Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








Две куль базы


[2008-02-14]

Две "куль" базы.



После победы социалистической революции в России в 1917 году, провозгласившей социальное равенство всех сословий на всей территории России, имущие классы должны были ликвидироваться. На севере люди жили зажиточно или, по крайней мере, небедно при богатых природных ресурсах. Коренное общество было равным и не было такого классового разделения на богатых и бедных, как в европейской части Pоссии. Почти все пользовались оленьими пастбищами, рыболовными угодьями, у каждого мужчины была возможность содержать семью достойно.

1917 год на севере коренные жители приняли довольно спокойно. Относились с почтением к "Ленину-ойка" (так уважительно называли вождя революции), потому что он принес на Север светлую и большую жизнь, в которую верили манси и ханты.

С приходом Советов власти решили взять под контроль огромные просторы Югорской земли. Для этого в 1930-е

годы постановлением ВЦИКа СССР было решено построить в национальном округе в местах компактного проживания манси и ханты культурные базы: в районе реки Северная Сосьва, - сосьвинскую и на реке Казым - казымскую.

Название и места были выбраны очень не удачно. У манси вызывало страх пугающее название - "Куль база".

На мансийском языке оно звучит как "Чертова база". А на Северной Сосьве напротив нынешнего поселения Сосьва имеется большой высокий берег, изгиб реки и водоворот. Именно там по мансийской легенде жил "куль" (черт) в воде. И когда орел поднял его из воды и понес на Север, с черта падали капли, образуя цепочку озер в северном направлении. Если лететь на АН-2 из поселка в Березово, их действительно хорошо видно. В октябре 1933 года приступили к строительству баз.

Бывший начальник Сосьвинской культбазы Самарин писал, что в Сосьвинско-Ляпинском крае имеются "... чрезвычайно обширные возможности для создания зажиточной и счастливой жизни". При этом за шесть лет деятельности Сосьвинской культурной базы меняется уже девятый начальник. Самарин подробно описал судьбу своих предшественников, оценив их деятельность. Он отметил бесхозяйственность, личную недисциплинированность, грубое нарушение финансовой дисциплины, недостаточное понимание особенностей взаимоотношений с национальным населением.

Детей манси с трудом, а порой и насильно перевозили из малых деревень в школу-интернат Сосьвинской культурной базы.

Новое правительство пыталось регулировать многовековые рыночные отношения новыми экономическими условиями. Охотники получали ружья и провиант почти бесплатно, но за это они сдавали свою продукцию в госпромхоз также за бесценок. Власть, предоставляя орудия лова, забирала бесплатно пушнину и рыбу.

Частное оленеводство не было ликвидировано. Жители Сартыньи, Ломбовожа, Няксимволя и других деревень (паулов) беспрепятственно могли передвигаться на своих оленях в зимние юрты, которые располагались среди лесов, где они могли охотиться на боровую дичь, лосей, диких оленей, пасти оленей, хотя в 1935-36-х годах они уже числились как колхозные. В последующие годы после укрупнения малых деревень всех оленей собрали и перегнали в поселок Саранпауль, где образовали совхоз. Так было ликвидировано частное оленеводство в районе Сосьвы.

В это время на Казыме такими же темпами идет строительство Казымской культурной базы.

Как известно, здесь власть ждало большое разочарование. Местное население, привыкшее жить вольно, восприняло начинания новой власти как угрозу своему этносу.

Одной из причин протеста послужило то, что при строительстве Казымской культурной базы в 1931 году применялась "трудгужповинность", которая заставляла коренное население бесплатно трудиться на строительстве.

На Обском Севере не было массовых голодовок и безработицы, но население душили высокими налогами и трудповинностью. Шел процесс раскулачивания и коллективизации. Укрупнение культурных баз создавалось за счет переселения жителей со стойбищ и юрт в крупные центры, чтобы контролировать разбросанное на таежных просторах коренное население. Неграмотность населения пытались ликвидировать чрезвычайными мерами. В 1920 году при Наркомпросе была организована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности и малограмотности.

Создаваемые буквари и книги носили строго идеологическую направленность. Привезенные со стойбищ в интернат дети ханты завшивели, потому что некому было за ними ухаживать, они ели непривычную для себя пищу, вследствие этого стали болеть. После чего ханты и ненцы забрали всех своих детей из школы и увезли на стойбища....

Казымские земли оставались еще не подконтрольными. Навязывание в них Советской власти закончилось кровавым расстрелом.

Вот как разворачивались события на Казымской культурной базе. 4 декабря 1933 года сотрудники ОГПУ в составе делегации выехали в район озера Нумто, чтобы договориться с ханты и ненцами на отлов рыбы из "святого озера". Вековые традиции - запрет на рыбалку, которые никогда не нарушались ханты и ненцами, в одночасье оказались под угрозой уничтожения. Аборигены решили любыми способами защитить свою святыню. В группе были два переводчика из местных ханты, через которых шло общение с представителями власти, потому что коренные жители не знали русского языка. По приезду на место группу сотрудников ОГПУ местные жители пленили.

Затем был пленен в Казыме еще один русский - Григорий Никитин, его заставили писать текст требования.

Они заключались в следующем:

1) Остановить добычу рыбы на святом озере Нумто.

2) Снизить налоги.

3) Немедленно освободить из тюрьмы ранее арестованных ханты - не купцов, не кулаков (назвали четырех человек), увезенных сотрудником ОГПУ Захаром Посоховым.

Подписались 80 ханты и

20 ненцев, итого 100 человек.

На выполнение всех требований дали ровно месяц, но после чего пленные были тайно убиты. Переводчики остались в живых.

В организованном выступлении на Казымской земле ханты и ненцы потерпели поражение, мятеж был подавлен. Лидеры и заложники казнены.

Вести о Казымском восстании доходили и до манси на Сосьве, но преподносилось все это как мятеж кулаков и шаманов. Манси на Сосьве в "Куль базе" пели песни о "Мань Захарке" (Захаре Посохове), который погиб от рук кулаков и шаманов на Казымской земле.

После подавления Казымского восстания в 1934 году власти пересмотрели свои "ошибки" и стали действовать более гибко и изощренно. В годы репрессий тридцатых годов, которые прокатились по всей стране, не оставили без работы сотрудников ОГПУ на Севере. У них был свой план ликвидации кулаков и шаманов теперь уже на Сосьве.

Так, в XX веке Советской властью было сломлено открытое сопротивление коренного населения власти, которая так и не поняла особенностей мировоззрение аборигенов Севера.

"На Сосьве и в Казыме есть обширные возможности для создания зажиточной и счастливой жизни", - писал в 1939 году начальник Сосьвинской культбазы Самарин. К сожалению, они были упущены.

Никита Партанов, фото из книг: "История геологического поиска" и "Аура Урая"

СПРАВКА

Сегодня на территории округа национальная культура аборигенов представлена в 30-ти краеведческих и этнографических музеях.

В Югре работают мастерская по изготовлению национальных музыкальных инструментов и театр обско-угорских народов, а также 27 самодеятельных национальных коллективов.

Одиннадцать центров национальной культуры расположены в городах и районах округа - Нижневартовском, Белоярском, Сургутском, Урае, Саранпауле, Ханты-Мансийске...

Во время каникул школьники, в том числе и не представители коренных малочисленных народов Севера, под руководством старейшин-хранителей национальной культуры совершенствуют свои знания и навыки на базе детских этно-оздоровительных центров автономного округа, которых насчитывается четырнадцать.

Сегодня 25 мастеров-аборигенов Югры имеют звание народный мастер России, изделия многих из них включены в представительские экспозиции правительства автономного округа.

Среди ученых - представителей коренных малочисленных народов Югры: кандидат политологических наук Еремей Айпин кандидат географических наук Геннадий Бардин, кандидат исторических наук Татьяна Волдина, доктор биологических наук Юрий Конев, доктор филологических наук Евдокия Ромбандеева, доктор социологических наук Терентий Харамзин - всего 33 человека.



Две "куль" базы. // Новости Югры (Ханты-Мансийск).- 14.02.2008.- 022.- C.






Новости Югры

 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru