Работа в Арктике требует серьезных вложений [2007-12-05]
ЭТО УЖЕ третья конференция под эгидой Морской коллегии, на которых обсуждается исполнение морской доктрины. Ее участники - представители различных отраслей морской деятельности - приехали со всех концов России: от Санкт-Петербурга до Владивостока, из Москвы, Мурманска, ну и, конечно, Архангельска. Их главная задача - выявить практические недостатки и недочеты принимаемых законопроектов, внести коррективы и в первой половине будущего года окончательно сформировать стратегию развития морской деятельности России. И освоение Арктики займет в ней значительную часть.
- Западная часть Российской Арктики - средоточие политических, экономических и военных интересов не только России, но и других государств, - считает заместитель директора административного департамента Правительства РФ, ответственный секретарь Морской коллегии Александр Балыбердин.
- Это регион, который обладает огромными запасами морских биологических ресурсов, судостроительной промышленностью, лесопереработкой. И сейчас стоит вопрос о том, чтобы этот потенциал не только загрузить работой, но и сохранить и развивать далее. Россия в полной мере начала заниматься арктическими проблемами, о чем еще несколько лет назад мы не могли и мечтать.
Архангельской области в стратегии развития морской деятельности отведена немалая роль. Техническая база судостроительных предприятий Северодвинска, опыт сотрудничества транспортных предприятий Архангельска с нефтегазодобывающими компаниями - все это серьезный потенциал для развития.
- Наш порт успешно справляется с переработкой грузов, а свободные портовые площади позволят организовать их хранение, - говорит и. о. директора департамента транспорта и связи Архангельской области Виктор Галахов, - а железнодорожная сеть обеспечит дальнейшую транспортировку.
Многим еще памятна волна недовольства, прокатившаяся по другим приарктическим странам, когда Артур Чилингаров, спустившись в батискафе на дно Ледовитого океана, установил флажок на Северном полюсе.
- Северный полюс, конечно, достояние всего человечества, но проблему разграничения арктического шельфа поднять нам удалось, - уверен Александр Балыбердин, - слишком большие здесь имеются богатства!
Так что, по словам Александра Леонидовича, одна из основных задач стратегии морской деятельности - обеспечение национальных интересов Российской Федерации, создание условий для деятельности флота в морях Баренцева региона, на Северном морском пути.
Сейчас России предстоит решать много проблем, считает Балыбердин, с ними не справиться и за три-четыре года, даже если бросить на это мощный финансовый ресурс.
- Мы потеряли систему профтехучилищ и начали ее восстанавливать только в этом году, - говорит он. - Сегодня у нас практически не готовят рабочих-судостроителей, судоремонтников, и должно пройти несколько лет, прежде чем в России вновь появятся собственные высококвалифицированные специалисты. Кроме того, мы готовы создавать систему, которая будет готовить и кадры для российского флота.
Действительно, развитие морской деятельности в целом и в Арктическом регионе в частности потребует огромных вложений.
- Необходимо создавать новую концепцию буровых работ во льду, - отметил технический директор компании "СТАТОЙЛ ГИДРО" Анатолий Золотухин.
- Работа в Арктике предъявляет особые требования к промышленности и образованию,поэтому очень важная задача - адаптация промышленности к новым требованиям и подготовка квалифицированных кадров.
Ирина Овчинникова, Архангельск
|