Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








Интервент готов двинуться на Архангельск


[2007-11-08]





    





На северодвинском судостроительном предприятии "Звездочка" завершены работы по
реставрации английского тяжелого танка "Mark V". Как сообщили в пресс-службе
предприятия, сейчас он законсервирован и находится в одном из цехов на
охраняемой территории завода. Когда будет готов павильон, где его предполагается
разместить, танк будет доставлен обратно в Архангельск. Восстановление экспоната
заняло почти год.



Легенды о "Марке V"


Помню, в советские годы ни одна экскурсия по Архангельску не обходилась без
посещения английского танка. Экскурсоводы красочно описывали, как его в нелегких
боях с интервентами захватили доблестные бойцы Красной Армии. В народе в те годы
ходила другая версия, что "Марк" завяз где-то в наших северных болотах и был
извлечен оттуда местными жителями. Говорили и о том, что англичане уронили его
при погрузке с корабля, а после окончания Гражданской войны танк был поднят
нашими водолазами. "Может, какая-то из этих историй и является правдой, -
улыбается ученый секретарь ГУК "Архангельский областной краеведческий музей",
президент благотворительного "Военно-исторического фонда Русского Севера"
Алексей Буглак, - но конкретно к этому танку они никакого отношения не имеют".
Легенды эти возникли, возможно, оттого, что в 1919 году по запросу лорда
Роулинса для обеспечения эвакуации британских и союзнических сил в Архангельск
действительно было доставлено шесть танков. В том же году, эвакуируясь из
поморской столицы, английское командование оставило две машины - по одному Mk V
и Mk B. Из них было образовано самостоятельное отделение, прикомандированное к
Первому автомобильному дивизиону. Последнее упоминание о танках сохранилось в
приказе Миллера о награждении 15 солдат Шестого Северного стрелкового полка,
которые в бою 7 декабря "отбили все попытки большевиков обойти танк". Как видно
из документов, в те годы на Северном фронте машины эти применялись довольно
активно. 21 февраля 1920 года регулярным частям Красной Армии, вступившим в
Архангельск, оба танка - Mk V с бортовым N 9085 и Mk B N 1613 - достались в
качестве трофеев. Судьбы их сложились по-разному: Mk V был зачислен в Первый
танковый автоброневой отряд Красной Армии и принимал участие в боях на Южном
фронте; Mk B после недолгих лет службы использовался в качестве подвижной мишени
для обучения расчетов противотанковой артиллерии под Москвой.



По приказу Ворошилова


Что касается танка, стоявшего в последние годы возле торгового центра
"Полярный", то история его до 1938 года до конца не изучена. Известно лишь, что
он был захвачен советскими войсками на Южном фронте. После снятия с вооружения в
1930-м он не использовался. Спустя восемь лет по приказу наркома обороны
Ворошилова танк был передан городу Архангельску ": для использования как
исторического памятника Гражданской войны:". Впоследствии по решению городского
Совета его отдали краеведческому музею и в 1940 году как экспонат установили на
проспекте Павлина Виноградова. Танк Mk V однотипен с теми, что в 1919-м были
доставлены англичанами в Архангельск. Не имея орудийного ствола, а только шесть
пулеметных гнезд, он получил прозвище "самка". "Сейчас такого танка нет даже в
знаменитом Бовингтонском музее в Великобритании, где старались сохранить все
английские машины, - утверждает Алексей Буглак, - и сохранить его просто
необходимо для истории".



Спасти символы Архангельска


Планируется, что уже в следующем году "Mark V" станет доступным для посетителей.
Для этого будет построен выставочный павильон, где разместятся фотографии,
материалы об английских танках времен Гражданской войны и сам экспонат.
"Помещение необходимо для того, чтобы сделать его открытым, - поясняет Алексей
Владимирович, - и можно будет заглянуть вовнутрь. Для этого там установят
специальную подсветку". Кроме того, к этому времени готовится книга по истории
танка, в связи с чем сотрудники Архангельского областного краеведческого музея
обращаются к жителям города с просьбой: если у кого-то сохранились фотографии
или какие-либо материалы о "Mark V", предоставьте их на время музею (тел. 28-64-
78). Так, уже по старым снимкам удалось выяснить, что наш танк с бортовым
номером 9303 принимал участие в октябрьском параде на Красной площади в 1930
году. А благодаря северодвинским мастерам экспозиция пополнилась английской
пуговицей, гильзой и цоколем от лампочки, которые были обнаружены во время
реставрационных работ.



"Этот танк тесно связан с историей областного центра, - говорит руководитель
проекта Алексей Буглак. - За последние 69 лет он стал одним из символов города,
утрата которых ведет к опустошению в душах людей. Поэтому мы благодарны
корабелам "Звездочки", безвозмездно восстановившим экспонат, и лично
генеральному директору Николаю Калистратову, работникам Государственной
инспекции по безопасности дорожного движения Архангельской области и всем тем,
кто оказал посильную помощь. Может быть, также всем миром удастся спасти от
разрушения еще один символ Архангельска - шхуну "Запад", о судьбе которой не раз
писала ваша газета".









Алексей Шашков, Архангельск

 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru