НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ. [2008-01-11]НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ.
Издан русский перевод классической книги Юрия Слезкина об истории отношений России с народами Севера
С малых лет промышляем мы в лесах, в которых очень много дьяволов", - писали властям ханты с реки Казым. Ханты просили прислать им попа: "Уснешь, уставший, и никто не караулит - креста нет. Мы не можем без попа". О том же просили и ненцы с Хатанги. Ответ властей был доброжелательным, но непреклонным: "Попа выслать не можем по причине плохого транспорта в тундре и потому, что мы проводим советизацию".
Отказ государства нас не слишком удивит, если учесть, что дело было в начале 1930-х, - но для самих хантов и ненцев такой ответ должен был быть большим сюрпризом. Всего несколькими десятилетиями ранее получение подобного запроса было бы сочтено большим успехом государственной политики, однако теперь концепция изменилась. Такие изменения происходили в истории отношений России с туземными народами Севера очень часто; перипетии этой истории подробно прослеживаются в книге профессора Калифорнийского университета в Беркли Юрия Слезкина, ставшей в середине 1990-х настоящей классикой современной русистики и наконец-то выходящей в русском переводе в издательстве "НЛО".
Первоначально малые народы Севера были прежде всего именно "некрещеными". Со временем "некрещеные" превратились в "дикарей", государевых "ясачных людей", от которых ожидали прибытку казне и приобщения к "просвещению". Дикари, в свою очередь, превратились в "не испорченных" цивилизацией "детей природы"; потом - в "угнетенных", которых следовало срочно освободить; потом, уже при советской власти, - в "инстинктивных коллективистов", которых бесклассовое общество подготовило к колхозам и социализму. Петр I требовал от сибирских воевод прислать ему в Кунсткамеру "вещей чудовищных и занятных", включая "инородцев, именуемых Шитыми Рожами", и шаманов, "которые... о всяких делах с болванами своими говорят". Двести лет спустя, в 1920-х, красные этнографы надеялись, что "кочевники перестанут опьяняться лакомым для них напитком - настоем мухомора на человеческой моче", вместе со всей страной вступив в социалистическую эру.
Отсюда и "зеркала" в названии книги: Слезкин показывает, что российское восприятие северных народов отражает российские же споры о роли и предназначении России в Евразии и в мире. Уже на нашей памяти малые народы Севера оказались "вымирающим видом", который государство должно содержать в заповедных условиях и, как занесенный в Красную книгу, охранять (в том числе и от самих себя). Слезкин настроен скептически: научиться воспринимать северные народы более "объективно" не удастся - так уж устроена культура. Но важно помнить, что, глядя на "чужаков", на "других", мы видим прежде всего собственное отражение.
Автор - директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
***
* Юрий Слезкин "Арктические зеркала: Россия и малые народы Севера". - М.: Новое литературное обозрение, 2008
Игорь Федюкин Для Пятницы НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ. // Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости) (Москва).- 11.01.2008.- 001.- C.4
Игорь Федюкин Для Пятницы, Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
|