| |
ЧТО НАМ СТОИТ ФЛОТ ПОСТРОИТЬ? [2008-01-16]ЧТО НАМ СТОИТ ФЛОТ ПОСТРОИТЬ?.
Варианты создания военно-морского потенциала СССР в довоенную эпоху
Строительство советского Военно-Морского Флота в 1920-1930-е годы развивалось под воздействием ряда факторов.
Среди них обычно выделяют следующие: низкое общее развитие экономики страны,, сложная внешнеполитическая обстановка, континентальная сущность стратегии государства.
дефицит грамотных кадров.
В 1918 - 1922 годах Военно-Морской Флот служил для обеих сражающихся сторон источником личного состава, оружия и технических средств для сухопутных фронтов гражданской войны. Сократилось число баз флота, особенно на бал - тике, более 700 кораблей и вспомогательных судов оказалось за границей. Минимальные силы флота находились на
Черноморском, Северном и Тихоокеанском театрах. Промышленная база сильно сократилась, существовавшие ранее связи с зарубежными предприятиями оказались разорваны.
Объем производства по судостроительной промышленности составлял 70-15 процентов от довоенного, при износе оборудования 25-30 процентов. Заместитель председателя РВС
Михаил Фрунзе, оценивая итоги гражданской войны, писал;
"В сумме все это означало, что флота у нас нет".
Требовалось определить роль и место ВМФ как в общей системе Вооруженных Сил страны, так и в будущей войне. Попытка разработать программу воссоздания флота с расчетом на ближайшую перспективу (1921-1925) была предпринята Е.Беренсом, В.Зофом, А.Зеленым и другими. Согласно их взглядам на Балтийском море и в районе Мурманска флот должен был осуществлять активную оборону, а на Белом море пассивную (только подводными лодками и минными заграждениями), на Черном, Азовском и Каспийском морях достичь "полного владения" морем. Предполагалось отремонтировать и достроить все оставшиеся после гражданской войны корабли и суда, а также построить новые. Вооружать корабли предполагалось только имеющимися системами, оставшимися от старого флота. Официального утверждения этого проекта, очевидно, нереального, так и не последовало.
Вскоре появился проект "Декрета о воссоздании Морских сил РСФСР", разрабатывавшийся Штабом всех морских сил республики, Главмортехом и Морской академией. Его появлению предшествовала публикация в "Морском сборнике" ряда тезисов, авторами которых были, в частности, комиссар Волжско-Каспийской флотилии Ф.Аверичкин и комиссар Морских сил Черного и Азовского морей А.Баранов. Они рассматривали флот как "весьма крупный фактор внешней политики государства, определяющий его удельный вес и международное значение на данном морском театре". Они считали основными задачами флота оборону морских границ, обеспечение морской торговли и содействие сухопутной армии. Вопрос о Морских силах на Дальнем Востоке оставался открытым из-за оккупации его японо-американскими интервентами. 15 февраля 1921 года проект был представлен Реввоенсовету. Предполагалось утверждение его X съездом РКП(б), но вследствие Кронштадтского мятежа решение так и не было принято.
27 августа 1921 года приказом РВСР фактически был ликвидирован самостоятельный статус РККФ как вида Вооруженных Сил. Поскольку средства, выделяемые на флот в рамках общего финансирования, были крайне ограниченными (около 33 процентов от потребного на 1922 год), началось массовое сокращение корабельного состава - как за счет устаревших кораблей, так и за счет недостроенных, с демонтажом ценного оборудования. Кроме этого, проводилось разоружение гражданских судов, мобилизованных в годы войны.
На ряде совещаний, проводившихся в 1922 году с участием представителей всех флотов, дискуссия велась на основании тезисов, представленных начальником морских сил Э.Панцержанским. Он отстаивал необходимость флота как силы, способной обеспечить защиту морских границ страны от возможной интервенции. Действия флота в будущей войне предполагались в рамках концепции активной обороны. Корабельный состав сил флота должен быть невелик, но материальная часть, а следовательно, и оружие предполагались на самом высоком уровне. При этом учитывалось, что ресурсы страны позволяли удовлетворять требования флота только в минимальном объеме.
В дискуссии о характере флота - оборонительный или наступательный - большинство участвовавших высказались за флот, способный действовать активно. Подчеркивалось, что "лучшая оборона -это нападение", а следовательно, надо иметь флот, способный обороняться, необходимо его сделать и способным нападать.
В июле 1924 года на заседаниях Реввоенсовета обсуждался проект программы развития флота, составленный Оперативным управлением штаба РККА. 9 июля состоялось совместное совещание с представителями промышленности, которое постановило приступить в первую очередь к достройке отдельных кораблей, чтобы обеспечить заказами судостроительные заводы на два ближайших бюджетных года (1924/25-1925/26). Это позволило ввести в строй наиболее ценные боевые корабли с минимальными расходами.
При восстановлении кораблей было проведено сокращение номенклатуры оружия за счет устаревших и неперспективных образцов. Новой тенденцией стало усиление зенитного оружия кораблей.
Уточнение роли флота произошло в ходе дискуссий между начальником Штаба РККА М.Тухачевским и начальником Организационно-строевого управления У ВМС РККА М.Петровым. Взгляды Тухачевского были изложены в труде "Будущая война", разработанном им совместно с сотрудниками 4-го Управления Штаба РККА в июле 1928 года: "В обстановке будущей войны наш морской флот не сможет сыграть самостоятельной роли... В связи с этим является нецелесообразным трата значительных средств на строительство надводного флота. Внимание должно быть сосредоточено на усилении подводного флота и морской авиации". Учитывалось, что морские силы граничащих с СССР государств, безусловно, слабее РККФ, но им будет оказана поддержка флотов Англии и Франции. Наш флот должен будет, прорывая блокаду противника, наносить удары по коммуникациям, чем сможет нарушить снабжение его сухопутной армии. Также придется, создав свои оборонительные минно-артиллерийские позиции, противодействовать попыткам уничтожения флота и высадки десантов на наше побережье. Для реализации этих задач требовались береговая артиллерия (подвижная крупных калибров), корабли с дальнобойной артиллерией, подводные лодки (позиционные), торпедные корабли (катера и эсминцы). Кораблями флота должна была обеспечиваться возможность массового применения минного оружия.
Взгляды Петрова нашли свое выражение в разработанном при его участии "Боевом уставе Военно-морских сил РККА", введенном в действие в 1930 году. Не отрицая борьбы флота на коммуникациях и необходимости обороны побережья, Петров считал для флота возможным ведение самостоятельных операций, направленных на разгром сил противника. В связи с этим главной ударной силой флота в бою становились корабли с крупнокалиберной артиллерией (линкоры и крейсера). Не исключалось и использование ими при выгодных условиях боя торпедного оружия, которое называлось главным оружием миноносцев, торпедных катеров и подводных лодок. Артиллерия эсминцев должна была действовать только против легких сил. Оружие сторожевых кораблей было призвано обеспечить решение их главной задачи - оборону главных сил от атак подводных лодок и торпедных катеров. Намечалось также обеспечить защиту кораблей от атак авиации. Учитывая скоротечный характер возможных боев и необходимость нанесения противнику решительного поражения, от флотской артиллерии требовались большая мощь огня, высокая скорострельность и дальность стрельбы. Торпедное оружие, учитывая короткие дистанции его применения субмаринами, и катерами, в первую очередь должно было иметь большой боезаряд.
По итогам дискуссии в принятое решение оказались включены только те вопросы, по которым мнения сторон совпали. Утвердилась концепция "малой войны на море" как основа официальных взглядов на строительство и применение флота. Приоритет в развитии получили подводные лодки и легкие силы флота (крейсера и эсминцы). Развертывалось не состоявшееся ранее строительство "москитного" флота из торпедных катеров. Началась разработка новых систем оружия. Для крейсеров предназначалась новая 180-мм пушка, на базе существующих образцов разрабатывались 130-мм орудие эсминцев, универсальная 102-мм пушка для сторожевых кораблей, подводных лодок и тральщиков, торпеды калибра 533 мм для торпедных катеров и подводных лодок, новые образцы мин заграждения и тралов, глубинных бомб. Производство и установка их на корабли начались в следующем периоде.
В апреле 1929 года группа адъюнктов Военно-морской академии - А.Якимычев, А.Александров, Н.Алякринский и С.Столярский (в литературе за ними закрепилось название "Молодая школа") - составила "Докладную записку о характере строительства Военно-морских.сил РККА на Балтийском театре", направленную ими начальнику Морских сил (наморси) Рому - альду Муклевичу. Следуя за идеями Тухачевского, авторы решительно отрицали целесообразность проведения .флотом каких-либо самостоятельных операций и тем более попыток борьбы за господство на театре. По силам противника, приближающимся к нашему побережью, должны были наноситься "сосредоточенные удары" соединений разнородных сил. Главной ударной силой флота должны были стать подводные лодки и боевые катера ("москитные силы"), а также авиация. Учитывая скоротечный характер боя, требовалось оружие с большой дальностью стрельбы, мощностью и высокой огневой производительностью. Позже эти взгляды получили закрепление во "Временном боевом уставе Морских сил РККА" 1937 года.
Представителям "Молодой школы" удалось довольно быстро достичь командных должностей и оказать значительное влияние на формирование плана строительства флота на вторую пятилетку, особенно в отношении строительства Морских сил Дальнего Востока. В рамках УВМС началось формирование специализированных структур для исследовательских и опытно-конструкторских работ в области морского оружия. 2 сентября 1932 года было создано 5-е Управление, ведавшее вопросами вооружения. Одновременно создавались подчиненные УВМС институты: артиллерийский и минно-торпедный. Параллельно в образованном еще в 1921-м Остехбюро продолжались работы в области минно-торпедного оружия, а также систем телеуправления. Наконец в конце 1937 года ВМФ приобрел статус самостоятельного вида Вооруженных Сил, возглавляемого собственным наркомом.
Планы развертывания строительства "большого морского и океанского флота" начали разрабатываться с 1936 года. Это должно было привести как к количественному, так и к качественному обновлению советского ВМФ. В первую очередь "большой флот" рассматривался как необходимый атрибут развитого индустриального государства и инструмент активной внешней политики. Постановление СТО от 27 мая 1936 года установило общий тоннаж будущих кораблей "большого морского и океанского флота". В составе флота должны были появиться линейные корабли, тяжелые крейсера и авианосцы. Осенью 1940 года было принято решение о продлении срока строительства части заложенных кораблей (в основном крупных) и ускоренном строительстве легких сил. Это было вызвано как перераспределением средств в пользу сухопутных сил, так и трудностями со своевременной поставкой комплектующих (в том числе артиллерии и систем управления огнем).
Обобщение и учет опыта использования морского оружия в локальных конфликтах 1930-х годов и начавшейся второй мировой войне практически отсутствовали. Сохранились требования, без проведения теоретических обоснований, максимальной мощи оружия каждого класса кораблей для достижения превосходства в бою. Признавался количественный и качественный рост авиации и легких сил возможных противников. Для отражения предполагавшихся комбинированных атак легких сил и авиации проектировавшиеся крупные артиллерийские корабли -линкоры и тяжелые крейсера, должны были иметь установки среднекалиберной зенитной артиллерии и артиллерии дальнего боя.
Таким образом, на основании анализа опыта первой мировой и гражданской войн, с учетом внешнеполитического и экономического положения СССР был заложен фундамент теории применения флота, выразившийся в концепции "активной обороны" ("малой войны на море"). В ходе восстановления флота перевооружение кораблей проводилось по стандартной для каждого класса кораблей схеме, с учетом новых требований. Обеспечение кораблей флота оружием производилось исходя из существующих образцов и запасов, разработанных еще в предшествующий период. Артиллерийское и минно-торпедное оружие для кораблей и катеров "флота малой войны на море" было разработано и освоено в производстве в течение второй пятилетки. Массовые поставки этих видов оружия были осуществлены к концу 1930-х годов. Все сданные флоту в этот период боевые корабли и катера были обеспечены вооружением. При этом оружие ВМФ оставалось на уровне требований начала 1930-х, а разработанные в 1938-1941 годах новые образцы вооружения в массовом производстве до начала войны освоены не были. Несмотря на провозглашенную концепцию "малой войны на море" с опорой на массовое использование торпедного и минного оружия, руководство ВМФ СССР недостаточно контролировало деятельность его проектировщиков и производителей. В частности, со значительным опозданием были развернуты работы по оснащению кораблей современными средствами радиоэлектронной и гидроакустической техники.
Фото:
- Краснознаменный Балтийский флот. Линкоры на рейде. 1940 г. РГАКФД.
- Черноморский флот. Краснофлотец "бьет склянки" на корабле. 1928 - 1932 гг. РГАКФД.
- Краснофлотец во время обеда. 1929 г. РГАКФД.
"Родина".
Константин КУЛАГИН. ЧТО НАМ СТОИТ ФЛОТ ПОСТРОИТЬ?. // Боевая вахта (Владивосток).- 16.01.2008.- 004.- C.4,5
Константин КУЛАГИН., Боевая вахта
| | |
Использованные источники: allnorth.ru C’T HMN.RU SmartMoney Vanity Fair www.patriot-pomor.ru www.uhta.net Авангард АиФ в Архангельске Аргументы и факты Аргументы и факты - Магадан Аргументы и факты на Енисее Аргументы и факты на Мурмане Арсеньевские вести Архангельск Бизнес-класс Бизнес-класс. Архангельск Боевая вахта Будни Коми Важский край Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости) Вельск-инфо Вельская неделя Вельские вести Вести Вести города М Вестник космодрома Вестник Приобья Вечерний Котлас Вечерний Красноярск Вечерний Магадан Вечерний Мурманск Вечерний Новосибирск Вечерняя Москва Вечерняя Урдома Воздушный флот Волна Газета Граница России Гудок Двиноважье Двинская правда Деловое Прикамье Деловой Петербург Для клиентов: Добрый вечер, Архангельск! Жизнь за всю неделю Завтра Заполярная правда Заполярный вестник Заря Заря Тимана Звезда Звездочка Зеленый мир Земляки Знамя Знамя труда Золотой Рог Зырянская жизнь Известия Известия Удмуртской Республики Индустрия Севера Кадровый менеджмент Каргополье Колымский РегиоN Колымский тракт Коммерсантъ Комсомольская правда Комсомольская правда - Коми Комсомольская правда - Тюмень Комсомольская правда в Красноярске Комсомольская правда в Магадане Коношский курьер Континент Сибирь Коряжемский муниципальный вестник Котласский бумажник Крайний Север Красная Печора Красное знамя Красноярская газета Красноярский рабочий Красный Север Курьер Беломорья Лесной регион Литературная газета Магаданская правда Маяк Местное время Метро Мир&Dom. Business МК в Архангельске Молодежь Севера Моряк Севера Московские новости Московский комсомолец в Архангельске Московский комсомолец в Томске Мурманский вестник Наше время НГ-exlibris Недвижимость и цены Независимая газета Независимое военное обозрение Независимый взгляд Нефтегазовая вертикаль Нефть России Новая газета Новодвинский рабочий Новости Югры Новый Архангельск Новый город Няръяна вындер Омский вестник Онега Панорама Столицы Парламентская газета Парма Пинежье Плесецкие новости Полярная правда Правда Севера Правда-КПРФ Псковская правда РБК Республика РИА Родина Российская газета Российская земля Россия Русский репортер Рыбак Камчатки Рыбак Сахалина Рыбак Севера Самотлор-экспресс Север Северная надбавка Северная Широта Северный комсомолец Северный рабочий Сегодняшняя газета Сельская жизнь Сибирское агентство новостей Слово нефтяника Смена Собеседник Советская Сибирь Строительная газета Сургутская трибуна Таймыр Томская неделя Томская нефть Транспорт России Трибуна Трудовая Коряжма Тюменская область сегодня Тюменская правда Тюменские известия Тюменский курьер У Белого моря Усинская новь Устьянские Вести Устьянский край Учительская газета Холмогорская жизнь Хронометр Челябинский рабочий Щит и меч Эвенкийская жизнь Эвенкия Экономика и время Экономика и жизнь Эксперт Эксперт Сибирь Эксперт Урал Эхо столицы Якутия Якутск вечерний
|