Многоликие куклы [2007-12-14]
Около 600 красавиц, девиц и иных кукольных лиц представлены на выставке в Шенкурском районном краеведческом музее.
Её открытие состоялось 4 декабря.
Вернисаж с сюрпризом
Всё началось по привычному сценарию - с разрезания ленточки на входе в выставочный зал заместителем главы района по социальным вопросам О.В. Фериной. Но как только гости перешагнули его порог, наверное, всех их посетило одинаковое чувство искреннего удивления. Они увидели яркую, красивую экспозицию и удивлялись такому обилию и разнообразию тряпичных кукол - миниатюрных и больших, старинных и современных, простеньких в изготовлении и вычурных образов, традиционных, какие делали когда-то в деревнях бабушки и прабабушки, и авторских работ, безвестных и именитых призеров Московского международного фестиваля авторской текстильной куклы "Ребро Евы". Рядом с русскими красавицами и девицами, куклами многих губерний России, соседствуют иностранцы - куклы из Америки, Мексики, Африки, Китая, Японии, Индии, Турции, Армении. Как позже выяснилось, в Шенкурске оказались и такие куклы, какие даже в Интернете еще не появились. Здесь, в нашем городе, все последние веяния в области традиционной тряпичной куклы. Как этому явлению ни удивляться!
Восторженный эффект произвел и театрализованный сюрприз от организаторов, в подготовке которого сотрудникам музея помогли педагоги детской художественной школы. Восточная принцесса (А.Р. Никулина) и принц (Катя Глазачева), Зулейха (Н.С. Процук), дамы с зонтиком и муфтой (Л.В. Долгобородова и С.А. Лукина), мама и дочка из композиции "Сенокос" (Е.А. Ельцова и Л.В. Фадеева), русская кукла (О.Г. Верещагина), колоритнейшая кукла-девица "Вот и меня просватали" (Н.И. Титова) - все образы были до мелочей продуманы, точно подобраны костюмы, реквизит. Актеры так удачно скопировали и оживили оригиналы кукол с витрин, что зрители стали свидетелями почти сказочного превращения. Удивили шенкуряне и гостью из Москвы Татьяну Викторовну Басову, куратора этого выставочного проекта, организованного Московской галереей "ХХI век". Впервые её встретили ожившие куклы, хотя уже год выставка "Красавицы, девицы и иные лица" путешествует по разным городам нашей страны.
Приезд
в Шенкурск
такой уникальной коллекции традиционных и современных тряпичных кукол - событие очень значимое и примечательное для нашего города. Как такое стало возможным? Куратор проекта Т.В. Басова пояснила, что этот адрес был выбран совсем не случайно. Во-первых, у неё родовые корни северные. На Севере жила её бабушка, поэтому Север Татьяне Викторовне дорог. Во-вторых, в Архангельске на семинаре по лоскутному шитью она познакомилась с народным мастером России Еленой Борисовной Чирковой, от которой и узнала о Шенкурске, от которой и получила приглашение привезти сюда выставку. С огромной заинтересованностью отнеслись к этой идее сотрудники Шенкурского музея, проявили инициативу. Директор музея Лариса Евгеньевна Князева сама съездила в Москву за экспонатами и вместе со специалистом по народному творчеству отдела культуры Е.Б. Чирковой решала все организационные вопросы. На открытии выставки Т.В. Басова заметила: "Я прекрасно понимала, что везу 600 кукол в город, где всего 6 тысяч жителей, получается по кукле на десять человек. Но есть надежда, что на этой выставке побывают дети из всех сел и деревень. Мы с вами всё же находимся на неизведанной планете, хотя в куклы мы играем с раннего детства. На выставке просто драгоценные экспонаты: Они помогают нам увидеть и понять, как этот мистический, сложный, сущностный предмет - кукла создавался до нас. Смысл этой выставки в открытии истоков, традиций. Глядя на эти куклы, можно ещё раз с уверенностью сказать, что наш народ совершенно гениальный".
Столбушки, кулёмы и:
До наших дней дошло много образцов тряпичной куклы из различных регионов страны. На этой выставке кукольный мир настолько многолик, что в этом материале скажем лишь о некоторых направлениях и мастерах . К примеру, здесь можно увидеть работы народного мастера России Майи Сысоевой из Вологодской губернии. Конструкция этих кукол - Столбушка, основа - столбик. Они выполнены из старинных тканей - пестреди и являются музейными ценностями. Куклы Надежды Владимировны Могутовой из Вельска одеты в народные северные костюмы.
У куклы-помощницы - особая роль. Её дарили девочке вместе с горшочком и говорили: "По пояс крупички, по шейку водички, по головку кашки будет". Пока девочка учится варить кашу с помощью этой куклы, за плохую кашу ругают куклу. Когда девочка научится варить кашу, она должна в благодарность эту куклу нарядить. Или совершенно необыкновенная ярославская кукла, такой архаичной формы: платок или кусок белой ткани сшивают в виде баллона и наполняют ветошью, перетягивают шпагатом или суровой ниткой, определяя голову, грудь, талию и нижнюю часть куклы. Интересны калужские куклы-Желанницы. Это такие потайные девичьи куклы, которых не показывали, хранили в сундучке. Если девочке чего-то страстно хотелось, она доставала свою куклу, закрепляла на ней свою сережку, пуговку или привязывала ленточку, брала зеркальце и показывала - смотри, куколка, какая ты стала красивая! - и рассказывала ей о своем желании, просила куклу о его исполнении.
Приехали в Шенкурск и куклы более 30 признанных мастеров: Елены Коноваловой из Апатитов, Светланы Леоновой и Валентины Булыгиной из Подмосковья, Ангелины Бобок и Марины Мишиной из Санкт-Петербурга, Ирины Агаевой из Тулы и т. д. Каргопольская художница Елена Дикова делает кукол из набойки (старинный способ окрашивания ткани). Представлены на выставке украинские обрядовые куклы, куклы в русских костюмах, ангелы, куклы-младенчики, куклы на ленте, куклы-перевертыши, куклы на ложке и прочие, прочие. Очень ценными экспонатами являются куклы, бытовавшие в Шенкурском районе. Очень много на этой выставке кукол из личной коллекции Т.В. Басовой. Здесь можно увидеть и её работу под названием "Река", за которую Татьяна Викторовна получила звание лауреата крупнейшего в России Ивановского фестиваля по лоскутному шитью.
Серьезная игра
в куклы
- Когда же кукла так серьезно Вас увлекла? - поинтересовалась я у Т.В. Басовой.
- Я занимаюсь русской культурой, лоскутным шитьем. Хотя по образованию я - математик, заканчивала инженерно-физический институт и работала научным сотрудником в области научной информации. А куклы в большом количестве жили у меня дома, я их коллекционирую. Одну из первых в свою коллекцию я купила лоскутную тряпичную куклу, работу Майи Сысоевой. Кстати, автор встретилась с этой куклой спустя десять лет, когда я стала делать выставку. Первый показ прошёл год назад в старинном подмосковном городе Александрове. Я пригласила знакомых мастеров-художников поучаствовать в показе, они откликнулись. Мы собрали очень представительную выставку, по существу первую по тряпичной кукле. Я стараюсь возить выставку по небольшим городам, показывать её там, откуда кукла "пришла". Все традиции живут в глубинке.
- Что же такое - традиционная кукла?
- Сложность темы тряпичной куклы в том, что очень часто куклу в русском костюме принимают за традиционную куклу. А это разные вещи. Традиционная кукла - это не шитьевая кукла, к примеру, вот такая устьянская: берётся ветошь, вкладывается в лоскут, образуется голова, потом её пеленают. Устьяны уникальны, там сохранились кукольные традиции. В Устьянах я общалась с бабушкой Евгенией Ивановной. И она мне показала, как быстро и просто можно сделать куклу: сняла свою кофту, сложила её, скрутила, повязала платком. Удивляет простота, и что самое главное - эти куклы хранят душевное богатство и теплоту.
Я знаю и общаюсь со многими мастерами в России, в том числе и благодаря существованию такой системы, как мастер-классы. Есть очень сильные школы, к примеру, в Вятке, где работает Нина Васильевна Осипова, или в Санкт-Петербурге, там ведёт занятия Марина Александровна Мишина, у неё разработаны образовательные программы по темам - материнство, кукольные парочки и так далее.
- Вы сами делаете свои авторские куклы?
- Делаю, и на этой выставке есть мои работы. Вот одна из них - "Бабушка и внучка". Знаете, у меня есть знакомые, очень обеспеченные люди, а у их внучки - тряпичные куклы. И она играет с ними с удовольствием, а через эту игру и традиционную куклу воспитывается ребёнок, сохраняются незримые нити, связывающие поколения. Такая простенькая кукла - нетленная ценность, частичка нашей культуры, и она несравненно дороже любой дорогой красивой игрушки.
Валентина Павловская., Важский край
|