Эволюция бывает разная [2007-12-13]
Вы знаете, как выглядел первый архангельский светофор и где он был установлен? А какой была первая форма сотрудников автоинспекции или что было записано в первых правилах движения по нашему городу? Если нет, то этот пробел в образовании, пожалуй, стоит как можно быстрее устранить. Тогда вперед, в музей Госавтоинспекции, что находится в здании областной ГИБДД.
ТРУБКИ контроля трезвости, мегафон как орудие пропаганды Правил дорожного движения, всевозможные измерители скорости и первые алкотестеры - для любителей старой техники здесь настоящий рай. Такое теперь разве что в фильмах увидишь, а тут вот оно, все даже потрогать можно!
Множество черно-белых фотографий - немых свидетелей семидесятилетней истории инспекции. Первые сотрудники, начальники, спецтехника. А вот так называемое "Обязательное постановление о порядке движения по городу Архангельску автомобилей и экипажей", опубликованное, кстати, в газете "Архангельск" в 1910 году, - своеобразные первые правила дорожного движения для нашего города. Как объясняет старший инспектор по пропаганде областной ГИБДД Инна Мирошниченко, раньше существовали только типовые республиканские правила, которые для многих регионов не совсем подходили. Поэтому на их основании приходилось составлять свои, местные, более конкретные Правила дорожного движения. В Архангельской области с 40-х и до 60-х годов разработкой ПДД занимался Александр Васильевич Филимонов. Каждые два года правила пересматривались и составлялись новые.
Как выяснилось в ходе экскурсии, первая форма инспекторов Госавтоинспекции очень напоминала казачью, и на пуговицах вместо привычный для советских времен звезды были серп и молот. В 39-м году инспекторов "переодели". Появились новые нагрудные знаки, нарукавные повязки, их имидж изменил и главный символ этой государевой службы -жезл. Из ярко-красного с желтой ручкой (такого же цвета были фуражка и кобура) он стал белым в черную полоску. Или черным в белую... Это как вашей душе угодно, главное, что вот уже много лет таким он и остается.
Архангельская ГАИ была создана в 1935 году, а первым гаишником был Георгий Власов. В 1937 году в Архангельске произошло 79 аварий, в результате которых было убито и ранено 47 человек, поэтому в октябре 1938 года в Архангельске приняли решение о систематическом регулировании уличного движения силами специально созданного взвода РУД.
Есть в музее и коллекция номерных знаков для автомобилей (есть даже несколько фальшивых, не так давно изъятых у мошенников), а также собрание водительских удостоверений различных времен. От самых первых, 1936 года выдачи (тогда они выдавались на каждый вид транспорта, даже водителю трамвая), до современных. Есть даже такие, на которых черным по белому написано: склонен к употреблению спиртных напитков, опасен для работы на автотранспорте.
- С эдаким удостоверением уж точно никуда, - шутит смотритель музея Юрий Борисов.
По его словам, в Архангельске даже после войны был гужевой транспорт, для управления которым также необходимо было оформить удостоверение.
- Я тогда сам спрашивал наших старожилов, что же они писали в этих удостоверениях. "То же, что и царь Петр в своем первом "гаишном" Указе! - смеялись они. - Лошадь не стегать, матом не ругаться, вожжами на прохожих не махать и воз, дабы животному не тяжело было, не перегружать".
В соседнем зале настоящий боевой сине-желтый мотоцикл, на котором долгое время нес службу один из архангельских милиционеров; старый измеритель скорости (очень напоминает секундомер, причем принцип работы тот же) и даже приспособление для нанесения просечек за нарушение Правил дорожного движения.
- В свое время к каждому водительскому удостоверению обязательно выдавалась специальная карточка, - рассказывает Инна Петровна. - На нее инспектор и наносил компостером просечки, в случае если уличил водителя в нарушении. Набирает водитель определенное количество таких дырочек на карточке -и все, прямиком на пересдачу по полной программе! Так что этого инструмента водители боялись как огня. Стенды, посвященные ребятам, служившим в горячих точках, работе отдела пропаганды, спортивным достижениям сотрудников.
А теперь внимание! Чемоданчик с бумажными картами, миниатюрными дорожными знаками и пластмассовыми моделями автомобилей; аппарат "Вятка"; экзаменационные билеты на листах бумаги и, наконец, персональный компьютер - перед вами наглядная эволюция процесса сдачи экзамена по Правилам дорожного движения. Для кого-то повод поностальгировать, а для кого-то - порадоваться за себя, любимого; с помощью компьютера все намного проще.
Впрочем, Юрий Борисов - сам ходячая энциклопедия и история Госавтоинспекции. Помнит он и военные годы, и приезды партийного руководства, и самые страшные и нелепые дорожно-транспортные происшествия. Так что поверьте, скучать вам не придется.
Александра Колотова, Архангельск
|