Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








ГОРОД МОРСКОЙ И ПОГРАНИЧНЫЙ


[2008-01-23]

ГОРОД МОРСКОЙ И ПОГРАНИЧНЫЙ.



В представительстве правительства Мурманской области при Правительстве Российской Федерации состоялась презентация ЗАТО г. Полярный как кандидата на присвоение почетного звания "Город воинской славы". Город Полярный заслуживает этой награды за большой вклад в великую победу над фашизмом, развитие и приумножение славных традиций российского флота.

Город родился с именем "Александровск-на-Мурмане" под пение корабельного рожка и салютные залпы крейсера "Светлана" в июле 1899 года. Его называют по-разному: "Ворота Арктики", "Колыбель Суеверного флота", "Заполярный Севастополь".

"Ворота Арктики". В этих воротах маячат белые призраки кораблей, сгинувших в ледяных пустынях. Это и шхуна "Геркулес", и парусно-моторная шхуна "Святая Анна", и исследовательское судно "Святой великомученик Фока"...

От гранитных берегов Екатерининской гавани уходило судно Петербургской академии наук "Заря" на поиски таинственной Земли Санникова. Командор Эдуард Толь возглавил тогда первую русскую полярную экспедицию.

Последним портом, в котором видели "Геркулес" под командованием Александра Русанова и "Святую Анну" лейтенанта Брусилова, был Александровск. В 1912 году оба отважных полярника попытались пробиться сквозь льды Арктики на восток в Тихий океан, и оба бесследно исчезли. Из Александровска дважды уходил на поиск экспедиции Седова пароход "Герта" с первым в истории освоения Севера самолетом на борту.

Но встречал город Полярный и победителей Арктики. Два ледокола - "Таймыр" и "Вайгач" под командованием капитана второго ранга Вилькитского - были первыми русскими судами, которым удалось пройти мимо северного фасада России с востока на запад сквозь ледяные заторы, сквозь паковый лед.

Полярный по праву называют Колыбелью Северного флота. Ведь самый современный и могучий российский флот был рожден именно здесь, в гранитной чаше Екатерининской гавани.

В годы Первой мировой войны Александровск стал местом формирования корабельных соединений, составивших боевое ядро флотилии Северного Ледовитого океана, а в 1933 году здесь создавалась Северная военная флотилия. Начиная с 1935 года Полярный становится ее главной базой, а с 11 мая 1937 года, после реорганизации Северной военной флотилии - главной базой Северного флота. В предвоенное время практически заново был отстроен новый город, "с нуля" была создана структура базирования кораблей и подводных лодок. Восстановление военно-морской базы дало новую жизнь флотской столице.

В судьбе Полярного заметную роль сыграли и пограничники. Воины в зеленых фуражках несли службу на скалистых берегах Кольского полуострова, охраняя рубежи родной земли, базу Северного флота, морскую дорогу к Мурманску. В годы суровых испытаний Мурманская область являлась единственной приграничной областью европейской территории Советского Союза, которую не удалось оккупировать фашистам. На время войны пограничные сторожевые корабли и катера влились в состав Северного флота. Базируясь в порту Иоканьга, они не раз швартовались и у причалов Полярного. Отсюда морские пограничники уходили на защиту полярных конвоев, на обстрел занятых врагом берегов, на прикрытие десантов, на поиск подводных лодок противника.

За период войны около 40 000 моряков-североморцев ушли на сухопутный фронт, защищая Заполярье на Мурманском и Кандалакшском направлениях, пополнив морские бригады, сражавшиеся в Сталинграде. Две бригады морской пехоты принимали участие в разгроме врага в ходе Петсамо-Киркенесской операции с 7 по 29 октября 1944 года. В рядах морской пехоты тоже сражались матросы и старшины из экипажей пограничных кораблей.На протяжении всей войны штаб Северного флота оставался в Полярном. Отсюда велось оперативное управление разнородными силами на огромном Северном морском театре, отличавшемся суровыми климатическими условиями.

Именно о городе Полярном было сказано осенью 1941 года в директиве главнокомандующего Северо-Западным направлением: "При любом положении на сухопутном фронте Северному флоту оставаться в Полярном, защищая этот пункт до последней крайности".

Полярный был частью последнего оборонительного рубежа на подходах к Мурманскому порту, игравшему в годы войны стратегическую роль по приему союзных конвоев.

Особенностью деятельности Северного флота стало тесное взаимодействие с союзниками. 29 июля 1941 года в Полярном была развернута британская военно-морская миссия. Во время разгрузки конвоя в Мурманском порту корабли эскорта союзников стояли у причалов Полярного.

Здесь были сосредоточены и основные ударные силы корабельного состава флота. От причалов главной базы уходили в боевые походы на коммуникации противника подводные лодки. Эсминцы, сторожевые корабли и тральщики сопровождали многочисленные конвои. Корабли охраны водного района главной базы осуществляли морскую оборону подходов к Мурманскому берегу, несли дозорную службу, участвовали в высадке десантов и минных постановок.

В первые дни войны 1941 года в Полярном для пополнения 14-й армии были сформированы 12-я бригада морской пехоты, 125-й и 126-й стрелковые полки, 69-я фугасно-минометная рота и запасной полк для обороны города.

Большую помощь нашим войскам в срыве наступления противника выполнил десант моряков в районе реки Западная Лица в сентябре 1941 года, когда немцы прорвали оборону на этой реке и на 30 км. продвинулись в направлении Мурманска и Полярного. Два отряда моряков численностью 800 и 600 человек и огневая поддержка эсминцев и сторожевых кораблей (в том числе пограничных) из корабельных орудий нанесли врагу большой урон в живой силе и технике, разрушили многие укрепленные огневые точки фашистов. Общими усилиями воинов 14-й армии, Северного флота и созданной из добровольцев Полярной дивизии, враг был остановлен и отброшен за реку Западная Лица. Вплоть до изгнания в октябре 1944 года немцы больше не смогли преодолеть этот рубеж.

С 1942 года Арктика стала основным театром боевых действий военно-морских сил. Германия в январе-феврале 1942 года перебазировала свои основные военно-морские силы в северные порты оккупированной Норвегии. Сюда прибыл линкор "Тирпиц", тяжелые крейсеры "Адмирал Шпеер", "Лютцов", крейсер "Кельн", 5 эсминцев, 20 подводных лодок и 400 самолетов для их прикрытия, что сделало арктические переходы союзных конвоев очень опасными.

Основную тяжесть борьбы на морских коммуникациях вынесли на себе базирующиеся в Полярном подводники. В Екатерининской гавани много раз гремел салют из артиллерийских орудий, возвещавший о славных победах подводников И.Колышкина, М.Гаджиева, Н.Лунина, Г.Щедрина, И.Фисановича, В.Старикова, И.Кучеренко, Ф.Видяева и других героев полярных глубин.

За годы войны подводные лодки и надводные корабли, в том числе героические катерники, потопили свыше 600 кораблей, транспортов и других судов противника.

Наряду с подводными лодками решающей силой в борьбе с вражеским судоходством была авиация Северного флота. Флот имел три авиационных дивизии и несколько отдельных авиационных полков и эскадрилий. Летчики-североморцы потопили 178 различных кораблей, сбили 1045 самолетов врага. Кроме того, они уничтожили большое количество техники и войск противника. Не счесть подвигов авиаторов-североморцев, сражавшихся в суровом небе Заполярья и прославивших морскую авиацию, Краснознаменный Северный флот.

Знаменательной датой в истории флота является 7 мая 1965 года. В этот день Президиум Верховного Совета СССР издал указ о награждении Северного Флота орденом Красного Знамени. В заслугах флота есть большой вклад города Полярного как главной военно-морской базы флота в годы войны.

На презентации г. Полярный как кандидата на присвоение звания "Город воинской славы" присутствовали члены Российского организационного комитета "Победа", ветераны ВМФ, представители администрации Президента Российской Федерации, Правительства России, Государственной думы, правительства Мурманской области и руководство ЗАТО г. Полярный. Многие из них участвовали в боевых действиях в городе Полярный, проходили службу в этих краях или приезжали сюда в командировки. В ходе презентации присутствующие единогласно пришли к мнению, что присвоение городу Полярный почетного звания "Город воинской славы" станет признанием его неоспоримых заслуг в деле защиты Отечества и будет способствовать усилению героико-патриотического воспитания военнослужащих и гражданской молодежи.

Думается, представление города к присвоению почетного звания поддержат и пограничники, которые сегодня живут в Полярном и несут службу по охране рубежей государства в Баренцевом море и на берегах Кольского полуострова.

Подготовил Егор ПУТЕЕВ.



Егор ПУТЕЕВ. ГОРОД МОРСКОЙ И ПОГРАНИЧНЫЙ. // Граница России (Москва).- 23.01.2008.- 004-005.- C.22






Егор ПУТЕЕВ., Граница России

 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru