Название документа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главы Белоярского
района от 06.03.2008 № 354
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О
КЛАССЕ (КЛАССАХ) КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА"
Источник публикации
"Белоярские вести"
(Официальный выпуск), № 11, 14.03.2008
Примечание к документу
Текст документа
ГЛАВА БЕЛОЯРСКОГО
РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2008 г. № 354
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ
О КЛАССЕ (КЛАССАХ) КОМПЕНСИРУЮЩЕГО
ОБУЧЕНИЯ
В МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
В соответствии с
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об
образовании", Типовым положением об общеобразовательном
учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 19 марта 2001 года № 196, Примерным положением о классе
(классах) компенсирующего обучения в образовательных учреждениях,
утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации
от 8 сентября 1992 года № 333, в целях сохранения условий для
обучения детей, испытывающих затруднения в освоении
общеобразовательных программ, постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о
классе (классах) компенсирующего обучения в муниципальных
общеобразовательных учреждениях Белоярского района.
2. Контроль за выполнением настоящего
постановления возложить на заместителя главы Белоярского района по
социальным вопросам Бойкова Ю.М.
Глава Белоярского
района
С.П.МАНЕНКОВ
Утверждено
постановлением главы Белоярского
района
от 6 марта 2008 года № 354
-
ПОЛОЖЕНИЕ
О КЛАССЕ (КЛАССАХ) КОМПЕНСИРУЮЩЕГО
ОБУЧЕНИЯ
В МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
1. Общие положения
1.1. Настоящее
Положение о классе (классах) компенсирующего обучения в
общеобразовательных учреждениях Белоярского района (далее -
Положение) разработано в соответствии с Законом Российской Федерации
от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", Типовым
положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001
года № 196, Приказом Министерства образования Российской Федерации от
8 сентября 1992 года № 333 "Об утверждении Примерного положения
о классе (классах) компенсирующего обучения в образовательных
учреждениях".
1.2. Настоящее Положение регулирует
деятельность класса (классов) компенсирующего обучения в
муниципальных общеобразовательных учреждениях Белоярского района
(далее - класс (классы) компенсирующего обучения).
1.3. Класс (классы) компенсирующего
обучения являются формой дифференциации образования, позволяющей
решать задачи оказания своевременной активной помощи детям с
трудностями в обучении и адаптации к школе.
1.4. Цель организации класса
(классов) компенсирующего обучения - создание для обучающихся,
испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ,
адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих
предупредить дезадаптацию в общеобразовательном учреждении.
1.5. Система работы в классе
(классах) компенсирующего обучения направлена на компенсацию
недостатков дошкольного развития, семейного воспитания, на
преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы,
восполнение пробелов предшествующего обучения, устранение нарушений
работоспособности, выработку произвольной регуляции деятельности,
охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья.
1.6. Общеобразовательное учреждение
обеспечивает обучающимся в классе (классах) компенсирующего обучения
условия для воспитания, обучения, лечения, социальной адаптации и
интеграции в общество.
1.7. Общеобразовательное учреждение
несет ответственность за жизнь обучающихся в классе (классах)
компенсирующего обучения во время образовательного процесса,
реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного
образования в пределах государственного образовательного стандарта.
2. Организация класса
(классов) компенсирующего обучения
2.1. Класс (классы)
компенсирующего обучения могут быть организованы во всех видах
муниципальных общеобразовательных учреждений Белоярского района,
располагающих специально подготовленными для данной работы кадрами,
соответствующей материально-технической базой для организации
учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического и
медико-социального сопровождения детей и подростков данной категории.
2.2. Класс (классы) компенсирующего
обучения открываются приказом директора общеобразовательного
учреждения по согласованию с администрацией Белоярского района.
2.3. Класс (классы) компенсирующего
обучения в общеобразовательных учреждениях создаются, как правило,
для обучающихся на ступени начального общего образования.
2.4. В класс (классы) компенсирующего
обучения направляются или переводятся дети "группы риска",
не имеющие выраженных отклонений в развитии и противопоказаний к
обучению по основным общеобразовательным программам, но
обнаруживающие низкий уровень готовности к школьному обучению или
испытывающие затруднения в освоении основных общеобразовательных
программ.
Показания к отбору детей в класс
(классы) компенсирующего обучения определяются в соответствии с
рекомендациями по отбору детей в класс (классы) компенсирующего
обучения (Приложение к настоящему Положению - не приводится).
2.5. Направление (перевод)
обучающихся в класс (классы) компенсирующего обучения проводится на
основании заключения психолого-медико-педагогического консилиума
образовательного учреждения или психолого-медико-педагогической
комиссии.
2.6. Зачисление в класс (классы)
компенсирующего обучения осуществляется только с согласия родителей
(законных представителей) на основании заявления.
2.7. Класс (классы) компенсирующего
обучения могут сохраняться на ступени основного общего образования и
при необходимости функционировать до 9-го класса включительно.
2.8. Наполняемость класса (классов)
компенсирующего обучения составляет 9 - 12 человек.
2.9. Распорядок дня для обучающихся в
классе (классах) компенсирующего обучения устанавливается с учетом их
повышенной утомляемости.
2.10. Обучающиеся, освоившие
программы общеобразовательных предметов в классе (классах)
компенсирующего обучения, по решению психолого-медико-педагогического
консилиума переводятся в соответствующий класс общеобразовательного
учреждения, работающий по основным общеобразовательным программам, с
согласия родителей (законных представителей).
2.11. При отсутствии положительной
динамики развития в условиях компенсирующего обучения обучающиеся в
установленном порядке направляются на психолого-медико-педагогическую
комиссию для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения.
Указанная дифференциация контингента обучающихся осуществляется в
пределах первого года обучения.
2.12. Перевод обучающихся из класса
(классов) компенсирующего обучения в специальные (коррекционные)
классы может быть произведен только с согласия родителей (законных
представителей) на основании заключения
психолого-медико-педагогической комиссии.
3. Организация
образовательного процесса
в классе (классах) компенсирующего
обучения
3.1.
Учебно-воспитательный процесс в классе (классах) компенсирующего
обучения строится в соответствии с принципами гуманизации, личностно
ориентированного подхода и обеспечивает адаптивность и вариативность
системы образования.
3.2. Организация образовательного
процесса, начало и продолжительность учебного года, продолжительность
каникул в классе (классах) компенсирующего обучения определяется
Типовым положением об общеобразовательном учреждении, санитарными
правилами и нормами, уставом общеобразовательного учреждения, учебным
планом, годовым графиком общеобразовательного учреждения.
3.3. Обучение в классе (классах)
компенсирующего обучения осуществляется в соответствии с примерными
программами I и II ступеней основного общего образования,
адаптированными к особенностям психофизического развития детей
"группы риска". Составной частью программы в классе
(классах) компенсирующего обучения является программа
компенсирующе-развивающей работы, которая реализуется как в процессе
учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися. Срок освоения
программ соответствует срокам, предусмотренным для освоения программ
начального общего образования и основного общего образования.
3.4. Основными задачами
компенсирующего обучения являются:
- охрана и укрепление физического и
нервно-психического здоровья;
- активизация познавательной
деятельности обучающихся;
- повышение уровня их
интеллектуального развития;
- нормализация учебной деятельности;
- компенсация недостатков
эмоционально-личностного и социального развития.
3.5. Организация компенсирующего
обучения предусматривает:
- целенаправленное развитие
социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной
адаптации их в школьных условиях (осознание каждым ребенком своей
социальной роли - роли ученика и возлагаемых этой ролью обязанностей
и ответственности, умения строить свое поведение в соответствии с
правилами школьной жизни, адекватно вести себя в учебной ситуации);
- формирование содержательной учебной
мотивации, последовательное замещение первоначального внешнего
интереса к школе, формальных мотивов учения, отличающих большинство
детей "группы риска" на начальном этапе их обучения,
познавательными интересами;
- развитие до необходимого уровня
психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность:
фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелкой моторики
рук, пространственной ориентации, координации в системе глаз - рука;
- обогащение кругозора и развитие
речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс,
общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать
учебный материал;
- развитие личностных компонентов
познавательной деятельности (познавательной активности,
самостоятельности, преодоление характерной для большинства детей
"группы риска" интеллектуальной пассивности,
безынициативности);
- формирование до необходимого уровня
и последующее целенаправленное развитие общедеятельностных учебных
умений (выделять и осознавать учебную задачу, строить гипотезу
решения, составлять план деятельности, удерживать учебную задачу на
протяжении всего цикла деятельности, выбирать адекватные средства
решения, осуществлять самоконтроль и самооценку) и
интеллектуально-перцептивных умений (вычленять и логически
перерабатывать учебную информацию, воспринимаемую зрительно и на слух
из различных источников знаний, на основе анализа, сравнения,
обобщения, классификации, установления закономерных и
причинно-следственных связей).
3.6. Работу с обучающимися в классе
(классах) компенсирующего обучения проводят учителя, воспитатели,
имеющие опыт работы с детьми "группы риска" и прошедшие
специальную подготовку, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный
педагог.
3.7. Фронтальное
коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех
уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии
с государственным стандартом.
3.8. Для обучающихся, не усваивающих
учебную программу на уроке, организуются индивидуальные и групповые
коррекционно-развивающие занятия, которые имеют как общеразвивающую,
так и предметную направленность. Для их проведения используются часы
школьного компонента, часы, предусмотренные для проведения
индивидуальных и групповых занятий. Продолжительность таких занятий
не превышает 30 минут, наполняемость групп - 4 - 5 человек.
3.9. Часы школьного компонента,
предусмотренные базисным учебным планом, используются только на
предметы, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в
развитии обучающихся.
3.10. Направления
компенсирующе-развивающей работы с обучающимися класса (классов)
компенсирующего обучения определяет психолого-медико-педагогический
консилиум общеобразовательного учреждения.
3.11. Педагоги проводят
систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их
индивидуальных особенностей, фиксируют динамику развития обучающихся,
ведут учет освоения ими общеобразовательных программ в педагогической
карте обучающегося и классном журнале.
3.12. Классный руководитель
инициирует и организует работу по реализации
психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
обучающихся класса (классов) компенсирующего обучения.
3.13. Учитель-логопед осуществляет
всестороннее изучение речи обучающихся, проведение
индивидуально-групповых и фронтальных занятий с теми из них, которые
имеют не резко выраженные отклонения в речевом развитии, оказание
методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении
обучающимися русского языка.
3.14. Педагог-психолог оказывает
помощь на этапе углубленного обследования детей класса (классов)
компенсирующего обучения, выявляет особенности их интеллектуального
развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и
индивидуальные занятия, направленные на нормализацию
эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов
мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений
общения и поведения, оказывает методическую помощь учителям.
3.15. Медицинское обеспечение в
классе (классах) компенсирующего обучения осуществляют медицинские
работники, закрепленные муниципальным учреждением здравоохранения
"Белоярская центральная районная больница" за
общеобразовательным учреждением, которые совместно с администрацией
общеобразовательного учреждения отвечают за сохранение и укрепление
здоровья обучающихся, диспансеризацию, проведение профилактических
мероприятий, контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и
противоэпидемического режима, организацию физического воспитания,
закаливания и питания.
3.16. В необходимом случае для работы
с учащимися класса (классов) компенсирующего обучения привлекаются
специалисты, не работающие в данном общеобразовательном учреждении,
на договорной основе.
3.17. Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе организует работу
психолого-медико-педагогического консилиума общеобразовательного
учреждения, оказывает систематическую организационно-методическую
помощь учителям и воспитателям в определении направлений и
планировании работы класса (классов) компенсирующего обучения,
анализирует результаты обучения.
3.18. Контроль за работой класса
(классов) компенсирующего обучения, ответственность за комплектование
и создание необходимых условий для их работы возлагается на директора
общеобразовательного учреждения.
3.19. Обучающиеся, успешно освоившие
программу основного общего образования, получают документ
установленного образца.
4.
Материально-техническое и финансовое обеспечение
класса (классов) компенсирующего
обучения
4.1. Для работы
класса (классов) компенсирующего обучения в режиме продленного дня
оборудуется помещение, приспособленное для занятий, отдыха, дневного
сна.
4.2. Оплата труда педагогическим
работникам, работающим в классе (классах) компенсирующего обучения,
производится в соответствии с нормативным правовым актом главы
Белоярского района.
|