение от 28 апреля 2008 года, в котором довела до
сведения председателя и членов избирательной комиссии муниципального
образования Приуральский район, председателя и членов избирательной
комиссии муниципального образования п. Харп о необходимости
осуществления деятельности в полном соответствии с Конституцией РФ и
действующим избирательным законодательством, не допуская нарушений
прав граждан на участие в голосовании, а также для принятия
соответствующих мер к устранению отмеченных недостатков в работе
избирательных комиссий и недопущению нарушений требований
избирательного законодательства.
Анализ поступивших в Избирательную
комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа решений избирательных
комиссий муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного
округа, судебных решений по гражданским делам о нарушении
избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении
выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований
Ямало-Ненецкого автономного округа свидетельствует об имеющихся
фактах нарушений отдельными участковыми избирательными комиссиями
положений статьи 66 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" и статьи 53 Закона Ямало-Ненецкого
автономного округа "О муниципальных выборах",
регламентирующих порядок голосования избирателей вне помещения для
голосования.
Так, участковые избирательные
комиссии в установленном порядке вносят лиц, обладающих активным
избирательным правом, в реестр заявлений избирателей о предоставлении
им возможности проголосовать вне помещения для голосования. В
дальнейшем в нарушение императивных требований вышеуказанных норм
отдельные участковые избирательные комиссии по различным причинам не
осуществляли прибытие к данным заявителям, тем самым не обеспечивая
участие в голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или
инвалидности не могут прибыть в помещение для голосования.
Отмечен факт выдачи на избирательном
участке бюллетеней для голосования по другому избирательному округу.
Также имеют место случаи ошибочного внесения паспортных данных в
строку с данными избирателя в списках избирателей и случай выдачи
открепительного удостоверения без указания в нем фамилии, имени,
отчества избирателя.
Данные обстоятельства указывают на
ненадлежащее осуществление некоторыми участковыми избирательными
комиссиями своих полномочий, причина которых заключается в
недостаточном владении основными положениями законодательства
Российской Федерации о выборах и отсутствии должного контроля со
стороны вышестоящей избирательной комиссии муниципального
образования.
На основании вышеизложенного считаем,
что необходимо довести до сведения участковых избирательных комиссий
необходимость обеспечения в ходе выборов реализации избирательных
прав граждан при строгом соблюдении законодательства Российской
Федерации о выборах.