Текст документа
АДМИНИСТРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2008 г. № 113-А
О ФОНДЕ НАДБАВОК И
ДОПЛАТ РАБОТНИКОВ
ОКРУЖНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В целях определения
порядка и условий установления надбавок и доплат работникам окружных
государственных образовательных учреждений, переведенных на
отраслевую систему оплаты труда, Администрация Ямало-Ненецкого
автономного округа постановляет:
1. Утвердить:
- Положение о фонде надбавок и доплат
работников окружных государственных образовательных учреждений
согласно приложению № 1 к настоящему постановлению;
- Примерное положение о
стимулировании труда руководителей окружных государственных
образовательных учреждений согласно приложению № 2 к настоящему
постановлению.
2. Рекомендовать главам муниципальных
образований в Ямало-Ненецком автономном округе при установлении на
муниципальном уровне отраслевых систем оплаты труда работников
муниципальных образовательных учреждений руководствоваться настоящим
постановлением.
3. Настоящее постановление вступает в
силу:
- с 1 апреля 2008 года при
установлении надбавок и доплат работникам государственного
образовательного учреждения начального профессионального образования
"Профессиональное училище № 21" г. Лабытнанги, участвующего
в эксперименте по введению отраслевой системы оплаты труда работников
образования;
- с 1 января 2009 года при
установлении надбавок и доплат работникам иных окружных
государственных образовательных учреждений.
4. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого
автономного округа Мещерина А.Л.
Вице-Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
В.Н.КАЗАРИН
Приложение № 1
Утверждено
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 20 марта 2008 г. № 113-А
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФОНДЕ НАДБАВОК И ДОПЛАТ
РАБОТНИКОВ
ОКРУЖНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
I. Общие положения
1.1. Настоящее
Положение о фонде надбавок и доплат работников окружных
государственных образовательных учреждений разработано во исполнение
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 года №
90-ЗАО "Об оплате труда работников окружных государственных
учреждений", в целях определения механизма распределения фонда
надбавок и доплат и унификации критериев для стимулирующей оценки
труда работников окружных государственных образовательных учреждений
(далее - образовательные учреждения).
1.2. Величина фонда надбавок и доплат
определяется по формуле:
ФНД = (ФНconst +
ФНsi) + (ФДconst + ФДsi),
где
ФНД - фонд надбавок и доплат;
ФНconst - фонд постоянных
(регулярных) надбавок;
ФНsi - фонд разовых надбавок;
ФДconst - фонд постоянных
(регулярных) доплат;
ФДsi - фонд разовых доплат.
Соотношение фондов постоянных
(регулярных) и разовых выплат может устанавливаться 75 и 25 процентов
соответственно или в иной пропорции, необходимой для образовательного
учреждения (по решению руководителя образовательного учреждения).
II. Основные принципы
распределения фонда надбавок
2.1. Фонд надбавок
позволяет учитывать особый персональный вклад любого работника
образовательного учреждения в общие результаты работы, основанный на
специфике его должностных обязанностей, особенностей труда и личного
отношения к делу. Распределение средств из фонда надбавок
осуществляется с учетом вклада всех категорий работников
образовательного учреждения, принимающих активное участие в
обеспечении качества организационной жизни.
2.2. Работы, входящие в
функциональные обязанности сотрудника, не оплачиваются из фонда
надбавок.
2.3. Образовательное учреждение
самостоятельно устанавливает порядок и размеры стимулирующих выплат.
Основанием для установления правил использования фонда надбавок
является специфика деятельности образовательного учреждения,
стратегия образовательного учреждения, программы развития, принципы и
ценности корпоративной культуры, особенности жизненного цикла
образовательного учреждения, позиционирование на рынке
образовательных услуг и др.
2.4. Положение о порядке
использования фонда надбавок ежегодно утверждается на собрании
трудового коллектива образовательного учреждения.
2.5. В качестве критериев для оценки
особого качества деятельности работников используются индикаторы,
указывающие на их участие в использовании и создании ресурсов
образовательного учреждения (человеческих, материально-технических,
финансовых, технологических и информационных).
2.6. Индикатор должен быть
представлен в исчислимом формате (в единицах, штуках, долях,
процентах и пр.) для эффективного использования в качестве
инструмента оценки деятельности.
2.7. Оценка деятельности работника с
использованием индикаторов производится на основании статистических
данных, результатов диагностик, замеров, опросов и пр.
2.8. Инструменты оценки (критерии,
типы работы и индикаторы, оценивающие данный критерий, вес
индикатора) устанавливаются образовательным учреждением
самостоятельно в зависимости от принятых принципов и показателей
анализа деятельности на основании Типовых критериев, установленных в
приложениях № № 1, 2, 3 к настоящему Положению.
2.9. Уровень доплат по фонду надбавок
может быть изменен (уменьшен) по инициативе и на основании
представления непосредственного руководителя или представительного
органа образовательного учреждения (научно-методический совет,
экспертный совет инновационных проектов и др.), а также на основании
добровольного (письменного) отказа работника от выполнения вида
работ, за которые предусмотрена надбавка.
III. Основные
принципы распределения фонда доплат
3.1. Фонд доплат
позволяет учитывать дополнительные трудозатраты работника, связанные
с условиями труда, характером отдельных видов работ и качеством
труда.
3.2. Из фонда доплат производятся
выплаты компенсационного характера, обеспечивающие оплату труда в
повышенном размере работникам, занятым на тяжелых работах, работах с
вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в условиях
труда, отклоняющихся от нормальных. Выплаты компенсационного
характера осуществляются в соответствии с перечнем обязательных
выплат компенсационного характера работникам окружных государственных
образовательных учреждений согласно приложению № 4 к настоящему
Положению.
3.3. Выплаты компенсационного
характера устанавливаются к должностному окладу работников окружных
государственных образовательных учреждений.
3.4. Размер выплат компенсационного
характера работникам окружных государственных образовательных
учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями,
локальными нормативными актами, трудовыми договорами. При этом их
размеры рекомендуется устанавливать не ниже размеров, предусмотренных
трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права.
IV. Алгоритм расчетов
по фонду надбавок и доплат
4.1. Фонд надбавок и
доплат образовательного учреждения определяется по формуле:
ФНД о/у = ФНД/н -
ФНД/д,
где
ФНД/н - фонд надбавок и доплат,
рассчитанный по нормативу путем умножения фонда оплаты труда на
коэффициент надбавок и доплат;
ФНД/д - директорский фонд надбавок и
доплат, выделяемый в установленном размере;
ФНД/оу - фонд надбавок и доплат
образовательного учреждения.
4.2. Размеры средств фонда надбавок и
доплат, направляемых на осуществление регулярных и разовых выплат,
определяются следующим образом:
фонд регулярных выплат (ФНДconst) =
75% от ФНД/оу;
фонд разовых выплат (ФНД si) = 25% от
ФНД/оу.
Расчет может производиться на
основании другого процентного соотношения.
4.3. В фонде регулярных выплат
(ФНД/const) определяются составляющие доли фонда надбавок (ФН/const)
и фонда доплат (ФД/const), имеющие регулярный характер.
Прежде всего, производится расчет
фонда доплат (ФД/const) на основании штатного расписания и условий
труда отдельных работников, требующих компенсации. Затем вычисляется
размер фонда надбавок ФН/const путем вычитания из фонда регулярных
выплат (ФНД/ФД/const) суммы средств, необходимых для выплат
компенсационного характера.
ФН/const = ФНД/const
- ФД/const
4.4. Определяется
размер выплат из фонда надбавок (ФН/const), имеющих регулярный
характер. Размер надбавок может определяться несколькими вариантами:
4.4.1. Структурный метод.
В основу метода положено
пропорциональное деление фонда регулярных надбавок (ФН/const) в
соответствии со структурой штатно) в соответствии со структурой
штатной численности образовательного учреждения. Фонд регулярных
надбавок (ФН/const) состоит из частей, равных долям представленности
разных категорий работников в штатном расписании образовательного
учреждения.
ФН/const = ФН ауп +
ФН пп + ФН псс + ФН раб.
Например, если доля
административно-управленческого персонала (исключая директора)
составляет 7%, педперсонала - 65%, прочих специалистов и служащих -
10%, рабочих - 18%, то фонд регулярных надбавок распределяется для
стимулирования разных категорий работников в данном соотношении.
4.4.2. Экспертный метод.
В основу метода положено определение
трудовым коллективом значимости (веса) индикаторов для
образовательного учреждения. Значимость индикаторов может зависеть от
особенностей жизненного цикла образовательного учреждения, программы
и проектов его развития и пр.
Экспертным методом можно установить
разные доли фонда регулярных надбавок для разных типов
организационных ресурсов, выделенных в качестве ключевых единиц в
Положении о фонде надбавок и доплат образовательного учреждения.
ФН/const = фонд
развития человеческих ресурсов + фонд развития
материально-технических ресурсов + фонд развития финансовых ресурсов
+ фонд развития информационно-технологических ресурсов.
Например,
распределение фонда может быть следующим: 100% = 35% + 15% + 15% +
35% соответственно.
4.5. Определяется вес индикаторов
внутри каждого критерия.
Учитывая специфику образовательного
учреждения, рекомендуется установить разный вес индикаторов внутри
одного типового критерия так, чтобы в сумме все индикаторы по данному
критерию давали 10 баллов.
4.6. Определяется размер средств,
приходящихся на стимулирующие выплаты одного работника
образовательного учреждения, для чего необходимо:
4.6.1. Провести промежуточную
балльную оценку результатов деятельности работников с использованием
установленных баллов по индикаторам. Результатом промежуточной оценки
должен быть сводный список работников с указанием баллов.
Например:
Иванов В.В. - 16 баллов;
Петров В.В. - 25 баллов;
Сидоров В.В. - 14 баллов.
Итого: X баллов.
4.6.2. Определить "стоимость"
одного балла, для чего сумма средств фонда регулярных надбавок
(ФН/const), приходящихся на данную категорию работников (структурный
метод) или на данный вид ресурса (экспертный метод), делится на общее
количество баллов, которое набрали сотрудники.
ФН/const : X баллов =
Y рублей, приходящихся на 1 балл.
4.6.3. Рассчитать
персональную надбавку работника путем умножения "стоимости"
одного балла на количество баллов, которое набрал данный работник.
Например, Иванов В.В. Y рублей x 16
баллов.
Приложение № 1
к Положению о фонде надбавок и доплат
работников окружных государственных
образовательных учреждений
ТИПОВЫЕ КРИТЕРИИ
ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДА И
УСТАНОВЛЕНИЯ НАДБАВОК
СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА ПО ФОНДУ
НАДБАВОК
АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИМ
РАБОТНИКАМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ <1>
--------------------------------
<1> Кроме директора ОУ
1. Восстановление и
развитие человеческого ресурса
№ п/п |
Критерий/баллы (определяются
сотрудниками образова- тельного учреждения)
(далее - ОУ)
|
Индикаторы для работников
образовательных учреждений начального и среднего
профессио- нального образования
|
Индикаторы для работников
общеобразо- вательных учреждений
|
Индикаторы для работников
дошкольных образовательных учреждений
|
Индикаторы для работников
учреждений сферы дополнительного образования
|
Индикаторы для работников
специальных (коррекционных) образовательных
учреждений
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1.
|
Имеющим победителей
олимпиад, соревнований, конкурсов;
смотров, выставок и пр.
|
за каждый вид -
городских/ районных - региональных -
всероссийских - международных
|
за каждый вид -
городских/ районных - региональных -
всероссийских - международных
|
за каждый вид -
городских/ районных - региональных -
всероссийских - международных
|
за каждый вид -
городских/ районных - региональных -
всероссийских - международных
|
за каждый вид -
городских/ районных - региональных -
всероссийских - международных
|
2.
|
Уровень социальной
адаптации выпускников
|
- продолжение образования
- работа - отсутствие фактов
адиктивного (отклоняющегося) поведения (на учете
в соцорганах)
|
- продолжение образования
- работа - отсутствие фактов
адиктивного (отклоняющегося) поведения (на учете
в соцорганах)
|
- продолжение образования
- работа - отсутствие фактов
адиктивного (отклоняющегося) поведения (на учете
в соцорганах)
|
- продолжение образования
- работа - отсутствие фактов
адиктивного (отклоняющегося) поведения (на учете
в соцорганах)
|
- процент усыновления
- показатели успешной социальной
адаптации (продолжение образования,
работа, создание семьи и пр.) - отсутствие
фактов адиктивного
(отклоняющегося) поведения
|
3.
|
Управление проектом
|
за каждый вид -
внутришкольным - социальным
|
за каждый вид -
внутришкольным - социальным
|
за каждый вид -
внутришкольным - социальным
|
за каждый вид -
внутришкольным - социальным
|
за каждый вид -
внутришкольным - социальным
|
4.
|
Руководство общественными
объединениями
|
детскими, взрослыми
общественными организациями; комиссиями,
советами, объединениями разного рода
|
детскими, взрослыми
общественными организациями; комиссиями,
объединениями разного рода
|
детскими, взрослыми
общественными организациями; комиссиями,
объединениями разного рода
|
детскими, взрослыми
общественными организациями; комиссиями,
объединениями разного рода
|
детскими, взрослыми
общественными организациями; комиссиями,
объединениями разного рода
|
5.
|
Создание локальных
нормативных документов ОУ (технологий,
регламентов и пр.)
|
- разработка новых
- внесение изменений в действующие на
основании новых прецедентных ситуаций
|
- разработка новых
- внесение изменений в действующие на
основании новых прецедентных ситуаций
|
- разработка новых
- внесение изменений в действующие на
основании новых прецедентных ситуаций
|
- разработка новых
- внесение изменений в действующие на
основании новых прецедентных ситуаций
|
- разработка новых
- внесение изменений в действующие на
основании новых прецедентных ситуаций
|
6.
|
Организация системных
исследований, мониторинга
|
- удовлетво- ренности
клиентов качеством образовательных
услуг - удовлетво- ренности
персонала условиями труда - методические,
педагогические исследования - совместные
исследования учеников и педагогов
|
- удовлетво- ренности
клиентов качеством образовательных
услуг - удовлетво- ренности
персонала условиями труда - методические,
педагогические исследования - совместные
исследования учеников и педагогов
|
- удовлетво- ренности
клиентов качеством образовательных
услуг - удовлетво- ренности
персонала условиями труда - методические,
педагогические исследования - совместные
исследования учеников и педагогов
|
- удовлетво- ренности
клиентов качеством образовательных
услуг - удовлетво- ренности
персонала условиями труда - методические,
педагогические исследования - совместные
исследования учеников и педагогов
|
- удовлетво- ренности
клиентов качеством образовательных
услуг - удовлетво- ренности
персонала условиями труда - методические,
педагогические исследования - совместные
исследования учеников и педагогов
|
7.
|
Успешное обеспечение
режима безопасности и ТБ в ОУ (для
зам. по АХЧ, ответственного по ОБЖ)
|
отсутствие предписаний
режимного характера органов
пожарной службы, санэпидем. службы и пр.;
случаев травматизма в ОУ |
отсутствие предписаний
режимного характера органов
пожарной службы, санэпидем. службы и пр.;
случаев травматизма в ОУ |
отсутствие предписаний
режимного характера органов
пожарной службы, санэпидем. службы и пр.;
случаев травматизма в ОУ |
отсутствие предписаний
режимного характера органов
пожарной службы, санэпидем. службы и пр.;
случаев травматизма в ОУ |
отсутствие предписаний
режимного характера органов
пожарной службы, санэпидем. службы и пр.;
случаев травматизма в ОУ |
2. Сохранение и развитие
материально-технических ресурсов
|
8.
|
Развитие
образовательных услуг и образовательной среды
|
- создание новых видов услуг
- создание элементов образовательной
инфраструктуры (оформление кабинета, музея и
пр.)
|
- создание новых видов услуг
- создание элементов образовательной
инфраструктуры (оформление кабинета, музея и
пр.)
|
- создание новых видов услуг
- создание элементов образовательной
инфраструктуры (оформление кабинета, музея и
пр.)
|
- создание новых видов услуг
- создание элементов образовательной
инфраструктуры (оформление кабинета, музея и
пр.)
|
- создание новых видов услуг
- создание элементов образовательной
инфраструктуры (оформление кабинета, музея и
пр.)
|
3. Экономия и привлечение
финансовых ресурсов
|
9.
|
Привлечение дополнительных
финансовых средств на развитие ОУ
|
- получение грантов
- привлечение спонсорских средств -
привлечение средств от дополнительных
образовательных услуг - другое
|
- получение грантов
- привлечение спонсорских средств -
привлечение средств от дополнительных
образовательных услуг - другое
|
- получение грантов
- привлечение спонсорских средств -
привлечение средств от дополнительных
образовательных услуг - другое
|
- получение грантов
- привлечение спонсорских средств -
привлечение средств от дополнительных
образовательных услуг - другое
|
- получение грантов
- привлечение спонсорских средств -
привлечение средств от дополнительных
образовательных услуг - другое
|
4. Создание и развитие
технологических и информационных ресурсов
|
10. |
Управление знанием и
технологиями управления ОУ
|
создание новых и поддержка
действующих: - информационных банков
(выпускников, клиентов, партнеров и пр.) -
методических и дидактических материалов -
научно- прикладных разработок -
аналитических и статистических баз данных и пр. |
создание новых и поддержка
действующих: - информационных банков
(выпускников, клиентов, партнеров и пр.) -
методических и дидактических материалов -
научно- прикладных разработок -
аналитических и статистических баз данных и пр. |
создание новых и поддержка
действующих: - информационных банков
(выпускников, клиентов, партнеров и пр.) -
методических и дидактических материалов -
научно- прикладных разработок -
аналитических и статистических баз данных и пр. |
создание новых и поддержка
действующих: - информационных банков
(выпускников, клиентов, партнеров и пр.) -
метод. и дидакт. материалов -
научно- прикладных разработок -
аналитических и статистических баз данных и пр. |
создание новых и поддержка
действующих: - информационных банков
(выпускников, клиентов, партнеров и пр.) -
методических и дидактических материалов -
научно- прикладных разработок -
аналитических и статистических баз данных и пр. |
11. |
Развитие социально
привлекательного имиджа ОУ
|
- создание/ развитие
связей с организациями- партнерами - проведение и
оценка эффективности рекламных
кампаний
|
- создание/ развитие
связей с организациями- партнерами - проведение и
оценка эффективности рекламных
кампаний
|
- создание/ развитие
связей с организациями- партнерами - проведение и
оценка эффективности рекламных
кампаний
|
- создание/ развитие
связей с организациями- партнерами - проведение и
оценка эффективности рекламных
кампаний
|
- создание/ развитие
связей с организациями- партнерами - проведение и
оценка эффективности рекламных
кампаний
|
12. |
Поддержка социально
привлекательного имиджа ОУ: рекламации/
благодарности на деятельность со стороны
клиентов (родителей и детей) и
сотрудников
|
- при отсутствии жалоб в
органах управления образованием - при наличии
необоснованных жалоб, по которым
произведено служебное расследование -
при отсутствии жалоб, на основании которых
производится судебное разбирательство
|
- при отсутствии жалоб в
органах управления образованием - при наличии
необоснованных жалоб, по которым
произведено служебное расследование -
при отсутствии жалоб, на основании которых
производится судебное разбирательство
|
- при отсутствии жалоб в
органах управления образованием - при наличии
необоснованных жалоб, по которым
произведено служебное расследование -
при отсутствии жалоб, на основании которых
производится судебное разбирательство
|
- при отсутствии жалоб в
органах управления образованием - при наличии
необоснованных жалоб, по которым
произведено служебное расследование -
при отсутствии жалоб, на основании которых
производится судебное разбирательство
|
- при отсутствии жалоб в
органах управления образованием - при наличии
необоснованных жалоб, по которым
произведено служебное расследование -
при отсутствии жалоб, на основании которых
производится судебное разбирательство
|
13. |
Поддержка социально
привлекательного имиджа ОУ: результаты
внешнего аудита или экспертизы деятельности ОУ
|
наличие предписывающих
(неустраненных) замечаний режимного
характера со стороны органов пожарной
службы, санэпидемической службы, налоговых
органов, отделов управления образованием и пр.
|
наличие предписывающих
(неустраненных) замечаний режимного
характера со стороны органов пожарной
службы, санэпидемической службы, налоговых
органов, отделов управления образованием и пр.
|
наличие предписывающих
(неустраненных) замечаний режимного
характера со стороны органов пожарной
службы, санэпидемической службы, налоговых
органов, отделов управления образованием и пр.
|
наличие предписывающих
(неустраненных) замечаний режимного
характера со стороны органов пожарной
службы, санэпидемической службы, налоговых
органов, отделов управления образованием и пр.
|
наличие предписывающих
(неустраненных) замечаний режимного
характера со стороны органов пожарной
службы, санэпидемической службы, налоговых
органов, отделов управления образованием и пр.
|
Приложение № 2
к Положению о фонде надбавок и доплат
работников окружных государственных
образовательных учреждений
ТИПОВЫЕ КРИТЕРИИ
ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДА И
УСТАНОВЛЕНИЯ НАДБАВОК
СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА
(СПЕЦИАЛИСТЫ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ФОНДУ НАДБАВОК
1. Восстановление и
развитие человеческого ресурса
№ п/п |
Критерий/баллы (определяются
сотрудниками образовательного учреждения) (далее
- ОУ)
|
Индикаторы для педагогов
образовательных учреждений начального и
среднего профессионального образования
|
Индикаторы для педагогов
общеобразо- вательных учреждений
|
Индикаторы для педагогов
дошкольных образовательных учреждений
|
Индикаторы для педагогов
учреждений сферы дополнительного образования
|
Индикаторы для педагогов
специальных (коррекционных) образовательных
учреждений
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1.
|
Воспитательная деятельность
|
уровень программы
социокультурного воспитания: - деятельность на
основе плана мероприятий - деятельность на
основе особой концепции и специализи-
рованного подхода к воспитанию (уточнить -
какого)
|
уровень программы
социокультурного воспитания: - деятельность на
основе плана мероприятий - деятельность на
основе особой концепции и специализи-
рованного подхода к воспитанию (уточнить -
какого)
|
уровень программы
социокультурного воспитания: - деятельность на
основе плана мероприятий - деятельность на
основе особой концепции и специализи-
рованного подхода к воспитанию (уточнить -
какого)
|
уровень программы
социокультурного воспитания: - деятельность на
основе плана мероприятий - деятельность на
основе особой концепции и специализи-
рованного подхода к воспитанию (уточнить -
какого)
|
уровень программы
социокультурного воспитания: - деятельность на
основе плана мероприятий - деятельность на
основе особой концепции и специализи-
рованного подхода к воспитанию (уточнить -
какого)
|
2.
|
Медико-
профилактическая и
реабилитационная деятельность
|
- динамика
правонарушений учащихся - отсутствие
фактов адиктивного (отклоняющегося) поведения (на
учете в соцорганах)
|
- динамика
правонарушений учащихся - отсутствие
фактов адиктивного (отклоняющегося) поведения (на
учете в соцорганах)
|
|
- динамика
правонарушений учащихся - отсутствие
фактов адиктивного (отклоняющегося) поведения (на
учете в соцорганах)
|
- динамика
правонарушений учащихся - отсутствие
фактов адиктивного (отклоняющегося) поведения (на
учете в соцорганах)
|
3.
|
Результаты публичных
выступлений учеников на олимпиадах,
конкурсах, соревнованиях и др.
|
за каждый вид: -
городских/ районных - региональных -
всероссийских - международных
|
за каждый вид: -
городских/ районных - региональных -
всероссийских - международных
|
|
за каждый вид: -
городских/ районных - региональных -
всероссийских - международных
|
за каждый вид: -
городских/ районных - региональных -
всероссийских - международных
|
4.
|
Динамика контрольных
образовательных результатов
|
- по ЕГЭ - по
переводным экзаменам - итоговым формам контроля
|
- по ЕГЭ - по
переводным экзаменам - итоговым формам контроля
|
|
|
- по переводным экзаменам
- итоговым формам контроля
|
5.
|
Эффективность взаимодействия
с родителями
|
- регулярная работа с
родителями (собрания, работа с род.
комитетом) - регулярные специальные совместные
детско-взрослые события, программы совместной
деятельности
|
- отсутствие жалоб
- регулярная работа с родителями
(собрания, работа с род. комитетом) -
регулярные специальные совместные
детско-взрослые события, программы совместной
деятельности
|
- отсутствие жалоб
- регулярная работа с родителями
(собрания, работа с род. комитетом) -
регулярные специальные совместные
детско-взрослые события, программы совместной
деятельности
|
- отсутствие жалоб
- регулярная работа с родителями
(собрания, работа с род. комитетом) -
регулярные специальные совместные
детско-взрослые события, программы совместной
деятельности
|
|
6.
|
Системные исследования
разного уровня для использования
результатов в образовательном процессе
|
- мониторинговые замеры
- исследовательские программы
разного уровня (учреждения, района,
города, страны)
|
- мониторинговые замеры
- исследовательские программы
разного уровня (учреждения, района,
города, страны)
|
- мониторинговые замеры
- исследовательские программы
разного уровня (учреждения, района,
города, страны)
|
- мониторинговые замеры
- исследовательские программы
разного уровня (учреждения, района,
города, страны)
|
- мониторинговые замеры
- исследовательские программы
разного уровня (учреждения, района,
города, страны)
|
7.
|
Инновационная деятельность
в ОУ, разработка, участие
|
уровень проектно-
экспериментальной деятельности: -
экспериментальная разработка - методическая
разработка на основе эксперимента
- методическая разработка с учебно-
демонстрационными материалами - учебное пособие
(концептуальная, дидактическая, методическая
части)
|
уровень проектно-
экспериментальной деятельности: -
экспериментальная разработка - методическая
разработка на основе эксперимента
- методическая разработка с учебно-
демонстрационными материалами - учебное пособие
(концептуальная, дидактическая, методическая
части)
|
уровень проектно-
экспериментальной деятельности: -
экспериментальная разработка - методическая
разработка на основе эксперимента
- методическая разработка с учебно-
демонстрационными материалами - учебное пособие
(концептуальная, дидактическая, методическая
части)
|
уровень проектно-
экспериментальной деятельности: -
экспериментальная разработка - методическая
разработка на основе эксперимента
- методическая разработка с учебно-
демонстрационными материалами - учебное пособие
(концептуальная, дидактическая, методическая
части)
|
уровень проектно-
экспериментальной деятельности: -
экспериментальная разработка - методическая
разработка на основе эксперимента
- методическая разработка с учебно-
демонстрационными материалами - учебное пособие
(концептуальная, дидактическая, методическая
части)
|
8.
|
Развитие здоровья
детей
|
- программа
оздоровительных мероприятий - регулярные
профилактические мероприятия
|
- программа
оздоровительных мероприятий - регулярные
профилактические мероприятия
|
- программа
оздоровительных мероприятий - регулярные
профилактические мероприятия
|
- программа
оздоровительных мероприятий - регулярные
профилактические мероприятия
|
- программа
оздоровительных мероприятий - регулярные
профилактические мероприятия
|
2. Сохранение и развитие
материально-технических и финансовых ресурсов
|
9.
|
Развитие материальных
ресурсов ОУ
|
- доля
отремонтированного оборудования и мебели
- создание и использование новых элементов
инфраструктуры образовательной среды (оформление
кабинета, создание фондов учебных материалов)
- создание и использование информационных
стендов
|
- доля
отремонтированного оборудования и мебели
- создание и использование новых элементов
инфраструктуры образовательной среды (оформление
кабинета, создание фондов учебных материалов)
- создание и использование информационных
стендов
|
- доля
отремонтированного оборудования и мебели
- создание и использование новых элементов
инфраструктуры образовательной среды (оформление
кабинета, создание фондов учебных материалов)
- создание и использование информационных
стендов
|
- доля
отремонтированного оборудования и мебели
- создание и использование новых элементов
инфраструктуры образовательной среды (оформление
кабинета, создание фондов учебных материалов)
- создание и использование информационных
стендов
|
- доля
отремонтированного оборудования и мебели
- создание и использование новых элементов
инфраструктуры образовательной среды (оформление
кабинета, создание фондов учебных материалов)
- создание и использование информационных
стендов
|
10. |
Привлечение финансовых
ресурсов в ОУ
|
- привлечение грантов в
организацию - создание новых
образовательных услуг - привлечение
спонсоров (класса, ОУ)
|
- привлечение грантов в
организацию - создание новых
образовательных услуг - привлечение
спонсоров (класса, ОУ)
|
- привлечение грантов в
организацию - создание новых
образовательных услуг - привлечение
спонсоров (класса, ОУ)
|
- привлечение грантов в
организацию - создание новых
образовательных услуг - привлечение
спонсоров (класса, ОУ)
|
- привлечение грантов в
организацию - создание новых
образовательных услуг - привлечение
спонсоров (класса, ОУ)
|
3. Создание и развитие
технологических и информационных ресурсов
|
11. |
Развитие имиджа
образовательного учреждения
|
- отсутствие рекламаций
(жалоб) со стороны клиентов (родителей
и детей) - серия публикаций (ведущий
рубрики в СМИ и пр.)
|
- отсутствие рекламаций
(жалоб) со стороны клиентов (родителей
и детей) - серия публикаций (ведущий
рубрики в СМИ и пр.)
|
- отсутствие рекламаций
(жалоб) со стороны клиентов (родителей
и детей) - серия публикаций (ведущий
рубрики в СМИ и пр.)
|
- отсутствие рекламаций
(жалоб) со стороны клиентов (родителей
и детей) - серия публикаций (ведущий
рубрики в СМИ и пр.)
|
- серия публикаций (ведущий
рубрики в СМИ и пр.)
|
12. |
Создание новых и поддержка
действующих систем
организационного знания и
интеллектуальных продуктов
|
- информационные банки
(выпускников, клиентов, партнеров
и пр.) - научно- прикладные разработки
разного уровня (учебные материалы, методики;
статьи, учебные пособия, учебники) -
аналитические и статистические базы данных и пр. -
разработка и апробация нового курса (программы) -
развитие картотеки разработок -
организация видеосъемок образ событий и создание фонда
видеоматериалов - организация работ
по обеспечению сайта
|
- информационные банки
(выпускников, клиентов, партнеров
и пр.) - научно- прикладные разработки
разного уровня (учебные материалы, методики,
статьи, учебные пособия, учебники) -
аналитические и статистические базы данных и пр. -
разработка и апробация нового курса (программы) -
развитие картотеки разработок -
организация видеосъемок образ событий и создание фонда
видеоматериалов - организация работ
по обеспечению сайта
|
- информационные банки
(выпускников, клиентов, партнеров
и пр.) - научно- прикладные разработки
разного уровня (учебные материалы, методики,
статьи, учебные пособия, учебники) -
аналитические и статистические базы данных и пр. -
разработка и апробация нового курса (программы) -
развитие картотеки разработок -
организация видеосъемок образ событий и создание фонда
видеоматериалов - организация работ
по обеспечению сайта
|
- информационные банки
(выпускников, клиентов, партнеров
и пр.) - научно- прикладные разработки
разного уровня (учебные материалы, методики,
статьи, учебные пособия, учебники) -
аналитические и статистические базы данных и пр. -
разработка и апробация нового курса (программы) -
развитие картотеки разработок -
организация видеосъемок образ событий и создание фонда
видеоматериалов - организация работ
по обеспечению сайта
|
- информационные банки
(выпускников, клиентов, партнеров
и пр.) - научно- прикладные разработки
разного уровня (учебные материалы, методики,
статьи, учебные пособия, учебники) -
аналитические и статистические базы данных и пр. -
разработка и апробация нового курса (программы) -
развитие картотеки разработок -
организация видеосъемок образ событий и создание фонда
видеоматериалов - организация работ
по обеспечению сайта
|
Приложение № 3
к Положению о фонде надбавок и доплат
работников окружных государственных
образовательных учреждений
ТИПОВЫЕ КРИТЕРИИ
ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДА И
УСТАНОВЛЕНИЯ НАДБАВОК
СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА
(СЛУЖАЩИЕ) И РАБОЧИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
ПО ФОНДУ НАДБАВОК
1. Восстановление и
развитие человеческого ресурса
№ п/п |
Критерий/баллы (определяются
сотрудниками образова- тельного учреждения)
(далее - ОУ)
|
Индикаторы для работников
образовательных учреждений начального и
среднего профессионального образования
|
Индикаторы для работников
общеобразо- вательных учреждений
|
Индикаторы для работников
дошкольных образовательных учреждений
|
Индикаторы для работников
учреждений сферы дополнительного образования
|
Индикаторы для работников
специальных (коррекционных) образовательных
учреждений
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1.
|
Высокое качество
деятельности
|
- отсутствие нарушений
по результатам проверки деятельности
структурного подразделения - отсутствие
жалоб со стороны клиентов (родителей и
учеников) - отсутствие жалоб со стороны
сотрудников ОУ на качество сервиса организационных
мероприятий
|
- отсутствие нарушений
по результатам проверки деятельности
структурного подразделения - отсутствие
жалоб со стороны клиентов (родителей и
учеников) - отсутствие жалоб со стороны
сотрудников ОУ на качество сервиса организационных
мероприятий
|
- отсутствие нарушений
по результатам проверки деятельности
структурного подразделения - отсутствие
жалоб со стороны клиентов (родителей и
учеников) - отсутствие жалоб со стороны
сотрудников ОУ на качество сервиса организационных
мероприятий
|
- отсутствие нарушений
по результатам проверки деятельности
структурного подразделения - отсутствие
жалоб со стороны клиентов (родителей и
учеников) - отсутствие жалоб со стороны
сотрудников ОУ на качество сервиса организационных
мероприятий
|
- отсутствие нарушений
по результатам проверки деятельности
структурного подразделения - отсутствие
жалоб со стороны клиентов (родителей и
учеников) - отсутствие жалоб со стороны
сотрудников ОУ на качество сервиса организационных
мероприятий
|
2.
|
Инициативность в
деятельности |
-
рационализаторские предложения и результативность
их внедрения по усовершенствованию работы (участков,
подразделений, служб и пр.) - повышение
квалификации
|
-
рационализаторские предложения и результативность
их внедрения по усовершенствованию работы (участков,
подразделений, служб и пр.) - повышение
квалификации
|
-
рационализаторские предложения и результативность
их внедрения по усовершенствованию работы (участков,
подразделений, служб и пр.) - повышение
квалификации
|
-
рационализаторские предложения и результативность
их внедрения по усовершенствованию работы (участков,
подразделений, служб и пр.) - повышение
квалификации
|
-
рационализаторские предложения и результативность
их внедрения по усовершенствованию работы (участков,
подразделений, служб и пр.) - повышение
квалификации
|
2. Сохранение и развитие
материально-технических ресурсов
|
3.
|
Развитие материальных
ресурсов ОУ
|
- доля
отремонтированного оборудования и мебели
- создание и использование новых элементов
инфраструктуры образовательной среды (оформление
кабинета, создание фондов учебных материалов и пр.)
|
- доля
отремонтированного оборудования и мебели
- создание и использование новых элементов
инфраструктуры образовательной среды (оформление
кабинета, создание фондов учебных материалов и пр.)
|
- доля
отремонтированного оборудования и мебели
- создание и использование новых элементов
инфраструктуры образовательной среды (оформление
кабинета, создание фондов учебных материалов и пр.)
|
- доля
отремонтированного оборудования и мебели
- создание и использование новых элементов
инфраструктуры образовательной среды (оформление
кабинета, создание фондов учебных материалов и пр.)
|
- доля
отремонтированного оборудования и мебели
- создание и использование новых элементов
инфраструктуры образовательной среды (оформление
кабинета, создание фондов учебных материалов и пр.)
|
Приложение № 4
к Положению о фонде надбавок и доплат
работников окружных государственных
образовательных учреждений
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТ КОМПЕНСАЦИОННОГО
ХАРАКТЕРА РАБОТНИКАМ
ОКРУЖНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ПО ФОНДУ ДОПЛАТ
№ п/п |
Вид работ или наименование
выплат
|
Основание для оплаты
|
Указание на категорию
работников |
Рекомендуемый процент
надбавки к должностному окладу
|
1.
|
За работу в ночное время
|
ст. 154 Трудового кодекса
(далее - ТК)
|
все работники
|
35
|
2.
|
За работу в выходные и
праздничные дни
|
ст. 153 ТК
|
все работники
|
оплата труда производится не
менее чем в двойном размере. Возможна
компенсация предоставлением другого дня отдыха по
соглашению сторон
|
3.
|
За работу с
неблагоприятными условиями труда (на тяжелых
работах, работах с вредными и (или) опасными и иными
особыми условиями труда)
|
ст. 146, 147 ТК
|
по аттестации рабочих
мест
|
до 12
|
4.
|
За переработку рабочего
времени вследствие неявки сменяющего работника или
родителей, выполняемую за пределами рабочего
времени, установленного графиком
работы (сверхурочные работы)
|
ст. 152 ТК
|
все работники
|
оплата труда за первые 2
часа сверхурочной работы не менее чем в полуторном
размере, за последующие часы - не менее чем в
двойном размере. Возможна компенсация
предоставлением дополнительного времени отдыха, но не
менее времени, отработанного сверхурочно
|
Приложение № 2
Утверждено
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 20 марта 2008 г. № 113-А
ПРИМЕРНОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ
О СТИМУЛИРОВАНИИ ТРУДА
РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ОКРУЖНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
I. Общие положения
1.1. Настоящее
Примерное положение о стимулировании труда руководителей окружных
государственных образовательных учреждений (далее - Примерное
положение) разработано в целях развития кадрового потенциала
руководителей окружных государственных образовательных учреждений
(далее - образовательных учреждений), поощрения эффективных стилей
управления, приводящих к развитию ресурсов и значимых результатов
работы образовательных учреждений.
1.2. Настоящее Примерное положение
разработано с учетом введения отраслевой системы оплаты труда
работников образовательных учреждений, а именно в соответствии с
Положением о фонде надбавок и доплат работников окружных
государственных образовательных учреждений, а также с учетом объемных
показателей по образовательным учреждениям, учитываемых в повышающем
коэффициенте масштаба управления при определении должностного оклада
руководителя образовательного учреждения.
1.3. В соответствии с Положением о
фонде надбавок и доплат работников окружных государственных
образовательных учреждений формируется "директорский" фонд
надбавок и доплат, источником которого является установленный процент
от фонда надбавок и доплат, выделяемого образовательному учреждению.
Размер "директорского"
фонда надбавок и доплат составляет до 5% от фонда надбавок и доплат
образовательного учреждения и устанавливается уполномоченным
исполнительным органом государственной власти в сфере образования
после установления Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа
коэффициента надбавок и доплат на текущий период.
В случае, если "директорский"
фонд надбавок и доплат не используется по назначению в течение 9
месяцев либо нет оснований для его использования, оставшиеся средства
до конца текущего календарного года передаются в фонд надбавок и
доплат соответствующего государственного образовательного учреждения.
1.4. Установление стимулирующих
выплат руководителям образовательных учреждений является компетенцией
уполномоченного исполнительного органа государственной власти, в
ведении которого находится образовательное учреждение.
1.5. Доплаты стимулирующего характера
руководителям образовательных учреждений могут быть разовыми
(временными) - по результатам достижений и регулярными (постоянными)
- на основании показателей качества текущей деятельности.
1.6. Размер фондов регулярных и
разовых выплат устанавливается в определенном соотношении, например,
75 и 25 процентов соответственно.
1.7. Установление регулярных выплат
осуществляется на основе типовых критериев по оценке труда
руководителей образовательных учреждений согласно приложению № 1 к
настоящему Примерному положению.
1.8. В основу типовых критериев по
оценке труда руководителей образовательных учреждений положено
представление о базовых компетенциях руководителя организации,
отвечающего за развитее всех ресурсов организации (человеческих,
материально-технических, финансовых, информационно-технологических),
его существенную роль в работе с информационным ресурсом, а также
понимание ключевой роли руководителя в установлении и развитии
коммуникативных связей с агентами внешней среды образовательной
организации (органы власти, клиенты, партнеры, конкуренты, средства
массовой коммуникации).
1.9. Критерии по оценке труда
руководителей образовательных учреждений, а также оценка их
значимости может пересматриваться ежегодно в связи с особенностями,
целями и задачами, программами развития регионального образования и
доводится до сведения руководителей образовательных учреждений до
начала очередного учебного года.
II. Алгоритм расчетов
по фонду стимулирования труда
руководителей образовательных
учреждений (ФНД/д)
2.1. Определяем
размеры средств "директорского" фонда надбавок и доплат,
направляемых на осуществление регулярных и разовых выплат следующим
образом:
фонд регулярных выплат (ФНД д/const)
= 75% от ФНД/д;
фонд разовых выплат (ФНД д/si) = 25%
от ФНД/д.
Расчет может проводиться и на
основании другого процентного соотношения в соответствии с пунктом
1.6 настоящего Примерного положения.
2.2. Исходя из суммы средств,
приходящихся на регулярные выплаты в ФНД д/const присваивается "вес"
критериям оценки труда руководителей образовательных учреждений
экспертным методом.
В основу метода положено определение
значимости критериев с точки зрения особенностей, целей, задач
регионального образования, программ развития и др. Каждому критерию
присваивается определенный балл, в сумме все баллы должны составлять
100 баллов.
2.3. Определяется размер средств,
приходящихся на стимулирующие выплаты одному руководителю
образовательного учреждения, для чего необходимо:
2.3.1. Провести промежуточную
балльную оценку результатов деятельности руководителей
образовательных учреждений с использованием установленных баллов по
критериям. Результатом промежуточной оценки должен быть сводный
список руководителей образовательных учреждений с указанием баллов,
например:
Иванов В.В. - 16 баллов
Петров В.В. - 25 баллов
Сидоров В.В. - 14 баллов
Итого: - X баллов.
2.3.2. Определить "стоимость"
одного балла путем деления средств ФНД/д на общее количество баллов,
которое набрали руководители образовательных учреждений:
ФНД д/const : X
баллов = Y рублей, приходящихся на 1 балл.
2.3.3. Рассчитать
персональную надбавку руководителя образовательного учреждения путем
умножения "стоимости" одного балла на количество баллов,
которое набрал данный руководитель,
например: Иванов В.В. - Y рублей x на
16 баллов.
Приложение
к Примерному положению о
стимулировании труда руководителей
окружных государственных
образовательных учреждений
ТИПОВЫЕ КРИТЕРИИ
ПО ОЦЕНКЕ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Критерии
|
Примечания
|
Баллы (общая сумма
баллов = 100)
|
1
|
2
|
3
|
Имеющим победителей олимпиад,
конкурсов, соревнований, смотров, выставок и пр. -
городских/районных - региональных
- всероссийских/международных
|
за каждый вид
установить разный балл
|
|
Успешное обеспечение режима
безопасности и ТБ в ОУ
|
отсутствие предписаний
режимного характера органов пожарной службы,
санэпидемслужбы и пр.; случаев травматизма в ОУ
|
|
Наличие международных проектов
|
при наличии договора или
соответствующего приказа органа управления
образованием |
|
Работа ОУ в инновационном
режиме/ экспериментальном режиме - на
уровне района/города - на уровне региона
- на уровне Российской Федерации
|
за каждый вид, в
соответствии с присвоенным статусом
экспериментальной площадки, на основании типологии
экспериментальной работы, разработанной
соответствующим органом управления образованием |
|
Рекламации (жалобы) на
деятельность ОУ со стороны клиентов (родителей и детей)
|
- при отсутствии жалоб в
органах управления образованием; - при наличии
необоснованных жалоб, по которым произведено
служебное расследование; - при
отсутствии жалоб, на основании которых производится
судебное разбирательство; - при наличии
необоснованных жалоб, по которым произведено судебное
расследование
|
|
За работу ОУ в статусе
ресурсного или опорного центра
|
за разный статус в
соответствии с Положением органа управления
образованием |
|
Результаты внешнего аудита или
экспертизы деятельности ОУ
|
наличие предписывающих
(неустраненных) замечаний со стороны налоговых
органов, отделов управления образованием,
выполняющих контрольные функции и пр.
|
|
Работа органов государственно-
общественного управления
|
- регулярная и
действенная работа Попечительского
совета, управляющего совета и пр., проявляющаяся в
создании локальных нормативных документов ОУ,
привлечении ресурсов на развитие ОУ |
|
Эффективное управление
коллективом сотрудников, развитие корпоративной
культуры
|
- динамика текучести кадров
(менее 25% в текущем году); - эффективность
разрешения организационных
конфликтов (отсутствие жалоб в комиссии по трудовым
спорам)
|
|
Результативность работы
педагогического совета
|
- наличие Положения о
педагогическом совете, ежегодное внесение изменений;
- разработка положения о стимулирующих
надбавках с ежегодным уточнением критериев и
индикаторов; - разработка новых или внесение
изменений в локальные нормативные документы ОУ
(создание новых управленческих форм, технологий,
механизмов)
|
|
Организация любых программных
исследований, обеспечивающих стратегию развития
ОУ с включением результатов исследования в отчеты о
деятельности ОУ, в т.ч. в публичный доклад директора ОУ, с
размещением на сайте ОУ и в прочих информационных каналах,
освещающих деятельность ОУ
|
- исследования
удовлетворенности клиентов качеством
образовательных услуг; - исследования
удовлетворенности персонала условиями труда;
- методические и педагогические
исследования; - организация совместных
исследований учеников и педагогов
|
|
Развитие образовательных услуг
|
- динамика ассортимента услуг
(какие услуги введены, какие отменены в ориентации на
спрос целевых групп); - создание новых
учебно-методических публикаций авторских и спецкурсов,
методик и пр.
|
|
Динамика развития материального
состояния образовательного учреждения и
инфраструктуры
|
- доля выбытия
(привлечения) материальных ценностей; - доля
отремонтированного оборудования и
мебели; - создание новых инфраструктурных
элементов (например, открытие музея, сырьевой
столовой, лагеря, спортплощадки, компьютерных классов,
ТСО и пр.) в текущий период; - объем
собственных средств на модернизацию образовательного
учреждения
|
|
Привлечение дополнительных
финансовых средств на развитие ОУ
|
- получение грантов; -
привлечение спонсорских средств; - привлечение
средств от дополнительных образовательных услуг; -
другое
|
|
Анализ эффективности
использования бюджетных и внебюджетных средств
|
- соотношение
бюджетного и внебюджетного
финансирования; - динамика средств фонда
экономии и анализ их использования; - анализ целевого
использования бюджетных средств; -
доля средств, потраченных на создание интеллектуальных
продуктов (издание, экспертиза,
командировки и пр.)
|
|
Управление знанием и
технологиями управления ОУ
|
создание новых
информационных баз/банков (метод. и
дидактических материалов, научно- прикладных
разработок; банки выпускников, клиентов, партнеров;
аналитические и статистические банки и пр.)
|
|