Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








Подводный меч советского союза


[2007-11-07]





    





40 лет назад в Архангельской области была спущена на воду подводная лодка
"Ленинец"



В Северодвинске живет первый командир этого корабля контр-адмирал в отставке
Вадим Леонидович Березовский. Родившись в 1929 году в Киеве, по окончании семи
классов он поступил в Горьковское военно-морское подготовительное училище, затем
учился в Черноморском высшем военно-морском училище им. П. С. Нахимова. Оттуда в
1953-м был назначен командиром рулевой группы, затем командиром БЧ 1-4 (боевой
части штурманской и связи) подлодки "С-43" 33-й Краснознаменной ордена Ушакова
дивизии подводных лодок Северного флота в г. Полярном. С этого времени его
служба была тесно связана с подводным флотом.


Вадим Березовский награжден орденами Красного Знамени и



"За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени. В марте 1970 года за
выполнение особого задания ему было присвоено звание Героя Советского Союза с
вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Автор книг "По местам стоять
к всплытию!" и "Адмирал дает добро".


- Вадим Леонидович, вы были первым командиром подводной лодки "Ленинец", что это
был за корабль?



- Ракетный крейсер второго поколения с 16-ю баллистическими ракетами, новым
типом реактора и электропитания, насыщением отсеков. На этой лодке были созданы
гораздо более комфортные условия для личного состава. К тому времени по
водоизмещению и габаритам она превосходила все ранее построенные лодки.
Продвинутое к носу ограждение рубки с горизонтальными рулями, небольшое
возвышение ракетной палубы и выступающий кормовой стабилизатор смотрелись
красиво и гармонично. Удачная конструкция подводных крейсеров проекта 667-А
позволила на их технической базе в течение нескольких лет последовательно
создавать более совершенные модификации. Всего было построено 77 ракетоносцев
второго поколения по пяти проектам. Военно-морской флаг на первом головном
подводном ракетном крейсере проекта 667-А был поднят 9 июля 1967 года.


- Я видел кинохронику этого события. Она до сих пор хранится в архиве
Министерства обороны. Флаг поднимали вы. Расскажите, как это происходило.



- Не видел, чтобы кто-то снимал это событие. Не до того было, потому что у меня
как у командира забот тогда было выше крыши. Да и к подъему флага мы специально
не готовились, показухи не устраивали. Я этого вообще не люблю и никогда не
приветствовал. Для меня всегда главным была боевая подготовка.


- А визит руководителей страны Леонида Ильича Брежнева и Алексея Николаевича
Косыгина чем запомнился?



- Изумительной, солнечной, немного прохладной погодой. По отсекам Брежнева
сопровождал я, а мой старший помощник, Игорь Тишинский, - Косыгина. Надо
сказать, что в свои шесть десятков Леонид Ильич довольно легко спускался и
поднимался по вертикальным трапам, проходил через переборочные и межпалубные
люки. Помню, как, преодолев очередной проход, Брежнев крикнул мне: "Эй,
командир, я уже научился прыгать, как ты!" Мои объяснения он слушал не скажу,
что с глубоким вниманием, и вопросов почти не задавал. А вот Алексей Николаевич
старался вникнуть в различные нюансы, интересовался техникой, условиями жизни
экипажа. Хорошую шутку отмочил Брежнев с окончанием осмотра лодки. При выходе с
нее полагалось вытереть руки спиртом. Для этого с большой кружкой у трапа стоял
наш старшина - дозиметрист. О радиационной безопасности речь тогда не шла,
потому что реакторы еще не работали. Но после всяких рукояток, комингсов и
поручней на ладонях оставалась обычная техническая грязь. И вот, вытирая руки,
Брежнев увидел, что из люка поднимается Косыгин, и громко крикнул ему: "Алексей,
иди сюда, здесь спирт дают!" Все это происходило на глазах сотни людей,
свесившихся через ограждение дебаркадера, и хохот доброжелательных северодвинцев
сопровождал Алексея Николаевича, пока он шел к трапу. Он и сам улыбался, хотя по
натуре человек суровый и неулыбчивый.


- Почему к этой лодке было такое пристальное внимание со стороны высшего
руководства страны?



- В те годы холодной войны в США уже были на вооружении атомные подводные лодки
с 16-ю баллистическими ракетами на борту. У нас же в строю - небольшое
количество дизельных и атомных подлодок, несущих по три баллистические ракеты
весьма скромной дальности стрельбы. Создание атомоходов второго поколения
позволяло достичь паритета с Соединенными Штатами. И это был не "щит" - это был
меч, благодаря которому Союз заставил считаться с собой весь мир. Корпус,
системы, энергетика корабля проекта 667-А позволяли совершенствовать оружие,
радиотехнические комплексы, связь, обитаемость, защиту, навигацию, не меняя при
этом сам "носитель". Впоследствии благодаря этому проект претерпел ряд
крупнейших модернизаций. Так, на "Ленинце" была установлена первая многоцелевая
автоматизированная корабельная боевая информационно-управляющая система "Туча".
АПЛ данного типа стали первыми, получившими на вооружение переносные зенитные
комплексы "Стрела".


Кстати, начиная с этой подводной лодки мы попытались возобновить утраченную
традицию, когда бутылку шампанского при спуске корабля разбивает о его борт
женщина. Так "крестной" "Ленинца" стала Евдокия Павловна Ночвина. Сварщица,
Герой Социалистического Труда, мать троих детей, она была одной их тех, кто
варил прочный корпус лодки.



- Вадим Леонидович, на ваших глазах проходило становление подводного флота
России. Вы служили и на дизельных, и на атомных субмаринах:


- Со всей определенностью могу сказать, что дизельные лодки выкормили атомный
подводный флот. Они проложили дорогу в Атлантику и подо льды Северного
Ледовитого океана, они были первыми испытателями ядерных торпед и ракет,
кузницей кадров подводников. Атомные лодки стали следующим шагом в развитии
военной техники. Сейчас она шагнула еще дальше, строятся следующие поколения
атомоходов. Но нельзя забывать, что за всем этим стоят в первую очередь
замечательные люди и их честный труд на благо нашей страны.



Наша Справка


К-137 "Ленинец" была первой из самой массовой серии подводных крейсеров проекта
667-А ("Навага", в классификации НАТО "Янки"). Длина таких АПЛ - 130 м, ширина -
12 м, водоизмещение до 9,3 тыс. т, глубина погружения - до 400 м, скорость - 26
узлов, экипаж - 120 человек.



В 1994 году "К-137" была исключена из состава ВМФ.


В 2003-м подводный крейсер утилизирован на северодвинском предприятии
"Звездочка". В заводском музее размещена часть оборудования из центрального
отсека и есть стенд, посвященный "Ленинцу".



Беседовал Алексей Шашков






Алексей Шашков, Архангельск

 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru