Евгении Евтушенко: "я стал пятым битлом..." [2007-12-11]
завтра в москве прозвучит первая в россии политическая рок-опера "идут белые снеги", соавтором которой выступил известный поэт
Это будет синтез поэзии и музыки, любовной лирики и обличительной сатиры, мелодичности и металлики. В центре действа окажется замечательный русский поэт Евгений Евтушенко, актеры - Дмитрий Харатьян и Дмитрий Дюжев, рок-группа, мужской хор, музыканты Юрия Башмета, а также артисты Русского Драматического Рижского театра. Все они поплывут на острове, выбранном в качестве декорации, к одной заветной мечте - воскресить массовую любовь к поэзии, как это было в эпоху "щестидесятников".
Для воплощения этого замысла, его авторы - молодой композитор Глеб Май, поэт- классик Евгений Евтушенко, писатель-сатирик Михаил Задорнов - и выбрали один из наиболее эффективных и, что немаловажно, неизбитых в нашей стране жанров - рок- оперы.
В интервью "ДВ" великий поэт раскрыл некоторые секреты создания рок-оперы, в которой прозвучат исключительно его произведения, включая одно сенсационное.
- Евгений Александрович, чем лично вы собираетесь удивить почитателей своего таланта?
- Во втором действии рок-оперы состоится премьера сочинения с неожиданным названием - "Баллада о пятом битле". Дело в том, что в одном из интервью Пол Маккартни рассказал, как в начале 60-х годов его любимая девушка подарила ему сборник моих стихов "Станция Зима", который участники знаменитой четверки возили с собой по всему миру. Таким образом, сам того не подозревая, я стал пятым битлом.
Кстати, в 1964 году мне посчастливилось побывать на первом концерте группы "Битлз" в Риме. Зал так бурно приветствовал английских музыкантов, что те умоляли дать им возможность наконец-то выступить. Мне самому всегда нравились песни группы, ибо битлы были ярыми противниками войны и насилия. Впрочем, все свои чувства к Джону Леннону и его партнерам я выразил в своей балладе.
- Многие называют вас автором самой антивоенной поэмы XX века - "Бабий Яр". На ее базе Дмитрий Шостакович написал свою знаменитую "13 симфонию". Вам не грустно от того, что когда-то ваши стихи вдохновляли на творения самого Шостаковича, а теперь - лишь малоизвестных авторов?
- Я давно хотел создать что-то вроде рок-оперы или музыкального спектакля на собственные стихи, но все как-то не получалось. А когда Глеб Май показал мне свою музыку к поэме "Исповедь", которую я написал 25 лет назад и которая, увы, не имела публичного исполнения, я, что называется, загорелся идеей сделать на ее основе спектакль-поэторию. Мне кажется, что в результате наших совместных усилий получилось нечто большее, чем рок-опера. Точнее, это, безусловно, рок-опера со всеми своими законами, но при этом очень мелодичная, задушевная. Не скрою, что жанр рок оперы выбран в основном ради того, чтобы достучаться до нашей молодежи, чтобы именно поколение, рожденное в смутное время - конца 80-х начала 90-х годов прошлого века - приобщилось к поэзии.
- Евгений Александрович, но зачем в наш прагматический век забивать молодежи мозги ненужной лирикой?
- Как ни странно, но поэзия существует по своим законам. Согласно одному из них, великая поэзия рождается именно тогда, когда, казалось бы, все препятствует ее появлению. Именно это, кстати, происходило во время Великой Отечественной войны, когда возникла славная плеяда поэтов-фронтовиков. К сожалению, в настоящее время нет ни одного молодого поэта, чьи стихи были бы откровением.
- В таком случае не утопия ли - стремиться собирать стадионы любителей поэзии, когда больших поэтов - раз два и обчелся? Иное дело - когда позтические вечера устраивались в Политехническом музее и на площадях столицы...
- Первый поэтический вечер в Политехническом музее мы провели в 1954 году (тогда еще никто не знал ни Беллы Ахмадуллиной, ни Булата Окуджавы). Потом был легендарный поэтический вечер на площади Маяковского, на который собралось 40 тысяч человек. К сожалению, время массового поклонения поэзии продлилось недолго - всего три-четыре месяца, после чего, как мы знаем, начались другие времена.
Но так хочется повторения! Может, сейчас и не так много больших поэтов, но русская поэзия ведь никуда не исчезла. Достаточно одного дуновения, чтобы ее разбудить. Когда после долгого отсутствия я вернулся в Россию, то едва не расплакался, увидев как под тяжелым мокрым снегом все яблони пригнулись к земле, словно плачущие ивы. Я недолго думая тут же бросился стряхивать снег с деревьев. Каково же было мое удивление, когда на следующее утро я увидел яблони в белых цветах. Надеюсь, такое же чудо произойдет и с поэзией, если приложить хоть какие-то усилия к ее оживлению.
- Евгений Александрович, вы сказали, вас подолгу не бывает в России, более того, на днях вы улетаете в США. Зачем же вы оставляете свои яблони, а с ними - и своих читателей, на произвол судьбы?
- Увы, у меня заканчивается отпуск, который я взял в Питсбургском университете, профессором которого являюсь. Обучая своих студентов русской литературе, я убеждаюсь в том, что мои усилия служат на благо нашему Отечеству. Уверяю вас - американец, знающий русскую поэзию, никогда не посмеет сказать что-то плохое о России, равно как и о русских людях. Кстати, в Америке поэты собирают огромные залы, и это стало традицией. В нашей же стране, даже в год Русского языка, не было ни одного заметного события. Отношения между писателями и читателями перешли теперь в коммерческое русло. Единственное, что регулярно проводится в стране, - это книжные ярмарки, где бал правят издатели, у которых одна цель - сделать тираж своим авторам, и только.
- Вы хотите сказать, что коммерческая сторона проекта - рок-оперы "Идут белые снеги" - вас не беспокоит?
- Разумеется, я очень хочу, чтобы наш спектакль проходил при полных залах, чтобы его увидели все желающие. Поэтому цена на билеты, благодаря государственной поддержке, будет чисто символической. А часть билетов вообще будет распространяться бесплатно среди малообеспеченного населения, и это наша принципиальная позиция.
Анна БЕЛОГОРОВА., Архангельск
|