Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








Название документа

РЕШЕНИЕ Думы Октябрьского района от 19.03.2008 № 343

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА"

Источник публикации

"Октябрьские вести", № 12, 27.03.2008

Примечание к документу


Текст документа


ДУМА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА


РЕШЕНИЕ

от 19 марта 2008 г. № 343


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА


В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Типовыми положениями об образовательных учреждениях, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2005 № 107-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", Уставом Октябрьского района, Дума Октябрьского района решила:

1. Утвердить Положение об организации предоставления образования на территории Октябрьского района согласно приложению.

2. Настоящее решение опубликовать в газете "Октябрьские вести".

3. Контроль за выполнением решения возложить на постоянную комиссию Думы Октябрьского района по социальным вопросам (Сердюков В.К.).


Глава Октябрьского района

А.К.КИПРИЯНОВ

20.03.2008 № 343 "Д-3"






Приложение

к решению Думы

Октябрьского района

от 19 марта 2008 г. № 343


ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

НА ТЕРРИТОРИИ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА


Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Типовыми положениями об образовательных учреждениях, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2005 № 107-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", Уставом Октябрьского района и определяет основы деятельности Управления образования администрации Октябрьского района по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дошкольного образования, дополнительного образования детям на территории Октябрьского района.


I. Организация предоставления общедоступного и бесплатного

начального общего, основного общего, среднего (полного)

общего образования на территории Октябрьского района


1. Основные задачи и принципы деятельности Управления

по организации предоставления бесплатного образования


1.1. Организация предоставления бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории Октябрьского района осуществляется администрацией района в лице уполномоченного структурного подразделения - Управления образования администрации Октябрьского района (далее Управления).

1.2. Основными задачами Управления по организации предоставления бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования являются:

1.2.1. реализация прав граждан на получение качественного образования;

1.2.2. обеспечение эффективного функционирования и развития системы образования на территории Октябрьского района;

1.2.3. выполнение стратегических задач государственной политики в области образования.

1.3. Основными принципами деятельности Управления по организации предоставления бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования являются:

1.3.1. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития детей;

1.3.2. светский характер образования;

1.3.3. свобода и плюрализм в образовании;

1.3.4. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

1.3.5. демократический, государственно-общественный характер управления образованием.


2. Содержание деятельности Управления по организации

предоставления общедоступного и бесплатного

начального общего, основного общего, среднего (полного)

общего образования


2.1. В целях организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования деятельность Управления включает следующее:

2.1.1. определение порядка организации и учета детей, подлежащих обязательному обучению в муниципальных общеобразовательных учреждениях;

2.1.2. создание, реорганизация и ликвидация муниципальных общеобразовательных учреждений;

2.1.3. обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных общеобразовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

2.1.4. определение порядка приема детей в муниципальные общеобразовательные учреждения в части, не урегулированной законодательством;

2.1.5. обеспечение проведения мероприятий по подготовке муниципальных общеобразовательных учреждений к лицензированию и государственной аккредитации в пределах своей компетенции;

2.1.6. контроль за соблюдением законодательства в области образования и реализацией образовательных программ;

2.1.7. осуществление поддержки и контроля за инновационными, экспериментальными процессами в муниципальных общеобразовательных учреждениях в рамках документов, определяющих образовательную политику.

2.1.8. обеспечение социальной защиты детей школьного возраста из многодетных и малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.2. Управление вправе вносить в органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предложения по совершенствованию организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования на территории Октябрьского района.

2.3. Управление выступает учредителем образовательных учреждений.


3. Порядок организации предоставления начального общего,

основного общего, среднего (полного) общего образования


3.1. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

3.2. Среднее (полное) общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее образование, среднее (полное) общее.

3.3. Общее образование является обязательным. Предельный возраст обучающихся для получения общего образования по очной форме обучения - восемнадцать лет.

3.4. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена. Иные формы проведения государственной (итоговой) аттестации могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования.

Результаты единого государственного экзамена признаются образовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации.

3.5. Лицам, освоившим образовательные программы среднего (полного) общего образования в предыдущие годы, в том числе лицам, у которых срок действия свидетельства о результатах единого государственного экзамена не истек, предоставляется право сдавать единый государственный экзамен в последующие годы в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся.

3.6. Образовательные учреждения обеспечивают прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

3.7. Первая ступень обучения (начальное общее образование).

В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации "Об образовании" обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими на 1 сентября соответствующего года возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.

Начальная общеобразовательная школа реализует общеобразовательную программу начального общего образования.

Нормативный срок освоения образовательной программы 4 года (1 - 4 классы).

Учебный план разрабатывается самостоятельно образовательным учреждением в соответствии с примерным учебным планом Министерства образования и науки Российской Федерации, на основании базисного регионального плана, регламентируется расписанием занятий. Обязательная недельная нагрузка не должна превышать максимальной обязательной нагрузки, определенной Базисным учебным планом (при 6-дневной и 5-дневной учебной неделе).

3.8. Вторая ступень (основное общее образование).

Нормативный срок освоения образовательной программы 5 лет (5 - 9-й классы).

Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования по очной форме обучения - 18 лет. Обязательная недельная нагрузка не должна превышать максимальной обязательной нагрузки, определенной Базисным учебным планом (при 6-дневной и 5-дневной учебной неделе).

В 9-х классах часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки учащихся - введение элективных курсов.

С учетом потребностей и возможностей личности учащегося общеобразовательные программы в общеобразовательном учреждении осваиваются в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах и форме экстерната.

Выпускникам общеобразовательного учреждения, освоившим программу основного общего образования, прошедшим успешно государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца - аттестат об основном общем образовании.

Лицам, не завершившим основное общее образование, образовательным учреждением выдаются справки установленного образца.

3.9. Обучающиеся I и II ступеней, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.

3.10. Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования.

3.11. Третья ступень обучения (среднее (полное) общее образование). Нормативный срок обучения 2 года (10 - 11 классы). Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при наличии соответствующих условий в общеобразовательном учреждении по согласованию с Управлением может быть введено обучение по различным профилям. В школе III ступени дополнительно к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности. Образовательное учреждение обеспечивает прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Зачисление в 10 класс производится на основании заявления родителей (законных представителей) с учетом интересов, способностей и возможностей ребенка. Зачисление в 10-й профильный класс производится на основании заявления родителей, с учетом интересов, способностей и возможностей ребенка, результатов итоговой аттестации за курс основной (полной) школы по профильным предметам. Профессиональная подготовка учащихся проводится на базе образовательного учреждения при наличии лицензии на данный вид деятельности. Обучение в школе III ступени завершается государственной (итоговой) аттестацией. Выпускникам школы III ступени выдается документ государственного образца - аттестат о среднем (полном) общем образовании.

Лицам, не завершившим среднее (полное) общее образование, общеобразовательным учреждением выдаются справки установленного образца.

3.12. Организация образовательного процесса.

Учебный год начинается 1 сентября.

Продолжительность учебного года на I, II, III ступенях среднего (полного) общего образования составляет 34 недели, в первом классе - 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Наполняемость классов и групп продленного дня - не более 25 человек.

При наличии необходимых условий и финансовых средств возможно в исключительных случаях комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения по согласованию с Управлением.

Количество классов в школе определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, а также с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.

По согласованию с Управлением, с учетом интересов родителей (законных представителей) в школе могут открываться классы компенсирующего обучения для обучающихся с отклонениями в развитии, наполняемостью 10 - 12 человек, куда зачисляются дети по окончании ими первого класса (по заключению Районной психолого-медико-педагогической комиссии и согласию родителей). При этом учащиеся классов компенсирующего обучения, успешно справившиеся с учебной программой, по решению педагогического совета могут быть переведены в основной общеобразовательный класс.

При проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на 2 и 3 ступенях общего образования, физической культуре на 3 ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы при наполняемости классов не менее 25 учащихся.

При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим предметам, также классов 1 ступени общего образования при изучении иностранного языка.

Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется Управлением только с согласия родителей (законных представителей) обучающихся по заключению постоянно действующей Районной психолого-медико-педагогической комиссии.

В общеобразовательном учреждении по согласованию с Управлением и с учетом интересов родителей и учащихся могут открываться:

- лицейские классы (реализуют общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля);

- гимназические классы (реализуют общеобразовательные программы (основного) общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля);

- классы с углубленным изучением отдельных предметов (реализуют общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам).

Зачисление в классы (лицейские, гимназические, углубленного изучения отдельных предметов) производится по заявлению родителей (законных представителей) с учетом интересов и возможностей детей. Наполняемость классов 25 человек. Возможно в исключительном случае при наличии финансовых средств открытие классов с меньшей наполняемостью, но не менее 20.

Образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы при наличии соответствующих лицензий.


4. Порядок организации и учета детей,

подлежащих обязательному обучению

в муниципальных общеобразовательных учреждениях


4.1. Правила приема граждан в школу определяются Управлением в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются Уставом общеобразовательного учреждения. Правила приема в школу на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования обеспечивают прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

4.2. Общеобразовательные учреждения обеспечивают прием всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

4.3. В 1-й класс школы принимаются дети, проживающие на определенной территории и достигшие возраста шести лет шести месяцев на первое сентября текущего года, при отсутствии медицинских противопоказаний, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) Управление вправе разрешить прием детей в школу для обучения в более раннем возрасте.

4.4. Для зачисления в школу родители (законные представители) представляют следующие документы:

- заявление родителей (законных представителей) о приеме ребенка в школу на имя директора школы;

- нотариально заверенную копию свидетельства о рождении ребенка;

- медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.

4.5. Прием обучающихся во 2 - 9-й, 11-й классы осуществляется при предоставлении следующих документов:

- заявление на имя директора школы;

- выписку текущих оценок по всем предметам, заверенную в установленном порядке;

- копию свидетельства о рождении или паспорта (заверенный в установленном порядке);

- медицинскую справку о состоянии здоровья;

- паспортные данные родителей, с указанием их места жительства.

4.6. В 10-й класс принимаются ученики, обучавшиеся в данной школе, окончившие 9 классов. Ученики, обучающиеся в данной школе, окончившие 9 классов и поступавшие в другие учебные заведения, имеют право на поступление в 10 класс на общих основаниях. Для поступления учащихся в 10-й класс необходимы следующие документы:

- заявление родителей на имя директора школы;

- аттестат об основном общем образовании;

- паспортные данные учащегося, заверенные в установленном порядке.

4.7. Для учащихся, пришедших из других школ, дополнительно предоставляются:

- медицинская справка о состоянии здоровья учащегося;

- паспортные данные родителей с указанием их места жительства.

В школу принимаются:

- в порядке перевода из другого образовательного учреждения, реализующего образовательную программу соответствующего уровня;

- ранее получавшие общее образование в форме семейного образования.

4.8. Правовые и имущественные отношения школы с обучающимися и их родителями (законными представителями) наступают с момента подачи заявления и издания приказа о приеме в школу.

4.9. При наличии противопоказаний по состоянию здоровья детей, на основании заключения Районной психолого-медико-педагогической комиссии возможна отсрочка от обучения на срок, определенный в заключении Районной психолого-медико-педагогической комиссии, соответственно зачисление ребенка в 1-й класс в более позднем возрасте, но не позднее 8 лет.

4.10. Образовательное учреждение осуществляет учет детей на соответствующей территории, относящихся к школе, от 0 до 18 лет, проводит выверку списочного состава детей, подлежащих обучению, не реже 2 раз в год (на начало и конец учебного года).

4.11. Образовательное учреждение прогнозирует комплектование на ближайшие 5 - 6 лет. При организации образовательной деятельности соблюдает лицензионные условия.

4.12. Образовательное учреждение обеспечивает прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

4.13. Не проживающим на данной территории, закрепленной за школой, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

4.14. Прием иностранных граждан в образовательные учреждения осуществляется по прямым договорам, заключенным образовательным учреждением по согласованию с Управлением с иностранными гражданами в соответствии со ст. 57 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", письмом Минобразования РФ от 07.04.2003 № 14-52-388ин/13 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". При наличии необходимых условий в образовательных учреждениях могут открываться специальные классы для обучения иностранных граждан.


5. Финансирование организации предоставления

общедоступного и бесплатного начального общего,

основного общего, среднего (полного) общего образования


5.1. Источниками финансирования организации предоставления общедоступного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования на территории Октябрьского района являются средства:

- бюджета Октябрьского района;

- субвенций, предоставляемых из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

- субвенций, выделяемых из федерального бюджета;

- дополнительные финансовые средства от платных дополнительных образовательных услуг, предусмотренных уставом общеобразовательного учреждения;

- пожертвования и целевые взносы физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан.

5.2. Привлечение общеобразовательным учреждением дополнительных средств, указанных в пункте 5.1 настоящего Положения, не влечет за собой снижение нормативов и абсолютных размеров его финансирования.

5.3. Финансирование общеобразовательных учреждений района осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Данные нормативы определяются по каждому виду общеобразовательного учреждения в расчете на одного обучающегося.

5.4. Нормативы финансирования общеобразовательных учреждений района в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях обеспечивается посредством выделения субвенций местному бюджету в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работникам общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из бюджета Октябрьского района), устанавливаются органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.


II. Организация предоставления

общедоступного бесплатного дошкольного образования

в муниципальном образовании Октябрьский район


1. Основные задачи и принципы деятельности Управления

по организации предоставления дошкольного образования


1.1. Дошкольное образовательное учреждение открывается с целью удовлетворения запросов населения в получении их детьми дошкольного образования и своевременной подготовке ребенка к обучению в школе.

1.2. Дошкольное образовательное учреждение создается на основе постановления главы Октябрьского района и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.3. Отношения между учредителем и дошкольным образовательным учреждением определяется договором, заключенным между ними.

1.4. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

- необходимую коррекцию отклонений в развитии ребенка;

- интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка;

- эмоциональное благополучие каждого воспитанника;

- взаимодействие с семьей для полноценного развития детей.

1.5. Дошкольное образовательное учреждение реализует одну или несколько комплексных и парциальных образовательных программ, включающих все основные направления развития ребенка, утвержденных или рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

1.6. С учетом мнения родителей дошкольное образовательное учреждение самостоятельно как в выборе образовательной программы из комплекса вариативных программ, так и во внесении изменений и разработке собственных программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

1.7. Дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные платные образовательные услуги за пределами тех, которые предусмотрены его основной деятельностью, лицензией, с учетом потребностей семьи на основе договора с родителями (законными представителями).

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.

1.8. Дошкольное образовательное учреждение может выбирать приоритетное направление деятельности с учетом имеющихся условий (оздоровительное, интеллектуальное, художественно-эстетическое, экологическое и др.).

1.9. В зависимости от направленности дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды:

- детский сад;

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

- центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

1.10. По итогам аккредитации дошкольным образовательным учреждениям устанавливается категория в соответствии с уровнем реализации образовательных программ:

- дошкольные образовательные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования, относятся к 3-й категории;

- дошкольные образовательные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт по одному или нескольким направлениям его деятельности, относятся ко 2-й категории;

- дошкольные образовательные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт дошкольного образования по всем направлениям его деятельности, относятся к 1-й категории.


2. Порядок приема и содержания детей

в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях


2.1. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 1 года до 7 лет (в исключительных случаях дети, не принятые в 1 класс по медицинским или другим показаниям, могут посещать санаторные, специализированные группы или группы общего типа до 8 лет).

2.2. Прием детей в детские сады осуществляется заведующим детским садом по заявлению родителей и медицинскому заключению о состоянии здоровья ребенка.

2.3. В случае неявки ребенка в течение 2-х недель с момента выдачи направления без уважительных причин место в дошкольном образовательном учреждении передается другому ребенку.

2.4. Родители обязаны приводить и забирать ребенка в соответствии с режимом работы дошкольного образовательного учреждения.

2.5. Пропуски детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, допускаются в случае болезни ребенка, отпуска родителей (по заявлению родителей), в т.ч. в летний период до 72 дней.

2.6. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней детей принимают в дошкольное образовательное учреждение только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка на первые 10 - 14 дней.

2.7. Управление на основе банка данных о наличии свободных мест в дошкольном образовательном учреждении информирует родителей о формах, содержании и методах работы различных дошкольных образовательных учреждений и максимально обеспечивает удовлетворение их образовательных потребностей, исходя из имеющихся условий.

2.8. Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода.

2.9. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

2.10. Прием детей иностранных граждан, лиц без гражданства в муниципальные дошкольные образовательные учреждения осуществляется по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями по согласованию с Управлением с иностранными гражданами, лицами без гражданства, в соответствии с п. 3 ст. 57 Закона Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", письмом Минобразования РФ от 07.04.2003 № 14-52-388ин/13 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".


3. Порядок комплектования контингента

в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях,

определение нормативов наполняемости групп


3.1. Комплектование муниципального дошкольного образовательного учреждения осуществляется на основе данного Положения, разработанного в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 № 677.

3.2. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется Управлением. Устанавливается следующая наполняемость групп:

- от 1 года до 3 лет - 15 детей (на селе - 10 - 12 детей);

- от 3 лет до 7 лет - 20 детей (на селе - 15 - 20 детей).

В разновозрастных группах:

- при наличии в группе двух возрастов (от 1 года до 3 лет) - 10 детей;

- при наличии в группе детей любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;

- при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 20 детей

- в группах часто и длительно болеющих детей любых возрастов - 10 детей.

3.3. В дошкольных образовательных учреждениях могут открываться логопункты, наполняемость в которых устанавливается в зависимости от категорий детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно:

- для детей с тяжелыми нарушениями речи - от 3 до 15 детей;

3.4. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в дошкольных образовательных учреждениях либо общего типа, либо в специализированных группах.

3.5. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа (ДЦП, глубокая умственная отсталость, слепота, глухота), могут создаваться специальные дошкольные учреждения или специальные группы в дошкольных учреждениях общего типа. Наполняемость их не превышает 5 человек.

3.6. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в целях обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в детских садах допускается функционирование групп кратковременного пребывания по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от запросов родителей (законных представителей).

3.7. Количество групп кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении устанавливается Управлением в зависимости от запроса населения и условий, созданных для обеспечения образовательного процесса.

3.8. Все группы кратковременного пребывания открываются учреждением по согласованию с Управлением.

3.9. Комплектование групп кратковременного пребывания осуществляется как по одновозрастному, так и по разновозрастному принципу и регулируется Положением о группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

3.10. Прием детей в группы кратковременного пребывания осуществляется на основании заявлений родителей (законных представителей) и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка.

3.11. Конкурсный отбор и тестирование при комплектовании групп кратковременного пребывания не допускается.

3.12. Отношения между образовательным учреждением, имеющим группы кратковременного пребывания, и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.

3.13. Группы кратковременного пребывания могут функционировать:

- с организацией питания воспитанников 1 раз в день (завтрак, обед или полдник) по меню и денежным нормам питания для дошкольных учреждений в зависимости от режима работы группы и пожелания родителей;

- без организации питания при длительности пребывания ребенка в группе до 3,5 часа.

3.14. Дошкольное образовательное учреждение, имеющее в своем составе группы кратковременного пребывания, несет ответственность во время образовательного процесса за жизнь и здоровье детей, за соответствие форм, методов и средств его организации возрастным психофизиологическим возможностям детей.

3.15. В дошкольных образовательных учреждениях могут функционировать следующие группы кратковременного пребывания:

- "Адаптационная группа" - для детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Создается в целях обеспечения ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в дошкольные образовательные учреждения.

- "Группа развития" - для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Создается с целью всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых.

- "Будущий первоклассник" - для детей в возрасте 5 - 7 лет. Создается с целью подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

- "Группа для детей с отклонениями в развитии" - для детей в возрасте от 2 до 7 лет. Создается с целью оказания систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения, консультативно-методической поддержки родителей.

- "Особый ребенок" - для детей-инвалидов в возрасте от 2 до 7 лет. Создается с целью оказания систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирования у них предпосылок к учебной деятельности, социальной адаптации, содействия родителям в организации воспитания и обучения детей.

- "Играя, обучаюсь" - для детей от 1 года до 7 лет. Создается для обеспечения освоения ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирования основ готовности к школьному обучению.

3.16. Группы кратковременного пребывания могут открываться в течение учебного года по мере комплектования по согласованию с Управлением.


4. Финансирование

муниципальных дошкольных образовательных учреждений


4.1 Финансирование муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет:

- средств бюджета Октябрьского района;

- субвенций, предоставляемых из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

- пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц;

- средств родителей (законных представителей).


III. Организация дополнительного образования детей

на территории Октябрьского района


1. Основные задачи и принципы деятельности Управления

по организации предоставления дополнительного образования


1.1. Организация предоставления дополнительного образования детям осуществляется в следующих муниципальных образовательных учреждениях Октябрьского района: муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей (Дом детского творчества пгт. Приобье, Дом детского творчества п. Унъюган, Дом юного техника с. Перегребное, Центр внешкольной работы "Смена" пгт. Андра, Районная детско-юношеская спортивная школа пгт. Приобье, Детская музыкальная школа с. Перегребное, Детская музыкальная школа п. Унъюган, Детская музыкальная школа пгт. Приобье, Детская музыкальная школа пгт. Октябрьское, Детская школа искусств пгт. Андра, Детская школа искусств пгт. Талинка), в муниципальных общеобразовательных учреждениях (школах).

1.2. Целями организации предоставления дополнительного образования детям являются:

- создание эффективной системы дополнительного образования детей;

- поддержка и развитие детского творчества;

- обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий для развития детских творческих способностей.

1.3. Задачами предоставления дополнительного образования детям являются:

- сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей;

- развитие межведомственного сотрудничества в целях обеспечения доступного и качественного дополнительного образования детей;

- развитие образовательной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для обучения, воспитания граждан в соответствии с их способностями, интересами и состоянием здоровья;

- обеспечение необходимых условий для личностного развития и укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей;

- адаптация детей к жизни в обществе;

- формирование общей культуры;

- организация содержательного досуга.


2. Порядок комплектования контингента, установление

муниципальных нормативов наполняемости в учреждениях

дополнительного образования детей


2.1. Учреждение дополнительного образования самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития округа, национально-культурных традиций по согласованию с Управлением.

2.2. Учреждение дополнительного образования Октябрьского района организует целенаправленный процесс воспитания и обучения с детьми дошкольного и школьного возраста посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.

2.3. Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др.). Занятия проводятся по группам, индивидуально или со всем составом объединения.

2.4. В состав каждого объединения должно входить от 10 до 15 человек.


КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.


2.9. Возможна организация индивидуальной работы с особо одаренными детьми по индивидуальным программам, разработанным учреждением дополнительного образования и согласованным с Управлением.

2.10. Определен следующий порядок приема детей в учреждения:

- зачисление в объединение по интересам производится на основании заявления родителей (законных представителей) с учетом интереса ребенка, приказом руководителя учреждения дополнительного образования.

При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

Прием в музыкальные школы, школы искусств осуществляется на основании справки о состоянии здоровья и результатов предварительной проверки музыкальных и художественных данных.

2.11. Учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, предусмотренные Уставом и выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ, по договорам с Управлением, предприятиями, организациями и физическими лицами при наличии лицензии на данный вид деятельности. Осуществление платных услуг согласовывается с Управлением.

2.12. К педагогической деятельности допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников, как на полную ставку, так и по совместительству.


3. Содержание деятельности Управления по организации

предоставления дополнительного образования детям


3.1. В целях организации предоставления дополнительного образования детям Управление в свою деятельность включает следующее:

3.1.1. обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

3.1.2. определение правил приема обучающихся в муниципальные образовательные учреждения в части, не урегулированной законодательством;

3.1.3. обеспечение проведения мероприятий по подготовке муниципальных образовательных учреждений к лицензированию и государственной аккредитации в пределах своей компетенции;

3.1.4. осуществление поддержки и контроля за инновационными, экспериментальными процессами в муниципальных образовательных учреждениях в рамках документов, определяющих образовательную политику;

3.1.5. обеспечение соблюдения законодательства в области дополнительного образования детей и контроль за выполнением дополнительных образовательных программ;

- обеспечение эффективного функционирования существующей системы дополнительного образования детей;

- обеспечение контроля за качеством предоставления дополнительного образования детям;

- организация изучения потребностей и интересов населения в получении дополнительного образования детей.


4. Финансирование организации предоставления

дополнительного образования детям


4.1. Финансирование организации предоставления дополнительного образования детям на территории Октябрьского района осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств:

- бюджета Октябрьского района;

- субвенций, предоставляемых из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

- субвенций, выделяемых из федерального бюджета;

- платных дополнительных образовательных услуг и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг;

- пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц;

- средств родителей (законных представителей).


IV. Социальная защита обучающихся и воспитанников

муниципальных образовательных учреждений Октябрьского района


1. Социальная защита детей школьного возраста


1.1. Дети школьного возраста из малоимущих, многодетных семей; находящиеся под опекой (попечительством) в семьях граждан; находящиеся в приемных семьях; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в учебное время обеспечиваются завтраком и обедом.

1.2. Все учащиеся общеобразовательных учреждений обеспечиваются в учебное время завтраком.

1.3. Организация питания в общеобразовательном учреждении возлагается на общеобразовательное учреждение. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.

1.4. В соответствии с законодательством в целях организации питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений предоставляются субвенции из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

1.5. Обеспечение учебной литературой федерального, регионального и школьного компонентов учащихся общеобразовательных учреждений за счет средств окружного бюджета (через Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) и за счет средств местного бюджета (через Управление) ведется в следующей очередности:

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в т.ч. находящиеся под опекой и попечительством;

- дети-инвалиды;

- дети одиноких матерей (отцов);

- дети из многодетных малообеспеченных семей;

- дети военнослужащих срочной службы;

- дети участников ликвидации аварий на Чернобыльской АЭС;

- дети беженцев и вынужденных переселенцев;

- дети безработных родителей, состоящих на учете в службе занятости;

- дети, чьи родители погибли в местах боевых действий;

- дети из семей, в которых среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум, установленный на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

1.6. Преимущественное право на приобретение льготных путевок в лагеря с дневным пребыванием детей при образовательных учреждениях имеют:

- дети из малообеспеченных семей (доход на одного члена семьи не выше прожиточного минимума, установленного на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры);

- дети из семей, в которых оба родителя являются инвалидами I, II, III группы;

- дети безработных родителей, состоящих на учете в службе занятости;

- дети-инвалиды;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в т.ч. находящиеся под опекой и попечительством;

- дети, у которых один из родителей погиб в местах боевых действий.


2. Социальная защита воспитанников

дошкольных образовательных учреждений


2.1. В соответствии с решением Думы Октябрьского района "О размере родительской платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях" для семей со средним душевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, для семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, устанавливается 50-процентная оплата за детский сад, для детей-инвалидов - бесплатное содержание.

2.2. Родителям (законным представителям) детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выплачивается компенсация части родительской платы в размерах, установленных окружным законодательством (Закон ХМАО - Югры от 21.02.2007 № 2-оз "О компенсации части родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием по выплате компенсации части родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования").

2.3. Денежные средства от родительской платы направляются на развитие и повышение квалификации работников образовательных учреждений.


3. Социальная защита работников образовательных учреждений


3.1. Размер оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений Октябрьского района, размер различного рода выплат компенсационного и стимулирующего характера (доплат, надбавок и т.д.) регламентируются постановлением главы Октябрьского района "О размерах и условиях оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений Октябрьского района".

3.2. Порядок и условия применения выплат работникам муниципальных учреждений Октябрьского района, выплата материальной помощи к отпуску на профилактику заболеваний, выплата социальной поддержки молодым специалистам определены в постановлении главы Октябрьского района "О порядке и условиях применения выплат работникам муниципальных учреждений Октябрьского района".

3.3. Руководителям образовательных учреждений устанавливаются дополнительные выплаты в соответствии с постановлением главы Октябрьского района "Об утверждении Положения об оплате труда руководителей муниципальных учреждений Октябрьского района".


КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду решение Думы Октябрьского района от 08.06.2006 № 86, а не постановление Главы Октябрьского района.


3.4. В целях социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений при выходе на пенсию при достижении ими пенсионного возраста и стажа работы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре не менее 10 лет выплачивается единовременное денежное вознаграждение в размере 25 тарифных ставок (окладов), без учета районного коэффициента и северной надбавки (Постановление главы Октябрьского района от 08.06.2006 № 86 "О выплате единовременного денежного вознаграждения работникам муниципальных образовательных учреждений Октябрьского района при выходе на пенсию").

3.5. Педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, методистам (кроме совместителей) в целях обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими печатными изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 100 рублей (Решение Думы Октябрьского района от 08.06.2006 № 85 "Об установлении ежемесячной денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий").


КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон ХМАО - Югры "О социальной поддержке педагогических работников и иных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" имеет номер 83-оз, а не 249-оз.


3.6. Педагогические работники муниципальных образовательных учреждений пользуются правом на возмещение расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.07.2006 № 249-оз "О социальной поддержке педагогических работников и иных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг".

3.7. Педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений гарантируется создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет.

3.8. В целях развития творческого потенциала, за многолетний и добросовестный труд работники муниципальных образовательных учреждений могут быть отмечены Благодарственным письмом, Почетной грамотой Управления образования, Управления по культуре, молодежной политике, туризму, физической культуры и спорту, главы Октябрьского района, Думы Октябрьского района, грантами главы Октябрьского района.


V. Порядок создания, реорганизации и ликвидации

муниципальных образовательных учреждений Октябрьского района


5.1. Образовательное учреждение создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений установлен Решением Думы Октябрьского района "Об утверждении Положения о порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений Октябрьского района".

Управление взаимодействует с образовательными учреждениями на основании договора, заключаемого на весь период функционирования образовательных учреждений. Изменения и дополнения в договор вносятся по инициативе любой из сторон при согласии другой стороны. При смене руководителя учреждения договор не перезаключается с новым руководителем.

5.2. Муниципальные образовательные учреждения находятся в собственности Октябрьского района.

5.3. Имущество муниципальных образовательных учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации Октябрьского района.

5.4. Права юридического лица у образовательных учреждений в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной их уставами и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательных учреждений.

5.5. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательных учреждений с момента выдачи им лицензий.

5.6. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается уполномоченным органом исполнительной власти - Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

5.7. В лицензии, выдаваемой образовательным учреждениям, фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся, воспитанников и срок действия этой лицензии. Контроль за соблюдением образовательными учреждениями предусмотренных лицензией условий обеспечивает Служба по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В случае нарушения этих условий лицензия подлежит изъятию.

5.8. Права образовательных учреждений на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также право общеобразовательных учреждений на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации. Государственная аккредитация проводится Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на основании заявления образовательного учреждения и заключения по результатам его аккредитации.

5.9. Свидетельство о государственной аккредитации образовательных учреждений подтверждает их государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

5.10. Реорганизация муниципальных образовательных учреждений осуществляется в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации "Об образовании" и ст. 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации по решению Управления.

5.11. Реорганизация образовательных учреждений может проходить в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования в соответствии с действующим Гражданским законодательством Российской Федерации.

5.12. Ликвидация муниципальных образовательных учреждений осуществляется в соответствии со ст. 34 Закона РФ "Об образовании" и ст. 61 Гражданского кодекса РФ.

5.13. Процедура ликвидации образовательных учреждений осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 62, 63 ГК РФ).

5.14. Муниципальные образовательные учреждения могут быть ликвидированы:

- по решению органов местного самоуправления - администрации Октябрьского района;

- по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей их уставным целям.

5.15. Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.


VI. Ответственность за выполнение полномочий по организации

предоставления образования


6.1. Управление несет ответственность за выполнение полномочий по организации предоставления образования на территории Октябрьского района в соответствии с действующим законодательством.






 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48

 Это интересно

Мультфильм: «Как Нянчедо Мынику учил человека летать»

 Архив статей с 1990 года
 Вы можете оставить бесплатную  заявку на любую статью из  периодического издания.
 Есть только одно условие:
 статья должна быть посвящена  проблемам севера России

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru