Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








ЯКУТИЯ: ОЧЕНЬ ТРЕВОЖНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА ПРОКЛАДКЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ


[2008-01-11]

ЯКУТИЯ: ОЧЕНЬ ТРЕВОЖНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА ПРОКЛАДКЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ.



Как здорово были развернуты работы по продолжению строительства железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск! Мельком просмотрел заголовки публикаций в газетах и журналах за последние год-полтора: "Своими темпами строители всех загнали", "Мужества и оптимизма нам не занимать", "Мечта становится явью" и прочее...

Но вот уже с начала 2007 года в речах и выступлениях по поводу продолжения работ на этой главной стройке Якутии тональность изменилась. Появились признаки сослагательного наклонения: "если бы да кабы"...

На совещании транспортных строителей в Алдане, которое состоялось прошлой весной, стало окончательно ясно, что дело здесь не в мастерстве, умении и даже не в мужестве людей, работающих на трассе - в тайге, болотах.

В своей речи на том совещании президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров, оценивая их труд, сказал так: "Действительно проделана колоссальная работа. Строители, заказчики, проектировщики отработали прошлый год очень успешно"... А вот дальше появилось это самое "если".

"Говоря с позиции сегодняшнего дня, - продолжил свою мысль Вячеслав Анатольевич, - если нам удастся решить вопросы финансирования, то до 2008 года с задачей мы справимся... Правительству республики вместе с дирекцией придется заняться поиском дополнительного кредитования. Пока будем перебиваться так. Но все равно будем финансировать стройку, доведем ее до Кердема, и сомнений на этот счет ни у кого быть не должно".

Но они уже тогда появились. Спустя четыре месяца генеральный директор Якутского филиала ЗАО "Инжтрансстрой" Александр Дудников, несмотря на отставание с финансированием работ, упорно продолжал утверждать, что целевая задача этого года определена, исходя из директивного срока строительства с окончанием в 2008 году, что сроки никто не менял и не пересматривал.

Это действительно так. Но тогда предстояло уложить рельсы от разъезда Болотный до Карбыкана - сотню километров. Задержка финансирования это сделать не позволила.

Накануне республику посетил бывший тогда министром экономического развития и торговли России Герман Греф. Ждали: вот приедет барин, барин нас рассудит. Перед министром был поставлен еще и вопрос об индексации стоимости строительства дороги, поскольку названная в 2004 году сумма в 15 миллиардов не учитывала инфляцию. И этот вопрос не решен до сих пор. Средства от продажи активов "Якут-угля", которые решено было направить на окончание строительства "железки", существенно ситуацию не изменили, хотя завершения этой процедуры все ждали долго и с большой надеждой. Так что до сих пор строители не столько работают, сколько действительно "перебиваются".

Часть подразделений покинула стройку, хотя предыдущие долги республика смогла погасить тремя траншами. Но на продолжение строительства денег снова катастрофически не хватает. Стройка хотя не остановилась, однако не смогла сработать на результат. Укладка рельсов как замерла в начале года у разъезда Болотный, так и не сдвинулась. Из запланированных ста пятидесяти километров уложено только девять. Отсутствие денег не позволило заблаговременно закупить материалы.

Руководитель строительства Александр Дудников не теряет оптимизма и считает, что общая картина результатов не такая уж и плохая. Работы на прокладке просеки выполнены на 95 процентов. Земляное полотно главного пути отсыпано на 67 процентов. Сооружение железнодорожных мостов завершено на 66, укладка труб - на 43 процента от проекта. Балластировка пути выполнена на 38, а укладка рельсов - на 15, 6 процента.

- Это не пугает, - говорит Александр Николаевич. - Все технологичные операции можно ускорить. Только за полгода все-таки не сделаешь то, что рассчитывалось на три года. Строители работают, но постоянное недофинансирование поколебало уверенность в расчетах.

Понять его можно. Часть подразделения строителей железной дороги перебросила свои силы на другие объекты - автодорогу "Лена", ВСТО. Такое мощное и обязательное предприятие, как "Дальстроймеханизация", до трех четвертей своей техники перебросило в Амурскую область, под Сковородино, на объекты ВСТО. Этот процесс может оказаться необратимым и для других подрядчиков.

От 15 миллиардов рублей, заложенных на стройку постановлением N 242 от 15 мая 2004 года, осталось всего 2, 8 миллиарда. Из них 2, 6 миллиарда рублей уйдут на строительно-монтажные работы. Это деньги конечные, от договоров генподрядчика с заказчиком. Других не предусмотрено. А они - всего половина плана текущего года. Если их затратить только на материалы и укладку рельсов, то другие подразделения строителей останутся без загрузки. Допустим, строители доведут до ума отсыпку, мосты, связь, электроснабжение до Кюргеляха. Дальше все подразделения останутся без загрузки. К тому же, Кюргелях - место абсолютно не обжитое. Вряд ли там стоит делать базу, чтобы использовать уложенные рельсы для перевозки грузов дальше, в сторону Якутска.

Ситуация с учетом, вернее с неучетом инфляции, парадоксальна. В одном документе она учитывается, в другом - нет. Всем понятно, что не учитывать это явление нельзя. Никто не подвергает сомнению квалификацию людей, которые решают проблемы ценообразования. Но решение завязло. Сейчас даже проскальзывает мнение о смене подрядчика. Но любой из них попал бы в этот же самый переплет. При переходе на трехлетний бюджет инфляцию учли только на 2007-2008 годы, а предыдущие два выпали из рассмотрения. Эти 2, 8 миллиарда сомнений не вызывают. Только вот "выбить" их никак не удается, а они позволили бы выполнить планы года в полном объеме.

Пока же есть возможность уложить рельсы до Кырбыкана - 90 километров, на оставшиеся деньги загрузить подрядчиков. Но полностью восстановить ушедшие коллективы уже невозможно. Сейчас есть, куда уйти, на то же ВСТО, железную дорогу на Эльгу - те же 350 километров. Когда сооружали пути от Беркакита до Томмота и также заканчивалось финансирование, строителям некуда было деваться. Сейчас им есть где заработать, но зачем же терять квалифицированных и преданных стройке людей? И какие коллективы - прошедшие БАМ и повернувшие от него на север, в Якутию. Названия-то легендарные: "Мехколонна-162", "Мостострой-9", "БАМстроймеханизация". Все они приостановили работы на трассе Томмот - Кердем. Даже алданские подрядчики уходят в Читинскую область. И это когда строители находятся всего-то в 18 километрах от Кердема.

Конечно, строительство такого масштаба - дело не одной только Якутии. В России принята программа сооружения железных дорог в масштабах всей страны - 20 тысяч километров. Тем более странно, что здесь процесс потихоньку затухает. Раньше сооружение дороги на Якутск вообще подвергалось сомнению. Теперь не надо доказывать ее необходимость. Если бы республика не пошла на это, здесь ничего бы и не было. Но главная закавыка как была, так и осталась - надо снова убеждать чиновников. Причем этот процесс возникает каждый раз, как только сменяется состав правительства в Москве. Вопрос об индексации должен был решиться еще в июле, но сменился министр. Теперь снова надо доказывать все то же самое, но новым людям.

А пока стройка теряет людей. Ушли ветераны - Казаков, Григорьев, АН, Шарафутдинов... У всех, кто остался, да и у тех, кто перешел, настроение одно - закончить стройку, довести ее до конца. Никто не хочет оставлять после себя хвосты. Можно подсчитать инфляцию, стоимость продолжения строительства, эти цифры есть. А как сосчитать ущерб от невыплаты денег, от того, что не вышли на Кырбыкан, на Улу?

Сейчас на всех подрядчиков есть 2, 6 миллиарда рублей. Средств хватит всего на четыре месяца - зазор на принятие решения и его осуществление. А будь все нормально, в сентябре 2008 года дорога пришла бы в Кердем с гудком тепловоза. Но до сих пор это остается сослагательным наклонением...

Фото:

- Так красиво все начиналось... 11 апреля 1985 года. Укладка "серебряного" звена (слева); бойцы ударного строительного отряда "Якутский комсомолец". Фотохроника ТАСС.



Юрий КАРПОВ. ЯКУТИЯ: ОЧЕНЬ ТРЕВОЖНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА ПРОКЛАДКЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ. // Строительная газета (Москва).- 11.01.2008.- 002.- C.7






Юрий КАРПОВ., Строительная газета

 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru