Академия художеств жгла и жже [2008-01-18]Академия художеств жгла и жжет
СПб. Альма-матер соцреализма: к 250-летию Академии художеств". Арт-галерея "Либерти" (ул. Пестеля, 17/25). До 16 марта.
Поэт - Пушкин, фрукт - яблоко, художественный арьергард - петербургская Академия художеств. Это неподвластно времени, против этого спорить не принято, и все же находятся отважные люди, готовые ставить под сомнение укорененные в коллективном сознании предрассудки.
Арт-галерее "Либерти" удалось доказательно оспорить мрачноватую репутацию Академии как оплота творческой реакции. Посрамленными оказались многие авторитеты: от академика Павла Соколова, Александра Бенуа и Владимира Ульянова (Ленина), в 1918-м упразднившего Академию (ненадолго), до современных творческих радикалов.
Поводом для восстановления исторической справедливости стал 250-летний юбилей крупнейшего художественного учебного заведения России. Показ устроен галереей в рамках проекта "Рожденные в СССР", но многие из представленных художников появились на свет еще в те благословенные времена, когда о большевиках знали лишь посвященные (Лев Богомолец, Георгий Верейский, Раиса Гетман, Евсей Моисеенко, Николай Ромадин, Анатолий Трескин). Творчество мастеров - вне зависимости от их возраста, даже самых молодых (Ларисы Давыдовой, Владимира Загонека, Андрея Яковлева) - убеждает, что Академия за последнее столетие смогла породить отнюдь не только соцреализм. Как раз политически ангажированной изопродукции на выставке совсем немного, да и то, что есть, скорее вероломный соцреализм, вполне зримо устремленный к пародии и обнажающий уязвимость советского официального искусства (таково, к примеру, монументальное полотно палешанина Дмитрия Кормилицына "Максим Горький на берегу моря"). Преобладает же творчество без уловок независимое. Хотя в большинстве случаев работы, созданные с начала 1930-х ("Юный разбойник" Ивана Королева) по настоящий день ("Первые шажки (Таймыр)" Андрея Яковлева), и выказывают близость к определенным образцам: здесь есть работы декоративного мирискуснического плана, есть - отсылающие к достижениям отечественных и зарубежных импрессионистов, экспрессионистов, неоэкспрессионистов, фольклористов, наивных художников, новых вещественников, метафизиков, гиперреалистов. С мастерством, недоступным даже самым старательным автодидактам, художники академической выучки возвеличили бескорыстный патриотизм и семейные ценности, изобразили композиции из цветов и овощей, прибалтийскую и знойную крымскую экзотику, безлюдные российские просторы, советских конформистов с напряженной внутренней жизнью, сцены труда и праздников.
Эти произведения невозможно назвать принадлежащими одному направлению: слишком очевидно демонстрируют они разные темпераменты, философии и пристрастия их авторов, слишком узнаваемы персональные творческие манеры создавших их мастеров, слишком ясны различия задач и приемов их решения. Выставка напоминает, что именно в Академии художеств учились и преподавали многие из новаторов, в разные годы определявших пути развития искусства, не только отечественного.
В великолепной эклектике представленного материала, вероятно, и заключается главное достоинство юбилейной выставки: ее организаторы сумели показать, что, несмотря на все нападки скептиков и маловеров, на все - порой катастрофические - преобразования, которые претерпела петербургская Академия художеств за два с половиной столетия, ее педагоги сумели создать надежную систему воспитания талантливой молодежи.
Фото:
- Показ живописи, графики и скульптуры знаменитых выпускников и преподавателей Академии художеств устроен в рамках проекта "Рожденные в СССР".
Фото:
- Народный художник СССР, действительный член АХ СССР Евсей Евсеевич Моисеенко (1916-1988). Мужской портрет.
Фото:
- Представитель "тихого искусства" художник Георгий Семенович Верейский. Мужской портрет.
Евгений Голлербах Академия художеств жгла и жжет // Деловой Петербург (Санкт-Петербург).- 18.01.2008.- 007.- C.4 приложение "ДП" Выходной
Евгений Голлербах, Деловой Петербург
|